Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

    Малых Валентина Александровна

    Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте учителя.

    Методические рекомендации №2 будут интересны педагогам, занимающимся разработкой программ учебных предметов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_rek.-1.doc105.5 КБ
    Файл metod._rek_2.docx24.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства»

                                                                     Составитель:  Малых Валентина Александровна

                                                                                                учитель экономики,

                                                                                                заместитель директора по УВР

    Санкт  - Петербург

    2015

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

     Концепция бизнеса (резюме) проекта

     Описание целей фирмы

     Социологический опрос

     Маркетинговый план

     Реклама

     Предпринимательские риски

     Страхование

     Финансовый план              

    Представление бизнес-плана

    Введение

                       В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности. Модернизация образования предусматривает профильное обучение старшеклассников. В структуре учебного плана каждого профиля помимо обязательных учебных дисциплин изучается ряд элективных курсов, т.е. курсов по выбору. В числе таких курсов – Основы предпринимательства.

                        Главная цель этого курса  - сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству, заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных сфер человеческой деятельности,  развивать потребность в инновационной деятельности по производству товаров и услуг.

                       Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого процесса: содержание учебного материала, методы преподавания, познавательная деятельность учащихся, результаты обучения и т.д.

                      В ГБОУ школа № 612 результатом изучения курса Основы предпринимательства является написание и защита бизнес – плана придуманной старшеклассником фирмы.

      Бизнес -  план – это метод проектной деятельности учащихся.  Выполнение данной проектной работы создает благоприятные условия для формирования у обучающихся морально-психологической готовности к предпринимательству, развития к нему активного интереса, выработки потребности к творческой предпринимательской деятельности.

                   Многолетний опыт работы школы по разработке старшеклассниками бизнес-плана позволил выработать оптимальную с нашей точки зрения общую логику проекта:

    1.Концепция бизнеса (резюме);

    2.Описание целей фирмы;

    3.Социологичкское исследование;

    4.План маркетинга;

    5.Реклама;

    6.Предпринимательские риски;

    7.Страхование;

    8.Финансовый план фирмы;

    9. Представление бизнес – плана.

    Процесс разработки бизнес-плана формально можно разделить на три направления:

    1.Поиск, сбор и систематизация информации.

    2.Обработка информации.

    3.Представление информации.

    Искать информацию старшеклассникам предлагается в различных источниках: учебная литература, урок, информация из Интернета или из периодического издания (газета, журнал);

    Собирать информацию – это, прежде всего, фиксировать её в бумажном и электронном виде, чтобы спустя какое – то время учащиеся не забыли полученные в процессе обучения знания.

     Систематизировать информацию не менее важно, чем искать или собирать. За основу для систематизации берется структура бизнес-плана.

    Бизнес – план старшеклассниками разрабатывается параллельно с изучением курса Основы предпринимательства. Защита проекта происходит в апреле.

    Этапы разработки бизнес – плана:

    1 этап

    2 этап

    3 этап

    Черновик бизнес-плана

    Уточнение и доработка

    Представление

              В последующих главах рассмотрены все мини – проекты бизнес – плана и отражены особенности их выполнения.

    1.Концепция бизнеса (резюме.)

             Это первый и краткий раздел бизнес-плана. Он содержит общие выводы из последующих мини-проектов. Учащиеся должны знать что важность правильного составления резюме заключается в том, что инвесторы, а  это  прежде всего бизнесмены - люди занятые, с первых слов краткого описания проекта должны убедиться в его  экономической эффективности и возможности реализовать задуманный проект. В резюме старшеклассникам предлагается предельно кратко изложить:

    1.суть проекта: его цели, эффективность;

    2.производством или  реализацией какого продукта (товар, услуга) будет заниматься фирма?

    3.как и кто будет осуществлять проект;

    4.источник финансирования проекта;

    5.какова сумма всех затрат на реализацию проекта?

    6.основные показатели  проекта: чистая прибыль в первый год работы, рентабельность, сроки окупаемости, издержки производства и сбыта.

