Открытое воспитательное мероприятие на тему "Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах"
план-конспект
План
открытого воспитательного мероприятия
кружка мягкая игрушка «Пчелки»
пгт. Первомайское
2019г.
Тема: «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах».
Цель: Расширить знания учащихся о головных уборах, развивать стремление повышать интеллектуальный уровень, воспитывать эстетический вкус учащихся.
Оформление: Рисунки с изображением шляп, набор головных уборов, плакат «Советы модельера». Плакаты с названиями шляп и головных уборов.
Для проведения работы «Очумелые ручки» иметь набор цветной бумаги, клей, ножницы, шаблоны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_zanyatie_kruzhka_pchelki.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Открытое воспитательное мероприятие кружка мягкой игрушки «Пчёлки»
Тема «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах»
руководитель: Терещенко Елена Агвановна
пгт Первомайское
2019г.
План
открытого воспитательного мероприятия
кружка мягкая игрушка «Пчелки»
пгт. Первомайское
2019г.
Тема: «Шляпочное знакомство, или Всё о шляпах».
Цель: Расширить знания учащихся о головных уборах, развивать стремление повышать интеллектуальный уровень, воспитывать эстетический вкус учащихся.
Оформление: Рисунки с изображением шляп, набор головных уборов, плакат «Советы модельера». Плакаты с названиями шляп и головных уборов.
Для проведения работы «Очумелые ручки» иметь набор цветной бумаги, клей, ножницы, шаблоны.
Ход мероприятия:
Вступительное слово руководителя:
«Их почитали дамы в былые времена,
Любил их Чарли Чаплин.
Не прочь носить и я.
Но так случилось уж, друзья,
Не разбираюсь в шляпах я.
Помочь вы мне хотите?
Тогда скорей спешите
На «Шляпочный» парад.
Сегодня наш разговор о шляпах. «Шапочное знакомство, или Всё о шляпах» - тема нашего разговора. Что означает выражение – «шапочное знакомство»? (ответы учеников).
Наша задача: получить наиболее глубокие сведения об этом изобретении человеческой мысли. И поможет нам сегодня с вами творческая группа – ведущие: искусствоведы в области моды и истории (назвать фамилии участников). С этой целью мы отправимся с вами в глубь веков, послушаем советы модельеров, вспомним крылатые выражения о шляпах и…, но не будем открывать все тайны. Итак, в поход за знаниями, я предлагаю совершить интересное путешествие в мир шляп и шляпок.
За многие тысячелетия человеческой истории головным убором приходилось быть предметами и сугубо практическими, и символическими, и комическими, и политическими. Их то носили, то преследовали, а то и надолго предавали забвению. Были времена, когда головной убор служил символом власти и могущества. Так было, например, в древнем Египте. Фараон (и только он) носит «клафт» - большой платок из полосатой ткани, на который надевалась корона. Редко какая другая деталь одежды выражала с такой силой дух времени, вкусы и представления людей, их социальное положение. Обратимся к античности. В Древней Греции и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой. На уцелевших сосудах (черепках), фресках, скульптурах древних греков мы видим в основном людей с непокрытыми головами. Эта особенность объясняется не столько мягкостью средиземноморского климата, сколько этическими и эстетическими представлениями эпохи. Античный человек стремился открыть себя, свое собственное тело. Лишь во время путешествий надевали низкую круглую фетровую шляпу с полями, также головные уборы надевали для работы в поле.
Петасос – шляпа с полями. Их носили свободнорожденные юноши от 18 до 20 лет, проходившие подготовку к гражданской и военной службе.
Пилосы – войлочные колпаки без полей были на головах ремесленников, моряков и другого творящего люда. Но не рабов. Ибо во времена античности такие колпаки были привилегией свободного человека.
Люди состоятельные и служители культа отдавали предпочтения венкам, налобным повязкам – это было их привилегией.
Римские шляпные обычаи были похожи на греческие, но на время сатурналии – празднество в честь бога Сатурна, когда хозяева и рабы становились равными – все надевали пилеус: войлочные колпаки греческого образца. Рабу дарили пилеус, когда его отпускали на свободу или продавали.
