ПРОГРАММА образовательного модуля предметной области ОДНКНР для 8 - 9 классов «Милующее сердце»
рабочая программа (8, 9 класс)

Наталья Аркадьевна Худякова

   Программа разработана на 34 часа в качестве  образовательного модуля предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Это гуманитарный междисциплинарный  модуль, расширяющий одну из важных социологических проблем - проблему общественной благотворительности и милосердия. Он может быть использован педагогами таких предметов, как русский язык и литература, история, обществознание.
  Курс  рассчитан на два года для учащихся  8 – 9 классов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_miluyushchee_serdtse.docx64.63 КБ

Предварительный просмотр:

   ПРОГРАММА
 образовательного модуля  предметной области ОДНКНР для 8 - 9    классов «Милующее сердце»

Количество часов:  34 (два года обучения)
автор: учитель русского языка
и   литературы Худякова Н.А.

      Пояснительная записка

   Программа разработана на 34 часа в качестве  образовательного модуля предметной области «Основы духовно – нравственной культуры народов России». Это гуманитарный междисциплинарный  модуль, расширяющий одну из важных социологических проблем - проблему общественной благотворительности и милосердия. Он может быть использован педагогами таких предметов, как русский язык и литература, история, обществознание.
  Курс  рассчитан на два года для учащихся  8 – 9 классов.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), вступившем в силу 1 сентября 2013 г., под образованием подразумевается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения» (ст. 2). В деле духовно-нравственного воспитания школьников принципиальное значение имеет воспитание милосердия.
Как писал выдающийся русский историк В.О.Ключевский, на Руси «благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему».
Воспитание нравственного человека, патриота своей страны невозможно без привития ему чувства сострадания  ближнему. «В сострадании, — писал академик Д.С.Лихачёв, — есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития». Способствовать этому и призван  этот образовательный модуль. Его
введение в преподавание гуманитарного предмета  гармонично дополняет содержание образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания, поэтому именно к ней мы будем обращаться практически на каждом занятии.
Цель программы: способствовать формированию в школьниках такого духовно-нравственного качества личности, как милосердие.  Традиции милосердия и благотворительности складывались в России на протяжении столетий, начиная с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром. Обращение к высоким образцам милосердия, которые являют нам великие подвижники прошлого, воспитывают у школьников чувства доброты и сострадания к людям, способствуют формированию у них ценностных идеалов и ориентиров.
Основные задачи :
– познакомить учащихся с духовными основами милосердия;
– познакомить школьников с традициями милосердия и благотворительности в России с Крещения Руси и до нашего времени;
– познакомить с именами великих подвижников милосердия (святым праведным Иоанном Кронштадтским, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, преподобным Серафимом Вырицким, купцом-благотворителем И.М.Сибиряковым, последней русской императрицей Александрой Фёдоровной и великими княжнами, просветителем Камчатки митрополитом Нестором (Анисимовым), святителем-хирургом Лукой (Войно-Ясенецким) и  благотворителями родной Ростовской области.);
– способствовать формированию у учащихся милосердного отношения к людям, способности отзываться на чужую беду;
- познакомить учащихся с современными благотворительными организациями и фондами, сформировать представление о современном меценате.
Планируемые результаты .
Личностные результаты:

– осознание учащимися необходимости помогать людям, проявлять к ним сострадание;

– понимание того, что каждый человек достоин заботы;

– формирование навыков заботы о младших, больных, нуждающихся;

– усвоение нравственных норм и правил поведения;

– привитие любви к Родине, православной культуре, традициям милосердия.

Предметные результаты:

– понимание духовных основ милосердия;

– знание высоких заветов Библии о любви к ближнему;

– усвоение понятий «милосердие», «ближний», «призрение»;

– знание славных традиций милосердия и благотворительности

в России;
– знание имён выдающихся подвижников милосердия;
– приобщение к духовно-нравственным ценностям православной

культуры.

