"Картотека речевых игр"
картотека

Чудинова Наталья Николаевна

Речевые игры-это разновидность игр с правилами.Речевая игра имеет определенную структуру,которая характерезует игру как форму обучения  и игровую деятельность одновременно.Я в свою копилку собрала речевые игры для средней группы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr.docx45.92 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель

Чудинова Н.Н.

Карточка №1

«У нас в группе новичок»

Цель – развитие связной речи детей, учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: кукла - мальчик

Ход игры: педагог говорит детям, что в группу пришел новенький мальчик, который никого не знает. Предлагает детям рассказать мальчику про себя.

Инструкция: педагог дает образец рассказа.

Карточка №2

«Придумай слово».

Цель – развитие речи и фонематического слуха, учить детей  правильно определять количество слогов в  слове.

Ход игры: педагогу  нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Например, учитель говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово.

Карточка № 3

«Моя семья»

Цель – развитие активного словаря детей, активизировать в  речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Ты любишь своих близких?

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

Карточка №4

«Кто найдёт предметы, названия которых содержат звук [с]»

  Цель: закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.

  Описание игры. Дана сюжетная картинка, на которой много предметных картинок, в том числе и содержащих в названии звук [с]

  Ход игры. Детям дают рассмотреть картинку и назвать нужные предметы. Выиграет тот, кто назовет больше предметов. Дети накладывают фишки на найденные картинки, а ведущий затем проверяет правильность выполнения задания и определяет победителя.

Примечание: можно использовать эту игру и для закрепления других звуков.

Карточка №5

«Кто как голос подаёт»

 Цель: расширение глагольного словаря по данной теме.

 Ход игры. Ведущий читает детям стихотворение Г. Сапгира.

Ветер весеннюю песню донёс

Песню пролаял охотничий пёс,

Волк эту песню провыл на опушке,

Дружно проквакали песню лягушки.

Бык эту песню, как мог, промычал.

Рысь промурлыкала,

Сом промычал.

Филин прогукал,

Уж прошипел,

А соловей эту песню пропел.

Воспитатель спрашивает, кто как голос подавал, одновременно показывая  предметные картинки с изображениями животных.

Карточка №6

«Словесная эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он произносит какое-нибудь слово  и передаёт эстафету рядом стоящему ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных очков.

Например: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет;  

кошка – мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

Карточка №7

«Наоборот»

Цель – активизировать словарный запас детей. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко,  внутри - снаружи, дальше - ближе). Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др.

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя  хором произносят нужное слово.

Карточка № 8

«Кто как разговаривает?»

Цель - расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то, или иное животное подаёт голос:

Корова  мычит

Тигр  рычит

Змея шипит

Комар пищит

Собака лает

Волк воет

Утка крякает

Свинья хрюкает
Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

Карточка № 9

«Кто где живёт?»

Цель: Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом  «в». Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Ход игры: Бросая  мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. Педагог - дети:

Кто живёт в дупле? Белка.

Кто живёт в скворечнике? Скворцы.

Кто живёт в гнезде? Птицы.

Кто живёт в будке? Собака.

Кто живёт в улье? Пчёлы

Кто живёт в  норе? Лиса.

Кто живёт в логове? Волк.

Кто живёт в берлоге? Медведь.
Вариант 2.

Где живёт медведь? В берлоге.

Где живёт волк? В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

Карточка № 10

«Ответь на вопросы»

Цель – учить ребенка давать полный ответ, правильно высказывать свои мысли.

Ход игры: Задайте ребенку вопросы следующего содержания:

  • «Как можно узнать, тепло на улице или нет?» (Посмотреть на градусник за окном.)
  • «Сварились макароны или нет?» (Проткнуть вилкой или попробовать.)
  • «Высохло ли платье?» (Потрогать.)
  • «Сладкий ли кофе?» (Попробовать.)
  • «Пишет ручка или нет?» («Попробовать писать.)
  • «Крепко ли завязана веревка?» (Потянуть.)
  • «Есть ли вода в стакане?» (Посмотреть.)
  • «Есть ли игрушки в закрытой коробке?» (Потрясти.)
  • «Есть ли кто дома?» (Позвонить в дверь или по телефону.)
  • «Работает ли пылесос?» (Включить.)
  • «Одинаковой ли длины нарисованы полоски?» (Измерить линейкой.)
  • «Интересная ли книжка?» (Прочитать.)
  • «Мягкий ли батон?» (Пощупать.)
  • «Любит ли кошка кашу?» (Попробовать накормить) и т. д.

