Открытое воспитательное мероприятие на тему "Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах"
план-конспект

Терещенко Елена Агвановна

План

открытого воспитательного мероприятия

кружка мягкая игрушка «Пчелки»

 

пгт. Первомайское

2019г.

 

         Тема: «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах».

         Цель: Расширить знания учащихся о головных уборах, развивать стремление повышать интеллектуальный уровень, воспитывать эстетический вкус учащихся.

         Оформление:  Рисунки с изображением шляп, набор головных уборов, плакат «Советы модельера». Плакаты  с названиями шляп и головных уборов.

Для проведения работы «Очумелые ручки» иметь набор цветной бумаги, клей, ножницы, шаблоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_zanyatie_kruzhka_pchelki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Открытое воспитательное мероприятие кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

Тема  «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах»

руководитель: Терещенко Елена Агвановна

пгт Первомайское

2019г.

План

открытого воспитательного мероприятия

кружка мягкая игрушка «Пчелки»

пгт. Первомайское

2019г.

        Тема: «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах».

        Цель: Расширить знания учащихся о головных уборах, развивать стремление повышать интеллектуальный уровень, воспитывать эстетический вкус учащихся.

        Оформление:  Рисунки с изображением шляп, набор головных уборов, плакат «Советы модельера». Плакаты  с названиями шляп и головных уборов.

Для проведения работы «Очумелые ручки» иметь набор цветной бумаги, клей, ножницы, шаблоны.

Ход мероприятия:

        Вступительное слово руководителя:

                «Их почитали дамы в былые времена,

                Любил их Чарли Чаплин.

Не прочь носить и я.

Но так случилось уж, друзья,

Не разбираюсь в шляпах я.

Помочь вы мне хотите?

Тогда скорей спешите

На «Шляпочный» парад.

        Сегодня наш разговор о шляпах. «Шапочное знакомство, или Всё о шляпах» - тема нашего разговора. Что означает выражение – «шапочное знакомство»? (ответы учеников).

        Наша задача: получить наиболее глубокие сведения об этом изобретении человеческой мысли. И поможет нам сегодня с вами творческая группа – ведущие: искусствоведы в области моды и истории (назвать фамилии участников). С этой целью мы отправимся с вами в глубь веков, послушаем советы модельеров, вспомним крылатые выражения о шляпах и…, но не будем открывать все тайны. Итак, в поход за знаниями, я предлагаю совершить интересное путешествие в мир шляп и шляпок.

        За многие тысячелетия человеческой истории головным убором приходилось быть предметами и сугубо практическими, и символическими, и комическими, и политическими. Их то носили, то преследовали, а то и надолго предавали забвению. Были времена, когда головной убор служил символом власти и могущества. Так было, например, в древнем Египте. Фараон (и только он) носит «клафт» - большой платок из полосатой ткани, на который надевалась корона. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей, их социальное положение. Обратимся к античности. В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой. На уцелевших сосудах (черепках), фресках, скульптурах древних греков мы видим в основном людей с непокрытыми головами. Эта особенность объясняется не столько мягкостью средиземноморского климата, сколько этическими и эстетическими представлениями эпохи. Античный человек стремился открыть себя, свое собственное тело. Лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями, также головные уборы надевали для работы в поле.

        Петасос – шляпа с полями. Их носили свободнорожденные юноши от 18 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.

        Пилосы – войлочные колпаки без полей были на головах ремесленников, моряков и другого творящего люда. Но не рабов. Ибо во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека.

        Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтения венкам, налобным повязкам – это было их привилегией.

        Римские шляпные обычаи были похожи на греческие, но на время сатурналии – празднество в честь бога Сатурна, когда хозяева и рабы становились равными – все надевали пилеус: войлочные колпаки греческого образца. Рабу дарили пилеус, когда его отпускали на свободу или продавали.