    Объем мини-проекта должен быть размещен на одной – двух страницах.

    2.Описание целей фирмы.

              Цель фирмы – это генеральные направления ее развития. Их может быть несколько.

    Если фирма ориентирована на рост, то ее целями будут:

    1.повышение общего объема продаж  (до… или в раз…);

    2.увеличение доли фирмы на рынке сбыта  (до… или в раз…);

    3. освоение новых рынков.

    Если фирма не ставит своей задачей быстрый темп роста объема производства, то ее главные цели могут быть связаны :

    1.с увеличением чистого дохода;

    2.повышением качества продукции;

    3.увеличением доли сервисных и сопутствующих услуг.

    И если фирма задумала изменить  ассортимент своей продукции, ее цели будут направлены:

    1.на снижение сроков освоения новых видов продукта  (товара, услуги);

    2.росту (темпу роста) объема продукта (товара, услуги);

    3.вытеснению старых товаров.

    Объем мини-проекта - одна  страница.

    3.Социологическое исследование.

              Выполнение  данного проекта позволяет учащимся найти ответ на вопрос:  «Стоит ли открывать  фирму  и окупятся ли затраты?»

    В ходе изучения теоретического материала старшеклассники знакомятся с такими понятиями как: исследование и его задачи, методы, инструменты.  гипотеза, эксперимент, анкета, опрос и др.

    Этапы выполнения мини – проекта:

    1.разработка программы и приемов исследования;

    2.проведение эмпирического исследования;

    3.обработка и анализ данных, формирование выводов;

    4. графическое оформление данных социологических исследований.

    4.План маркетинга.

                План маркетинга (план продвижения)  должен дать описание программу действий фирмы по доведению товаров  (услуг) до потребителей.

    В данный мини – проект следует обязательно включить следующие пункты:

    1.цели и стратегии маркетинга;

    2.ценообразование (выбор цели ценовой политики, метода ценообразования, установление окончательной цены);

    3.распространение товара (услуги);

    4.методы стимулирования сбыта (формы привлечения покупателей);

    5.организация послепродажного обслуживания;

    6.реклама (план рекламной деятельности фирмы)

    7.формирование общественного мнения о фирме (репутация фирмы ).

    Маркетинговая программа

    «4Р» маркетинга

    product

    place

    price

    promotion

    -наименование продукта;

    -качество;

    -характеристики;

    -торговая марка (имидж);

    -упаковка;

    -обслуживание;

    -гарантии;

    -возврат

    -каналы распределения;

    -географический охват рынков;

    -торговый ассортимент;

    -транспорт

    -прейскурант цен;

    -система скидок;

    -условия продажи;

    -методы стимулирования сбыта;

    -реклама;

    -связи с общественностью

    Общий объем мини-проекта 3-4 страницы.

    5. Конкуренция.

              В работе над данным мини-проектом старшеклассникам предлагается заполнить таблицу

    п/п

    факторы конкуренции

    фирмы-конкуренты

    М

    О

    К

    1.

    Для того, чтобы заполнить данную таблицу старшеклассники должны узнать:

    1. конкурентов  их рыночного сегмента, которые  производят и реализуют аналогичные товары и услуги;

    2. продукцию конкурентов (отличительные черты, дизайн и т.д.);

    3. уровень цен на товары (услуги) конкурентов;

    4.наличие и качество рекламы конкурентов;

    5.месторасположения фирм-конкурентов;

    6.время пребывания конкурентов на рынке и т.д.;

    В заключении мини-проекта учащиеся делают вывод о конкурентноспособности своей фирмы.

    Объем мини-проект а– одна или две  страницы.

    6.Предпринимательские риски.

            При развитии дела неизбежно возникают  трудности  и приходится рисковать. Предпринимателю необходимо знание о рисках, возникающих в процессе его деятельности для их своевременного предотвращения или уменьшения. Один из мини-проектов бизнес-плана содержит информацию об этом.  Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:

    п/п

    Наименование риска

    Способы устранения нежелательных факторов

    Для того, чтобы заполнить данную таблицу учащиеся должны узнать:

    -понятие и сущность рисков в предпринимательской деятельности;

    -классификацию рисков;

    -методы управления рисками;

    -способы снижения риска.

