Годовой ПЛАН РАБОТЫ 2019-2020 год
материал

Барабанова Екатерина Викторовна

Годовой ПЛАН РАБОТЫ 2019-2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoy_plan_raboty_2019-2020_god.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

УТВЕРЖДЁН

приказом МКОУ ТШИ

от 28.08.2019 г. № _339_

Рабочая программа

педагога – психолога Барабановой Е.В.
МКОУ Тазовская школа-интернат

на 2019 - 2020 учебный год

(5-11 классы)

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Прогнозируемые результаты
  3. Годовой план работы педагога – психолога
  4. Литература
  5. Приложения

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в общеобразовательном учреждение благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала, сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  1. создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  2. содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;
  3. раннее выявление и оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в обучении и воспитании;
  4. психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям;
  5. психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу;
  6. профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  7. повышение уровня учебной мотивации учащихся;
  8. психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации;
  9. психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам;
  10. профилактическая работа с детьми из опекаемых семей, учащимися с ОВЗ, обучающимися, состоящими на профилактическом учете, родителями;
  11. обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе, успешную адаптацию к требованиям обучения при переходе на новую ступень обучения;
  12. консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
  13. формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни.

Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.

Основные циклы сопровождения:

  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация и профориентация в старшем звене.

В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки:

  • Психолого-педагогическая диагностика,
  • Коррекционно – развивающая работа,
  • Психологическое просвещение и профилактика,
  • Психологическое консультирование,
  • Организационно-методическая работа.

Психолого-педагогическая диагностика включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на четыре основные группы:

I. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

II. Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

III. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – октябрь).

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – октябрь).

II этап диагностической работы – Констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

III этап диагностической работы  - В рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (2 триместр).

Коррекционно –развивающая работа

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С учащимися 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

2. Учащиеся категории тревожные и с низкой самооценкой  включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на снижение уровня тревожности и формированию адекватной самооценки.

3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

4. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса, в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

2) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.

Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога; а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по запросу с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога: направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года по запросам с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

- Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений: направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.

Методическое и аналитическое направление

1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
  3. Разработка, подготовка и проведение:
  • родительских собраний,
  • классных часов,
  • бесед с классными руководителями, учителями.
  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
  3. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 5, 10-х классов в рамках адаптации..
  4. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
  5. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
  6. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
  7. Анализ научной и практической литературы.
  8. Работа над темой самообразования.

2. Оформление кабинета:

  • изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
  • оформление уголка психолога, стендов.

3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.

Основные виды работ:

-работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с обучающимис

Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

В рамках данной программы проводится следующая работа:

1. Работа по адаптации в 5, 10 классах, а также с новичками в школе,

2. Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,

3. Работа с тревожными детьми,

4. Профориентационная работа,

5. Подготовка к итоговой аттестации,

6. Работа с родителями,

7. Работа с детьми «группы риска».

Прогнозируемые результаты

Диагностические и коррекционно–развивающая работа

Среднее звено (11-15 лет):

• способности и стремление к самопознанию и познанию других;

• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;

• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

• активная и позитивная жизненная позиция.

Консультирование

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.

Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.


ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД


План психолого-педагогического сопровождения для 5-х классов

Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Посещение уроков в 5-х классах. Цель: Наблюдение за адаптацией учащихся при переходе из начального в среднее звено обучения. Выявление учащихся, относящихся к «группе риска».

Учащиеся 5-х кл.

Сентябрь

2.

Наблюдение за процессом адаптации учащихся 5-х классов. Выявление дезадаптированных. Цель: Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

Учащиеся 5-х кл.

Сентябрь

3.

«Социометрия»

Учащиеся 5-х кл.

Сентябрь

4.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

Цель: Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД

Учащиеся 5-х кл.

Октябрь

5.

Тест школьной тревожности Филлипса. Цель: Изучение уровня тревожности учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД.

Учащиеся 5-х кл.

Октябрь

6.

Тест на оценку самостоятельности мышления (Л.А. Ясюковой).

Учащиеся 5-х кл.

Ноябрь

7.

Тест на оценку сформированности навыков чтения (Л.А. Ясюковой).

Учащиеся 5-х кл.

Ноябрь

8.

Повторный тест школьной тревожности Филлипса для учащихся с высоким уровнем тревожности.