Карточка № 11

«Часть – целое»

Цель – развивать умение определять слово по его части, умение выделить часть из целого предмета, формировать активный запас слов.

Ход игры. Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:

  • винт – вертолет, самолет;
  • колесо – автомобиль;
  • руль – велосипед;
  • парус – лодка;
  • вагон – поезд;
  • крыша – дом;
  • стрелка – часы;
  • кнопка – звонок;
  • страница – книга;
  • подоконник – окно;
  • каблук – ботинок;
  • козырек – фуражка;
  • клавиатура – компьютер;
  • дверь – комната;
  • стержень – ручка;
  • ветка – дерево;
  • лепесток – цветок;
  • шишка – елка;
  • семена – растения;
  • хвост – зверь;
  • чешуя – рыба;
  • крылья – птица;
  • панцирь – черепаха;
  • грива – лев.

Вариант 2. А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

  • дом – крыша, дверь;
  • корабль – штурвал, якорь;
  • велосипед – педали, колесо;
  • журнал – страницы, буквы;
  • компьютер – мышка, клавиатура;
  • часы – стрелки, цифры;
  • авторучка – колпачок, стержень;
  • пальто – воротник, рукава, пуговицы;
  • холодильник – лед, продукты;
  • чайник – крышка, носик;
  • удочка – поплавок, крючок;
  • цветок – лепестки, тычинки, пыльца;
  • дерево – ветки, кора, листья;
  • гриб – шляпка, ножка;
  • жук – лапки, усики, крылья;
  • бабочка – крылья, хоботок;
  • лиса – хвост, лапы;
  • яблоко – кожица, семечки;
  • кочан капусты – листья, кочерыжка.

Карточка № 12

«Отвечай быстро»

Цель – развивать быстроту реакции, умение правильно пождобрать предмет к цвету.

Ход игры. Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое  качество (вкус, форму) предмета.

Карточка № 13

«Кузовок»

 Цель - развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

Ход игры. Играющие усаживаются за столом. Воспитатель ставит на стол корзинку, затем спрашивает:

- Видите, дети, этот кузовок? Знаете, что можно класть в кузовок? В этот кузовок будете класть все, что можно назвать словом, оканчивающимся на -ок. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок и т.д.

Каждый положит в кузовок, что он хочет, согласно правилу,  и передаёт своему соседу, тот тоже положит что-нибудь из вещей, название которых оканчивается на  -ок, и передаёт кузовок дальше.

Карточка № 14

«Назови три предмета»

Цель – развивать связную речь, упражнять детей в классификации предметов.

 Ход игры. Воспитатель бросает мяч и называет одно слово, например, мебель. И предлагает  детям назвать три предмета, которые можно назвать одним словом мебель. например:

Мебель - стол, стул, кровать.

Цветы – ромашка, роза, василек.

Ягоды - …

Деревья - …

Животные - ….

         В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. Например, Воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».  Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят

Родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети часто играли в различные игры на классификацию предметов.

Карточка № 15

«Скажи по-другому»

 Цель - учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.

 Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовёт.

«Большой» - предлагает воспитатель. Дети называют слова: огромный, крупный, громадный, гигантский.

«Красивый» - «пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный».

«Мокрый» - «сырой, влажный»

«Холодный» - «ледяной, морозный, студеный».

Карточка № 16

«Что внутри?»

Цель – развивать активный словарь детей.

Ход игры. Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

дом - стол,

шкаф - свитер,

холодильник - кефир,

тумбочка - книжка,

пузырек - лекарство,

кастрюля - суп,

дупло - белка,

улей - пчелы,

нора - лиса,

автобус - пассажиры,

корабль - матросы,

больница - врачи,

магазин - покупатели.

Карточка № 17

«Горячий – холодный»

Цель -  закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры.  Педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Горячий- холодный

Хороший- плохой

Умный- глупый

Весёлый- грустный

Острый- тупой

Гладкий- шероховатый

Темный- светлый

Круглый- квадратный

Черный- белый и т.д.

Карточка № 18

«Кто может совершать эти действия?»

Цель - активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт- человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит- ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит- птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт- рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

Карточка № 19

«Чья голова?»

