Эссе на тему: "Учить нельзя воспитывать. Где поставить запятую?"
статья

Кадетова Людмила Николаевна

В рамках участия в районном конкурсе профессионального мастерства "Педагог года - 2020"  первым конкурсным испытанием было написание эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Учить нельзя воспитывать. Где поставить запятую?

        Тема обучения и воспитания стара, как мир. В педагогике это "вечная" тема. А это значит, что на многие вопросы до сих пор не найдены ответы. Один из нерешённых вопросов такой: школа должна учить или воспитывать?

        О воспитании и обучении напряжённо размышляют родители, педагоги, политики, писатели, учёные, общественные деятели, блогеры, журналисты, священники и многие другие.

        Поразмышляю и я, и попробую поставить запятую...

        14 лет назад я начала свою педагогическую деятельность в стенах школы № 1 города Сегежи. В том далеком 2004 году  поставила бы запятую так: «Учить, нельзя воспитывать».

        Будучи молодым специалистом, учителем математики, я была твёрдо уверена, что воспитанием ребёнка занимаются родители. А моя роль – учить. Учить до изнеможения, заставлять зубрить формулы, решать уравнения и задачи, доказывать теоремы. И всё. Для меня не существовало понятия детской души, её чувств и переживаний. У меня были натянутые отношения с учениками, возникали постоянные недопонимания, но я все равно отстаивала свою позицию: "Невозможно не понимать математику!"

        Как наивно!.. Да, была такой, пока не стала классным руководителем.

        Мой первый класс - 18 детей, больше половины из неблагополучных семей. Мои попытки обучить их математике с треском проваливались. Я понимала: мы вместе только до 9 класса, дальше их ждёт лицей, работа и семья. Да, они созданы для семьи!!! Зачем им моя трудноподъёмная наука? Я вдруг открыла для себя, что должна помочь им быть счастливыми, что это, пожалуй, для них важнее, чем правильное решение уравнений и безукоризненное знание формул. Тогда мы стали находить общий язык, а моя запятая поменяла место...

        Советский педагог - новатор Василий Александрович Сухомлинский заметил, что "в душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".

        Кто должен не только увидеть, но и тронуть струны детской души? У кого должна быть умелая рука? Думаю, это педагог, воспитатель, родитель... Тот, кто призван воспитывать ребёнка. Значит, воспитание - это первостепенно, ведь страшно упустить время, не приложив усилия к тому, чтобы ребёнок был открыт миру.

        "Воспитание - это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай", - писал Ральф Эмерсон, американский философ, общественный деятель XIX века. И снова апелляция к миссии педагога-воспитателя.

        Именно он становится земледельцем, который должен по роду своего призвания ежедневно возделывать "почву", удобрять, делать её тучной, плодородной, способной взрастить добрые семена. А это ежедневный упорный труд, только целенаправленные действия, способные создать такую среду, которая может помочь ребёнку стать гражданином, патриотом, настоящим человеком.

        И теперь, имея за плечами 14 лет работы в школе, сделав два выпуска, я понимаю, что в школе нужно и учить, насыщать разум ребёнка знаниями, и воспитывать.

        Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, отметил: "Я прославился не потому что я такой умный, а потому что я долго не сдаюсь при решении задач..."

        Многие ли современные ученики могут долго концентрироваться на решении учебной задачи, испытывают ли они при этом душевный подъём, радость от того, что решение, наконец, найдено, терзаются ли при мысли, что задача не решена? Мне как математику приходится сталкиваться с умственно ленивыми, интеллектуально неразвитыми учениками. Всегда от этого становится грустно.

        Хочется, чтобы знания ребёнка ежедневно прирастали, чтобы ему было чем думать, оперировать понятиями. В этом случае именно математика помогает приводить ум в порядок, систематизировать имеющиеся знания, раскладывать их по полочкам, чтобы легче было в нужный момент достать нужное. Ведь "важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного", - записал в своём дневнике Л.Н. Толстой, великийрусский писатель и мыслитель.

        Голова ребёнка не должна быть пыльным хранилищем ненужных знаний. К счастью, в моём предмете в последние годы появилось понятие "реальная математика". Я учу не абстрактным цифрам, далёким от жизни ученика. Моя миссия как учителя показать ученику красоту математики, "королевы наук", научить думать, решать задачи, мыслить логически, любить процесс получения знаний. Но и одновременно воспитывать предметным содержанием урока трудолюбие, силу воли, характер, настойчивость в достижении цели, научить двигаться вперёд и не сдаваться, вызвать искреннее восхищение наукой и её колоссальными возможностями.

         Для себя я твёрдо решила, что моя задача в школе и учить, и воспитывать. ПО-ДРУГОМУ НЕЛЬЗЯ.

6 февраля 2020 года

Учитель математики, классный руководитель  7б класса Кадетова Л.Н.: _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“ИКТ в обучении: использовать нельзя запретить”. Где поставить запятую?

Школа развивается. Прошли те времена, когда компьютер считался роскошью, а презентация на уроке - показателем наивысшего мастерства учителя. Теперь презентациями и даже видеороликами никого не увидишь...

Эссе "Учить нельзя воспитывать"

Эссе "Учить нельзя воспитывать"...

Эссе на тему "Учить и учиться"

Смысл педагогической деятельности...

Эссе на тему: "Учиться учить".

Размышление молодого специалиста....

Конспект родительского собрания на тему: «Простить нельзя наказывать. Где поставить запятую? Управление конфликтами в семье»

Воспитывать ребенка в современном мире- нелегкое задание не только для родителя, но и для учителя. На данном родительском собрании будет обсуждаться очень важный вопрос о том, какие методы поощрения и...

РАЗВИВАЮЩИЙ ИНТЕНСИВ «РЕШАТЬ КЕЙСЫ ВОСПИТЫВАЮТ. ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗАПЯТУЮ"

Мастер-класс «Воспитание детей – дело серьезное» проведен на муниципальной методической конференции  «Макаренковские чтения. Воспитай человека» . Это развивающий инт...