Основы организации выездных массовых туристских мероприятий
учебно-методический материал

Михайлова Надежда Валерьевна

Организация массовых выездных туристских мероприятий это трудоемкий процесс, требующий учета многих моментов. В материале можно найти материал по подготовке материально-технической базы, судейских кадров, организации безопасности и многое другое. Материал будет интересен учителям, организаторам массовой работы в школе, педагогам и методистам дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Основы организации выездных массовых

туристских мероприятий.

Выполнил: педагог дополнительного

 образования, методист ГБУ ДО ДДТ «Павловский»

Пушкинского района СПб

Михайлова Н.В.

Содержание:

Введение

  1. Положение о мероприятии
  1.  Цели и задачи
  2. Время и место
  3. Организаторы
  4. Участники
  5. Программа
  6. Определение результатов
  7. Условия приема участников
  1. План подготовки слета, соревнований
  2. Судейская коллегия
  3. Место проведения
  4. Материально-техническое обеспечение
  5. Организация питания участников и судей
  6. Медицинское обслуживание
  7. Подготовка участников
  8. Награждение победителей
  9. Обеспечение безопасности
  10. Обеспечение картографическим материалом
  11. Организация информации

В современном дополнительном образовании туристско-краеведческое направление становится одним из наиболее динамично развивающихся. Патриотизм, любовь к природе, защита окружающей среды, здоровый и активный образ жизни, пропагандируются на самых высоких уровнях власти.

В планах районных Комитетов образования, а также в планах учреждений основного и дополнительного образования появляется все больше туристических мероприятий. Муниципальными образованиями выделяются средства на покупку снаряжения. Появляется достаточная материально-техническая база.

Но не все методисты и туристские организаторы, занимающиеся проведением туристских слетов и соревнований, имеют достаточный походный и соревновательный опыт.

Цель данной работы: основные вопросы организации туристского слета, рекомендации по его проведению.

Работа предназначена для методистов домов детского творчества, педагогов школьных ОДОД и т.д. Общая цель данной работы видится в обеспечении безопасности как одной из важнейших составляющих туризма.

  1. Положение о мероприятии

Основным документом, регламентирующим проведение слета или соревнований, является положение. Очень важно, чтобы положение было готово заблаговременно, так как команды, готовящиеся к участию в соревнованиях, должны знать, что их ожидает. При разработке положения и программы надо исходить из конкретных целей, задач и возможностей проводящей организации и уровня подготовки участников. Нельзя слепо переносить программу и условия областных соревнований на школьные, ведь организационные, судейские, материальные возможности различны, тем более, несопоставим опыт их участников.

 Положение об областном, городском слете или соревнованиях должно быть направлено в организации не позднее, чем за два месяца до их начала, и должно освещать следующие вопросы:

  1. Цели и задачи туристских мероприятий

Очень часто этот раздел переписывается из года в год без изменений, хотя вся программа должна быть подчинена целям и задачам, которые ставятся перед конкретными соревнованиями. На самом массовом уровне – это, прежде всего, пропаганда туризма и обучение, обмен опытом, а на высшем уровне – проверка подготовленности и выявление сильнейших команд. Если в целях и задачах указаны вопросы воспитательной работы, значит, в программе должны быть предусмотрены виды или конкурсы, обеспечивающие их выполнение.

  1. Время и место

В этом разделе разъясняется следующее: дата проведения, время прибытия команд, место проведения, способы подъезда, дата и место проведения совещания представителей.

1.3 Организаторы

В разделе объясняется, кто отвечает за вопросы организационной подготовки соревнований, на кого непосредственно возлагается проведение соревнований, сообщается состав главной судейской коллегии (гл. судья и гл. секретарь).

1.4 Участники

В этом разделе определяются команды, их возрастной и количественный состав, уровень туристской подготовки. При участии в соревнованиях нескольких возрастных групп необходимо указать, что переход в старшую возрастную группу возможен только при наличии специального допуска врача и тренера. На школьных и районных соревнованиях возрастные группы чаще всего комплектуются по классам – учащиеся 5-6, 7-8 классов и т.д. На соревнованиях более высокого ранга группы комплектуются из участников определенных годов рождения, т. е. в группе МЖ-15 между собой могут соревноваться учащиеся, которым на момент соревнований еще 15 или уже 16 лет.