         Организация учебно-воспитательного процесса

Изучение материалов   модуля « Милующее сердце» осуществляется в течение  двух лет обучения —  17 часов в год, по 2 часа в  месяц. При этом на изучение некоторых тем может быть отведено по 2  часа.

Основной формой организации учебного процесса является традиционное учебное занятие. Формы проведения занятий могут быть разные, это может быть урок – презентация, урок – беседа, урок – экскурсия, урок – викторина и т.д.  

Занятия рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений памятников православной истории и культуры, просмотром видеофрагментов, совместное чтение отрывков из летописей и других исторических источников, стихов.  


Содержание  курса
 Вводные уроки.

Урок 1.Урок – размышление. Честный разговор о главном
Урок 2.  Читаем статью Д. Гранина «О милосердии»
Урок 3. Добро и зло.
Урок 4.Кому нужно милосердие?

Тема 1. Библия о милосердии.

Урок 5. Милосердный самарянин. Кто такой ближний?
Урок 6.Добродетель и милосердие. Библейское учение.

Тема 2. История благотворительности в России в X–XIX веках.

Урок 7. «Не Христос ли испытывал меня?» Милосердие и благотворительность в Древней Руси.
Урок 8. Век  XIX – воистину «золотой век» русской благотворительности

Тема 3. Примеры милосердия и благотворительности.

Урок  9.Русские сестричества милосердия.
Урок 10.Святой праведный Иоанн Кронштадский. Дома трудолюбия. Актуален ли подобный опыт сегодня?

Урок 11. Царственная инокиня Жизнь и деятельность княгини Александры Петровны.
Урок 12 Петровский Княгинин монастырь в Киеве – обитель милосердия. Монастырская благотворительность.
Урок 13. Подвиг миллионера  И.М. Сибирякова. Может ли богатство быть в тягость?
Урок 14. Марфо -Мариинская обитель в Москве. Святая матушка Елизавета Фёдоровна.
Урок 15. Белые голубки.  Царственные сёстры милосердия Дома Романовых.
Урок 16. Камчатское благотворительное братство. Подвиг миссионерского служения митрополита Нестора (Анисимова)
Урок 17. Воспоминания митрополита Нестора, просветителя народов Камчатки.
Урок 18. Жизненный путь Татьяны Гримблит. Стихи великой великомученицы.
Урок 19. « Все приходите ко мне…» Тихий подвиг настоящей женщины. Святая старица Матрона Московская.
Урок 20. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» Жизненный путь Е.Кузьминой – Караваевой (Матери Марии)
Урок 21. Жизненный путь старца Серафима Вырицкого. Подвиг его служения Церкви, Отечеству и людям.
Урок 22. Милосердный хирург. Святой целитель архиепископ Лука.
Урок 23. «Мы могли лишь терпеть и страдать…»  Жизненный путь и духовный подвиг Преподобноисповедника Гавриила Мелекесского.
Урок 24. Институт скорой помощи им. Склифосовского и история благотворительности России.
Урок 25. История благотворительности земли Ростовской. Дмитриевский военный госпиталь. Благотворитель Фёдор Нефёдов – Михайлов

Тема 4. Благотворительность в современной России .

Урок 26.Возрождение традиций милосердия в России. Знакомство с православным порталом о благотворительности www.miloserdie.ru
Урок 27.
 «Милосердие есть признак Божества».
Современные сестричества милосердия.
Урок 28. «Доктор, для которой не было чужих детей»  Горячее сердце Доктора Лизы (Елизавета Петровна Глинка)
Урок 29. Благотворительные фонды и организации современной России
Урок 30.Благотворительность на Дону сегодня.  

Тема 5. Как научиться  быть милосердным?

Урок 31. Как подавать милостыню?
Урок 32 – 33. Кто он – современный меценат? (создаём портрет современного мецената)
Урок 34. «Что объединяет людей?» Обсуждение отрывка письма Д.С. Лихачёва.

