Обобщение педагогического опыта
статья

Ильина Капитолина Валерьевна

Статья "Особенности образовательного процесса  в детской школе искусств". Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

преподаватель хореографических дисциплин

«Детской школы искусств № 2»

города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна.

Особенности образовательного процесса  в детской школе искусств

Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов дополнительного образования.

Для многих ребят, которые с детства начинали заниматься хореографией и впоследствии эти занятия стали носить более серьёзный характер,  хореография становится неотъемлемой частью их жизни. Для многих танцевальное искусство является заработком на жизнь. Но, чтобы учиться в высшей школе мастерству педагога-хореографа, необходимы начальные профессиональные данные, которые можно получить в детских школах искусств и в детских хореографических школах. Обучение в таких школах можно сравнить с обычной школой, но требования, уровень подготовки и дисциплина очень отличаются. В такие школы очень много поступает девочек, мальчиков же намного меньше. И только  единицы из них заканчивают обучение и поступают в средне-специальные и высшие заведения для продолжения профессионального обучения в области хореографического искусства. Школа народно-сценического танца – это чёткая система подготовки и воспитания в области хореографического искусства и культуры.

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные граждане и их родители, а также общество и государство.

Дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития нашего региона. Оно способно влиять на качество жизни, так как приобщает  к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.

Среди задач, решаемых системой дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества культурно-образовательной среды. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.

Основными целями образовательной деятельности в детской школе искусств является:

  • выявление и отбор учащихся, имеющих склонности и способности к обучению музыке, хореографии, изобразительному искусству, ориентирующихся на выбор в будущем профессии в сфере культуры и искусства;
  • адаптация детей к жизни в обществе: формирование общей культуры, организация содержательного досуга, профессиональное самоопределение детей;
  • рационального использования кадрового потенциала, финансовых средств, помещений и оборудования;
  • разработка и внедрение новых организационно - педагогических форм и методов образования с учетом индивидуальных способностей детей и запросов родителей (законных представителей).

Основными задачами образовательной деятельности детских школ искусств являются:

  • реализация дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности и дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств;
  • выявление художественно одарённых детей и подростков и обеспечение соответствующих условий для их образования, развития и дальнейшего профессионального самоопределения;
  • личностное развитие, профессиональное самоопределение, развитие творческих способностей детей в возрасте до 18 лет в области музыкального, художественного, хореографического образования и эстетического воспитания;
  • создание образовательной среды объективно объединяющей в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка;
  • формирование уровня материально-технической обеспеченности, отвечающей современным требованиям;
  • подготовку и переподготовку педагогических кадров с учетом реальных потребностей и новых тенденций в развитии художественной культуры.



Предварительный просмотр:

Статью подготовила:

преподаватель хореографических дисциплин

«Детской школы искусств № 2»

города Нижневартовска

Ильина Капитолина Валерьевна.

Дидактические методы, принципы и приёмы обучения народно-сценическому танцу

Обучение — это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие физических и умственных сил, а так же потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки:

  • знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности;
  • умения — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков;
  • навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных повторений.  

В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая, воспитываем, воспитывая, обучаем.

Процесс обучения  — это социальный процесс, который возник с возникновением общества и совершенствуется в соответствии с его развитием. Процесс обучения можно рассматривать как процесс передачи опыта. Следовательно, и процесс обучения в учреждениях дополнительного образования детей можно назвать процессом передачи накопленного опыта обществом подрастающему поколению. Этот опыт включает в себя, прежде всего знания об окружающей действительности, которые постоянно совершенствуются, способы применения этих знаний в практической деятельности человека. Ведь общество и познает мир для того, чтобы совершенствовать практическую деятельность, а вместе с тем и совершенствовать окружающую нас действительность.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными способами в зависимости от используемых средств и условий.

Признаки процесса обучения:

  • совместная деятельность преподавателя и учащихся;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная планомерная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Эффективность процесса обучения, прежде всего,  зависит от организации деятельности учащихся. Педагог стремится самыми разнообразными приемами активизировать эту деятельность, и поэтому наряду с понятием «методы обучения» употребляется и понятие «приемы обучения».

Специфика воспитательной работы с учащимися школы искусств заключается в органическом сочетании художественно-исполнительских, общепедагогических и социально-психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития учащихся выпускного класса детской школы искусств.

«Метод» в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Происхождение этого слова сказывается и на его трактовке:  «метод» – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – отмечается в толковом  словаре Ожегова.[1]  Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу педагога.  

