Материалы выступлений. Публикации.
статья

Соколкина Ольга Павловна

Предварительный просмотр:

Школа и семья: пути эффективного взаимодействия в формировании духовно – нравственного воспитания обучающихся

(из опыта работы)

Соколкина О.П., МБОУ «СШ № 10»

В своем выступлении я представлю опыт работы нашей образовательной организации с родителями обучающихся в формировании духовно – нравственных ориентиров.

В концепции модернизации Российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Перед школой поставлена вполне конкретная задача – воспитать гражданина. Основные нормативные документы определяют для нас результат, а вот пути каждое образовательное учреждение находит свои.

Как же воспитать настоящего человека в настоящее время? Время глобальных изменений?

Страна и общество возвращаются к ценностям, традициям, накопленным предшествующими поколениями российских граждан, происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества.

Необходимость создания условий, которые позволяли бы осуществлять духовно-нравственное развитие и воспитание школьников на основе социокультурного опыта, в тесном взаимодействии учителей, обучающихся и родителей.

Как бы хороша ни была система, она работает, если каждый, кто задействован в реализации идеи, мотивирован, заинтересован в результате. Многое зависит от педагогов, но Семья, со своим образом «я», своими социальными нормами и правилами является важным составляющим звеном в реализации поставленных задач.

Если посмотреть на составляющие успешности воспитания детей, то можно констатировать, что взрослый, имеющий авторитет в глазах ребенка становится образцом для подражания.

У школы и семьи, одни устремления, одни цели, надежды. Поэтому задача школы в работе с семьей остается прежней: создать коллектив единомышленников.

В настоящее время институт родительства  претерпевает изменения, обращается внимание на необходимость решения многих задач, одна из которых заключается во введении в школе системы родительского всеобуча с учетом требований современной жизни. Эти требования отражены в законе «Об образовании», приказе ДО № 104 от 6.03.2017 «О повышении качества родительского образования».

Схема взаимодействия семьи и школы выстраивается в трех направлениях (они представлены на слайде)

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов  духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

Знания, которые получают родители, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.

В нашей образовательной организации данная работа ведется следующим образом. На организационных родительских собраниях в сентябре месяце проводится опрос о том, какие проблемы, трудности они хотели бы обсудить, встречи с какими специалистами им интересны. По итогам анкет составляется план работы и в процессе реализации его организуются встречи, консультации, тренинги. На слайде пример тематических встреч с родителями.

К данной работе привлекаются психологи школы, социальный педагог, специалисты учреждений профилактики, реже учреждений здравоохранения.

Основная проблема при организации встреч – это время проведения. Данная работа может быть организована в вечернее время или выходные дни (суббота, воскресенье) когда специалисты учреждений не работают.

При проведении родительских собраний определена единая тематика, которая позволяет учесть, с одной стороны, запрос родителей, а с другой создает единую составляющую общей концепции работы школы по формированию, в том числе и у родителей, навыков правильных нравственных ориентиров, позволяет выстраивать и реализовывать образовательной организации понимание принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, реализовывать единые требования.

Активней стал работать Управляющий совет школы, который, в том числе, рассматривал вопросы организации питания в школе, помогал в решении вопросов благоустройства двора школы, проведения мероприятий, посвященных дню рождения школы. Его представители стали активными участниками праздничных мероприятий (творческие номера, спортивные состязания, встреча на базе КБ и ТС).

Можно говорить о положительном результате этой работы, т.к. посещение родительских собраний, консультаций, мероприятий составило, например, за прошедший учебный год около 73%% - по сравнению с предыдущим увеличение составило 4%.

В школе эффективно реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки». Кроме того на базе МБОУ «СШ №10» создан  и успешно работает ресурсно-методический центр по реализации данной программы.

Сердцевину программы «Истоки» составляют вечные ценности, передаваемые народом из поколения в поколение: семья, труд, творчество, природа, человечество, патриотизм.