Тематическое планирование


урока

Тема урока

 Характеристика учебной деятельности

  Задачи урока

1

Урок – размышление. Честный разговор о главном

Урок - размышление

  Формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как добро, взаимопомощь, милосердие, сочувствие.
Воспитывать у детей доброжелательность и желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
 Поразмышлять вместе с детьми  о том, что такое помощь, доброта, нужно ли помогать людям?

2

  Читаем статью Д.Гранина «О милосердии»

Урок - дискуссия

 Познакомить  школьников  со  статьёй   писателя Д. А. Гранина, в которой автор поднимает вопрос: сохранилось ли в людях милосердие или «меня это не касается» стало уже привычным чувством?  

3

Добро и зло

Урок - дискуссия

 Способствовать формированию у старшеклассников представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за свои поступки.
 Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, привить основы нравственного поведения.

 Помочь развитию умения аргументировано доказывать собственную позицию и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

4.

Кому нужно милосердие?

Урок - беседа

Показать, что милосердие нужно не только тому, кто получает помощь, но и тому, кто её оказывает. Рассказать о христианской вере - основе великой византийской культуры. Дать понятия о Боге Троице, об Иисусе Христе и апостолах. Дать сведения о Библии и Евангелии.

5

. Милосердный самарянин. Кто такой ближний?

Урок - беседа

Познакомить с притчей Иисуса Христа о милосердном самарянине. Объяснить, что под словом «ближний» в Евангелии подразумевается не близкий родственник или друг, а тот, кто помогает человеку, или тот, кто нуждается в его помощи. Дать представление о древнейшем нравственном законе и о заповеди Иисуса Христа.

6

Добродетель и милосердие. Библейское учение.

Урок - беседа

Познакомить детей с  понятием  «добродетель»,  выявить  духовный  смысл  и

лексическое значение слов, называющих великие христианские добродетели на

материале церковнославянского языка

Продолжить работу с понятиями «милосердие», «сострадание» и основными христианскими заповедями, которые учат милосердию. Прочитать учащимся высказывания из Библии о милосердии и благотворительности. Донести до них смысл прочитанного. Провести беседу-дискуссию на тему, каким образом библейские наставления касаются каждого человека.

7

 «Не Христос ли испытывал меня?» Милосердие и благотворительность в Древней Руси.

Урок - презентация

  Рассказать о духовных истоках милосердия. Вспомнить о том, что одним из важнейших последствий Крещения Руси было формирование благотворительных традиций. Рассказать о благотворительной деятельности князя Владимира (прочитать отрывок из «Повести временных лет» о помощи бедным и больным, которую оказывал святой князь Владимир), Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Разъяснить смысл выражения: «Не Христос ли испытывает меня?» Показать, что важным звеном в служении больным и помощи бедным являлись русские монастыри

   

8

 Век  XIX – воистину «золотой век» русской благотворительности

Урок - лекция

Познакомить учащихся с деятельностью известных меценатов 19 века: С. Морозова, С. Мамонтова, П. Третьякова, С. Щукина, П. Щукина, А. Бахрушина.

Воспитывать уважение к деятельности меценатов. Привести в качестве примера случай из жизни замечательного русского писателя В.А.Жуковского. Пояснить, почему, оказав помощь, он спешил удалиться, не слушая благодарности

9

Русские сестричества милосердия


Урок - презентация


Рассказать о том, когда и где в  нашей стране появились первые сестричества милосердия. Николай Пирогов и Фёдор Гааз. Московская Никольская обитель. Крестовоздвиженская община.

10

Святой праведный Иоанн Кронштадский. Дома трудолюбия. Актуален ли подобный опыт сегодня?

Урок -  лекция

Рассказать о пастырском служении святого праведного Иоанна Кронштадтского. Ответить на вопрос: в чём состояла необычность этого служения? Показать уникальность созданного им Дома трудолюбия. Рассказать об организации «домов трудолюбия» в других городах России. Провести обсуждение на тему: актуален ли подобный опыт в наши дни?