    Объем мини-проекта– одна  страница.

    7.Страхование.

                Мини – проект «Страхование» служит дополнением к мини – проекту «Риски»

    Одним из основных способов снижения риска является – страхование. Страхование – это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

    Цель мини – проекта:  знакомство учащихся с рынком страхования и выбор страховой компании.

     Старшеклассникам предлагается заполнить таблицу:

    п/п

    критерии выбора страховой компании

    Страховые компании

    Гайде

    Росгосстрах

    Ингосстрах

    1.

    Для того, чтобы заполнить данную таблицу целесообразно провести:

    - заочное путешествие учащихся по рынку страхования  Санкт – Петербурга (доклады, презентации);

    -мозговой штурм по разработке критериев выбора страховой компании.  Критериями могут быть: наличие лицензии, срок пребывания на рынке страхования, разнообразие услуг, отзывы потребителей и т.д.

    Объем мини-проекта – одна  страница.

    8.Финансовый план.

              В мини – проекте «Финансовый план» обобщают материалы предыдущих проектов и определяют потребности в капитале, источники финансирования, разрабатывают финансовые документы:

    - вступительный баланс;

    -финансовый счет;

    -финансовый счет;

    -годовой отчет;

     -итоги работы фирмы за год;

    -показатели эффективности (сумма чистой прибыли, рентабельность продукции, рентабельность вложений собственных средств, рентабельность совокупного капитала, срок окупаемости вложений  собственных средств / общих вложений).

    9.Представление бизнес – плана.

               Совокупность мини – проектов оформляется в единый бизнес – план.

     Бизнес-план необходимо предоставлять в бумажной форме.

    Требования:

     Титульный лист: согласно приложению 1;

    Стандартность: точно по методике;

    -Сдержанность: аргументированность, реалистичность, ссылка на источники информации;

    -Доступность: понятный  всем язык;

    -Разборчивость: текст должен быть напечатан, мини – проекты с новой страницы, формат страницы – А 4, тип шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 12, интервал между абзацами текста – до 6 пт, после – 6пт.;

    Переплет: папка скоросшиватель;

    Иллюстрированность:  схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии;

    Лаконичность: соблюдение рекомендованного объема мини – проектов, все детали – в отдельные приложения.

    Презентация бизнес – плана:

    1. Речь выступления на 5-10 минут.
    2. Презентация в Power Point от 5 до 10 слайдов.
    3. Раздаточный материал для членов комиссии.

                 В ходе выполнения данного проекта учащиеся развивают умения анализировать, обобщать, подводить итоги проделанного, принимать решения, доводить начатое дело до конца.  На всем протяжении реализации этапов проекта у школьников происходит формирование универсальных учебных действий и их интеграция.

    Приложение 1

    Титульный лист бизнес – плана (образец)

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     средняя общеобразовательная школа № 612 Центрального района

    БИЗНЕС   -  ПЛАН

    индивидуальное предприятие

    «_________________________»

                                     

                                               

                                                Выполнила:

                                                             ученица 9-А класса

                                                      Иванова Мария

                                                    Руководитель:

                                                            учитель экономики

                                                   Тарасова Л.П.

    Санкт – Петербург

    2015



    Предварительный просмотр:

                                                                                        Малых Валентина Александровна,

                                                                                методист, учитель экономики    

                                                                  ГБОУ гимназии №513                                                                                                          

                                                                                       Невского района Санкт-Петербурга

                                                   

    Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов

            Рабочая программа - это нормативно-правовой документ обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для обеспечения достижений планируемых результатов освоения программ основного начального, основного общего и основного среднего образования.

           1,1 Основные требования к содержанию и структуре рабочей программы определены в нормативных документах:

    * Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    * приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

      *приказ Министерства образования и науки РФ от 17 12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    *приказ Министерства образования и науки РФ от 17 12.2010 №1897 «Об утверждении

    федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

    *учебный план ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт - Петербурга;

    *учебный план рафик ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт - Петербурга.