Цель - расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры.  Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья.

Карточка № 20

«Один – много»

Цель - закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры.  Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы             стул – стулья

Гора – горы               лист – листья

Дом – дома                носок – носки

Глаз – глаза              кусок – куски

День – дни                прыжок – прыжки

Сон – сны                  гусёнок – гусята

Лоб – лбы                 тигрёнок – тигрята

Карточка № 21

«Подбери признаки»

Цель - активизация глагольного словаря.

Ход игры. Педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос  и находят картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 Карточка №22

«Что бывает круглым?»

Цель - расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

– что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

– что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

– что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

– что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

Карточка № 23

«Назови ласково»

Цель - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова  можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина-картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

Карточка № 24

«Весёлый счет»

Цель - закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры. Педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

Один стол – пять столов

Один слон – пять слонов

Один журавль – пять журавлей

Один лебедь – пять лебедей

Одна гайка –  пять гаек

Одна шишка – пять шишек

Один гусёнок – пять гусят

Один цыплёнок – пять цыплят

Один заяц – пять зайцев

Одна шапка – пять шапок

Одна банка – пять банок.

Карточка № 25

«Паронимы»

Цель - развитие умения различать слова – паронимы на слух.

Материал. Карточки с изображением предметов.

Ход игры. Ведущий называет вслух слово. Тот ребенок, у которого на карте изображен данный предмет, должен поднять руку и произнести название своей картинки. Если ребенок ошибся необходимо найти правильный ответ.

Карточки со словами для игры: рак- мак, крыша- крыса, марка- майка, кадушка- катушка, коробок- колобок, душ- тушь, бант- бинт, суп- зуб, дым- дом, гайка- галка, банка- папка, лещ-лес, башня- пашня, кит- кот, уточка- удочка, мышка-мишка, рожки- ложки, шар- шаль, жесть- шесть, лама- рама, ушки-утки, санки- танки.

Карточка № 26

«Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество слогов в словах, произносимых вслух самим ребёнком.

Материал: картинки «хозяева»  и картинки «гости».

кот – сом, жук, рак, волк, крот, слон.

коза – оса, кабан, медведь, лиса, жираф.

крокодил – корова, ворона, обезьяна, курица, бегемот.

Ход игры. У каждого играющего – какой-нибудь домик. На столе разложены предметные картинки с изображениями различных животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями вниз. Дети выбирают себе нужные картинки из тех, что лежат изображениями вверх, - «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же слогов, сколько в слове – «хозяине», то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится  неподходящая картинка. Если количество слогов другое, картинка подкладывается в конец стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор входит по четыре картинки с каждым количеством звуков.

 Карточка № 27      

«Четвёртый лишний»

Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».

Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

 Ряд картинок для игры:

1. Рубашка, туфли, брюки, пиджак.

2. Яблоко, крыжовник, смородина, малина.

3. Телевизор, Шкаф, стул, кровать.

4. Кукушка, сова бабочка, сорока.

5. Тарелка, хлеб, кастрюля, ложка.

6. Ромашка, береза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

Карточка № 28

«Верно ли это?»

Цель- развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают.

Верно ли это?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?  

Л.Станчев                              

Карточка № 29

«Найди лишнее слово»

Цель - упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребёнку определить слово, которое является лишним. Читайте ребёнку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.

 Перечень серий слов:

1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2. Храбрый, злой, смелый, отважный.

3. Яблоко, слива, огурец, груша.

4. Молоко, творог, сметана, хлеб.

5. Час, минута, лето, секунда.

6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

7. Платье, свитер, шапка, рубашка.

8. Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Карточка № 30

«Размытое письмо»

Цель- упражнять в составлении распространенных упражнений.

Материал. Игрушечный мишка.

Ход игры. Воспитатель:

 - Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал …  Я попал в яму, потому что …  Там было так глубоко, что… Пришли охотники и …  Теперь я живу в…  У нас есть площадка для …  На площадке для молодняка есть много … Мы играем с …  За ними ухаживают…  Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из…  Надеюсь попасть в …  Как здорово уметь… Жди следующего письма из …  До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, воспитатель интонацией побуждает детей дополнять предложения.