1.5 Программа

 Уточняются соревновательная и конкурсная программы, даются характеристики дистанций, количественный состав команды для участия в каждом виде. Желательно конкретно указать распределение видов по дням.

1.6 Определение результатов

В этом разделе по каждому виду программы формулируются принципы распределения мест и зачетных очков, причем это должно делаться в соответствии  с правилами. Обязательно оговаривается система определения мест в комплексном зачете, при этом указывается, какому виду дается преимущество в случае равенства мест-очков. Необходимо указать, как будут учитываться результаты команд, не принявших участие в каком-либо виде программы, а также сошедших или снятых с дистанции. Указывается, какими наградами будут отмечаться команды-призеры, а также отдельные участники.

1.7 Условия приема участников

В разделе следует объяснить условия размещения участников, приготовления пищи, а также перечень снаряжения или оборудования, необходимого для участия в конкурсах и соревнованиях. В случае предоставления судейского снаряжения это должно быть оговорено в положении.

Так как в положении трудно осветить подробно порядок проведения и особенности видов соревнований, к положению рекомендуется добавить условия проведения каждого вида соревнования, в которых оговаривается порядок организации, количество этапов, длина дистанции, действия участников, необходимое снаряжение, система судейства, подведение итогов. Можно сообщить, что перечень этапов примерный, возможны изменения.

Подробно разработанные условия помогут командам в подготовке к соревнованиям, облегчат работу судьям. Условия лучше высылать вместе с положением.

  1. План подготовки туристского мероприятия

Мероприятие пройдет без срывов, если его готовить заблаговременно, по определенному плану, выполнение которого должна четко контролировать проводящая организация. Рекомендуется следующий примерный план подготовки районного туристского слета или соревнования:

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

Разработка и утверждение Положения, условий проведения видов соревнований, рассылка на места

За 3 месяца

Проводящая организация

2

Составление и утверждение сметы

За 2 месяца

Проводящая организация

3

Создание оргкомитета, утверждение плана его работы

За 2 месяца

Проводящая организация

4

Утверждение главной судейской коллегии и инспектора

За 3 месяца

Проводящая организация

5

Комплектование судейской коллегии

За 1 месяц

Главный судья

6

Выбор места проведения, получение разрешения от местной администрации

За 2 месяца

Проводящая организация

7

Привлечение к подготовке различных организаций, учреждений, творческих союзов

За 2 месяца

Проводящая организация

8

Разработка подробной программы

За 2 месяца

Оргкомитет

9

Разработка сценария открытия, организации досуга участников

За 1 месяц

Оргкомитет

10

Пропаганда и агитация:

- организация предварительной информации в печати и по местному радио

- приглашение корреспондентов

- подготовка эмблем, вымпелов, афиш и др.

За 2 месяца

За 1 месяц

За 2 месяца

Оргкомитет

Оргкомитет

Оргкомитет

11

Подготовка картографического материала

За 2 месяца

Гл. судья, оргкомитет

12

Материально-техническое обеспечение:

- подготовка снаряжения

-обеспечение радио- и телефонной связи, наглядной информации

- подготовка оформления лагеря, мест соревнований

- решение санитарных вопросов: питьевая вода, места для умывания и мытья посуды, туалеты, мусоросборники

- обеспечение электричеством

- приобретение канцелярских и хозяйственных принадлежностей

- подготовка документации

За 1 месяц

Комендант

Оргкомитет, гл. судейская коллегия

Комендант

Комендант

Комендант

Комендант

Гл. секретарь

13

Решение вопросов транспортного обеспечения участников и судей

За 1 месяц

Оргкомитет

14

Решение вопросов организации питания участников и судей

За 1 месяц

Оргкомитет

15

Проведение консультаций для участников и представителей

За 1 месяц

Гл. судья

16

Приобретение призов и наград, подготовка грамот, дипломов

За 1 месяц

Оргкомитет, гл. судья

17

Планирование и подготовка дистанции соревнований

За 1 месяц

Гл. судья

18

Решение вопроса организации торговли продуктами и промтоварами, газетами, сувенирами

За 1 месяц

Оргкомитет

19

Приглашение ан соревнования ветеранов войны и труда, представителей общественных организаций, воинских частей.

