Главные вкладки

    Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»
    рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

    Очередько Наталья Геннадьевна

    Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР                                                                                     «Евангелие в шедеврах русской живописи»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образование Гулькевичский район пос. Венцы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №13 пос. Венцы

    муниципального образования Гулькевичский район

    имени дважды Героя Советского Союза

    Горбатко Виктора Васильевича

    Директор МБОУ СОШ №13 им. В.В. Горбатко

    Свечкарев С.Е. ___________________________

    Тема: Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР                                                                                     «Евангелие в шедеврах русской живописи»

     

    Автор:

    Очередько Наталья Геннадьевна

    пос. Венцы

    2017 г.

    Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР                                                                                     «Евангелие в шедеврах русской живописи».

    Пояснительная записка

    Общая характеристика.

    В соответствии с Законом «Об образовании»  основные образовательные программы общего образования должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны охватывать урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающегося.

    Культурологический подход к изучению религиозного содержания, позволяющий обучать и воспитывать подрастающее поколение на произведениях светской и церковной культуры, является наиболее подходящим средством достижения осознанности учащимися духовно-нравственных ценностей и формирования уважения к культурным и духовным традициям.

    Введение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России озадачил педагогов поиском образовательных программ. Несмотря на большой интерес педагогов к религиозному содержанию учебного процесса программ удовлетворяющих педагогический запрос очень мало.

    Другая причина появления этой программы личный опыт подготовки к ГИА в 9 и 11 классах по истории, где задания по культуре вызывают трудности у обучающихся. А так как культура России с X века и до 1917г. была преимущественно православной, то данная программа удовлетворит потребности не только педагогов, но и учащихся выпускных классов.

    Еще одна причина- гуманитаризация образования, а это значит расширение знаний в области культуры и искусства через освоение знаний о религии, как мировоззренческой основе культуры и искусства.

    Изучение и анализ этих причин и результатов многолетнего опыта работы учителем истории и ОПК, муниципальным координатором ОПК позволил определиться с содержанием программы.

    Цель программы «Евангелие в шедеврах русской живописи- изучение Евангелия посредством шедевров живописи русских мастеров и тех духовно- нравственных ресурсов, которые содержатся в их произведениях.

    Задачи курса:

    • Духовно- нравственное развитие и воспитание школьников.
    • Приобщение к художественно- эстетическим ценностям русской иконописи и живописи.
    • Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека.
    • Формирование культуры общения.
    • Воспитание культуры мышления и культуры чувств.
    • Выработка этических принципов культурных традиций России.
    • Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению основанному на знании и уважении к отечественной культуре.
    • Социализация школьников в отечественной культуре.
    • Формирование интереса к изучению отечественной культуры.
    • Воспитание эстетического вкуса.
    • Творческое развитие школьников на основе знаний об отечественной культуре.
    • Подготовка к итоговой аттестации.

    Нормативно-правовые документы

    1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

    2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» (с изменениями и дополнениями).

    3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего

    образования» (с изменениями и дополнениями).

    4. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании комплексного учебного курса «Основы

    религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 2016– 2017 учебном году

    Место программы в учебном плане

    Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. Многие родители желают, чтобы дети дальше продолжали изучение ОПК, но так как этот предмет принято (несмотря на рекомендации вести как обязательный предмет) вводить в виде кружка, факультатива или элективного курса предполагается вести его как внеурочная деятельность ФГОС.

    Минобрнауки РФ письмом от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рекомендует реализацию предметной области ОДНКНР через такие формы образовательной

    деятельности:

    1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

    2) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.

    Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Программа построена так, что бы ее можно было применять в 5-9 классах (более упрощенно в 5-6 классах и более углубленно для 9 класса) в государственных и муниципальных школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

    Значение программы в системе духовно-нравственного воспитания.

    Эта программа светского, историко-культурологического, но религиозного содержания. Собственный опыт да и желание родителей доказали достоинства  изучение религии через отечественную культуру и историю православия .Такой подход позволяет использовать воспитывающий потенциал русской православной культуры и истории. Программа делает главными ориентирами для подрастающего поколения любовь к ближнему, Отечеству, уважение к культурным и религиозным традициям своего народа, красота и гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, эстетическое и этическое развитие.

    Результаты освоения программы.

    В соответствии с ФГОС общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание программы «Евангелие в шедеврах русской живописи» ориентированно на получение следующих результатов.