Но ни греков, ни римлян нельзя считать изобретателями пилеусов: эти колпаки были заимствованы у фригийских племен, живших в малой Азии с XIII по V вв. до н.э. Фригийский шерстяной колпак имел верхушку, свисающую на лоб.
Разумеется, подчиненные Древнему Риму народы, так или иначе использовали шляпную символику.
Продолжим наш экскурс в глубь веков.
(Выступления учащихся).
- Шляпы Средневековья
- Треуголка, цилиндр
- Русские головные уборы.
- Шляпы Средневековья.
(1 – й ученик).
В обиходе раннего Средневековья (X в.) были плетеные соломенные шляпы, вошедшие даже в историю войн. Вся королевская рать Оттона I (германского правителя, а потом императора Священной Римской империи) выступила в поход против французского герцога в соломенных шляпах, чем насмешила герцога; но смех ему этот дорого обошелся – его войска потерпели сокрушительное поражение от «саксонских недотеп».
Позже, уже в XII в., крестоносцы, воевавшие с «неверными» за Гроб Господень и Палестину, среди прочих трофеев привозили из своих походов тюрбаны. Церковь решительно воспротивилась сарацинской моде, и ношение тюрбанов, и подобных им головных уборов, стало небезопасным.
По типу тюрбана была сконструирована итальянская шляпа XV в. – бальцо. Ее мастерили из жести или кожи и обтягивали пестрой тканью, в основном шелком.
Конец Средневековья (XIV в.) означал большую свободу в выборе костюма. Одно из веских доказательств – французская мода на шапероны – род капюшона с длинным «хвостом», сооружение из большого количества ткани. Под шапероны нередко одевали шлюпу с большими полями, которые отгибались на затылке, а спереди опускались.
(2-й ученик).
Наиболее распространенным женским убором в XIV в. Был эннен – высокий колпак, полюбившейся бургундским дамам. Эннены укрепились в моде Европе на 100 лет, и их феномен объясняется сословными традициями средневековой знати, когда не само богатство было главным мотивом поведения, а возможность демонстрировать его. Их делали из жесткой бумаги или накрахмаленного льна, а поверх натягивали шелк или дорогую ткань. К нему прикрепляли длинную (до земли) вуаль, которая иногда закрывала и лицо. Чем знатнее была дама, тем выше был ее эннен. Так, принцессы носили эннены высотой в метр. Эннены возвышали феодалок над народом и друг другом. Мужчины, чтобы не казаться малорослыми по сравнению с дамами, надевали шляпы в виде «сахарных голов».
Феодальная знать все чаще нарушает обет христианской скромности и украшает шляпы перьями павлинов. За ней тянутся и разбогатевшие горожане.
Дорогие шляпы тешили честолюбие и тщеславие знати. Дабы между лицами высокого и низкого звания было различие, император Германии Максимилиан I (XV в.) учредил «Правила одежды», а английская королева запретила простому люду носить шляпы.
В Западной Европе XIV - XV в. вид и форма головного убора указывали на род занятий: берет носил врач, черную шапочку – богослов и ученый, по бобровой шапке узнавали нотариуса.
Человек Средневековья дорожил шляпой, нередко злоупотреблял ее знаковыми атрибутами. Бургундским щеголям (Франция) мало было шляпы на голове – другую носили за спиной.
- Треуголка, цилиндр.
(1-й ученик).
Есть шляпы, по которым можно отмечать вехи в истории головных уборов. Одна из них – треуголка, современница стилевого направления в искусстве конца XIV - XVIII вв., получившего название «барроко».
Произошла треуголка от военной шляпы, у которой в XV в. загнули поля, мешавшие военным запрокидывать голову. Кроме того, широкие поля были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье.
Треуголка красовалась на головах военных и гражданских лиц, пока Людовик XIV не завел огромные парики – аллонжи. Шляпа оказалась не у дел. Ее стали носить в основном не на голове, а в руках или под мышкой, при поклонах описывая замысловатые фигуры. С тех пор повелось оставаться в обществе с непокрытой головой.
Носить громоздкую треуголку было не очень удобно, пришлось переделать в двууголку, которая легче складывалась и занимала меньше места – качества важные, если вспомнить, что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами. Этой двурогой шляпе суждена была долгая жизнь. В России она до самой Октябрьской революции была частью форменной одежды чиновников и во многих странах до сих пор еще не вышла из употребления.