11

Царственная инокиня. Жизнь и деятельность княгини Александры Петровны.

Урок  -презентация

Рассказать о великой княгине Александре Петровне, её жизни и деятельности на поприще милосердия и благотворительности в России.

12

Петровский Княгинин монастырь в Киеве – обитель милосердия. Монастырская благотворительность.

Урок – виртуальная экскурсия

Дать представление об основанной  великой княгиней обители милосердия - Покровском Княгинином монастыре в Киеве. Показать масштабы деятельности монастыря как крупнейшего благотворительного учреждения Российской империи (с момента основания до закрытия в 1923 г.). Монастырская больница. Рассказать о возрождении Покровской обители после 1941 г. Беседа о монастырях и монастырской благотворительности.

13

 Подвиг миллионера И.М. Сибирякова. Может ли богатство быть в тягость?

Урок - лекция

Рассказать о жизни известного благотворителя, миллионера И.М.Сибирякова. Заинтересовать учеников вопросом: может ли богатство быть в тягость?

14

Марфо-Мариинская обитель в Москве. Святая матушка Елизавета Фёдоровна

Урок – виртуальная экскурсия

Рассказать о великой княгине Елизавете Фёдоровне и созданной ею обители милосердия в Москве. Объяснить,   почему обитель  получила  название Марфо-Мариинской. Раскрыть значение двуединой заповеди - служение Богу ради ближнего и служение ближнему ради Бога.

15

Белые голубки. Царственные сёстры милосердия Дома Романовых.

Урок - презентация

Рассказать о подвиге деятельной самоотверженной любви последней русской царицы Александры Фёдоровны и её дочерей в годы Первой мировой войны. Задать учащимся вопрос: кого назвала «ближним» великая княжна Ольга Николаевна в своём стихотворении, написанном незадолго до расстрела, и почему она просила у Господа крепости прощать чужие злодейства? Напомнить слова Иоанна Кронштадтского о том, что нужно любить всякого человека.

16

Камчатское благотворительное братство. Подвиг миссионерского служения митрополита Нестора (Анисимова)

Урок - беседа

Рассказать о подвиге миссионерского служения митрополита Нестора (Анисимова) и деятельности основанного им Камчатского благотворительного братства.

17

Воспоминания митрополита Нестора, просветителя народов Камчатки.

Урок - беседа

Прочитать воспоминания миссионера о Пасхе в колонии прокажённых. Объяснить, почему она так запомнилась ему.

18

Жизненный путь Татьяны Гримблит. Стихи великой великомученицы.

Урок - презентация

Рассказать учащимся о коротком, но ярком жизненном пути молодой христианки из Сибири Татьяны Гримблит. Дать представление о том, в какой семье родилась и выросла девушка. Рассказать о даре, которым обладала Татьяна, о её подвиге служения ближним - помощи людям, томящимся в тюрьмах и лагерях в 1930-е годы, о тех лишениях и наказаниях, которые пришлось ей претерпеть за эту деятельность, о мученической кончине на Бутовском полигоне в 1937 году и прославлении Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских. Чтение и обсуждение стихотворений великой великомученицы.

19

« Все приходите ко мне…» Тихий подвиг настоящей женщины. Святая старица Матрона Московская.

Урок - выступление

Познакомить детей с образом и событиями жизни Святой блаженной Матроны Способствовать восприятию Святой блаженной Матроны, как образца скромности, внимания и доброты. Воспитывать стремление детей подражать святой в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям и Богу.
На уроке используются стихи, песни, видеосюжеты, посвящённые Святой. Подготовленное выступление детей.

20

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…» Жизненный путь Е.Кузьминой – Караваевой (Матери Марии)

Урок -  беседа

Жизненный путь  и жертвенный подвиг монахини Марии. Разъяснение евангельских слов: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
Примеры современного жертвенного подвига на поле брани и в мирной жизни (защита детьми своих проектов)

21

Жизненный путь старца Серафима Вырицкого. Подвиг его служения Церкви, Отечеству и людям.