Методы, используемые при преподавании народно-сценического

танца в классе девушек

1.        Наглядный метод (практический показ педагога). Любое упражнение показывается под музыку из точного исходного положения, с подготовительным движением рабочей руки и головы (возможно, корпуса и опорной ноги), с начала и до конца и с завершением в исходное положение.

2.        Словесный метод. Применение его многообразно: пояснения, рекомендации, комментарии к замечаниям. Живая речь сопутствует практическому показу, усиливает визуально воспринимаемую информацию. Педагог характеризует значимость упражнения в экзерсисе у палки, делая краткие методические рекомендации. Методика ведения урока включает использование профессиональных терминов в обозначении отдельных элементов упражнения, его целостного названия, а также образно-ассоциативные сравнения, ориентирующие учащихся на точность восприятия изучаемого материала. Обязательным является словесная характеристика танцевального материала. В кратких формах педагог информирует учащихся об истоках возникновения и развития танцевальной культуры того или иного народа, традициях его быта и песенно-музыкального творчества, этнических особенностях и т.д.

3.        Метод иллюстрации. Имеет различные варианты реализации. Педагог с целью достижения полноты информации использует как наглядные иллюстрации, так и музыкальные фонограммы в исполнении ансамблей или оркестров народных инструментов. Воспитанникам предлагается разбор и изучение танцевальной комбинации или фрагмента танца по видеозаписи. Применяя метод иллюстрации, учащиеся лучше усваивают хореографический материал, так как учиться по примеру гораздо эффективнее. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»[2].

4.        Метод проблемного обучения. Этот метод связан с созданием ситуации (условий), отличающейся от привычной, традиционной. Проблемным на уроке народно-сценического танца для учащихся может стать освоение любого танцевального элемента. Однако педагог должен стремиться специально создать проблему, изменить роль воспитанника в учебном процессе. Дать новые приёмы исполнения того или иного движения, подтолкнуть обучающегося к самостоятельному поиску новых приёмов, вариантов применения освоенных знаний, включить учащегося в творческий процесс.

Метод всегда связан с совокупностью приёмов, позволяющих сделать упражнение экзерсиса выразительным, легко запоминающимся. К ним относятся приёмы паузы, контраста, асимметрии, трансформации танцевального элемента в элемент учебный. Необходимо использовать принципы обучения.

1.        Принцип «от простого к сложному». Необходимо начинать с простого и постепенно усложнять материал во избежание путаницы в познаниях. Необходима система и логика построения содержания учебного материала (для этого и разрабатывается учебный план). Всякий материал делится на логические разделы и образовательные элементы, определяется порядок их изучения. Устанавливается связь между ними, а также теорией и фактами. Ушинский говорил: «Только система, конечно выходящая из самой сущности предмета, дает полную власть над нашим знанием, голова, наполненная отрывочными и несвязанными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего найти не может». Для того чтобы добиться грамотного и методически правильного исполнения от своих воспитанников необходимо придерживаться определённой поочередности при изучении нового материала. Для начала производиться подготовка к изучению того или иного упражнения, только потом изучаются самые простые виды этого упражнения. И только когда движение проучено и закреплена правильная техника его исполнения, можно изучать более сложные виды. Так и в системе обучения  изучается простой материал, но с годами он усложняется и совершенствуется.

2.        Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придаёт системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умением обучающихся. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.

Принцип последовательности (учёта объективного сложившегося порядка упражнений в экзерсисе) является одним из опорных при сочинении упражнений у станка. Этот принцип связан с особенностями каждого движения (упражнения), его значением в системе воспитания двигательной культуры исполнителя народно-сценического танца.

3.        Принцип учёта  физической нагрузки предполагает знание биомеханики каждого движения, так как работа определённых групп мышц и суставов требует разный уровень их активности. Принцип учёта физической нагрузки связан с дозировкой упражнения. Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии танцовщик сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при огромных нагрузках.

4.        Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно, которой обучение эффективно тогда, когда воспитанники проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели своего обучения, планируют и организовывают свою работу, умеют себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать пути их решения.

5.        Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современными научными знаниями. Принцип научности  требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами о хореографическом искусстве. Принцип научности нацеливает хореографа-педагога на использование в организации учебной деятельности обучающих проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.

6.        Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Этот принцип означает, что преподаватель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения -  практический урок, теоретический урок, различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающих вне урока: в поездках, на концертах и различных объединениях по интересам.


[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М. 1990. – С. 61.

[2] Русская народная поговорка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...