методические рекомендации к ОП "Юный пианист"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Методические рекомендации содержат пояснения и предложеня по обучению игре на фортепиано при работе по ОП "Юный пианист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_k_op_yunyy_pianist.docx34.76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к образовательной программе

«Юный пианист».

Раздел.2. Изучение нотной грамоты.

Развитие слуховых представлений опережает обучение чтению нот. Объективные трудности инструментального чтения нот для ребёнка: музыкальный текс содержит больше пластов информации, чем словесный. Необходимость поэтапного знакомства со всеми составляющими нотного текста:

  1. Ритмическая запись (запись и чтение простейших метроритмических цифровок с помощью ритмослогов, прохлопывания и упражнений – всеми пальцами, чередованием 2 – 3 – 4 – 5й вместе и 1й отдельно); чтение «ритмических партитур» - сопровождение пьесы, песни ритмическим остинато.
  2. Подключение аппликатурной записи к ритмической. Простейшие «аппликатурные рисунки»: поступенное движение, репетиции, преобладание работы 1-го, 2-го, 3-го пальцев; в дальнейшем - тренировка 4-го и 5-го пальцев; усложнение аппликатурных сочетаний.
  3. Исполнение песен по аппликатурной записи в пределах пятипальцевой позиции.
  4. Относительное чтение нот (запись мелодии на нотном стане без ключа). Формирование относительного слышания нотной записи, основанное на интервальных сопряжениях звуков.
  5. Абсолютная нотная запись. Система Бурхарда: три ориентира для чтения нот - ключ «соль», нота «до» на добавочной линейке, ключ «фа». Психологический стереотип: «вижу - слышу- играю».

Раздел 3. Практические навыки игры на инструменте.

Работа над звукоизвлечением.

Важнейшая задача, стоящая перед обучающимся - овладение звуком, нюансами и способами звукоизвлечения. Звуковой результат – критерий правильности фортепианного приёма.

1. Понятие качества звука. Достижение пианистом певучего фортепианного тона.

а) Систематическая тренировка слуха.

б) Вторичность движения по отношению к слуху.

 Внешние предпосылки хорошего звука – свобода и гибкость всей руки (от плеча до кончиков пальцев), её упругость, естественность движений, активность пальцев, удобство посадки за инструментом.

2. Достижение звукового разнообразия, технические приёмы.

а) Отработка приёмов стаккато. Различие между стаккато пальцев, кисти и рук.

- кистевое;

- пальцевое;

- всей рукой – при аккордах;

- пальце – кистевое;

- стаккато и стаккаттисимо.

б) Обширная амплитуда оттенков нон легато.

в) Работа над легато. Слуховые ощущения при игре легато. Интонационные проблемы. Полное и частичное дыхание (лиги – штрихи).

- привитие первоначальных навыков игры на легато;

- различная степень участия пальцев, кисти и руки;

- легато физическое 9пальцевое) и мнимое (иллюзорное).

3. Работа над динамикой. Понимание относительности динамики и вытекающее отсюда умелое пользование динамическими оттенками. Сопоставление форте и пиано. Выверенность акцентов в форте и пиано.

Динамика – одно из основных средств регистровки фортепианной фактуры.

Основные принципы регистровки:

  • характерные черты крайних регистров;
  • роль басового звука как основы гармонии, выравнивание звучности аккорда;
  • роль динамики в фортепианной «инструментовке».

 Микродинамика. Динамика «мелких элементов».

 Звук – одно из средств, но не цель.

 Решение звуковых задач возможно только в контексте работы над музыкальным произведением и неотделимо от работы над техникой.

Виды и функции педали. Воспитание навыков педализации.

Основные функции педали:

1)  Колористическая («обогащающая»);

2) «Связующая» (технологическая), педаль – легато; «Разделяющая» (метро – ритмическая, динамическая);

3) Гармоническая.

 Необходимо различать, где бас имеет гармоническое, а где – тематическое значение.

 Первоначальные навыки педализации:

1) Подготовительные упражнения, этапы работы:

- правильное положение ног на педали;

- бесшумно нажимать и отпускать педаль, совершая оба движения равномерно;

- принцип запаздывающей педали – основа педальной техники.