        Но ни греков, ни римлян нельзя считать изобретателями пилеусов: эти колпаки были заимствованы у фригийских племен, живших в малой Азии с XIII по V вв. до н.э. Фригийский шерстяной колпак имел верхушку, свисающую на лоб.

        Разумеется, подчиненные Древнему Риму народы, так или иначе использовали шляпную символику.

        Продолжим наш экскурс в глубь веков.

        (Выступления учащихся).

- Шляпы Средневековья

- Треуголка, цилиндр

- Русские головные уборы.

  1. Шляпы Средневековья.

(1 – й ученик).

В обиходе раннего Средневековья (X в.) были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона I (германского правителя, а потом императора Священной Римской империи) выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила герцога; но смех ему этот дорого обошелся – его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп».

Позже, уже в XII в., крестоносцы, воевавшие с «неверными» за Гроб Господень и Палестину, среди прочих трофеев привозили из своих походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивилась сарацинской моде, и ношение тюрбанов, и подобных им головных уборов, стало небезопасным.

        По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа XV в. – бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, в основном шелком.

        Конец Средневековья   (XIV в.) означал большую свободу в выборе костюма. Одно из веских доказательств – французская мода на шапероны – род капюшона с длинным «хвостом», сооружение из большого количества ткани. Под шапероны нередко одевали шлюпу с большими полями, которые отгибались на затылке, а спереди опускались.

(2-й ученик).

        Наиболее распространенным женским убором  в XIV в. Был эннен – высокий колпак, полюбившейся бургундским дамам. Эннены укрепились в моде Европе на 100 лет, и их феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его. Их делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную (до земли) вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Чем знатнее была дама, тем выше был ее эннен. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Эннены возвышали феодалок над народом и друг другом. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, надевали шляпы в виде «сахарных голов».

        Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает шляпы перьями павлинов. За ней тянутся и разбогатевшие горожане.

        Дорогие шляпы тешили честолюбие и тщеславие знати. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан I  (XV в.) учредил «Правила одежды», а английская королева запретила простому люду носить шляпы.

        В Западной Европе  XIV - XV в. вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку – богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.

        Человек Средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотреблял ее знаковыми атрибутами. Бургундским щеголям (Франция) мало было шляпы на голове – другую носили за спиной.

  1. Треуголка, цилиндр.

(1-й ученик).

        Есть шляпы, по которым можно отмечать вехи в истории головных уборов. Одна из них – треуголка,  современница стилевого направления в искусстве конца XIV - XVIII вв., получившего название «барроко».

        Произошла треуголка от военной шляпы, у которой в XV в. загнули поля, мешавшие военным запрокидывать голову. Кроме того, широкие поля были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье.

        Треуголка красовалась на головах военных и гражданских лиц, пока Людовик  XIV не завел огромные парики – аллонжи. Шляпа оказалась не у дел. Ее стали носить в основном не на голове, а в руках или под мышкой, при поклонах описывая замысловатые фигуры. С тех пор повелось оставаться в обществе с непокрытой головой.

        Носить громоздкую треуголку было не очень удобно, пришлось переделать в двууголку, которая легче складывалась и занимала меньше места – качества важные, если вспомнить, что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами. Этой двурогой шляпе суждена была долгая жизнь. В России она до самой Октябрьской революции была частью форменной одежды чиновников и во многих странах до сих пор еще не вышла из употребления.

(2-й ученик).

        Полна неожиданных поворотов биография цилиндра. Впервые он появился на головах пуритан в XVII в. для американских колонистов в  XVIII в. цилиндр стал символом их независимости. В цилиндрах были члены французского национального собрания в 1789г. Неудивительно, что цилиндр не внушал европейским монархам добрых чувств. Русский император Павел I почел за благо запретить ношение всех круглых шляп и цилиндров в том числе. Всякого кто ослушается, было приказано бить по голове. Тоже было и в Англии.