    Личностные результаты:

    - обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле;

    - обладающий такими качествами как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность;

    - понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;

    - умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;

    - доброжелательный, умеющий высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

    - умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;

    - владеющий навыками социально- культурной адаптации и культурой потребления информации;

    - отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;

    - уважительно относящийся к святыням;

    - способный к организации собственной деятельности;

    - способный к творческому труду;

    - бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

    - освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;

    - умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и УУД;

    - умеющий использовать знаково- символические средства информации;

    - активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебной программы и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета;

    - готовность слушать собеседника, вести диалог;

    - умеющий излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

    Предметные результаты:

    - имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

    - понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    - знающий историю формирования отечественной культуры;

    - имеющий представление о духовных основах русской культурной традиции;

    - овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;

    - имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России;

    - имеющий представление об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;

    - имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;

    - понимающий религиозно- философские основания православной культуры;

    - знающий особенности православной культуры, ее видов и жанров в живописи и иконописи;

    - имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами;

    - осознающий ценность человеческой жизни.

    Материально- техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

    Никаких особых условий для ведения программы не требуется: стандартной организации образовательного процесса для основной школы вполне достаточно.

    Рекомендуется использовать в работе материалы сайтов:

    http://www.pravmir.ru/iskusheniya-hrista/

    http://www.christianart.ru/index.php/2008-01-28-16-58-07

    http://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/pr-pr/1/

    http://www.ippo.ru/ipporu/article/preobrazhenie-gospodne-v-russkoy-zhivopisi-202444

    http://www.tretyakovgallery.ru/ru/education/education1806/education18065883/

    http://www.shm.ru/

    http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru

    Рекомендуется использовать:

    Шедевры русской живописи. Изд.- Белый город- М., 2005.

    Святое Евангелие.

    Условия реализации программы и методические рекомендации

    Условия реализации:

    - теоретические занятия следует дополнять виртуальными экскурсиями в музеи и храмы;

    - усвоение учебного материала достигается под контролем учителя;

    - необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

    - необходимо широкое использование иллюстративного материала;

    - учитель должен опираться на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание, которые могут быть полезны в целях воспитания молодежи;

    - учитель должен хорошо знать и чтить наследие православной культуры.

    Методы преподавания должны подбираться с особой тщательностью, так  как необходимо разбудить в каждом ребенке природную любознательность, сформировать общие умения и создать условия для саморазвития, постоянно стимулируя познавательную активность и самостоятельность учащихся.

    Используемые методы преподавания: иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; анализ произведений живописи с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; организация проектной деятельности; исследовательская работа; написание рефератов; создание презентаций; составление кроссвордов; индивидуальные опережающие задания.

    Предполагается, что каждый ученик в течение года выберет и выполнит одну исследовательскую или проектную работу.

    Учитель самостоятельно определяет произведения живописи для урока. Например, Нагорная проповедь включает много материала и желательно потратить один урок только на нее. Притчи же можно объединять по две за урок.

    Содержание программы «Евангелие в шедеврах русской живописи»

    Тема 1. Захарий и Елизавета. Благовещение.(2 часа)

     «Архангел Гавриил поражает Захарию немотой» А. А. Иванов. «Посещение Марией Елизаветы» А. А. Иванов 1850-е гг. «Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» А.  Е. Егоров. Икона « Благовещение Устюжское» XII век. Архангел Гавриил («Ангел Златые власы») из оглавного деисусного чина XII век.

    Тема 2. Рождество, детство и отрочество Иисуса Христа.(4 часа)

    «Рождество Христово» И.Е. Репин 1890г. «Святое семейство» П. Шамшин 1858 г. «Сретение Господне» (неизвестный художник) XVII век. «Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет» Ф. А. Бруни 1838 г. «Избиение младенцев» эскиз Г.И. Семирадский конец 1860-х. «Исполнялся премудрости». В. Поленов 1896 – 1909 гг. «И был там» В. Поленов. 1890-1900-е гг. «Среди учителей» В. Поленов. 1890-1900-е гг.

    Тема 3. Иоанн Предтеча. Христос в пустыне.  На Геннисаретском озере. (3 часа)

    Икона «Иоанн Предтеча» Феофан Грек конец XIV века. «Явление Христа народу» А.А. Иванов 1837-1857 гг. Усекновение головы Иоанна Предтечи В.Г. Худяков 1861 г. «Христос в пустыне» И.Н. Крамской 1872 г. «Искушение Христа» А.А. Иванов. «Проповедь Христа на Геннисаретском озере» Г. Г. Чернецов 1852 г. «Призвание первых апостолов» Г. Г. Чернецов 1866 г.

    Тема 4. Евангельские притчи (4 часа)

    «Христос- сеятель» К.С. Петров- Водкин. «Милосердный самаритянин» В. И. Суриков 1874 г. «Фарисей и мытарь» В. Крюков. «Богач и Лазарь» В.И. Суриков. «Притча о девах» В.Л. Боровиковский. «Притча о званных на брачный пир»  А.П. Никитин. «Христос и богатый юноша»  Ф.П. Чумаков. «Блудный сын» Г.И. Семирадский. «Добрый пастырь» Г.Г. Гагарин.