Карточка № 31

«Придумай предложение»

Цель - развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры. Дети и Воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры:

         - Сегодня мы будем придумывать предложения. Я скажу какое-либо слово, а вы быстро придумаете с этим словом предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Даше мячик. Она возьмет мячик и быстро ответит «Я живу близко от детского сада». Затем она назовёт свое слово и передает мячик рядом сидящему. Слово в предложении должно употребляться в той форме, в какой его предлагает загадывающий.  Так по очереди по кругу  мячик переходит от одного играющего к другому. Если дети затрудняются при ответе, воспитатель помогает им.

Карточка № 32

«Подскажи словечко»

Цель - развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

Карточка № 33

«Что происходит в природе?»

Цель - закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? Светит, греет.

Ручьи – что делают? Бегут, журчат.

Снег – что делает? Темнеет, тает.

Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? Звенит, капает.

Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги.

Карточка № 34

«Веселый мяч»

Цель - развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «У меня веселый мяч. Он умеет смеяться: ха-ха-ха, хи-хи-хи. ».(Дети повторяют.)

«Если играет девочка, то мяч смеется: ха-ха-ха. Если играет мальчик, мяч смеется: хи-хи-хи. Когда мяч падает, дети говорят: ах-ох. Я буду бросать вам мяч. Вы должны поймать его, посмеяться и перебросить мяч мне. Если он упадет, то все скажите: ах-ох. »

Затем мальчики и девочки меняются местами.

Карточка № 35

«Ветер – ветерок»

Цель - развивать речевое внимание, голосовой аппарат детей.

Ход игры. Сильный ветер раскачивает деревья и громко шумит: «Ши-ши-ши» (Дети вместе с воспитателем поднимают руки вверх, сильно ими раскачивают и произносят звуки.) Ветерок раскачивает травку и тихо поет: «Ш-ш-ш». (Дети приседают, раскачивают руками и тихо произносят звуки) Воспитатель в произвольном порядке 6-8 раз говорит «Ветер», «Ветерок», а дети выполняют соответствующие движения.

Карточка № 36

«Птица с птенцами»

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Воспитатель называет твердый согласный звук, а ребенок мягкий согласный звук.

Карточка  № 37

«Закончи фразу»

Цель - развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать двустишие и закончить фразу.

«Не послушал зайка папу,

Отдавили зайке (лапу) .»

«Дети в скверике сидели

И мороженое (ели) .»

«А возле этой елки

Бродили злые (волки) ».

«Часто к озеру напиться

Ходит рыжая (лисица) ».

«Стала жаба важно квакать:

-- Ква-ква-ква, не надо (плакать) ».

«Мы не ели, мы не пили

Бабу снежную (лепили) ».

«Я не бегаю к врачу,

Я сама его (лечу) ».

«Вдруг небо тучей затянуло,

Из тучи молния (сверкнула) ».

«Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал (щенок) ».

«Как у нашей дочки

Розовые (щечки) ».

«Лучше мама не пищи,

Ты мне няньку (поищи) ».

Карточка № 37

«Какой? Какая? Какое?».

Цель – развивать умение детей правильно подбирать имена прилагательные к заданному предмету.

Ход игры. Воспитатель задает детям вопрос.

Овощи и фрукты.

1). Яблоко какое? (спелое, ароматное, жёлтое, сладкое, вкусное, круглое).

2). Огурец какой? (зелёный, длинный, солёный, свежий).

3). Лимон какой? (жёлтый, кислый, полезный).

4). Арбуз какой? ( спелый, красный, сахаристый, вкусный, сладкий).

5). Смородина какая? ( чёрная, спелая, полезная, крупная, сочная).

6). Банан какой? (жёлтый, спелый, вкусный, большой).

Явления природы.

1). Осень какая? (золотистая, поздняя, щедрая, дождливая, тёплая, холодная).

2). Снег какой? ( белый, пушистый, мягкий, колючий).

3). Мороз какой? (сильный, лютый, бодрящий).

4). Лёд какой? (твёрдый, блестящий, гладкий).

 Птицы.

1). Воробей какой? (маленький, взъерошенный, крикливый, забавный, потешный, весёлый, прожорливый, невзрачный).

2). Соловей какой? (голосистый, весёлый).

3). Орёл какой? (грозный, большой).

4). Индюк какой? (важный, ворчливый).

5). Цыплёнок какой? (жёлтый, забавный, круглый, пушистый).

Карточка № 38

«Что лишнее».