        Когда лондонский шляпный мастер Хеферингтон 15 октября 1797г. отважился появиться  на улице в цилиндре собственного изготовления, он вызвал смятение публики. Он был арестован. Мастер попробовал напомнить, что в качестве свободного англичанина он вправе носить любую шляпу. Но такой довод не спас его от внушительного штрафа.

        Прошло 20 лет, и отношение к цилиндру переменилось на противоположное: его надели чиновники и даже полицейские. К 1848г. цилиндр уже украшает голову сторонников монархической власти, которые опасливо поглядывали на мягкие калабрийские шляпы либералов. И к середине XIX в. эта фетровая шляпа с широкими полями и высокой тульей стала своеобразным символом национального освобождения в Италии.

        А в 1820г., когда демократические слои Европы радовались успехам борцов за независимость южноамериканских колоний, в моду вошла шляпа предводителя этого движения, названная его именем – боливар.

  1. Русские головные уборы.

(1-й ученик)

Любители русской старины знают, что бояре с легкостью сбрасывали со своего плеча драгоценную соболью шубу, крытую парчой и расшитую драгоценными камнями, чтобы подарить ее первому встречному за ничтожную услугу, но никогда и никому не отдавали своей горлатной шапки. Так ее называли потому, что она была сшита из меха горлышек самых дорогих зверьков. Но не это заставляло боярина высоко ценить свой головной убор, а его знаковость, то почтение, которое он  внушал окружающим. Ни одна другая часть костюма не удостоилась такого количества пословиц и поговорок, как головной убор. Одна из них – «дело в шляпе» - восходит к тем далеким временам, когда из шапки тянули жребий в виде восковых шариков, разноцветных фасолин или камешков. Обычай снимать головной убор возник в ту пору, когда от гостя требовалась демонстрация миролюбия: таким образом, он показывал, что не прячет под ним никого оружия. Но главное в этой процедуре, конечно просто жест благожелательности.

        На Руси носили шапки. Их шили из меха лис, куниц и соболей, взятого с горла (отсюда название – горлатная). По горлатным шапкам можно было узнать именно боярскую верхушку, родовитых бояр. Шапку эту бояре не снимали даже перед самим царем, дома такой шапке было определено почетное место – ее напяливали на болванец, нарядно расписанный иконописцами и считавшийся украшением в доме.  

        Московские послы в чужих землях не снимали даже перед королями своих горлатных шапок. Им это раз заметили. Старший посол ответил: «У нас шапку снимают, когда в нее горох насыпают».

        На базарах и сходках с воров и неплательщиков снимали шапку «на квит» в полный расчет. Больше человека опозорить нельзя. Отсюда русская поговорка «вор с мошенника шапку снял» (т.е. уличил). Носили и шляпы. В словаре В.Даля читаем: «Шляпа – мужская головная покрышка из твердого припаса». Затем идет перечисление шляп: «Кучерская или прямая; ровная…; с подхватом…; ямская…; поповская…; и т.д.».

        Еще разнообразнее женские «головные покрышки»: косынки, платки, шали, чепцы, ленты, венцы, короны, сборники, кички, кокошники, назатыльники и т.д. И у каждого такого убора было особое назначение, повод и способ носить. До петровских времен русские женщины всех сословий почти не знали ни шляп, ни беретов, ни чепцов, ни колпаков.

(2-й ученик).

        С 1860-х годов, после отмены крепостного права, усилилось социальное расслоение в деревне, и оно давало о себе знать во всем, даже в облике деревенского жителя или новоиспеченного горожанина из крестьян. Крестьянин-бедняк откуда-нибудь из Тульской или Калужской губернии носил на голове самодельный «валенок» - колпак из грубой валенной шерсти, поля которого отворачивались и занимали всю тулью почти до самого верха, плотно к ней прижатые. Молодежь в праздники украшала свои «валенки» лентами.

        У мужиков покрепче, тех, что порой брали у помещика в аренду землю или заводили свой промысел, шапки были добротнее. Например, поярковые (из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки); высокие валяные цилиндры – гречневики, суконные или плисовые шапки с опушкой. А зимой приспевала пора малахаю – овчинному треуху, который в деревне делали сами.