Учащиеся 5-х кл.

Апрель

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.

Родители 5-ов

По запросу

2.

Родительское собрание (презентация) «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».

Родители 5-ов

По плану кл.рук.

3.

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами: «Первый раз в новый класс»; «Трудности адаптационного периода»; «Психологические особенности младшего подросткового возраста». Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе.

Педагоги работающие в 5-ых классе

Сентябрь-май.

Коррекционно – развивающая работа

1.

«Первый раз в пятый класс!» (адаптационный уроки) Программа адаптации детей к средней школе. Предполагаемый результат: -развитие навыков уверенного поведения, -развитие коммуникативных навыков, -сформировать основные представления о жизни обучающихся среднего звена. Календарно-тематический план занятий в приложении 1.

Учащиеся 5-х кл.

Сентябрь-декабрь

2.

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации. Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны. Календарно-тематический план занятий в приложении 1.

Учащиеся 5-х кл.испытывающие трудности в период адаптации

Январь - апрель

Аналитическая работа

1.

Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года

Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся 10 класса

Цель: изучение течения адаптации, выявление уровня тревожности и напряженности.

 п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Посещение уроков с целью выявление детей с высокой тревожностью

Учащиеся 10-х кл.

Сентябрь

2.

«Методика диагностика мотивации  учения и эмоционального отношения  к учению» Ч.Д. Спилбергера. Цель: Изучение адаптивных процессов учащихся 10 классов. Определение уровня удовлетворенности учащихся 10-х классов школьной жизнью.

Учащиеся 10-х кл.

Сентябрь

3.

Вербальная диагностика самооценки личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. С целью изучения уровня самооценки учащихся.

Учащиеся 10-х кл.

Октябрь

4.

«Определение состояния психологического климата в классе»

Учащиеся 10-х кл.

Ноябрь

5.

«Кто ты «сова» или «жаворонок»?»

Учащиеся 10-х кл.

Ноябрь

Повторный тест школьной тревожности Филлипса для учащихся с высоким уровнем тревожности.

Учащиеся 10-х кл.

Декабрь

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных консультаций по вопросам адаптации 10-х классов с родителями и педагогами.

Родители

Педагоги 10 класса

Октябрь - ноябрь

2.

Индивидуальные консультации для учащихся по результатам диагностики.

Учащиеся 10-х кл.

В течение года

3.

Наблюдение за процессом адаптации уч-ся 10-х классов во время и вне учебных занятий

Учащиеся 10-х кл.

Сентябрь - ноябрь

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение адаптационных занятий  «Старшая школа – что это?». Цель: Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения. Предупреждение школьной дезадаптации во время перехода учащихся из начального в среднее звено обучения. Календарно-тематический план занятий в приложении 2.

Учащиеся 10-х кл.

Октябрь-ноябрь

Аналитическая работа

1.

Написание справок, заключений. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

В течение года

План работы педагога – психолога по взаимодействию с тревожными обучающимися

Цель: выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Изучение развития познавательной и личностной сфер ребёнка.

6 - 9 классы

Сентябрь

2.

Определение уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В). Изучение уровня тревожности учащихся на различных этапах жизни.

6 - 9 классы

Октябрь

3.

Методика «Самооценка личности старшеклассника» (опросник Казанцевой Г.Н.) С целью изучения уровня самооценки учащихся.

8-9, 11 кл.

Ноябрь

4.

Повторная диагностика определения уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В). Учащиеся с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой.

6-11 классы

Апрель

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися.

Все участники образовательного процесса

По запросу

сентябрь-май

2.

Рекомендации для родителей в форме буклетов.

Родители тревожных обуч-ся

1 триместр

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой). «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе». Календарно-тематический план занятий в приложении 3.

6-11 классы

Ноябрь-март в свободное от уроков время

План работы с одаренными детьми

Цель: создание условий равных возможностей развития личности различным категориям учащихся посредством их социальной адаптации в социуме.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогичея диагностика

1.

Диагностика умственного развития (методика ШТУР)

8-11 классы

Март

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации «Интеллектуальные способности» по результатам диагностики с родителями, педагогами, учащимися.

Все участники образовательного процесса

По запросу

2.