(2-й ученик).
Полна неожиданных поворотов биография цилиндра. Впервые он появился на головах пуритан в XVII в. для американских колонистов в XVIII в. цилиндр стал символом их независимости. В цилиндрах были члены французского национального собрания в 1789г. Неудивительно, что цилиндр не внушал европейским монархам добрых чувств. Русский император Павел I почел за благо запретить ношение всех круглых шляп и цилиндров в том числе. Всякого кто ослушается, было приказано бить по голове. Тоже было и в Англии.
Когда лондонский шляпный мастер Хеферингтон 15 октября 1797г. отважился появиться на улице в цилиндре собственного изготовления, он вызвал смятение публики. Он был арестован. Мастер попробовал напомнить, что в качестве свободного англичанина он вправе носить любую шляпу. Но такой довод не спас его от внушительного штрафа.
Прошло 20 лет, и отношение к цилиндру переменилось на противоположное: его надели чиновники и даже полицейские. К 1848г. цилиндр уже украшает голову сторонников монархической власти, которые опасливо поглядывали на мягкие калабрийские шляпы либералов. И к середине XIX в. эта фетровая шляпа с широкими полями и высокой тульей стала своеобразным символом национального освобождения в Италии.
А в 1820г., когда демократические слои Европы радовались успехам борцов за независимость южноамериканских колоний, в моду вошла шляпа предводителя этого движения, названная его именем – боливар.
- Русские головные уборы.
(1-й ученик)
Любители русской старины знают, что бояре с легкостью сбрасывали со своего плеча драгоценную соболью шубу, крытую парчой и расшитую драгоценными камнями, чтобы подарить ее первому встречному за ничтожную услугу, но никогда и никому не отдавали своей горлатной шапки. Так ее называли потому, что она была сшита из меха горлышек самых дорогих зверьков. Но не это заставляло боярина высоко ценить свой головной убор, а его знаковость, то почтение, которое он внушал окружающим. Ни одна другая часть костюма не удостоилась такого количества пословиц и поговорок, как головной убор. Одна из них – «дело в шляпе» - восходит к тем далеким временам, когда из шапки тянули жребий в виде восковых шариков, разноцветных фасолин или камешков. Обычай снимать головной убор возник в ту пору, когда от гостя требовалась демонстрация миролюбия: таким образом, он показывал, что не прячет под ним никого оружия. Но главное в этой процедуре, конечно просто жест благожелательности.
На Руси носили шапки. Их шили из меха лис, куниц и соболей, взятого с горла (отсюда название – горлатная). По горлатным шапкам можно было узнать именно боярскую верхушку, родовитых бояр. Шапку эту бояре не снимали даже перед самим царем, дома такой шапке было определено почетное место – ее напяливали на болванец, нарядно расписанный иконописцами и считавшийся украшением в доме.
Московские послы в чужих землях не снимали даже перед королями своих горлатных шапок. Им это раз заметили. Старший посол ответил: «У нас шапку снимают, когда в нее горох насыпают».
На базарах и сходках с воров и неплательщиков снимали шапку «на квит» в полный расчет. Больше человека опозорить нельзя. Отсюда русская поговорка «вор с мошенника шапку снял» (т.е. уличил). Носили и шляпы. В словаре В.Даля читаем: «Шляпа – мужская головная покрышка из твердого припаса». Затем идет перечисление шляп: «Кучерская или прямая; ровная…; с подхватом…; ямская…; поповская…; и т.д.».
Еще разнообразнее женские «головные покрышки»: косынки, платки, шали, чепцы, ленты, венцы, короны, сборники, кички, кокошники, назатыльники и т.д. И у каждого такого убора было особое назначение, повод и способ носить. До петровских времен русские женщины всех сословий почти не знали ни шляп, ни беретов, ни чепцов, ни колпаков.
(2-й ученик).
С 1860-х годов, после отмены крепостного права, усилилось социальное расслоение в деревне, и оно давало о себе знать во всем, даже в облике деревенского жителя или новоиспеченного горожанина из крестьян. Крестьянин-бедняк откуда-нибудь из Тульской или Калужской губернии носил на голове самодельный «валенок» - колпак из грубой валенной шерсти, поля которого отворачивались и занимали всю тулью почти до самого верха, плотно к ней прижатые. Молодежь в праздники украшала свои «валенки» лентами.