Урок - беседа

Рассказать о жизненном пути святого. Показать, в чём состоял подвиг его служения Церкви, Отечеству и людям. Обсуждение слов святителя Иоанна Златоуста: «Все дела человеческие погибают, а плод милосердия остаётся всегда неувядающим».

22

Милосердный хирург. Святой целитель архиепископ Лука.

Урок – виртуальная экскурсия

Рассказать о жизни святителя Луки (Войно – Ясенецкого) Показать, что и в самых трудных жизненных обстоятельствах нужно прежде всего думать о ближнем - том человеке, кому нужна забота и помощь. В рамках виртуальной экскурсии показать детям места, связанные с жизнью и служением святого.  Разъяснить учащимся суть происходящих  в   1930-е  гг.   политических  репрессий. Объяснить учащимся, почему этим репрессиям подвергались священнослужители. Заслушать доклады учеников о подвигах милосердия святителя.

23

«Мы могли лишь терпеть и страдать…» Жизненный путь и духовный подвиг Преподобноисповедника Гавриила Мелекесского.

Урок -  встреча

 Кто такой исповедник? Рассказать о жизненном подвиге исповедника Гавриила. Понимание исповедничества как подвига. Гонения на веру. Отец Гавриил как писатель

24

Институт скорой помощи им. Склифосовского и история благотворительности России.

Урок – виртуальная экскурсия

Рассказать о том, как Институт скорой помощи им. Склифосовского связан с историей благотворительности в России. Представить учащимся историю возникновения Странноприимного дома Шереметева. Объяснить значение слова «призрение». Рассказать о преемственности традиций благотворения в Странноприимном доме и в Склифе. Заслушать доклады учащихся об истории Института Склифосовского.

25

История благотворительности земли Ростовской. Дмитриевский военный госпиталь. Благотворитель Фёдор Нефёдов – Михайлов

Урок - лекция

В форме лекции дать ученикам информацию о том, как развивалась благотворительность на их малой родине – в Ростовской области. История создания Дмитриевского военного госпиталя. Рассказать об известных благотворителях края.

26

Возрождение традиций милосердия в России. Знакомство с православным порталом о благотворительности www.miloserdie.ru

Урок - обзор

Познакомить учеников с православным интернет – порталом, его функциями, особенностями, изучить разделы сайта.

27

«Милосердие есть признак Божества».
Современные сестричества милосердия

Урок - обзор

Сферы деятельности современных сестёр милосердия. Паллиативная помощь. Свято-Димитриевское сестричество милосердияв Москве,  ассоциация сестричеств милосердия Ростовской-на-Дону епархии.
Марфо – Мариинская обитель сегодня.

 28

«Доктор, для которой не было чужих детей»  Горячее сердце Доктора Лизы

Урок - презентаия

Познакомить учеников с историей жизни героя современной благотворительности Елизаветы Петровны Глинки. Подготовленные выступления учеников.

29

Благотворительные фонды и организации современной России

 Интерактивный урок - лекция

Познакомить учащихся с благотворительными фондами и организациями современности. Деятельность этих организаций, цель создания. Фонды, помогающие больным детям («Подари жизнь», «Русфонд», фонд Константина Хабенского, «Мой Мио» и др.Сетевой проект  dobro.mail.ru  сервис добрых дел.
Другие благотворительные фонды.

30

Благотворительность на Дону сегодня.

Урок - презентация

Познакомить учащихся с деятельностью благотворительных фондов и организаций Ростовской области (БФ «Маленький мир», Негосударственный БДФ им. Великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой, БФ им. Святой великомученицы Анастасии Узорешительности, «Милосердие – на – Дону и др.)

31

Как подавать милостыню?

Урок - дискуссия

Дать ответы на вопросы: для чего и как правильно подавать милостыню; всякому ли просящему следует давать милостыню. Привести свидетельства из Библии, из учений святых отцов о милостынедаянии.