За 1 месяц

Оргкомитет

20

Проведение судейского уставного семинара

За 3 дня

Главный судья

21

Разметка поляны, палаточного городка, мест построения

За 3 дня

Комендант

22

Инспекция дистанций, карт

В дни соревнований

Гл. судья, инспектор

23

Подготовка и развертывание выставки, рассказывающей об опыте работы

В дни соревнований

Комендант

24

Обеспечение безопасности на соревнованиях и в лагере

В дни соревнований

Зам. гл. судьи по безопасности

25

Размещение участников и судей, членов оргкомитета

В дни соревнований

Комендант

26

Работа комендантской службы

В дни соревнований

Комендант

27

Встреча команд и их отправка

В дни соревнований

Оргкомитет

28

Организация питания участников, судей

В дни соревнований

Оргкомитет

29

Работа по охране природы

В дни соревнований

Комендант

30

Проведение соревнований

В дни соревнований

Главный судья

31

Работа медицинского персонала с круглосуточным дежурством

В дни соревнований

Зам. гл. судьи по медицине

32

Проведение награждения

В дни соревнований

Гл. секретарь

33

Обеспечение круглосуточного дежурства сотрудников управления внутренних дел

В дни соревнований

Оргкомитет

34

Сдача территории лагеря после выезда команд представителям местной администрации

В дни соревнований

Комендант

35

Распечатка результатов, подготовка итоговых материалов, справки и приказа по итогам соревнований

7 дней после соревнований

Гл. судья, гл. секретарь

36

Сдача инвентаря и снаряжения

После соревнований

Комендант

  1. Судейская коллегия

Главная судейская коллегия соревнований комплектуется заранее, принимает участие в выборе места соревнований, разработке условий, планировании дистанции, а главное – в комплектовании судейских бригад.

На туристских соревнованиях школьников чаще всего главными и старшими судьями назначаются люди, имеющие педагогический и туристский опыт, а рядовыми судьями – школьники, занимающиеся в туристских кружках и имеющие опыт участия в туристских соревнованиях.

Для того чтобы судейство прошло на высоком уровне, необходимо перед началом соревнований провести установочный семинар, ан котором подробно осветить все вопросы проведения соревнований, сформировать бригады судей, отработать систему взаимодействия между ними. Во время многодневных соревнований рекомендуется вывешивать в судейском лагере список всех судей и график их работы с указанием конкретных обязанностей на различных видах и этапах. Это позволит судьям знать четко свое место, а главному судье – при необходимости оперативно переводить судей с одного участка на другой.

  1. Место проведения

Правильный выбор места соревнований играет большую роль в их успешном проведении. Обычно здесь приходиться выбирать: место может устраивать организаторов, но быть не очень удобным для постановки дистанций, или, наоборот, - идеальные условия для постановки дистанций, но сложности с подъездом и решением других организационных вопросов. При проведении соревнований школьников надо останавливаться на первом варианте, так как интереснейшая дистанция может быть поставлена хорошим начальником – мастером своего дела – на любой местности, а вот отсутствие хороших подъездных путей на случай эвакуации лагеря или заболевшего участника может стать серьезной проблемой для организаторов. При выборе места соревнования необходимо наличие следующих факторов: поляны ил редкого леса для постановки лагеря, торжественных церемоний, проведения различных спортивных мероприятий; реки ил ручья, других источников воды для приготовления пищи, мытья посуды, умывания участников; дороги для завоза на поляну продуктов и дров, заезда машины «скорой помощи» и другого транспорта; близкого расположения пионерского лагеря, профилактория или базы, имеющих телефонную связь, от которых можно провести электричество и в помещении которых можно провести ряд мероприятий в случае плохой погоды; картографического материала для подготовки и проведения соревнований. Если такое место есть на примете, организаторы с представителями главной судейской коллегии должны выехать в район соревнований, уточнить все организационные моменты, сделать предварительную планировку поляны, узнать, кто является землепользователем данного участка, встретиться с лесниками. После того как место предварительно выбрано, необходимо получить согласие местных органов власти на проведение в данном районе соревнований. На соревнованиях школьников районного масштаба и выше – это обязательное условие, так как к их проведению привлекаются многие организации: органы здравоохранения, внутренних дел, культуры, лесного хозяйства, торговли и другие, для которых обязательным является решение администрации.