Индивидуальные консультации «Проблемы одаренных детей»

Родители

В течение года, по требованию

Работа по профориентации

Цель: формирование условий для самостоятельного самоопределения личности в системе жизненного целеполагания; ознакомление с миром профессий; изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности; ознакомление с правилами выбора профессии; мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика «Готовность подростка к выбору профессии» В. Б. Успенский. Определение готовности выбора профессии.

8 классы, 9,11 по запросу

Январь

2.

«Опросник профессиональных склонностей» (Л.Йовайши, модификация Г.В.Резапкиной) Определения ведущих мотивов профессиональной деятельности.

8 классы, 9,11 по запросу

Февраль

3.

«Определение типа мышления» (в модификации Г.В.Резапкиной). С целью определения типа мышления.

8 классы, 9,11 по запросу

Март

4.

“Профиль” (”Карта интересов” А.Е.Голомштока в модификации Г.В.Резапкиной). Выявление склонностей и интересов учащихся в выборе профессии.

8 классы, 9,11 по запросу

Апрель

Консультационная и просветительская работа

1.

Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение. Календарно-тематический план занятий в приложении  4.

Учащиеся 5-7 кл.

В свободное от уроков время

2.

Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение. Календарно-тематический план занятий в приложении  5.

Учащиеся 8-11 кл.

Еженедельно в течение года

5.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, по профессиональной ориентации, с родителями по вопросу выбора учащимися профессий.

Родители

8-11 классы

В течение года по обращению

6.

Выступление на родительском собрании

Родители

8-11 классы

По запросу

7.

Неделя профориентации «Дорога в страну профессий». Цель: Оказать социально–педагогическую и психологическую помощь и поддержку учащимся  в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

Учащиеся 5-11 кл. Классные руководители

Ноябрь-декабрь

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам психодиагностики

Январь-апрель

Работа по подготовке к итоговой аттестации

Цель: психопрофилактика экзанаменациооного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

 п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников

Учащиеся 9, 11 кл.

Сентябрь

2.

Определение уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В)

Учащиеся 9 кл.

Октябрь

3.

Методика «Методика диагностика мотивации  учения и эмоционального отношения  к учению» Ч.Д. Спилбергера.

Учащиеся 11 кл.

Ноябрь

4.

«Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки.

Учащиеся 9, 11 кл.

Ноябрь

5.

Анкета «Готовность к ЕГЭ и ГИА» Чибисова М.Ю. Цель: Выявление уровня психологической готовности к экзаменам.

Учащиеся 9, 11 кл.

Февраль

6.

Повторная диагностика определения уровня тревожности (модификация методики Резапкиной Г.В) Учащиеся с высоким уровням тревожности.

Учащиеся 9, 11 кл.

Май

Консультационная и просветительская работа

1.

Работа по программе для выпускников в период подготовки к экзаменам «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье». Цель: Показать актуальность  проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок. Календарно-тематический план занятий в приложении 6.

Учащиеся 9, 11 кл.

Сентябрь – май

(в свободное от уроков время)

2.

Выступление на родительском собрании «Экзамены-трудная пора». Подготовка методических рекомендаций  родителям  по подготовке выпускников  к ЕГЭ и ГИА.

Родители выпускников

2 полугодие

По запросу

3.

Индивидуальное информирование и  консультации по вопросам, связанных с экзаменами, для учащихся и родителей выпускных  классов.

Все участники образовательного процесса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

1.

Индивидуальная коррекционно-развивающая по преодолению тревожности  у учащихся.

Учащиеся имеющие высокий уровень тревожности.

По необходимости

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам психодиагностики

В течение года

Работа с родителями

Цель: обеспечение поддержки, укрепления и защиты семьи и ценностей семейной жизни, сохранение духовно – нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства.

№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации.

Родители

5-11 классов

В течение года по запросу

2.

Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы».

Родители 5 кл.

1 триместр

По запросу

3.

Общешкольные и классные родительские собрания. Повышение уровня психологической компетенции родителей.

Родители 5-11 кл.

В течение года по запросу

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам психодиагностики

В течение года

Работа с детьми «группы риска»

Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.

 п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление и учет учащихся «группы риска».

Учащиеся 5-11 кл.

В течение года

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. 

Дети «группы риска»

По мере необходимости

2.

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение

Дети «группы риска»

По мере необходимости

Консультационная и просветительская работа

1.