Каждый взрослый, (педагог, родитель) становится в активную позицию в воспитании детей. Родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений. Родители, вместе с детьми, готовили коллажи на тему «Моя родословная», «Традиции семьи» и др. Работа  по темам данного курса в кругу семьи  является необходимым условием успешного проведения занятий по программе и возвращения к традиции душеполезного семейного чтения.

В рамках реализации программы используются такие активные  формы обучении как ресурсный круг, рефлексия, присоединение.

Духовность и нравственность не отделимы от патриотизма. В школе функционирует комната Боевой и Трудовой славы. В настоящее время в комнате хранится 121 музейный экспонат. Это подлинные артефакты и документы времен Великой Отечественной войны, советской эпохи; стенды, альбомы. Среди находок личные вещи солдат, оружие.

Активно стало развиваться поисковое направление с началом работы поискового отряда «Пересвет». Мальчишки, участники поисковых экспедиций, сами рассказывают о процессе раскопок, о проводимой работе по установлению личности погибших солдат.

Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность музейной комнаты. Руководит работой Комнаты Боевой и трудовой славы учитель истории, она же реализует курс «Истоки» в 6 и в этом году 8 классах. Проведение занятий на базе Школьной комнаты Боевой и Трудовой славы помогает ученикам ощутить сопричастность к минувшим временам, событиям, полнее ощутить и принять ценности и понятия Мир, Честь.

Немаловажным фактом является то, что на витринах школьники могут видеть и экспонаты подаренные или данные на время из семейных архивов.

Еще одним из направлений реализации духовно – нравственного воспитания в школе стала экспозиция, посвященная 50- летию Самотлорского месторождения нефти и газа. Обращение к истокам – это залог развития и формирования цельной личности, не подверженной негативным социальным влияниям современного общества. Обращение к истокам вдвойне эффективно, если оно нацелено на познание своего края, своей малой родины. Экспозиция – это место активного и «живого» познания истории родного края, носитель культурного пласта знаний для школьников. Специфика проведения экскурсий на базе экспозиции – это аудитория посетителей от старшего дошкольного до старшего школьного возраста. Особое место в работе экспозиции нефти и газа занимает подготовка и проведение встреч с ветеранами нефтяной отрасли и известными людьми города и в том числе, родителями обучающихся.

Немаловажно, что в формировании экспозиции, пополнении ее материалов особая роль отводится родителям, которые активно делились не только  своими воспоминаниями о поре освоения Самотлора, но и передавали в фонд экспозиции фотографии из семейных архивов, различные атрибуты тех времен. Экспозиция продолжает пополнятся и сейчас.

Формирует духовно – нравственное воспитание и среда, в которой находится школьник. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно видеть красоту не только посещая городские музеи и выставки, но и в повседневной жизни. Это способствует формированию чувства патриотизма, любви к Родине, заботе об окружающей среде. С этой целью педагоги используют организованную в школе выставку творческих работ местных художников Голосая А.В., Хусаинова Е.С., Полынской И.Н. и Видинеева В.Н., Краснобородкина В.П. Помимо этого проводятся выставки работ школьников, организуемые совместно с родителями (школьники, которые занимаются в художественных школах) .

Консультационный пункт для детей-мигрантов и их родителей в общеобразовательном учреждении. Опыт работы в данном направлении показал, что совместное изучение русского языка детьми и родителями помогает успешной адаптации и социализации детей.

Большое значение в работе с родителями школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.

В школе в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся, плана воспитательной работы проводятся уже ставшие традиционными мероприятия. Но ежегодно в них привноситься что – то новое, что позволяет сделать его необычным и запоминающимся.

Праздник осени «Осенина». Традиционная осенняя ярмарка, когда родители с большим энтузиазмом и творчеством готовятся и участвуют в ней.

Яркое, красочное, фееричное событие – подготовка и проведение ряда мероприятий в рамках «Новогоднего серпантина».

Совместное создание снежных скульптур, сказочный хоровод, проведение новогодних представлений для обучающихся 1 – 7 классов. Когда родители не только помогают в подготовке костюмов, но и сами стараются стать участниками действий.