При выборе места надо помнить, что, если в этом районе велись бои во время войны, необходимо получить консультации в военкомате о наличии взрывоопасных предметов, а в случае необходимости – вызвать саперов для проверки местности.

Наиболее удобен такой вариант, когда есть 2-3 традиционных места, которые используются для проведения соревнований школьников поочередно. В этом случае легче решаются организационные и судейские вопросы, а для участников это не имеет большого значения, так как школьники за редким исключением, не сумеют за период своих занятий туризмом в школе побывать дважды в одном и том же месте. При выборе места необходимо проверить качество воды, возможность использования ее для питья, получив заключение санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Определяются места забора воды, мытья посуды, купания, они оборудуются соответствующим образом – мостками, ступеньками, указателями и ограждениями.

 Необходимо решить вопрос с лесничеством о выделении дров и завозе их в лагерь. Традиционный общий костре на соревнованиях должен располагаться не ближе 50 метров от кромки леса, площадка под костер должна быть оборудована следующим образом: в центре снят дерн, на расстоянии 1-1,5 метра от огня делается полоса земли шириной60-80 см, чтобы не загорелась трава вокруг. При постановке дистанции соревнований судейская коллегия также должна помнить об охране природы – снимать после соревнований маркировку, разумнее планировать нагрузку троп, не допускать порубки зеленых насаждений, использовать сухостой и поваленные деревья.

На местах старта и финиша, которые обычно планируются на открытых сенокосных полянах и где бывает большая масса людей, рекомендуется выкосить участки травостоя, ограждая волчатником места, которые нежелательно вытаптывать.

  1. Материально-техническое обеспечение

Успешное проведение соревнований невозможно без наличия качественного инвентаря и снаряжения, как для работы судейских бригад, так и для обеспечения жизнедеятельности лагеря и различных служб. Задолго до начала соревнований все службы и главные судьи должны сделать заявку на необходимое снаряжение в организацию, проводящую соревнования. На основании заявок делается сводный список. Комендант должен решить вопрос обоснованности и необходимости заявленного снаряжения. После этого выясняют, что есть в наличии, недостающее закупают. Часть снаряжения можно заготовить силами кружковцев, предоставив необходимые материалы. Это, например, различные колышки, таблички, ограждения и др. протоколы, карточки участников надо заказывать заблаговременно. Комендант должен предусмотреть материалы для сооружения временных туалетов, мостков для мытья посуды, навеса и стола для питания и работы судей на случай дождя, а также позаботиться о приобретении термосов, лопат, топоров и другого оборудования. Кроме палаток для проживания судей, надо иметь еще и большие палатки для работы судей, для медпункта, торговли, проживания представителей различных служб.

  1. Организация питания участников и судей

Сложным вопросом является организация питания участников соревнований и судей.

На соревнованиях небольшого масштаба вопросы питания решаются как участниками, так и судьями самостоятельно. Однако при проведении районных и, тем более, областных соревнований возникает необходимость обеспечения участников и судей питанием централизованно. Чаще всего продукты доставляются к месту соревнований каким-либо продовольственным магазином или организацией. Не исключено и развертывание на месте соревнований мини - магазина, в котором продают хлеб, овощи и фрукты и др.

Судьи обеспечиваются питанием централизованно, поэтому можно порекомендовать привлечь к их обслуживанию учащихся СПТУ, обучающихся на поваров, или возложить решение этого вопроса на комендантскую группу. Во время соревнований, когда судьи не могут покинуть свой пост, необходимо организовать доставку питания в термосах прямо на этапы.