2) Первое применение педали в произведениях, где она встречается в отдельных местах.

 Отказ от педали в рабочем порядке: легато и выразительность фразировки достигаются пальцами; в технической работе педаль мешает услышать динамические и ритмические соотношения.

Раздел 4. Техническое развитие.

Виды фортепианной техники. Работа над техническим развитием.

Приобретение техники движений связано с развитием как физических (мышечных), так и психических (волевых) качеств.

Основные принципы развития пианистического аппарата:

  • гибкость и пластичность;
  • связь и взаимодействие всех его участков при ведущих активных пальцах;
  • целесообразность и экономия движений;
  • управляемость техническим процессом;
  • звуковой результат как итог.

Освоив сложившиеся фортепиано – технические формулы, пианист в нужных случаях сможет применять освоенное.

1. Гаммы.

Гаммы необходимы не только для отработки основ техники, но и для свободной уверенной тональной ориентировки на клавиатуре:

  • аппликатура от белых клавиш;
  • от черных клавиш.

Ровное исполнение гаммы зависит от двух моментов:

  • спокойное подкладывание первого пальца при смене позиций;
  • ровное легато внутри одной позиции.

2. Хроматические гаммы.

Развивают точное туше, ловкость и гибкость большого пальца.

3. Арпеджио.

Рука и кисть огибают все повороты. Взаимодействие активных пальцев и перемещающейся опоры руки гарантирует полноту и ровность звучания внутри позиции; собирание пальцев в сторону движения обеспечивает плавную смену позиций без толчков и лишних движений.

а) короткое арпеджио:

- упражнения, в которых отрабатывается каждая позиция отдельно;

- специальная работа над средними пальцами.

б) длинные арпеджио:

- важно тщательно следить за единством линии, за переходами через первый палец.

в) ломаные арпеджио:

- исполняются вращательными движениями рук; важно сохранять цельность движения по кругу; перемещение точки опоры способствует подвижности кисти и остальных частей игрового аппарата.

4. «Альбертиевы басы».

Изложение партии левой руки в виде ритмически равномерно разложенных аккордов. Основная трудность: первый палец играет часто и в быстром темпе начинает «вязнуть». Технология исполнения – пальцевая, с боковыми вспомогательными движениями запястьем.

5. Тремоло.

Качество исполнения тремоло зависит от ровности, точности игры и легато при переходе от одного звукового сочетания к другому.

6. Трели.

Двигательная сторона: комбинация движений пальцев и вращательных движений руки. Вырабатывать эти движения нужно раздельно, а затем – соединять. Роль быстрого снятия пальцев. Высокое положение кисти руки при трели пиано, низкое – при трели форте.

7. Репетиции.

Техника строится на вибрационном движении, с помощью которого рука хорошо освобождается. Повышенная активность и цепкость пальцев.

8. Аккорды.

Главное при исполнении аккордов – свобода крупных мышц плеча и спины, устойчивость и цепкость пальцев.

Два способа взятия аккорда:

  • близко от клавиш и сверху;
  • движением «от себя» и «из себя».

Одновременность извлечения звуков аккорда; умение слышать различные элементы, составляющие созвучие аккорда.

9. Октавы.

Необходимость одновременного извлечения обоих звуков. Особая ответственность лежит на кистевом суставе: необходимо приучить кисть к эластичному движению смены низкой позиции на высокую при переходе с белой клавиши на черную, и наоборот.

10. Двойные ноты.

Двойные ноты развивают гибкость, ловкость кисти руки, растяжку; вырабатывают четкость звучания и крепость пальцев.

11. Скачки.

Условия исполнения скачков:

  • опускание руки на звук или аккорд должно сочетаться с хватательным движением пальцев;
  • строжайшая экономия времени (отработка мгновенного скольжения руки).

Зрительный контроль. Гармоничная работа пианистического аппарата, особенно активная роль крупных звеньев в скачках.

Работа над этюдами.

1. Развитие техники осуществляется:

  • на основе художественных музыкальных произведений;
  • на специальном инструктивном материале (этюды и упражнения);
  • на основе одновременного овладения разными типами фортепианного изложения ( техника стаккатной игры или приёмы полифонической техники влияют на развитие пальцевой техники; близость приёмов овладения кантиленой и подвижными пассажами).