Дни открытых дверей. Когда родители имеют возможность побывать на обычных уроках, посмотреть на процесс обучения «изнутри». Каждый год родители могут более подробно познакомиться с деятельностью школы:

-  работа с одаренными детьми через представление результатов проектной деятельности школьников, попробовать себя в создании своих проектов;

- работа кружков и секций в рамках дополнительного образования, посетить занятия внеурочной деятельности, стать участниками товарищеских встреч по волейболу и баскетболу;

- веселые старты, где соревнуются семейные команды.

В прошедшем учебном году школа отметила 40 - летие. Активными участниками в подготовке и проведении праздничных стали родители обучающихся. Весь день школа была открыта для общения, встреч, сюрпризов. На слайде представлен план проведения мероприятий.

Хочется отметить, что если буквально 5 лет назад родители были, в основном, зрителями проводимых мероприятий, то в этом году активными участниками.

Спортивные состязания, творческие номера, причем были представлены как классические произведения, так и песни современных авторов. А частушки в исполнении родителей и детей не оставили никого равнодушными!

Активно принимали участие бабушки – в одном из выступлений на сцене были сразу 3 поколения семей.

Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. При этом семья рассматриваться нами как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и школы создает благоприятные условия для развития ребенка.



Предварительный просмотр:

УДК 371

                                                                                О.П.Соколкина

Нижневартовск, МБОУ «Средняя школа №10»

А.В.Соколкин, к.ф-м.н.

Нижневартовск

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

Аннотация. Переход российской экономики на инновационный путь развития требует, в том числе, повышения эффективности деятельности и совершенствования системы управления образовательных учреждений. Внедрение технологий бережливого производства в образовательный процесс образовательных организаций дополнительно будет способствовать воспитанию граждан, адаптированных к культуре бережливого производства.

Ключевые слова: бережливое производство, бережливый регион, бережливая школа, ценность, полезность, потери, образовательная организация, образовательный процесс, культура бережливого производства.

Концепция «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре [3] определила приоритеты повышения эффективности деятельности организаций государственного и частного сектора и совершенствования системы управления через внедрение технологий бережливого производства в деятельность всех участников общественных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития будущее Югры также неразрывно связано с экономикой знаний и новыми управленческими технологиями. Из многочисленных публикаций известно, что методы и инструменты бережливого производства были разработаны, в основном, с целью применения в производственных процессах, но всё чаще их применяют организации, оказывающие различные услуги. Рассматривая образовательный процесс через призму принципов бережливого производства, можно создать новую инновационную систему организации школьной жизни, используя уже накопленный за много десятилетий опыт создания таких систем в разных странах и различных отраслях, что и будет соответствовать современным требованиям.

Переход на принципы бережливого производства – это не простой и быстрый путь. Если первой этот путь прошла Toyota, которой понадобилось около 30 лет [1], то сейчас это можно будет сделать уже значительно быстрее. Бережливое производство [2] - это концепция бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь. Исходя из определения видно, что переход на принципы бережливого производства предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Образовательным учреждениям также потребуется определенный период адаптации для такого перехода. Он связан, прежде всего, с необходимостью:

- доведения до персонала сущности, философии, принципов бережливого производства;

- понимания, какие инструменты и методы бережливого производства, в какой последовательности нужно внедрять и применять, чтобы это не превратилось в дополнительные потери;

- моделирования инновационного образовательного процесса;

- формирования культуры бережливого производства (образа мышления, стиля повседневной жизни).

Из многообразия применяемых средств бережливого производства для оптимизации и совершенствования образовательного процесса в рамках школьного обучения наиболее актуальными видятся следующие:

  1. выявление и устранение потерь в обучении;
  2. вовлечение персонала;
  3. организация непрерывного потока обучения;
  4. организация вытягивающего обучения;
  5. стандартизация образовательного процесса;
  6. организация рабочего (учебного) места (класса) - метод 5S;
  7. визуализация образовательного процесса;
  8. непрерывное улучшение (кайдзен).