  1. Медицинское обслуживание

Охрана здоровья участников является одной из важнейших задач организаторов, судейской коллегии. Контроль за ее выполнением осуществляет заместитель главного судьи по медицине или врач соревнований. На соревнованиях районного масштаба и выше обязательно наличие машины «скорой помощи». При подаче заявки на обслуживание соревнований в органы здравоохранения необходимо указать количество участников, место проведения и пути подъезда, время подачи, программу соревнований, обязательно указать специфику видов, с тем, чтобы врач при комплектовании аптечки сумел подобрать нужные медикаменты.

Медицинское обслуживание соревнований начинается с проверки заявок. Врач должен проверить наличие у каждого участника разрешения врача на участие в конкретных соревнованиях, а в случае несоответствия возраста – наличие специального разрешения врача и тренера. Врач соревнований совместно с начальниками дистанций организует пункты медицинской помощи на дистанциях, обеспечивает контролеров необходимыми медикаментами. Так как при проведении туристских соревнований каждая команда обязана иметь медицинскую аптечку, врач совместно с судейской коллегией обязан проверить наличие медикаментов, а в случае нехватки каких-либо препаратов помочь в доукомплектовании. При проверке навыков оказания первой доврачебной помощи врач принимает самое активное участие в подготовке и судействе данного этапа. Местонахождение врача должно быть известно всем судьям, представителям и участникам; сам он должен иметь отличительный знак, а медицинская палатка – отмечена знаком «красный крест». В палатке должны быть предусмотрены кровати-раскладушки, носилки для транспортировки заболевших или травмированных участников. В случае необходимости транспортировки заболевшего или травмированного участника врач сам или с привлечением другого медицинского работника обеспечивает его доставку в ближайшее медицинское учреждение. С пострадавшим обязательно должен поехать представитель или тренер. После окончания соревнования врач должен осветить в отчете главного судьи вопросы организации медицинского обслуживания, указать все случаи травм и заболеваний участников, принятые меры.

  1. Подготовка участников

Для того чтобы соревнования прошли успешно, достигли своей цели, необходимо провести большую работу по подготовке участников, тренеров и представителей. Мало разработать подробные условия, надо провести еще и ряд консультаций и занятий с ребятами. Разрабатывается план проведения групповых консультаций, на которых идет обучение ребят, и в то же время, судьи могут представить, с какой категорией участников им придется работать, что обязательно отразиться на постановке дистанций. Также можно рекомендовать проведение занятий на местности, когда сначала демонстрируется выполнение различных заданий, а потом дается время на самостоятельное выполнение этих упражнений, и проводятся минисоревнования.

На самих соревнованиях обязательно надо проводить консультации с капитанами, так как чаще всего взрослые руководители, участвуя в совещаниях, мало задают уточняющих вопросов, боясь показаться некомпетентными и, соответственно, не доводят всю информацию до участников. Необходимо перед полосой препятствий провести капитанов по дистанции, объясняя порядок препятствий, систему штрафов, порядок действия участников.

  1. Награждение победителей

Процедура награждения является заключительным аккордом соревнований и обычно проводится на торжественном закрытии соревнований. На соревнованиях школьников не надо бояться большого количества призов и наград, ведь ребята придают им гораздо больше значения, чем взрослые. Поэтому важно помнить об этом еще до начала соревнования и договориться с различными организациями, принимающими участие в проведении соревнований, об учреждении специальных наград, которые будут вручаться помимо основных призов за спортивные достижения.

Для того чтобы процедура награждения прошла четко и быстро, надо назначать ответственного за этот участок работы. Грамоты и дипломы нужно готовить заранее, до начала соревнований, оставив место для того, чтобы вписать команды или участников. После утверждения результатов каждого вида рекомендуется сразу же заполнить грамоты и дипломы, а если программа соревнований комплексная, и рассчитана на несколько дней, на торжественных построениях вручать их с тем, чтобы на закрытие оставить только основные награды.

Необходимо подготовить сценарий закрытия, в котором определить порядок вручения призов и наград, а также указать лиц, вручающих эти награды. В список вручающих должны быть включены представители организаций, члены судейской коллегии, почетные гости, очень важно, чтобы место проведения процедуры было подготовлено заранее, призы и награды лежали в определенном порядке на столе, работал микрофон. Очень важно, чтобы призы и награды вручающим подавал человек, непосредственно их готовивший и знающий весь порядок награждения.