Цель – развивать умение выделять лишний предмет из группы.

Транспорт.

  1. Самолёт, аэроплан, дельтаплан, ковёр-самолёт.
  2. Грузовик, трамвай, троллейбус, автобус.
  3. Велосипед, самокат, мотоцикл.
  4. Пароход, теплоход, катер, лодка.
  5. Троллейбус, трамвай, автобус, поезд.
  6. Самолёт, вертолёт, мотоцикл, аэроплан.
  7. Пароход, пешеход, теплоход.

 Обувь, одежда.

  1. Босоножки, валенки, туфли, сандалии.
  2. Косынка, кепка, шляпа, ботинки.
  3. Туфли, платье, рубашка, юбка.
  4. Пальто, шуба, сапоги, куртка.
  5. Шапка, босоножки, куртка, шарф.

Посуда, продукты.

  1. Чашка, кружка, блюдце, стакан.
  2. Вилка, ложка, нож, тарелка.
  3. Кастрюля, сковородка, тарелка, чайник.
  4. Каша, макароны, картофель, компот.

Птицы.

  1. Гусь, курица, индюк, ворона.
  2. Гусь, утка, лебедь, воробей.
  3. Галка, воробей, скворец, ласточка.
  4. Ворона, сорока, скворец, синица.
  5. Птицы, животные, журавль, насекомые.

Цветы, овощи, фрукты.

  1. Ромашка, васильки, грузди, лютики.
  2. Клубника, лютик, клюква, земляника.
  3. Подберёзовик, груздь, лисичка, мак.
  4. Помидор, апельсин, капуста, лук.
  5. Тыква, клубника, брусника, малина.
  6. Яблоки, груши, огурцы, сливы.
  7. Огурец, яблоко, капуста, репа.
  8. Овощи, фрукты, ягоды, малина.

Карточка № 39

«Комары и жуки»

Цель - учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж].

Ход игры. Педагог делит детей на 2 группы: жуки и комары. Один из детей сова. По сигналу педагога «Комары летят, комары гудят» дети – «комары» вылетают и гудят [з-з-з]. По сигналу педагога вылетают жуки [ж-ж-ж].

Сова: «Я – сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю. Лечу». На слово «лечу» ребенок «сова» делает взмах руками, как крыльями и ловит детей.

Карточка № 40

«Объясните, почему…»

Цель - научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры. Ведущий объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части.

Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                      

Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                    

Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                  

Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

Карточка № 41

«Скажи по - другому»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи: учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»

Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому»:  «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»

У папы серые глаза – Папа сероглазый

У брата румяные щеки – Брат румянощекий

У сестры карие глаза – Сестра кареглазая.

Карточка №42

«Кто приехал»

Цель – развитие активного словаря детей, активизировать  словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Кто приехал?                     (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

 Мы, мы, мы!                     (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)

 Мама, мама, это ты?       (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да                          (хлопает кончиками указательных пальцев)

 Папа, папа, это ты?         (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                         (хлопает кончиками средних пальцев)

 Братец, братец, это ты?

 или:

 Ах, сестричка, это ты?    (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                         (хлопает кончиками безымянных пальцев)

 Дедушка, а это ты?

 или:

 Бабушка, а это ты?          (хлопает кончиками больших пальцев)

 Да, да, да!                         (хлопает кончиками мизинцев)

 Все мы вместе,

да, да, да!                          (хлопает в ладоши)

Карточка №43

«Расскажи про семью»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи: обобщить знания детей по теме «семья»,  учить детей составлять сюжетный рассказ, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Материал предназначен для воспитателей и логопедов ДОУ...

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы...

КАРТОТЕКА речевых игр и упражнений "Ручейки грамотной речи"

В КАРТОТЕКЕ представлены игры и упражнения для формирования правильной, грамотной, красивой речи. Эти игры и упражнения могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители. КАРТОТЕКА цветна...

Картотека речевых игр и упражнений

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речи дошкольноков по разным разделам. Игры и упражнения направлены на развитие и совершенствование:- фонематического слуха и слухового внимания-...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека речевых игр создана для детей старшего дошкольного возраста. Предлагая детям эти игры вы развиваете связную, грамматически правильную речь...

Картотека речевых игр

Картотека речевых игр...

Картотека речевых игр

В картотеки игр родители могут подобрать игру и поиграть в домашних условиях...