Выступление «Семейные ценности в творчестве писателей XIX века»
статья

Статья «Семейные ценности в творчестве писателей XIX века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Позвольте представить вашему вниманию доклад на тему: «Семейные ценности в творчестве писателей XIX века»

СЛАЙД 2. Семья и семейные ценности – один из важнейших элементов фундамента культуры личности. Они служат базисом формирования нравственности человека. Семья и семейные отношения являются предметом изучения психологии, философии, социологии, истории и других гуманитарных дисциплин. Но именно языком художественной литературы можно доступно и интересно рассказать о семье.

СЛАЙД 3.Семью и внутрисемейные взаимоотношения можно назвать одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя. В российской классической литературе нет такого прозаика, в творчестве которого не отражалась бы тема отцов и детей, внутрисемейных отношений, поисков себя в новой реальности. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, A.M. Горький, М.А. Шолохов и многие другие мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму социально-бытовой сферы жизни, ведь семья – бесценный микромир личности, который символизирует собирательный образ Отечества. Острые вопросы жизни, неурядицы, горе и трагедии связаны, прежде всего, с внутренними проблемами домашнего очага. Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, описывая семейный уклад и традиции, изучая разные системы воспитания.

        Русская художественная литература XIX века сказала о семье гораздо больше, чем вся русская литература на протяжении веков. Вспомним пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль», роман И.А. Гончарова «Обломов», роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир» и другие. В романах, повестях, рассказах, пьесах предстают различные варианты семейной жизни.

СЛАЙД4,5.Одной из ведущих тем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является тема дома, семьи, семейных отношений. Автор представляет нам два семейства — Гриневых и Мироновых. Описание быта, традиций этих семей задают в повести тему русской патриархальной жизни.

СЛАЙД 6.Андрей Петрович Гринев наделен в повести многими достоинствами: он прямодушен, смел, честен, по-своему мудр. Для него значимы понятия чести и долга. «Береги честь смолоду», — напутствует он сына, отправляя его на военную службу. И сын следует его заветам.

СЛАЙД7.Столь же достойной в повести является и семья Мироновых. Это добрые, радушные, отзывчивые люди, которые принимают Гринева как родного. Глава семьи, Иван Кузьмич, — выходец из солдатских детей, простой, бесхитростный человек, добрый и честный, до конца исполняющий свой воинский долг. Своей скромностью, простодушием, умением выполнить свое дело без картинного героизма и показушной храбрости он напоминает нам лермонтовского Максима Максимыча, толстовского капитана Тушина. Капитан Миронов по-отечески заботится о своих солдатах и офицерах, в обращении с которыми он прост и добродушен.

         Так же добродушен Иван Кузьмич и в собственной семье. Он заботится о Василисе Егоровне, оберегает Машу от жизненных невзгод, от неверных поступков. Ведет хозяйство и создает уют в доме Василиса Егоровна, которая, как и подобает честной офицерской жене,  остается рядом с Иваном Кузьмичом до конца, тем самым являя собой пример верности и любви.

        Маша – Марья Ивановна – оказывается достойной дочерью капитана Миронова. Вспомним, как после дуэли и ранения Гринева молодые люди признаются друг другу в любви и как Маша требует, чтобы Гринев получил благословение родителей на их брак. А когда отец Гринева отказывает, Маша тверда в своем решении: «Нет, Петр Андреевич, я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле Божьей». Вот слова русской девушки, сохраняющей нравственные идеалы и заветы отцов.         
        
СЛАЙД 8. .В романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир” мысль семейная занимает очень важное место. Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человек не рождается на свет хорошим или плохим, таковым его делают семья и та атмосфера, которая внутри нее. На примере своих героев Лев Николаевич ярко показал разнообразие семейных отношений, их положительные и отрицательные стороны.

        Толстой представляет нам три светских семьи, которые показывает на протяжении почти пятнадцати лет, раскрывает семейные традиции и культуру нескольких поколений: отцов, детей, внуков. Это семьи Ростовых, Болконских и Курагиных. Три семьи так не похожи друг на друга, но так тесно переплетаются судьбы их воспитанников.

        
СЛАЙД 9. Истоки семьи Ростовых – любовь, взаимопонимание, искренность, естественность, гармония человеческих отношений.

        Граф и графиня Ростовы, сыновья Николай и Петр, дочери Наталья, Вера и племянница Соня. Все члены этой семьи образуют некий круг живого участия в судьбах друг друга. Неким исключением можно считать старшую сестру Веру, она держала себя несколько холоднее. Ростовы подчиняются голосу чувств, их семья наполнена любовью, нежностью, заботой. Все откровенны друг с другом, у них нет тайн и секретов. Может, эти люди и не отличаются особыми талантами, но они светятся изнутри семейным счастьем. К сожалению, на долю Ростовых выпадут страшные беды и испытания. Может, так им придётся расплатиться за счастье, которое было в доме на протяжении многих лет?.. Но, потеряв всё, семья снова оживёт, только в другом поколении, сохраняя традицию любви и уюта.         
        
СЛАЙД 10.Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из Болконских, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Семья Болконских принадлежит к старинной русской аристократии. Николай Андреевич Болконский более всего ценил в людях «две добродетели: деятельность и ум». Воспитывая своих детей, он развивал в них эти качества. И князь Андрей, и княжна Марья отличаются своим духовным воспитанием от других дворянских детей. Все члены семьи Болконских являются одним целым благодаря своей духовной связи.

        СЛАЙД 11.Семейство Курагиных представлено Толстым в противоположность двум предыдущим, потому что в этой так называемой «семье» разрушены духовные связи, Курагины не умеют любить и дарить заботу и нежность, это, скорее, пример того, какой семья не должна быть! Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную, в их семье процветаюттакие человеческие пороки, как лицемерие, жадность, порочность, глупость. Толстой показывает нам, что семьи, вроде Курагиных, в итоге обречены. Никто из её членов не способен «возродиться» из грязи и порока.

        Слайд 12. В эпилоге романа показаны две новые семьи. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых — Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых высокую духовность, а Николай продолжил чтить ценность семейного уюта и радушия.

        В русской литературе есть много хрестоматийных примеров воспитания человека в семье, к которым назрела необходимость обратиться в наше время. У нас есть, чем гордиться, есть, с кого братьпример, у кого учиться. Доказательство тому –отечественная литература, в основе которой – проблема человеческого существования как духовного процесса.

Спасибо за внимание!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по творчеству писателей XIX века

Урок-презентация "Родная природа в произведениях русских поэтов XIX века (Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, А.Н.Плещеев, А.В.Кольцов, Н.С.Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков) с анализами стихотворений по программе...

Статья "Учитель в творчестве писателей 20 века"

Тема "Учитель-ученик" всегда  в центре внимания писателей. В ХХ веке в этой теме обращались многие авторы: А. Лиханов "Благие намерения", В. Распутин "Уроки французского", Ю.В. Мамлеев "Урок", А....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

Традиции Л.Н.Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века.

Ученик исследует продолжение традиций Толстого в изображении войны в творчестве писателей ХХ века....

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ЮНОГО БЕЛГОРОДЦА ( 5 КЛАСС) МИР СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА И МАСТЕРА

Увлекательное путешествие в мир русской семьи. Работы современных белгородских художников помогут вам окунуться в реку народного добра, а мир русской семьи никого не оставит равнодушным. Увлекате...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Контрольная работа по литературе "Творчество писателей 19 века"(6 класс)

Готовая контрольная работа для учащихся 6 класса по творчеству писателей 19 века....