Главными ценностями, на создание которых ориентирован весь образовательный процесс в образовательных учреждениях основного общего образования, являются обучающиеся (ученики), у которых к выпуску из школы должна быть сформирована полезность для общества в виде знаний и умений в объёме требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования [4]. Бережливое производство не входит сейчас в основную образовательную программу основного общего образования, поэтому не подлежит итоговой оценке. Тем не менее, применение в образовательных учреждениях основного общего образования подходов и понятий философии бережливого производства, несомненно, отразится и на школьной жизни учеников. Инструменты бережливого производства станут дополнительным воспитательным средством, способствующим градиенту ценностной ориентации обучающегося в направлении мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. У обучающихся, находящихся в школе в атмосфере бережливого производства, будет постепенно происходить приобщение к культуре бережливого производства. В них будет формироваться образ мышления и стиль повседневной жизни. Находясь в условиях «бережливой школы», ощущая себя в них комфортно и безопасно, бучащиеся смогут легко принять их и следовать понятным принципам бережливого производства в обычной жизни. При переходе выпускника школы в профессиональное образовательное учреждение и/или предприятие общество получит уже в определённой степени адаптированную к принципам бережливого производства личность.

Внедрение технологий бережливого производства в деятельность образовательных организаций основного общего образования направлено не только на повышение эффективности деятельности и системы управления школой, но и будет способствовать воспитанию граждан, адаптированных к культуре бережливого производства. Школьная жизнь учеников в условиях «бережливой школы» станет естественным процессом формирования личности и ценностной ориентации, соответствующей современным требованиям перехода к новому типу производства - бережливому. И тогда через некоторое время будет уже подрастать новое поколение, которое, возможно, будет иметь дополнительные ассоциативные связи при ответе на вопрос: «С чего начинается Родина?».

Литература:

  1. Вумек Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании; Пер. с англ. / Д.П. Вумек; Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс. – 2-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 470 с.
  2. ГОСТ Р 56020– 2014. Бережливое производство. Основные положения и словарь. М., 2014. 37с.
  3. О Концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 августа 2016 года № 455-рп [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.admhmao.ru/dokumenty/proekty-pravitelstva/documents.php?sid=58362&bid=740&eid=527149&sphrase_id=142577 (дата обращения: 15.03.2017).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.–М.: Просвещение, 2011.–48с.–(Стандарты второго поколения).–ISBN 978-5-09-023273-9.

http://www.angi.ru/news/2848548-%D0%92-%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-/

http://www.angi.ru/news/2848439-%D0%92-%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-%D0%AE%D0%B3%D1%80%D0%B5/

https://elibrary.ru/item.asp?id=30423399 ссылка на размещение в РИНЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Материалы выступления на семинаре: "Использование проектного метода при изучении химии"

Изменения в преподавании химии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информа...

Путеводитель по Славянскому району (материалы для публикации в "Пед. вестнике Кубани")

В соавторстве с М. Б. Солодким...станица населена в 1866 году и названа по имени великой княгини Анастасии Михайловны – жены бывшего начальника области графа Сумарокова-Эльстона....

Материалы выступления на итоговом мероприятии недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной зимним олимпийским играм.

Данное выступление было разработано в рамках проведения недели иностранных языков в средней и старшей школе, посвященной  олимпийским играм.Выступление состоит из двух частей. В первой части...

Мои выступления/публикации: Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химии

Выступление на ГМО учителей химии 28.09.2022г. "Развитие функциональной грамотности школьников на уроках химииГлавное не знание, а умение ими пользоваться (А.А.Леонтьев)Современный человек должен...

Мои выступления, публикации

Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности1. Мастер-класс «Инновационная технология проведения опроса Plickers на уроках английского языка» на р...

Подготовка материалов для публикации в печатных и электронных изданиях

Методические рекомендации адресованы педагогам, разрабатывающим конспекты занятий, сценарии воспитательных мероприятий, статьи с обобщением педагогического опыта и другиеметодические материалы для пуб...