Консультирование подростков (в том числе «Группы риска»), родителей и учителей

Дети «группы риска»

В течение года (по запросам)

2.

Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.

Родители

По мере необходимости

3.

Групповая консультация родителей по результатам диагностик.

Родители детей «группы риска»

По мере необходимости

4.

Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида.

Дети «группы риска»

По мере необходимости

5.

Вовлечение учащихся с отклонениями в поведении в работу школьной психологической службы. Проведение «Недели профилактики ПАВ».

Дети «группы риска»

Ноябрь-декабрь

6.

Участие в заседаниях совета по профилактике. Профилактика учащихся.

Учащиеся 5-11 кл.

В течении года.

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение коррекционных занятий с «трудными детьми» (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма, суицида, пропаганда ЗОЖ и толерантность). Календарно-тематический план занятий в приложении 7.

Дети «группы риска»

В течение года

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам диагностики

В течение года

2.

Заполнение ИПР карты личности детей «группы риска». Составление психологической характеристики.

В течение года

Работа по профилактике

Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции.

 п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика учащихся группы риска (Опросник для идентификации акцентуации характера у подростков (А.Е.Личко)

Учащиеся 5-11 кл.

В течении года

(по требованию)

2.

Опросник суицидального риска (Модификация Т.Н. Разуваевой)

Учащиеся 8-11 кл.

Декабрь

3.

Экспресс-диагностика суицидального риска «Сигнал» («ИМАТОН»). Обучающиеся «группы риска»

Учащиеся 8-11 кл., вошедшие в группу риска

Декабрь

4.

Выявление суицидальных наклонностей

Учащиеся 7-10 кл.

По запросу департамента

5.

Преждевременное выявление потребления наркотических веществ (7-10 кл.) март 2018г.

Учащиеся 7-10 кл.

По запросу департамента

Консультационная и просветительская работа

1.

Профилактические занятия  с учащимися 5-11 классов. Профилактика тобакокурения, алкоголя, ПАВ, компьютерная зависимость, суицида, толерантность, пропаганда ЗОЖ. Календарно-тематический план занятий в приложении 8.

Учащиеся 5-11 кл.

В течении года в свободное от занятий время

2.

Неделя профилактики ПАВ «Завтра начинается сегодня, будущее начинается сейчас».  Данное мероприятие несет профилактический и просветительский характер. Информирует учащихся о вреде ПАВ. Способствует формированию негативного отношения учащихся к ПАВ.

Учащиеся 5-11 кл.

Ноябрь - декабрь

3.

Индивидуальные беседы с учащимися. Помочь учащимся решать проблемы, строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис.

Учащихся 5-11 кл.

В течение года

По обращению

4.

Общешкольные и классные родительские собрания. Повышение уровня психологической компетенции родителей.

Родители 5-11 кл.

В течение года по запросу

5.

Выступление на педагогических советах (темы по запросу педагогического коллектива, администрации).

Педагоги

Групповые

в течение года.

По запросу

6.

Участие в заседаниях совета по профилактике. Профилактика учащихся.

Учащиеся 5-11 кл.

В течении года.

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам диагностики

В течение года

ЛИТЕРАТУРА


Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.

  1. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
  2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
  4. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
  5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  6. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
  7. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
  8. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
  9. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
  10. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
  11. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
  12. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
  13. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  14. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  15. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
  16. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
  17. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
  18. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
  19. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
  20. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
  21. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
  22. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
  23. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
  24. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
  25. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
  26. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
  27. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1995.
  29. Самоухина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Психотерапия, 2008.
  30. Соловьва О.Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинговые игры, упражнения. – М.: Арсенал образования, 2007.
  31. Соловьева О.Ю. Сборник социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для учащихся ОУ. – М.: Арсенал образования, 2009.
  32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.
  33. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009.
  34. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2008.
  35. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: Генезис, 2004.
  36. Чуднова А., Дьяченко С., Азарова Ю. Карточки Люшера – ключ к тайным пластам подсознания человека. – М.: АСТ, 2011.
  37. Шадриков В.Д., Дударева В.Ю. и др. Диагностика познавательных способностей: методика и тесты. – М.: Академический проект, 2009.
  38. Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Адаптационная программа «Первый раз в пятый класс!» для учащихся 5-х классов (30 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

1 часть

1. Создание группы.

