стратегии смыслового чтения
методическая разработка

Цыбина Марина Владимировна

Методические  приемы в чтении

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением
  2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения

ДО

Утверждения

После

Ученики получают необходимые знания в школе.

Ученики развивают необходимые навыки в школе.

Ученики узнают о необходимом поведении в школе.

Выпускаясь из школы, ученики готовы к будущему.

Школы полностью осведомлены о том, с какими трудностями столкнутся ученики после выпуска из школы.

Знания и опыт, которые ученики получают в школе, адекватно готовят их к будущему.

Я могу помочь ученикам подготовиться к будущему.

  1. По завершении просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.
  2. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением
  3. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В столбике «До» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением
  2. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения

ДО

Утверждения

После

Ученики получают необходимые знания в школе.

Ученики развивают необходимые навыки в школе.

Ученики узнают о необходимом поведении в школе.

Выпускаясь из школы, ученики готовы к будущему.

Школы полностью осведомлены о том, с какими трудностями столкнутся ученики после выпуска из школы.

Знания и опыт, которые ученики получают в школе, адекватно готовят их к будущему.

Я могу помочь ученикам подготовиться к будущему.

  1. По завершении просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.
  2. В столбике «После» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением
  3. Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши убеждения? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «КЛАСТЕР»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь.

Инструкция для обучающихся

  1. Прочитай текст.
  2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.
  3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:
  • название объекта;
  • состав объекта;
  • структура объекта;
  • особенности объекта.

Этапы подготовки кластера:

Матрица оценивания 

Критерии

Дескрипторы

Репродуктивный уровень

Продуктивный уровень

Творческий уровень

1 балл

2 балла

3 балла

Полнота содержания

(0-3 балла)

Смысловые единицы выделены частично

Смысловые единицы выделены полностью с определением ключевых и второстепенных единиц

Смысловые единицы дополнены новой информацией (вне текста)

Логика изложения материала

(0-3 балла)

Показаны связи между смысловыми единицами с обозначением опорных слов

Обозначены причинно-следственные связи между смысловыми единицами

Причинно-следственные связи между смысловыми единицами содержат объяснение

Культура оформления

(0-3 балла)

Информация читаема, графические структурирована

Информация классифицирована  с помощью цветового решения

Применена система знаково-символических обозначений

* 0 баллов – показатель отсутствует

Максимальное количество баллов – 9 (количество баллов соответствует отметке)

Рефлексия



Предварительный просмотр:

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Толстые?

Тонкие?

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ.

  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Например:

  1. «Kакова связь между временем года и поведением человека?».

В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический», обстоятельный ответ.

  • Кто……
  • Что……
  • Когда……
  • Может……
  • Будет….
  • Как зовут…….
  • Было ли …..
  • Согласны ли …….
  • Верно ли ……

Например:

  1. «Kоторый сейчас час?».

Толстые?

Тонкие? 

Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
Как был защищен средневековый город?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х-Х1 вв?

Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?
Кто были первыми жителями городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.
Были ли средневековые города центрами торговли?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении - демонстрация пройденного.

Обучать детей навыку различать вопросы уже можно начинать со 2 класса. Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса.     Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала «тонкие» вопросы, а потом «толстые».

3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при   чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать     «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше     усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным    приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

4. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.

5. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести   определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на   установление причинно - следственных связей.

Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

  • дайте объяснение, почему...

  • Кто……

  • почему вы думаете...
  • Что……

  • почему вы считаете...
  • Когда……

  • в чем разница...
  • Может……

  • предположите, что будет, если...

  • Будет….

  • что, если...
  • Как зовут…….

  • Было ли …..

  • Согласны ли …….

  • Верно ли ……



Предварительный просмотр:

"Ромашка вопросов" (или "Ромашка Блума").

