Проект "Чудесный мир русского быта"
проект

Баёва Наталья Владимировна

Фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что воспитанницы  познакомятся с обычаями, традициями русского народа и предметами старины. Участники проекта узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение воспитанниц друг с другом, но и на бережное отношение к историческому прошлому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesnyy_mir_russkogo_byta.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

     Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение  для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»

 Педагогический проект

 

«Чудесный мир русского быта»

                                                                                Авторы: Кочарина Н.В.

                                                                                                            Рычагова Н.В.

                                                                                           Баева Н.В.

Куртамыш 2017-2018г.

 Педагогический проект по теме «Чудесный мир русского быта»

Стратегия осуществления проекта:

Данный проект осуществляется  в Куртамышском СУВУ  на 3 отряде,  воспитателями  первой  квалификационной категории: Кочариной Н.В., Рычаговой Н.В., Баевой Н.В. Проект реализуется в совместной деятельности воспитанницы  – педагоги – социум, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Аннотация проекта:

Фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что воспитанницы  познакомятся с обычаями, традициями русского народа и предметами старины. Участники проекта узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение воспитанниц друг с другом, но и на бережное отношение к историческому прошлому.

Актуальность проекта

В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому мы и решили  изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении воспитанниц к культуре и истории русского народа в период их пребывания в училище.

Цель проекта: 

- Создать благоприятные условия для эффективного внедрения фольклора в воспитательный  процесс учреждения.

Задачи проекта:

- Внедрить в воспитательный  процесс училища разнообразные  формы  фольклора,  с традициями и образами русского народа. Создать комнату-музей «Русская изба».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, используя фольклор при вышивке, организации непосредственно – образовательной деятельности.

- Развивать творчество, познавательный интерес.

- Воспитывать нравственные качества личности воспитанницы, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

Этапы осуществления проекта:

Первый этап –подготовительный.

- постановка проблемы, планирование времени проекта;  

- подбор методической  литературы, получение  теоретических  знаний  по изучению предметов старины.

- работа с педагогами по взаимодействию в рамках проекта;

- разработка занятий, определение тематики бесед;

- тематическое планирование;

- установление контактов;

- выбор объектов для экскурсии.

Второй этап – основной (практический)

- подбор экспонатов;

- моделирование предметов быта;

-  вышивка рушников;

-  оформление интерьера русской избы.

Третий этап – пропагандистский.

- Оформление полученных материалов. 

- Знакомство всех  обучающихся с полученной информацией о традициях и обычаях русского народа.

- Подготовка  материала в методический кабинет, на сайт ОУ, выпуск листовок.        

Ресурсы:

Научно - методические (подбор литературы, книги, картины).

Материально - технические (компьютер, фотоаппарат, стенд, канцелярские принадлежности, фонотека).

Финансовые - три тысячи рублей (покупка: полотенец, мулине, пялец, игл, потолочной плитки, клея, скотча, ситца, шпагата, водоэмульсионной краски, кисточек, колера, обойного клея).

Методы проекта:

исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения;

наглядные: экскурсия, иллюстрации;

словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;

технология моделирования.

Формы организации проекта:

- Познавательные занятия (моделирование, вышивка)

- лекции

- практикумы  

- экскурсии

Сроки выполнения проекта:

 01.11.2017г.  -  30.04.2018г.

Характеристика проекта: долгосрочный, исследовательский, внутриучилищный, групповой, с открытой координацией.

Представление итогов деятельности: выступление с презентацией  на защите проектов.

Участники проекта:

Семикопенко Юля

Полищук Нина

Лещенко Карина

Жидкова Вероник

Смирнова Вика

Продукт проекта:

Создание комнаты - музея «Русская изба».

Календарно - тематический план

Что сделать?

Сроки

Ответственный  

Необходимые ресурсы

  1. Организационно-подготовительный этап:
  • Сформировать проектную группу, распределить  роли, спланировать  работу
  • Обозначить цель и задачи проекта
  • Конкурс дизайнерских идей «Русская изба»
  • Изучить материал о русском

быте.

 01.11

по

30.11

Руководители проекта

СМИ

Карандаши,  альбомные листы

  1. Основной (практический):
  • Выезд проектной группы на экскурсию
  • Моделирование русской печи

  • Вышивка рушников, изготовление занавесок

  • Обработка собранных материалов и оформление комнаты в русском стиле

01.12

по

15.01

 16.01

по

28.02

01.03

по

31.03

Участники проекта, руководители проектной группы

Фотоаппарат,

блокнот, картон, клей, скотч, ножницы, потолочные плитки.

вафельные полотенца, мулине, иглы, пяльца.

Половики, самовар, чугунок,    ухват,  кочерга и т.д.

  1. Заключительный:
  • Разработка и подготовка презентации для защиты проекта.

 01.04

    по

 30.04

Участники проекта, руководители проектной группы

Бумага, принтер, компьютер.

Ожидаемые результаты.

Проект позволит  повысить интерес к народной культуре, активизирует познавательное и  художественно-творческое развитие. Произойдут  качественные изменения в сфере эмоциональной отзывчивости участников проекта при восприятии фольклора, представлении их знаний о народных  традициях и быте.

За период работы над проектом ««Чудесный мир народного творчества»:

- научились общению;

- сбору и обработке информации;

- повысили  грамотность по традициям русской старины;

- оформили комнату в стиле русской избы.

Перспективы развития:        

1.Дальнейшее пополнение музея экспонатами прошлого.

 3.На базе созданного музея  проводить занятия по народной культуре.

3. На базе современной мультимедийной техники, создавать компьютерные презентаций и видеофильмы по тематике музея.

 Исключительность экскурсии в музей  «Русская изба» в том, что воспитанницы смогут не только рассмотреть предметы русского быта, но и потрогать их. В музее будут созданы зоны активности, где воспитанницы смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти,  покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель,  взять в руки деревянные ложки.  Посещение музея позволит воспитаннице  стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации музея участвовали сами воспитанницы.

Литература

  1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие.- С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  2. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
  4. Новицкая М. Программа «Наследие»-//Дошкольное Воспитание,№10-12,1997;№1-2,1998.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2001.
  6. Ресурс интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интерактивно-познавательной программы в музее русского быта "Берегиня".

При Доме детского творчества работает музей истории фотографии г. Торопца и русского быта....

МУЗЕЙНЫЙ УРОК «ТРАДИЦИИ РУССКОГО БЫТА В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»

Музейный урок для учащихся 3-6 классов, котрый знакомит учащихся с бытом и культурой русского народа, его православными традициями и обычаями...

Урок истории "Калейдоскоп русского быта"

Цель: * дать учащимся образное и эмоциональное представление об истоках великой русской культуры, приобщить учащихся к сохранению и приумножению русских традиций, воспитывать чувство патриотизма и гор...

Внеклассное мероприятие «История русского быта:в гостях у крестьянина» (Традиции и обычаи крестьянского хозяйства)

Внеклассное мероприятие «История русского быта:в гостях у крестьянина» (Традиции и обычаи крестьянского хозяйства)...

Исследоват. работа (итоговая страница) "Молодёнская усадьба: владельцы" (Спецкурс "История русского быта")

Исследоват. работа (итоговая страница) "Молодёнская усадьба: владельцы" (Спецкурс "История русского быта")...

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"

Рабочая программа спецкурса "История русского быта"...

Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта XIX века.

Написана эта книга для того, чтобы облегчить восприятие русской классической литературы....