  1. Обеспечение безопасности

В состав судейской коллегии должен входить заместитель главного судьи по безопасности – хороший организатор из числа опытных туристов. Его слово должно быть решающим в вопросах безопасности при постановке дистанций, планировании мероприятий, допуске отдельных участников. Заместитель главного судьи по безопасности комплектует временный контрольно-спасательный отряд из числа начальников дистанций, судей, медицинских работников, которые в случае необходимости быстро подключаются к проведению спасательных мероприятий. Заранее, до начала соревнований, готовится план проведения поисково-спасательных работ, определяются люди, транспорт, соответствующее снаряжение.

Заместитель главного судьи по безопасности участвует в приеме дистанции соревнований, подписывает акты приемки. При подготовке технических этапов производится очистка склонов от свободно лежащих камней, закрепление мест крепления веревок, ставятся ограждения опасных мест, предупреждающие об опасности знаки, надписи. При планировании этапов необходимо предусмотреть возможность эвакуации пострадавшего участника, если возникнет такая необходимость. На этапах должны находиться средства оказания первой доврачебной помощи.

Представители контрольно-спасательного отряда участвуют в подготовке судейского инвентаря, связанного с организацией технических этапов, а также проверяют перед выходом на трассу снаряжение участников.  Заместитель главного судьи готовит памятку по обеспечению безопасности, с которой знакомятся не только представители, но и участники команд. В этой памятке должно быть уделено особое внимание соблюдению дисциплины и порядка на соревнованиях, выполнению режимных моментов. Необходимо подчеркнуть запрет на употребление в пищу незнакомых грибов и ягод, выход на дистанцию и создание помех работе судей и участников.

Большинство несчастных случаев в туризме происходит на воде, поэтому вопросам организации купания на соревнованиях следует уделить особое внимание. Для купания выбирается неглубокое место, проверяется дно, ограждается участок, вешаются спасательные круги. Участники должны знать, что купаться можно только в присутствии руководителя команды.

Для обеспечения безопасности лагеря в ночное время обычно организуется дежурство сотрудников милиции, а при их отсутствии – дежурство руководителей команд по скользящему графику. В соответствии с правилами соревнований в случае возникновения условий, ставящих под угрозу безопасность участников, соревнования должны быть отложены, а уже начавшиеся прерваны. Необходимо помнить, что к соревнованиям допускаются участники, которые имеют разрешение врача на участие, причем участник должен вступать только в своей возрастной группе. Сами соревнования ни в коем случае нельзя проводить без присутствия врача, а на крупных соревнованиях – машины «скорой помощи». Очень облегчает работу наличие транспорта, который патрулировал бы по дорогам, проходящим в районе соревнований. Перед началом соревнований, в информации о дистанциях, необходимо указать участникам в какую сторону двигаться, если они заблудятся. В информации о дистанциях необходимо сообщить участникам обо всех опасных местах, причем желательно эти места отметить на карте.

  1. Обеспечение картографическим материалом

Одним из важнейших требований к месту проведения туристского мероприятия является наличие картографического материала на данный район. Обычно на места проведения соревнований имеются карты для ориентирования, которые можно получить через федерацию ориентирования, станции юных туристов.

Иногда используются выкопировки с топографической карты, однако для соревнований они мало подходят, так как вследствие генерализации опущены многие детали: тропинки, мелкие формы рельефа, и наоборот, показаны те объекты, которые не нужны для соревнований.

Для проведения соревнований, как правило, используют спортивные карты масштаба 1:10000, 1:15000 или 1:20000, отражающие практически все элементы местности, проходимость различных участков леса, что важно при выборе путей движения по дистанции.

Если карта выпущена давно и на местности произошли изменения, необходимо провести корректировку. На выполнение этой работы, а также на подготовку новой карты можно заключить договор с начальником дистанции или опытным ориентировщиком. Также можно заключить договор со студентами геодезических ВУЗов. Корректировку лучше проводить ранней весной или осенью, когда нет листвы и видны все мельчайшие детали местности.