Почему двойное название у данного приема? Дело в том, что на начальном этапе распространения ТРКМЧП в России творческая группа во главе Загашева И. в 1997 году решили теоретические положения Б.Блума сделать более наглядными и привлекательными. Поэтому прием назвали "Ромашка Блума". Но в ходе модернизации вопросов, составляющих основу данного приема, было сложно четко и однозначно определить, к какому типу - по таксономии Б. Блума - относится тот или иной вопрос. Кроме того перечень вопросов на ее лепестках уже был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс. 

http://1.bp.blogspot.com/_rt_PJKq4uKs/S1O-3f7KoYI/AAAAAAAAA6w/hnhQLwtFByE/s200/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2.jpg

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. 

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Прием "Ромашка вопросов" можно использовать на всех уровнях образования, так и при работе со студентами, педагогами

http://1.bp.blogspot.com/_rt_PJKq4uKs/S1O_GiLNzdI/AAAAAAAAA64/_goUMQfl4ck/s1600/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0+%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_2.jpg

Если мы используем "Ромашку вопросов" в начальных классах, можно оставить визуальное оформление. Младшим школьникам нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующие "лепестки". Работая с более старшим возрастом, можно оставить саму классификацию, тогда задание будет выглядеть следующим образом: "Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить".

Прием "Ромашка вопросов" можно использовать на стадии "Вызова" или на стадии "Рефлексии". Если мы используем этот прием на стадии "Вызова", то вначале просим учащихся сформулировать вопросы, а затем они ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.



Предварительный просмотр:

Вопрос

Ответ

  1. По каким траекториям движутся тела Солнечной системы?

  1. Какова траектория кометы?

  1. В чем отличие траектории кометы от траектории планеты?

  1. Почему астрономы не могут предсказать появление комет?

  1. Какие тела Солнечной системы названы в тексте?

  1. Кто такие астрономы?

  1. Что изучает астрономия?

  1. Какие названия комет вы знаете?

  1. Какие планеты Солнечной системы вы знаете?

Вопрос

Ответ

  1. По каким траекториям движутся тела Солнечной системы?

  1. Какова траектория кометы?

  1. В чем отличие траектории кометы от траектории планеты?

  1. Почему астрономы не могут предсказать появление комет?

  1. Какие тела Солнечной системы названы в тексте?

  1. Кто такие астрономы?

  1. Что изучает астрономия?

  1. Какие названия комет вы знаете?

  1. Какие планеты Солнечной системы вы знаете?



Предварительный просмотр:

СТРАТЕГИЯ « ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ».

Задание №1. Распредели из второй колонки вопросы в правый и левый столбики.

Тонкие вопросы

Вопросные слова

Толстые вопросы

КТО?

ЧТО?

ДАЙТЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ….

ГДЕ?

КОГДА?

МОЖЕТ….

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ …..

БУДЕТ …

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ …

КАК ЗОВУТ…

В ЧЕМ РАЗНИЦА ….

БЫЛО ЛИ….

ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …..

СОГЛАСНЫ ЛИ ….

ВЕРНО ЛИ …

ЧТО, ЕСЛИ…..

СТРАТЕГИЯ « ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ».

Задание №1. Распредели из второй колонки вопросы в правый и левый столбики.

Тонкие вопросы

Вопросные слова

Толстые вопросы

КТО?

ЧТО?

ДАЙТЕ ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОЧЕМУ….

ГДЕ?

КОГДА?

МОЖЕТ….

ПОЧЕМУ ВЫ ДУМАЕТЕ …..

БУДЕТ …

ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ …

КАК ЗОВУТ…

В ЧЕМ РАЗНИЦА ….

БЫЛО ЛИ….

ПРЕДПОЛОЖИТЕ, ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …..

СОГЛАСНЫ ЛИ ….

ВЕРНО ЛИ …

ЧТО, ЕСЛИ…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Стратегии смыслового чтения на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются вопросы работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках

Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....

Использование стратегий смыслового чтения на уроках.

Используя материал данной статьи, можно  выбирать наиболее рациональные  виды чтения для усвоения  учащимися нового материала, формировать у учащихся интерес  к чтению путем...

Технологическая карта урока (с использованием стратегии смыслового чтения и ИКТ)

Тема: "Соли - состав, классификация, номенклатура"Цель: охарактеризовать состав солей, классификацию, номенклатуру....

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...