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

1

1 неделя сентября

2. Здравствуй, пятый класс!

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

1

2 неделя сентября

3. Находим друзей

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

- повысить самооценку детей.

1

3 неделя сентября

4. Узнай свою школу

- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

1

4 неделя сентября

5. Что поможет мне учиться?

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии

1

1 неделя октября

6. Ставим цели

- помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе

1

2 неделя октября

7. Легко ли быть учеником?

- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

 - способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

1

3 неделя октября

8. Чего я боюсь?

- научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

- снизить школьную тревожность.

1

4 неделя октября

9-10. Трудно ли быть настоящим учителем?

- расширение и обогащение навыков общения с учителями;

- формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

- коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

2

1-2 неделя ноября

11-12. Конфликт или взаимодействие?

- совершенствовать навыки общения и разрешения конфликтов;

- формирование умений не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

2

3-4 неделя ноября

13. Работа с негативными переживаниями

- повышение эмоциональной устойчивости детей;

- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания

1

1 неделя декабря

2 часть (тренинг общения)

14. Здесь  и сейчас мы собрались.

- сплочение ребят, формирование  взаимного доверия

1

2 неделя декабря

15. Мы – команда.

- сплочение ребят, формирование чувства команды

1

3 неделя декабря

16. Наши сходства и различия

- сплочение группы, формирование позитивного отношения к окружающим

- способствовать самораскрытию, осознанию своих личных особенностей

1

2 неделя января

17. Сплочение и доверие

- сплочение ребят, формирование  взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия

1

3 неделя января

18. Общение и умение слушать

- формирование навыков эффективного слушания, формирование представления о важности обратной связи в общении

1

4 неделя января

19. Учимся взаимопониманию

- развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия

1

1 неделя февраля

20. Средства общения

- формирование навыков эффективного общения (жесты, интонации, пантомимика, мимика, контекст общения)

1

2 неделя февраля

21. Общение без слов

- развитие навыков невербальной коммуникации, сотрудничества

1

3 неделя февраля

22. Поговорим рисунками

- интегрирование полученных навыков вербального и невербального взаимодействие с использованием арт – терапевтического метода

1

4 неделя февраля

23. Наши эмоции и чувства.

- сформировать представления  об эмоциях и чувствах, формирование умений конструктивно выражать их.

1

1 неделя марта

24.  Проявления эмоций и чувств

Формирование умений и навыков  понимания внешних проявлений основных эмоций и чувств других людей, развитие собственной эмоциональной экспрессивности

1

2 неделя марта

25. Портрет нашей группы

Закрепление навыков общения.

1

3 неделя марта

26. Доброжелательное общение, положительные качества людей

Упражнения по межличностной коммуникации.

1

4 неделя марта

27. Взаимопонимание и значимость собственного «Я»

Упражнения по межличностной коммуникации, метод самовыражения в рисунке.

1

1 неделя апреля

28. Совершенствование навыков общения.

Упражнения по межличностной коммуникации, метод самовыражения в рисунке. Понятие «друг», «дружба».

1

2 неделя апреля

29. Повышение самооценки.

Тренинг повышения самооценки.

1

3 неделя апреля

30. Подведение итогов

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге

1

4 неделя апреля

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Адаптационная программа «Старшая школа – что это?» для учащихся 10-х классов (10 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

1. Создание группы.

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

1

1 неделя сентября

2. Первые впечатления от старшей школы.

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в десятом классе.

1

2 неделя сентября

3. Диагностика и обсуждение результатов

-проведение диагностики мотивации и тревожности.

1

3 неделя сентября

4. Находим друзей

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

- повысить самооценку детей.

1

1 неделя октября

5. Цели обучения в старшей школе

- помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе

1

2 неделя октября

6. Моё время.

- планирование времени.

1

3 неделя октября

7. Мы едины

- сплочение ребят, формирование  взаимного доверия, формирование умения координировать совместные действия

1

4 неделя октября

8. Учимся взаимопониманию

- развитие социальной наблюдательности, вербального взаимодействия

1

1 неделя ноября

9. Повышение самооценки.

Тренинг повышения самооценки.

1

2 неделя ноября

10. Подведение итогов

Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.

1

3 неделя ноября

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Коррекционно-развивающая программа «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

для учащихся с высоким уровнем тревожности и низкой самооценкой (14 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

  1. Зачем нужно знать себя?