Помимо карт крупного масштаба для проведения слета необходимо иметь обзорную карту или схему района проведения соревнований с указанием населенных пунктов, дорог, рек, ручьев. На этой карте должны быть нанесены пункты оказания медицинской помощи, почтовые отделения, управления внутренних дел, то есть все те организации, которые могут понадобиться при возникновении чрезвычайных ситуаций, при проведении поисковых работ.

  1. Организация информации

Большой недостаток туристских соревнований – отсутствие в большинстве видов зрелищности, ведь основные события происходят в лесу и за действиями команд зрители наблюдать не могут. Поэтому особое значение имеет организация информации о ходе соревнований, а также предстартовое информирование участников, которое знакомит их с порядком прохождения этапов, действиями на дистанции. Для решения этих вопросов в составе судейской коллегии создают службу информации, на которую возлагают всю работу по организации как наглядной, так и радио информации.

Большая часть работы службы информации должна быть проделана до начала соревнований: подготовлены стенды для вывешивания информации, протоколы. Стенды должны быть установлены в таких местах, чтобы участники могли беспрепятственно ознакомиться с информацией, не мешая работе судейской коллегии. Стенды должны быть оборудованы защитными козырьками от дождя. На общих информационных стендах должны размещаться следующие материалы: положение о соревнованиях, условия проведения отдельных видов, программа мероприятия, желательно иметь памятку по безопасности и правилам поведения на природе.

Служба информации может справиться со своими задачами только при самом тесном взаимодействии с другими бригадами. Все моменты подачи информации, порядок ее поступления, проверка ее достоверности должны быть оговорены заранее, определены ответственные от каждой бригады, с которой должна работать служба информации.

Литература

  1. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. – М.: Профиздат, 1990
  2. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся: учебно-методическое пособие.- М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2003
  3. Константинов Ю.С. Туристские соревнования. – М.: Гео, 1995
  4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. – М.: ЦДЮТур МО РФ
  5. Куликов В.М. Топография и ориентирование в туризме. – М.: ЦДЮТур МО РФ
  6. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований. – М.: Владос, 1997
  7. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. – М.: Владос, 2000
  8. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков. / Под ред. Губаненкова С.М. – СПб.: Петрополис, 2007
  9. Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации. – М.: ЦДЮТур МО РФ
  10. Сафронов В.А. Подготовка, проведение и судейство районных туристских соревнований школьников. – М.: ЦДЮТур МО РФ
  11. Туризм в школе: Книга руководителя путешествия. / И.А. Верба, С.М. Голицын, В.М. Куликов. – М.: Физкультура и спорт, 1983
  12. Усков А.С. Практика туристских путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению. – СПб.: ГЕОС, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Организация спортивно-массовых мероприятий в рамках работы педагога-организатора

Положение о проведение школьного исследовательского проекта приуроченного к году защиты окружающей среды...

Методические материалы по организации и проведению туристско-краеведческих мероприятий в условиях летнего загородного лагеря (центра)

В брошюре собран материал  по вопросам организации  туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере. Даются практические рекомендации, материалы реализации программы профильной сме...

Доклад на августовской конференции "Организация спортивно-массовых мероприятий для школьников города Когалыма"

Краткий анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в городе Когалыме. Секция: Система поддержки талантливых детей...

Массовые туристско-краеведческие мероприятия как средство воспитания у учащихся любви к родному краю

Туристско-краеведческой деятельности принадлежит  важная роль  в обучении, воспитании, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумном  использовании...

Содержание и организация спортивно-массовых мероприятий

Материал преднозначен для учителей физической культуры, организоторов по внеклассной работе и классных руковадителей.                       ...

Массовые туристско-краеведческие мероприятия МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Старый Оскол, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Статья о мероприятиях и конкурсах , проводимых Центром детского и юношеского туризма и экскурсий города Старый Оскол с учащимися детских объединений и школ города и района  Старооскольского город...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ по организации досуговых и воспитательных мероприятий по месту жительства, используя формы проведения массовых мероприятий.

В условиях крупных социально-экономических и политических, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм ор...