Значение позиционной игры как исходного момента в развитии техники. Пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки.

Технические условия выбора аппликатуры:

  • удобство распределения пальцев в пределах позиции;
  • стремление избежать резких поворотов руки;
  • удобство исполнения секвенций одинаковой или подобной аппликатурой;
  • целесообразность одинаковых или симметричных аппликатур при игре двумя руками унисонных фигур.

Фундамент быстрой игры – медленное разучивание. Роль повторного проигрывания в процессе автоматизации. Внесение в повторы простейших, доступных детям и активизирующих их восприятие ритмических, темповых и динамических красок. Чередование учебного темпа с необходимым. Принцип экономии движений в подвижных темпах.

2. Упражнения.

Основные принципы работы над упражнением:

  • упражнение строится, чтобы преодолеть встретившуюся техническую трудность и должно соответствовать поставленной задаче;
  • упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая техническая трудность;
  • оно должно быть коротким и достигать результатов в короткий срок.

Решающее значение имеет не количество, а качество выполнения работы.

Вспомогательные упражнения: ритмические варианты, различные артикуляционные штрихи, специальные упражнения для левой руки, транспонирование.

Раздел 5. Работа над репертуаром.

Работа над музыкальным произведением. Основные этапы.

Интерпретация музыкального произведения. Авторские музыкально – выразительные средства. Изучение стилевых закономерностей и авторских указаний. Изучение различных редакций. Основные этапы работы над произведением:

1. Музыкально – психологическое ознакомление с произведением; разбор; эскизное разучивание. Цель: помочь обучающемуся начать создавать свой исполнительский замысел, разучивание произведения.

Навыки правильного разбора – важное условие успеха работы над музыкальным произведением. Выполнение ребёнком фразировочных лиг и цезур, умение передать общие контуры динамики и основные различия в артикуляции. Воспитание навыков сознательной ориентировки в аппликатуре. Своевременное применение элементарных практических навыков применения аппликатур в наиболее типичных фактурных формулах.

2. Стадия разучивания, музыкальное и техническое овладение деталями.

Работа по частям; в основе членения на части лежит музыкальная логика произведения. Обнаружение трудного места. Определение его сложности, нахождение путей её преодоления. Проигрывание пьесы целиком. Значение медленной игры, чередование темпов движения.

3. Собственно художественное воспроизведение музыкального произведения.

Пробные исполнения произведения целиком, уточнение темпа, кульминаций. Закрепление игры наизусть. Сочетание игры на память с игрой по нотам.

Работа над полифонией.

1. Полифония – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более мелодических линий. Воспитывает слух, учит звуковому разнообразию, навыкам игры на легато, пластичности, готовит к исполнению произведений любых жанров.

2. Приобретение элементарных фортепиано – технических навыков игры полифонии:

  • начальные слуховые представления двухголосия;
  • цифровка – исходная ступень на пути к полифонии(ребёнок исполняет и подбирает две полноправные мелодические линии).

Характеристика видов полифонии – контрастного, подголосочного, имитационного. Особая роль кантиленой полифонии. Полифонические произведения русских композиторов, полифония в произведениях композиторов 20 века (русских и зарубежных).

3. Полифония И.С.Баха.

Инструментарий. Постоянный темброво – динамический лад клавесина. Артикуляция на клавесине.

Исполнение произведений И.С.Баха на фортепиано:

  • Темп и характер движения; связь характера движения с нотным текстом; соотношением длительностей, фактурой, жанровой характерностью, размером;
  • Раскрытие структурной и выразительной стороны тематического материала; музыкально – смысловая и синтаксическая суть темы и противосложения, интермедии. Характер темы, выразительное интонирование с помощью средств артикуляции и динамики;
  • Артикуляция, различная роль артикуляции: как краски и использование штрихов для достижения ясного произнесения мотивов.
  • Динамика; лаконичность динамических указаний.

Работа над «фортепианной инструментовкой», понимание общего характера звучности, исполнение голосов в различной «инструментовке».