Развлекательная часть

        Сейчас мы с вами немного поиграем и уточним ваши знания о головных уборах, о шляпах.

        Отгадайте загадки:

      1. Кто-то, где-то и когда-то

Море все избороздил,

С корабля сошел по трапу

И в свою большую шляпу

Лилипутов посадил.

Кто? (Гулливер)

      2. Что было на голове у Маленького Мука?

        (Тюрбан)

 3. Кто из героев носил полосатый колпак, сшитый из носка?

(Буратино)

  1. Вспомните как можно больше названий головных уборов (берет, кепка, шапка, цилиндр, треуголка, косынка, платок, шаль, колпак, тюрбан и т.д.)
  2. Вспомните поговорки, пословицы, фразеологические обороты о головных уборах, разъясните их смысл. («Тяжела ты, о шапка Мономаха», «на воре и шапка горит», «забросать шапками», «по Сеньке и шапка», «успеть к шапочному разбору» и т.д.) (учитель дополняет список этих выражений, объясняет их смысл).
  3. «Вопросы в шляпе» (кто ответит быстрее)

- Какой головной убор присутствует в названии сказки Шарля Перро? («Красная шапочка»)

- Как называется фильм, герой которого весь фильм искал шляпу? («Соломенная шляпка»)

- Как называлась раньше шапка-ушанка? (Треух)

- Какие головные уборы носили женщины и девушки на Руси? (Кокошники).

- Какой головной убор в начале XIX в. ввели романтики? (Берет).

- Кто из книжных героев смастерил сам себе шапку? И из чего? (Робинзон Крузо).

- Как называется верхняя часть цилиндра? (Тулья)

- Какой головной убор был у  Волка из сказки «Красная Шапочка»? (Чепец).

7. Практическое занятие «Очумелые ручки». Нужно соорудить шляпку из бумаги      и клея.

Подведение итогов.

Руководитель: На сегодняшнем занятии мы обогатили свои знания информацией о головных уборах (шляпах). А сейчас послушайте советы модельера, как выбрать шляпку.

  1. Головной убор подбирают к лицу, учитывая цветовое сочетание костюма.
  2. При удлиненном носе рекомендуется шляпа, берет, нависающие надо лбом.
  3. При вздернутом носе – открытая шляпа.
  4. если лицо узкое, то шляпа нужна с низкой тульей и широкими полями. Для полного лица лучше шляпа с высокой тульей и маленькими полями.
  5. Не следует стараться скрыть полями шляпы очки, это только ухудшит внешний облик.

Руководитель: На этом наше занятие окончено. До новых встреч.

Используемая литература:

  1. Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» № 1, 2008г. (с.106-107)
  2. Газета «Позакласный час» № 7 2007г. (с.42-45)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"

Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...

Открытое воспитательное мероприятие "Сквозь столетия с верой в чудо"

Целью данной разработки является приобщение детей к народным традициям и православной культуре через ознакомление с историей празднования Пасхи; развитие уважения, милосердия и сочувствия; привл...

Конспект открытого воспитательного мероприятия "В Стране сказок" 1-2 класс.

Воспитательное мероприятие с мультимедийной презентацией для интерактивной доски....

открытое воспитательное мероприятие на тему "Уход за комнатными растениями"

Тема: Уход за комнатными растениями.Цель: Изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.Задачи:1. Образовательные:- Продолжать обучать детей описывать растения выявляя разли...

Открытое воспитательное мероприятие, посвященное 70-летию победы

Тема: «Дневник Тани Савичевой »(музыкально- литературная композиция, посвященная к 70-летию победы)Цель: патриотическое воспитание школьников, воспитание любви к Родине.Задачи:1.Образовательные:...

Открытое воспитательное мероприятие "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Конспект открытого воспитательного мероприятия "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." с применением элементов современных педагогических технологий интенсификации обучения на основе схемны...