           1.2 Рабочие программы разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной с учетом основных образовательных программ включенных в структуру основной образовательной программы.

           1.3 Рабочая программа определяет содержание, объем, структуру учебного процесса по изучению конкретного учебного предмета.

           1.4 Цель рабочей программы – планирование, организация, коррекция учебного процесса, управление учебным процессом по изучению учебного предмета.

           1.5 Задачи рабочей программы: определение основных  методических подходов и последовательности изучения учебного предмета с учетом особенностей учебного процесса гимназии и контингента обучающихся.

           1.6 Разработка рабочих программ проводится на основе государственного стандарта  основного начального, основного общего и основного среднего образования по учебным предметам в соответствии с учебным планом гимназии.    

           1.7 Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно – методического материала.

             Рабочие программы должны содержать:

    1. Титульный лист;

    1. Содержание рабочей программы

    п/п

    Раздел рабочей программы

    страниц

    3. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного начального, основного общего и основного среднего образования с учетом специфики учебного предмета.

    В пояснительной записке необходимо отразить:

    -нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа, включая примерные основные образовательные программы по предмету, авторские программы с указанием выходных данных;

    - цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по предмету с учетом особенностей гимназии, класса;

    -общую характеристику учебного предмета;

    -описание места учебного предмета в учебном плане гимназии;

    -информацию о внесенных изменениях в примерную основную образовательную программу или авторскую программу и их обосование;

    -информацию о количестве учебных часов, на которые расчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком);

    -информацию об установлении  межпредметных внутрипредметных связей;

    - информацию о выделении новизны рабочей программы, ее отличия от примерной и авторской программ;

    -сведения об использовании учителем – составителем педагогических технологий, формах и видах контроля и формах внеурочной деятельности;

    -информацию о преемственности с программами других учебных предметов

    -информацию о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (согласно Положению о текущей, промежуточной и  итоговой аттестации обучающихся гимназии);

    -ожидаемые результаты.

    4. Учебно – тематический план (см. схему).

    4.1    

    п/п

    Раздел (тема) учебного предмета

    Количество

    часов

    Количество часов должно соответствовать объему часов, выделенных на изучение учебного предмета в  учебном плане гимназии.

    4.2 Практическая часть. Формы контроля.

    Формы контроля

    Четверть (полугодие)

    1

    2

    (1-е полугодие)

    3

    4

    (2-е полугодие)

    год

    Контрольная работа

    Проверочная работа

    Самостоятельная работа

    Тестирование

    Изложение

    Сочинение

    Зачет

    Диктант

    Лабораторная работа

    Практическая работа

    Проектная работа

    Реферат

    Научно-исследоват. работа

    Экскурсии

    Устный опрос

    Работа с карточками

    Другое

    Формы практической работы и контроля выбирает учитель в соответствии с рабочей программой учебного предмета.

    5.Поурочно – тематический план (см.схему)

    Учебный предмет __________________

    Учебный год  ______________________

    Класс_____________

    Учитель______________________________________________________________________________

    ф.и.о. полностью

    п/п

    Наименование

    изучаемой темы

    Основное содержание по теме

    Характеристика основных видов деятельности

    (на уровне учебных действий)

    Тема 1: (см. учебно - тематический план)

    Дата

    Тема урока,

     тип урока

    Кол-во часов

    Основные

    элементы содержания

    Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)

    Контрольно-оценочная деятельность

    Информационное сопровождение, цифровые  и электронные образовательные ресурсы

    Вид

    Форма

     6.Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.

    -Для учителя (основное и дополнительное);

    -Для учащихся (основное и дополнительное).

    ! Перечень учебных и методических источников должен быть сформирован на основании Приказа Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

    Список включает обязательно библиографические данные (автор, название, издательство, год издания).