Роль динамики в исполнении скрытого двухголосия. Зависимость динамики от плотности фактуры, соотношение регистров, гармонических явлений.

  • Орнаментика.

Мелизмы – небольшие, относительно устойчивые украшения отдельных звуков. Основное правило исполнения: за счет основного звука. Обозначения и расшифровка мелизмов.

  • Аппликатура.

Использование приёмов «перекладывания», «скольжения», «беззвучная подмена»; возможность разъединения конца одного построения и начала другого путём использования одного и того же пальца.

  • Педаль.

Функция педали: освобождение рук и достижение связности, обогащение выразительности звучания; заострение ритмического и артикуляционного характера.

  • Технические способы изучения полифонии.

Уртекст – основа работы по изучению баховского клавирного наследия. Анализ редакций Черни, Бузони, Браудо, Ройзмана, Бартока.

Работа над классической сонатной формой.

1. Важность изучения сонатного аллегро, начальная подготовка к будущему охвату сонатного цикла в целом.

Сложность освоения сонатного аллегро обусловлена сменой образного строя партий, тем (их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры) и наряду с этим – соблюдение единства целого.

Классические сонатины – подготовительный этап к сонатам И.Гайдна, В. Моцарта, Л.Бетховена.

Разграничение музыкально – смысловых и структурно – синтаксических сторон основных тем. Контрасты внутри партий (изменение ритмоинтонационной сферы, артикуляционных штрихов, голосоведения, фактуры требует от обучающегося умения быстро переключать внимание на новые звуковые и технические задачи).

2. Ощущение единой сквозной линии музыкального развития, основанное на слышании интонационного родства партий и на развитом чувстве равномерности движения.

Темпово – ритмические трудности при частой смене фактурных приёмов. Выбор темпа по эпизодам, отличающимися жанровой характерностью, роль мелизмов в ощущении точного темпа.

3. Тщательная работа над артикуляцией. Роль синтаксического и артикуляционного членения.

4. Работа над динамикой, тембрами.

5. Анализ фактуры и фортепиано – техническое усвоение характерных фактурных формул: барабанных басов (повторение одного звука), маркизовых басов (повторение в виде ломаных октав), альбертиевых басов, динамизация традиционных фактурных формул у Л.Бетховена.

6. Мелизмы у венских классиков.

Обучающий должен понять смысл украшения. Особенности организации игрового аппарата при исполнении мелизмов, роль быстрого снятия пальцев, особая роль ритмической организации. Роль вспомогательных упражнений для независимости пальцев.

7. Выбор аппликатуры.

Аппликатура – средство интерпретации. Изучение авторской аппликатуры.

8. Педаль.

Фортепиано времён Моцарта. Педальный рычаг. Реальное значение пауз и штрихов венских классиков. Педаль у Бетховена.

9. Анализ редакций Мартинсена, Гольденвейзера, Шнабеля.

Работа над произведениями малых форм.

1. Работа над кантиленой.

Активное воздействие кантилены на развитие разных сторон музыкального мышления ребёнка, навыков выразительной певучей игры и педализации; владение широкой палитрой динамических оттенков, сочетающейся с гибкой темпо – ритмической нюансировкой.

  • Мелодика.

Многообразие жанровых оттенков, богатая интонационно – выразительная сфера, яркая выразительность кульминаций. Объединение фраз, расчленение фразы на отдельные мотивы и интонации, сохранение ощущения широкого дыхания.

Роль дыхания в исполнительском процессе: правильное дыхание объединяет фразу, организует движения, помогает выразить характер музыки и осуществить динамическое развитие. Взаимосвязь с фразировкой и пластикой. Пианистический жест, его целесообразность и выразительность.

  • Гармония.

Разнообразие выразительных функций гармонии. Многообразие гамофонно – гармонической фактуры (оркестровый, остинатный, фигурационный тип); хоральная (аккордовая) фактура; гамофонно – полифоническая.

Специфические формулы фортепианной фактуры: гармонические фигурации, их разнообразие; «романсовый» стиль.

Работа над соотношением мелодии и аккомпанемента, умеренное звуковое преобладание баса, характер соотношения мотивного строения, артикуляции, развитие навыков переключения и координации.