У мужиков покрепче, тех, что порой брали у помещика в аренду землю или заводили свой промысел, шапки были добротнее. Например, поярковые (из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки); высокие валяные цилиндры – гречневики, суконные или плисовые шапки с опушкой. А зимой приспевала пора малахаю – овчинному треуху, который в деревне делали сами.
Развлекательная часть
Сейчас мы с вами немного поиграем и уточним ваши знания о головных уборах, о шляпах.
Отгадайте загадки:
1. Кто-то, где-то и когда-то
Море все избороздил,
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил.
Кто? (Гулливер)
2. Что было на голове у Маленького Мука?
(Тюрбан)
3. Кто из героев носил полосатый колпак, сшитый из носка?
(Буратино)
- Вспомните как можно больше названий головных уборов (берет, кепка, шапка, цилиндр, треуголка, косынка, платок, шаль, колпак, тюрбан и т.д.)
- Вспомните поговорки, пословицы, фразеологические обороты о головных уборах, разъясните их смысл. («Тяжела ты, о шапка Мономаха», «на воре и шапка горит», «забросать шапками», «по Сеньке и шапка», «успеть к шапочному разбору» и т.д.) (учитель дополняет список этих выражений, объясняет их смысл).
- «Вопросы в шляпе» (кто ответит быстрее)
- Какой головной убор присутствует в названии сказки Шарля Перро? («Красная шапочка»)
- Как называется фильм, герой которого весь фильм искал шляпу? («Соломенная шляпка»)
- Как называлась раньше шапка-ушанка? (Треух)
- Какие головные уборы носили женщины и девушки на Руси? (Кокошники).
- Какой головной убор в начале XIX в. ввели романтики? (Берет).
- Кто из книжных героев смастерил сам себе шапку? И из чего? (Робинзон Крузо).
- Как называется верхняя часть цилиндра? (Тулья)
- Какой головной убор был у Волка из сказки «Красная Шапочка»? (Чепец).
7. Практическое занятие «Очумелые ручки». Нужно соорудить шляпку из бумаги и клея.
Подведение итогов.
Руководитель: На сегодняшнем занятии мы обогатили свои знания информацией о головных уборах (шляпах). А сейчас послушайте советы модельера, как выбрать шляпку.
- Головной убор подбирают к лицу, учитывая цветовое сочетание костюма.
- При удлиненном носе рекомендуется шляпа, берет, нависающие надо лбом.
- При вздернутом носе – открытая шляпа.
- если лицо узкое, то шляпа нужна с низкой тульей и широкими полями. Для полного лица лучше шляпа с высокой тульей и маленькими полями.
- Не следует стараться скрыть полями шляпы очки, это только ухудшит внешний облик.
Руководитель: На этом наше занятие окончено. До новых встреч.
Используемая литература:
- Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» № 1, 2008г. (с.106-107)
- Газета «Позакласный час» № 7 2007г. (с.42-45)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"
Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...
Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"
Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...
Открытое воспитательное мероприятие "Сквозь столетия с верой в чудо"
Целью данной разработки является приобщение детей к народным традициям и православной культуре через ознакомление с историей празднования Пасхи; развитие уважения, милосердия и сочувствия; привл...
Конспект открытого воспитательного мероприятия "В Стране сказок" 1-2 класс.
Воспитательное мероприятие с мультимедийной презентацией для интерактивной доски....
открытое воспитательное мероприятие на тему "Уход за комнатными растениями"
Тема: Уход за комнатными растениями.Цель: Изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.Задачи:1. Образовательные:- Продолжать обучать детей описывать растения выявляя разли...
Открытое воспитательное мероприятие, посвященное 70-летию победы
Тема: «Дневник Тани Савичевой »(музыкально- литературная композиция, посвященная к 70-летию победы)Цель: патриотическое воспитание школьников, воспитание любви к Родине.Задачи:1.Образовательные:...
Открытое воспитательное мероприятие "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
Конспект открытого воспитательного мероприятия "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг." с применением элементов современных педагогических технологий интенсификации обучения на основе схемны...