    7.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

    Специфическое оборудование

    Электронно-программное обеспечение

    1.таблицы (в соответствии с программой);

    2.наборы картинок (в соответствии с тематикой урока);

    3.классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картин и т.д.;

    4.интерактивная доска;

    5.наборы ролевых игр;

    6.настольные развивающие игры;

    7.аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

    8.слайды, видеофильмы;

    9.и др.

    1.компьютер;

    2.презентационное оборудование;

    3.выход в Интернет;

    4.цифровые зоны: коммуникативная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

    Шпаргалки для учителя

    Список современных педагогических технологий

    Технологии:

    -дистанционного обучения;

    -проектной деятельности;

    -учебно – исследовательской деятельности;

    -научно – исследовательской деятельности;

    -развитие критического мышления через чтение и письмо;

    -творческой деятельности;

    -информационные;

    -проблемно – диалогового обучения;

    -организация группового взаимодействия;

    -обучение на основе социального взаимодействия;

    -анализ конкретных ситуаций (кейсов);

    -рефлексивного обучения;

    -оценки достижений;

    -самоконтроля;

    -самообразовательной деятельности

    -идр

    Виды и формы контроля знаний обучающихся (из Положения «О текущем и промежуточном контроле знаний, промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ гимназии № 513 Невского района Санкт – Петербурга» утв. Приказом № 280 от 01.09.14г.)

    Виды контроля

    Формы контроля

    1.Текущий контроль

    Цель: оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года

    1.Устный опрос

    2.Работа с карточками

    3.Письменная проверка

    4.Тестовые задания

    5.Самостоятельная работа

    6.Зачет

    7. Контрольная работа

    8.Проектная работа

    9. Творческая работа и  т. д.

    2.Промежуточный контроль

    Цель: оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста, осуществляемая  по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля

    -

    Средства обучения

    Средства обучения (педагогические средства) – все материалы, с помощью которых учитель осуществляет обучающее воздействие.

    Виды деятельности: учебная, игровая, трудовая.

    Педагогическая техника: речь, мимика, движение, средства массовой информации,наглядные пособия, произведения искусства и т.д.

    Традиционные средства обучения:

    -печатные издания: учебники, учебно – методические пособия, справочники;

    -диски с учебной информацией;

    -записи на доске, плакаты;

    -кино-, видеофильмы;

    -слово учителя.

    Технические средства обучения:

    -учебные электронные издания;

    -компьютерные обучающие системы;

    -аудио -,видео – учебные материалы;

    -электронные издания учебного назначения.

    Примеры описания новизны рабочей программы и ее специфики

    1.Спецификой реализации может быть в возможности прохождения учащимися преддошкольной подготовки или пропедевтического учебного предмета, часов внеурочной деятельности элективных курсов и т. д (до 95%), что позволяет исключить часы адаптационного периода. Резерв свободного времени использовать для отработки новых навыков, предусмотренных требованиям новых ФГОС или для изучения наиболее трудных тем курса.

    2.В поурочно – тематическом планировании нумерация уроков обучения чтению и письму (физике и биологии) дана попарно, так как уроки связаны тематически. Новизна программы заключается в том, что один раз в неделю (месяц), как правило, урок закрепления полученных знаний интегрируется с уроком_________, тем самым обеспечивается смена видов деятельности, возможность применения знаний в новых условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

    Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по предмету

    Методические рекомендации по созданию Рабочей программы по русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе (VIII) вида. Дан пример написанной программы  в 9 классе....

    Методические рекомендации по разработке Рабочих программ

    Методические рекомендации о составлении рабочих программ для учителей-предметников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Гимназия № 13»...

    Презентация "Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины"

    Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС....

    Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС

    Методические рекомендации содержат пошаговый алгоритм действий преподавателя при составлении рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП ПКРС. Методические рекомендации устана...

    Приказ О разработке рабочих программ учебных предметов, внеурочной деятельности, воспитателей дошкольной группы на 2015/2016 учебный год

    В целях обеспечения соответствия содержания образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Чехломеевская основная школа» требованиям федерального компонента государственного ста...