Познакомить детей с целями занятий; Принять правила проведения занятий; Создать у учеников мотивацию на самопознание; Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

1

1 неделя

  1. Общение в жизни человека.

Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека; Развивать способность принимать друг друга.

1

2 неделя

  1. Я глазами других.

Формировать способность к самоанализу; Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.

1

3 неделя

  1. Самооценка.

Дать понятие о самоценности человеческого «Я»; Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки; Закрепить навыки групповой работы.

1

4 неделя

  1. Ярмарка достоинств

Закрепить у учащихся навыки самоанализа; Научить преодолевать барьеры на пути самокритики; Развивать уверенность в себе.

1

5 неделя

  1. Ищу друга.

Помочь учащимся в самораскрытии; Способствовать преодолению барьеров в общении; Совершенствовать навыки общения.

1

6 неделя

  1. Барьеры общения.

Дать учащимся представления о вербальных барьерах общения; Обучить альтернативным вариантам поведения; Обучить анализу различных состояний.

1

7 неделя

  1. Предотвращение конфликтов

Выработать у детей умение предотвращать конфликты.; Закрепить навыки поведения в конфликтных ситуациях.

1

8 неделя

  1. Уверенное и неуверенное поведение

Дать учащимся понятие о сильной личности; Вырабатывать навыки уверенного поведения; Формировать негативное отношение к агрессии.

1

9 неделя

  1. Нужна ли агрессия?

Дать учащимся представление об агрессивном поведении; Вырабатывать приемлемые способы разрядки гнева и агрессии.

1

10 неделя

  1. Пойми меня

Формировать у учащихся умение понимать друг друга.

1

11 неделя

  1. Мои проблемы

Познакомить учащихся с термином «проблема»; Научить осознавать проблемы и их обсуждать; Отработать навыки решения проблем.

1

12 неделя

  1. Критика

Познакомить учащихся с понятием «критика»; Отрабатывать навыки правильного реагирования на критику.

1

13 неделя

  1. Азбука перемен

Закрепить у учащихся полученные знания; Помочь участникам поверить в свои силы.

1

14 неделя

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение для учащихся 5-7-х классов (по 5 ч)

Календарно-тематический план занятий

Содержание

5 класс

6 класс

7 класс

Экскурсия в мир профессий

Калейдоскоп профессий

В мир профессий по компасу

Все профессии нужны, все профессии важны

Человек и профессия

Умение работать самостоятельно, планировать и анализировать свою деятельность

Профориентационная игра «Угадай профессию»

Город мастеров

Мои трудовые навыки

Завтра я выберу дорогу…

Выбор профессии сейчас – твоё будущее

Что может помочь в выборе карьеры

Выбор профессии – дело серьёзное

Моя будущая профессия

Образование и формирование жизненных планов

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Групповые беседы направленные на профориентационное просвещение для учащихся 8-11-х классов (по 10 ч)

Календарно-тематический план занятий

Содержание

8-9 классы

10-11 классы

Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

Профессиональная перспектива

Характеристика профессий типа «человек – человек».

Секреты выбора профессии

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система».

Мотивы выбора профессии

Характеристика профессий типа «человек-художественный образ».

Здоровье и выбор профессии

Характеристика профессий типа  «человек-техника».

Типичные ошибки при выборе профессии. Стратегии принятия решения при выборе профессии

Характеристика профессий типа «человек-природа».

Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры

Характеристика профессий типа «человек – бизнес».

Личный профессиональный план

Проблема выбора профессии.

Востребованные профессии на рынке труда города и области

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

Информация, необходимая при выборе учебного заведения

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.

Роль Городского Центра занятости в профориентационной и консультационной работе с обучающимися

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Программа «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» для учащихся 9, 11-х классов (16 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

1. Экзамен – трудная пора

Создание групповой сплоченности.

1

Сентябрь

2. Волнуйтесь спокойно у вас экзамен

Формирование единого рабочего пространства.

1

Октябрь

3. Знакомство.

1. Принятие правил работы группы

2. Формирование положительного настроя на работу.

1

Ноябрь

4. Как лучше подготовиться к экзаменам.

Сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

1

Декабрь

5. Поведение на экзамене

Правила поведения на экзамене.