    Тема 5. Проповедь Христа (4 часа)

    «Благословение детей» И.Е. Репин. «Проповедь Иисуса Христа на горе Елеонской о втором пришествии» А.А. Иванов 1840-х гг. «Христос и грешница (Кто из вас без греха?)» В. Д. Поленов 1886-1887 гг. «Христос у Марии и Марфы» Г.И. Семирадский 1886 г. «Христос и Никодим» Н.Н. Ге ок.1889 г. «Христос и самарянка» В.В. Верещагин 1860 г. «Нагорная проповедь» Н.П. Ломтев 1841 г. «Наставление ученикам» В. Д. Поленов .

    Тема 6. Чудеса Христа         (3 часа)

    «Чудо в Кане» В. Е.  Маковский 1887 г.  «Чудесный улов рыбы» А. П.  Лосенко 1762 г.  «Хождение по водам» И.К. Айвазовский. «Буря» В.Д. Поленов. «Умножение хлебов» А.А. Иванов.

    Тема 7. Исцеления и воскрешения (2 часа)

    «Овчая купель» И.Ф. Ционглинский 1884 г.  «Исцеление двух слепых» А.П. Рябушкин 1888 г. «Исцеление слепорожденного» В.П. Худояров 1860-е – начало 1870-х. «Воскрешение дочери Иаира» И.Е. Репин. «Воскрешение сына вдовы Наинской» В.К. Шебуев. «Воскрешение Лазаря» М.В. Нестеров 1900 г.

    Тема 8. Преображение  и вход Господень в Иерусалим (2 часа)

    «Преображение Господне» М.В. Нестеров 1898- 1900 гг. «Преображение Господне» мозаика по эскизу Н. А. Кошелева 1890 г. храм Воскресения Христова.  «Вход Христа в Иерусалим» Н. А. Кошелев 1890- 1910 гг. «Вход в Иерусалим» К.А. Штейбен 1843- 1854 гг.

    Тема 9. Страстной цикл и Воскресение (6 часов)

    «Тайная вечеря» Иван Михайлов (по прозвищу Ушак) 1649 г. «Тайная вечеря» Н.Н. Ге 1863 г. «Если все, то не я…» И.Е. Репин 1896 г. «Христос в Гефсиманском саду» А.И. Куинджи 1901 г. «Моление о чаше» Ф.А. Бруни середина 1830-х. «Лобзание Иуды» К.П. Брюллов 1843-1847 гг. «Взятие Христа стражею» И.Е. Репин 1886 г. «Суд над Христом у первосвященника» К.В. Лебедев. «Апостол Петр отрекается от Христа» Г.И. Козлов 1762 г. «Суд Пилата» В.А. Котарбинский 1887-1895 гг. «Хохот» И.Н. Крамской 1870-1880 гг. «Се, человек» П.П. Чистяков 1871 г. «Сооружение креста» В.А. Котарбинский 1880 г. «Несение креста» Н. А. Кошелев 1890 г. «Не плачьте, дщери Иерусалимские!» Н. А. Кошелев 1899г. «Голгофа» И.Е. Репин 1896 г. «Распятие» Н.Н. Ге 1892 г. «Прободение ребра Иисуса воином» Н. А. Кошелев 1900 г. «Ночь на Голгофе» В.П. Верещагин 1869 г. «Снятие с креста» икона В. Познанский 1682 г. «Погребение Христа» Н. А. Кошелев 1880-1881 гг. «Христос во гробе» В.Л. Боровиковский 1820-е. «Скорбящая Богоматерь» М.П. Боткин. «Сошествие во ад» икона А. Рублев. «Воскресение Христа» К.А. Штейбен 1843- 1854 гг.

    Тема 10. Мучения Иуды (1 час)

    «Совесть. Иуда.» Н.Н. Ге 1891 г. «Иуда Искариот, бросающий серебряники» П.В. Васильев 1858 г. «Явление Христа Иуде в Гефсиманском саду» неизвестный художник 1919 г.

    Тема 11. Женщины служившие Христу (1 часа)

    «Магдалина» В.М. Васнецов. «Жены- мироносицы, Мария Магдалина и Мария, мать Иакова, получают от ангела весть о воскрешении Иисуса Христа» Н. А. Кошелев. «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» А.А. Иванов.

    Обобщение материала. Защита проектов. (2 часа)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

    Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

    Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

    Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

    «Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»

    «Организация обучения математике в рамках ФГОС основного общего образования»...

    Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

    Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при ор...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пионербол» на уровне основного общего образования (спортивно-оздоровительное направление)

    Рабочая программа курса «Пионербол» ориентирована на учащихся 5-6  классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год. Данн...