Гармоническая слаженность всех звеньев пианистического аппарата, осуществляющая движение, уровень звучности и соответствующую выразительность каждого голоса.

Вспомогательные упражнения: раздельное слушание партий правой и левой рук, элементов фактуры; преувеличение динамического контраста между голосами; поучить отдельно аккомпанемент с педалью; чередование педальных звучаний с беспедальными.

2. Работа над пьесами подвижного характера.

Работа над звуком не ограничивается только медленными кантиленными пьесами. В произведениях подвижного характера действуют те же принципы звукоизвлечения: дослушивание, ощущение горизонтального движения, принцип слаженных действий всего пианистического аппарата. Эти пьесы активно способствуют развитию моторики. Чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической пульсации, частые смены артикуляционных штрихов, яркие динамические сопоставления.

Типы фактуры: токкатная, аккордовая, органная, остинатная. Органичная связь технических средств с метроритмом, влияющая на освоение обучающим как ритма, так и двигательных навыков в их единстве.

Раздел 6. Итоговые занятия.

Проблемы эстрадного самочувствия.

1. Роль музыкального исполнителя в системе: автор – исполнитель – слушатель. 

Ребёнку необходимо прививать чувство ответственности за качество исполнения на сцене и вместе с тем, любовь к игре на сцене. Выступление – это проверка юного исполнителя на внимание, собранность, целеустремлённость и сосредоточенность.

Публичное выступление – итог всей системы обучения, в котором взаимосвязаны все компоненты: воспитание музыкального мышления, слышания, памяти, двигательных навыков, ритмическое воспитание, контроль над дисциплиной.

2. Волнение при публичных выступлениях.

Качество и степень волнения зависят: от склада нервной организации, от рода музыкальной деятельности, от возраста.

Основные причины волнения и способы их преодоления:

  • неуверенное знание нотного текста (педагог не должен выпускать на сцену воспитанника с недоученным произведением);
  • боязнь забыть нотный текст (важно укреплять память и психику ребёнка);
  • переоценка или недооценка собственных сил (помогает концентрация не на себе, а на исполняемом произведении);
  • необычность обстановки (воспроизведение обстановки выступления на репетициях);
  • неустойчивость внимания (предельная концентрация внимания на исполнении программы вырабатывается в период подготовки к выступлению на различных репетициях, домашних концертах);
  • неправильное поведение перед концертом (рекомендуется ослабить режим занятий перед концертом, сберегая силы и эмоции перед выступлением; важно настроить ребёнка на мажорный тонус).

3. Репетиция.

Позволяет приспособиться к инструменту, к акустике зала. Внесение корректив в педализацию, темпы, соотношение звучности. Репетиция внешних элементов выступления: выхода на сцену, установки стула, проверка посадки. Необходимость многократной проверки способности устанавливать верный темп.

Способы фиксации результатов

Для проведения предварительного учета знаний предлагается использовать карту отслеживания результативности.

ФИО обучающегося

Средний показатель

 

Возраст

Показатели

1. Личностные характеристики

1

Поведенческие характеристики: дисциплинированность, навыки общения

2

 Интерес к занятиям

 

Итого

2. Предметная компетентность

1

Воплощение творческого замысла

 

Итого

3. Количественные показатели

1

Посещаемость занятий

2

Личные достижения на уровне культурно-массовых мероприятий

Итого

Итого по каждому учащемуся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Методические рекомендации "Основные принципы технического развития пианиста".

В методической работе поэтапно раскрываются принципы работы над пианистической техникой....

Методическое сообщение "Творческая работа пианиста-концертмейстера с авторским текстом"

В работе раскрываются интересные аспекты работы пианиста-концертмейстера, исторические предпосылки отношения к авторскому тексту....

Методическая рекомендация «О мышечной и психической свободе пианиста-исполнителя»

Предлагаемая работа освещает ряд проблем развития фортепианной технике с позиций научных данных. Она помогает понять физиологическое строение игрового аппарата, содействует познанию закономерностей му...

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»

Методический доклад «Проблемы воспитания пианистов-профессионалов в детской школе искусств»...