32
33

 Кто он – современный меценат?(создаём портрет современного мецената)

Урок - презентация

Заслушать доклады учеников о современных благотворителях, среди которых есть как известные люди: артисты, спортсмены, политики, так и  простые россияне. Что движет людьми, готовых помочь ближнему? Чем отличается современный благотворитель от мецената 18 века, например?

34

 «Что объединяет людей?» Обсуждение отрывка письма Д.С. Лихачёва.

Заключительный урок

 Прочитать отрывок из письма Д. С.Лихачёва «Что объединяет людей?» Напомнить слова В.А.Жуковского: «Благотворительность возвышает душу, и благотворящий ближнему стократно благотворит самому себе».
Беседа о заповеди Иисуса Христа: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».


 

Литература для учителя

1.Левин С.С.
Благотворительность в России // Православная энциклопедия. Т. 5. М., 2002. С. 330–334.

  1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
  2. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». М., 2000.
  3. «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви»: [Электронный ресурс] / Документ принят 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви // www.patriarchia.ru: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patri-archia.ru/db/text/1401894.html
  4. «Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла к обездоленным и малоимущим чадам Русской Православной Церкви, получающим помощь в центрах социального обслуживания г. Москвы» (19 апреля 2009 г.) // www.patriarchia.ru: Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/621928.html
  5.  Кононова Т.Б. Очерки истории благотворительности. Учебное пособие. М. 2006 год
  6. Любашевский Ю. Щербаков А. технология современного спонсорства М. 1998
  7. Милосердие. Учебное пособие. М.1998
  8. Нещеретний п.И. Формы общественного призрения в России XVIII века М. 1993
  9. Прохоров В.Л. российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы М. 1998
  10. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. М. 1997
  11. 7.Хронограф российской истории социальной работы М. 1993

14.Постернак А.В. Очерки по истории общин сестёр милосердия. М.: Свято-Ди-митриевское училище сестёр милосердия, 2001.

  1. «Святой праведный Иоанн Кронштадтский». М.: Благовест, 2009.
  2. «Сёстры милосердия России». СПб.: Лики России, 2005.

17.Сухова О.А., Смирнов Ю.М. Иулиания Лазаревская, Муромская. М.: Арт-Волхонка, 2012.

18.Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX – начало XX века. М.: Наука, 2005.

19.Храпоничева Е.В. Дома трудолюбия. История создания в XIX веке работных домов и домов призрения // «Московский журнал». 1999. № 9.

20. «Шереметевский Дом: Странноприимный дом — традиции милосердия — медицинский музей» / Сост. Б.Ш.Нувахов, Т.А.Щорс. М., 1993.

21. Пивоваров Борис Иванович, протоиерей. Духовные основы милосердия. Учебное пособие для 8 классов общеобразовательных организаций

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Милый сердцу уголок".

Творческий проект "Милый сердцу уголок" был разработан учащимися 7 класса для участия в региональном конкурсе творческих проектов г. Саратова и области....

Интеллектуальная игра "Милая сердцу сторонка"

У каждого человека есть на земле такое место, где ему по-особому тепло. Это город, деревня, село, улица, дом и двор, ступеньки, ведущие к порогу, где впервые ощутил мир и себя, откуда началась ...

Презентация на тему "Милый сердцу уголок"

Мультимедийное сопровождение к воспитательному часу о родном городе....

Классный час. "Милый сердцу уголок" 11 класс

История родного поселка. Классный час 11 класс....

Внеклассное интегрированное мероприятия, посвященное 70- летию образования Приморского края "Милый сердцу край - Приморье!"

       Данная  работа  посвящена  75- летию образования Приморского края. В  работе  представлены: история образования Приморского края,г. Уссурийск...

Проект "Милая сердцу Тихвинка"

Работа над проектом «Сердцу милая Тихвинка» началась с изучения в 7 классе темы «Сообщающиеся сосуды», при изложении которой рассматривается работа шлюзов, как пример применения сообщающихся сосудов. ...

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...