1

Январь

6. Память и приемы запоминания (часть 1)

1. Знакомство с характеристиками памяти человека.

2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

1

Февраль

7. Память и приемы запоминания (часть 2)

1. Знакомство с характеристиками памяти человека.

2. Обучение работе с текстами, приемам запоминания, отработка полученных навыков.

1

Февраль

8. Методы работы с текстами

  1. Обучение эффективным методам работы с текстами.
  2. Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным  учебным предметам.

1

Февраль

9. Как бороться со стрессом (часть 1)

  1. Укрепление группового доверия к окружающим.
  2. Снятие эмоционального напряжения.

1

Февраль

10. Как бороться со стрессом (часть 2)

1.        Укрепление группового доверия к окружающим.

2.        Снятие эмоционального напряжения.

1

Март

11. Способы снятия нервно-психического напряжения

  1. Формирование представления о релаксационных техниках
  2. Обучение приемам релаксации.

1

Март

12. Как управлять негативными эмоциями

  1. Обучение методам нервно-мышечной релаксации
  2. Формирование у учащихся управлять своим психофизическим состоянием.

1

Март

13. Работа с негативными переживаниями

1. Обучение способам избавления от негативных эмоций.

2. Снятие эмоционального напряжения

1

Апрель

14. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания

  1. Ознакомление учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации;
  2. Отработка приемов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена.

1

Апрель

15. Эмоции и поведение (часть 1)

  1. Обучение умению выражать свои эмоции
  2. Выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации
  3. Выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения

1

Апрель

16. Эмоции и поведение (часть 2)

  1. Обучение умению выражать свои эмоции
  2. Выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации
  3. Выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения

1

Апрель

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Профилактические беседы и занятия «Трудный ребёнок» для учащихся «группы риска»

(формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма, суицида, пропаганда ЗОЖ и толерантность) (18 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

Занятие №1 «Мечта моей жизни».

Цель: Раскрыть и осознать в себе положительные качества личности, определить цель в жизни. Профилактические беседы (личностный рост)

1

2 неделя сентября

Занятие №2 «Контраргуманты»

Цель: Помочь разобраться в себе, в своих привычках, недостатках. Профилактические беседы (личностный рост)

1

4 неделя сентября

Занятие №3 «Какой Я?», «Моя индивидуальность!»

Цель: Осознать свою индивидуальность и неповторимость, развитие толерантности по отношению к окружающим. Профилактические беседы (толератность)

1

2 неделя октября

Занятие №4 «Скажи мне кто твой друг»

Цель: Понять насколько хорошо или плохо мы знаем окружающих людей.

Профилактические беседы (безконфликтное взаимодействие)

1

4 неделя октября

Занятие №5 «Мои сильные и слабые стороны».

Цель: Осознать свои достоинства и научится их применять в конкретных жизненных ситуациях. Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ)

1

2 неделя ноября

Занятие №6 «Моя поддержка»

Цель: Научиться анализировать на кого можно положиться в трудной ситуации

Профилактические беседы (командообразование)

1

4 неделя ноября

Занятие №7 «Автопортрет», «Минута славы».

Цель: Научиться самопрезентовать себя перед окружающими людьми. Профилактические беседы (личностный рост)

1

2 неделя декабря

Занятие №8 «Без маски». «Профилактика конфликтности».

Цель: Осознать свои внутренние, скрываемые от окружающих переживания. Профилактические беседы (несправедливое отношение)

1

3 неделя декабря

Занятие №9 «Письмо в будущее». «Здоровье – стимул, для реализации своей мечты».

Цель: Осознать собственные желания и потребности в данный момент. Профилактические беседы (Я-концепция)

1

2 неделя января

Занятие № 10 «Я высказывание в жизни человека».

Цель: Обучить учащихся навыкам «Я» - высказывания для увеличения спектра чувств и переживаний и эмоций. Профилактические беседы (коммуникативные навыки)

1

4 неделя января

Занятие № 11 «Эмоции и темперамент».

Цель: Обучить адекватному реагированию на различные виды эмоций людей различного темперамента. Профилактические беседы.

1

2 неделя февраля

Занятие №12 «Я и моя семья».

Цель: Оценить и осознать свое местонахождение и значимость в окружении семьи.

Профилактические беседы (семейные  и социальные ценности)

1

4 неделя февраля

Занятие №13 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения».

Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы ( позитивное мышление)

1

2 неделя марта

Занятие №14 «Развитие внимания, памяти, мышления, воображения»

Цель: Обучить учащихся приемам развития познавательных процессов. Профилактические беседы (мотивация к обучению)

1

4 неделя марта

Занятие №15 «Я взрослею».

Цель: Помочь осознать изменения  происходящие в психике и теле в зависимости от возраста. Профилактические беседы (здоровьесбережение)

1

2 неделя апреля

Занятие № 16 «Во что люди могут вовлекаться».

Цель: Объяснить и расширить понятия наркомании, токсикомании, игромании, алкоголизме. Профилактические беседы (здоровьесбережение, выявление и устранение причин склонности к употреблению ПАВ)  

1

4 неделя апреля

Занятие № 17 «Мужчина и женщина».

Цель: Ознакомить с элементарными понятиями полового воспитания. Профилактические беседы (самооценка, личностный рост)

1

2 неделя мая

Занятие №18 «Почему ребенок должен управлять собой».

Цель: Проанализировать полученные знания и умения. Психологическое анкетирование.

Профилактические беседы (саморегуляция, самоконтроль)

1

4 неделя мая

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Профилактические занятия для учащихся 5-11-х классов

(профилактика тобакокурения, алкоголя, ПАВ, компьютерная зависимость, суицида, толерантность, пропаганда ЗОЖ) (21 ч)

Календарно-тематический план занятий

Тема урока

Задачи

Часы

Дата проведения

ЗАНЯТИЕ 1. Я И МОЯ ЖИЗНЬ

Цель занятия: Фокусировка внимания участников на их мироощущении, создание понятия о ценности каждой личности. Формирование адекватной временнóй перспективы и актуализация потребности в самореализации.

1

Сентябрь

ЗАНЯТИЕ  2. СЧАСТЬЕ

Цель занятия: Осознание и формирование понятия «счастье», формирование внутренней мотивации на участие в программе.

1

Сентябрь

ЗАНЯТИЕ 3. ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА

Цель занятия: Осознание собственной потребности в дружбе и способности к дружескому общению. Формирование навыка определения и создания персонального пространства. Формирование умения отличать дружбу от давления социальной среды и навыков здорового общения. Решение некоторых проблем общения. Создание представлений о  нравственных основах дружбы.

1

Октябрь

ЗАНЯТИЕ 4. МИР ЧУВСТВ

Цель занятия: Развитие умения идентифицировать собственные чувства и переживания, осознавать, что со мной происходит, анализировать мотивы своих поступков и свое эмоциональное состояние.

1

Октябрь

ЗАНЯТИЕ 5. ТЫ НЕ ОДИН

Цель занятия: Формирование способности к гармоничному и поддерживающему общению, формирование представлений об амбивалентном значении одиночества, расширение представлений о способах помощи и самопомощи в ситуации одиночества.

1

Ноябрь

ЗАНЯТИЕ 6. СЕМЬЯ

Цель занятия: Формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного отношения к внутрисемейному общению; формирование положительного образа будущей семьи; формирование навыка решения внутрисемейных конфликтов; актуализация ресурсного значения родственных связей.

1

Ноябрь

ЗАНЯТИЕ 7. ВИЧ/СПИД

Цель занятия: Исследование уровня осведомленности участников; разрушение мифов о ВИЧ/СПИДе; формирование умения оценить степени риска инфицирования и защитить себя от рискованных ситуаций; формирование навыка сопротивления социальному давлению и способности сказать «нет».

1

Декабрь

ЗАНЯТИЕ 8. ЛЮБОВЬ

Цель занятия: Формирование понятий «любовь», «влюбленность», «преданность», «верность», «любовь к Родине», «любовь к ближнему» и осознание отличий между ними. Формирование представления о любви как о высшей ценности, основе человеческих отношений.

1

Декабрь

ЗАНЯТИЕ 9. ЗДОРОВЬЕ

Цель занятия: Осознание и формирование понятий «здоровье-болезнь», «здоровье тела и здоровье души», формирование мотивации на поддержание здоровья.

1

Январь

ЗАНЯТИЕ 10. ТОЛЕРАНТНОСТЬ.  ЖИЗНЬ С БОЛЕЗНЬЮ

Цель занятия: Формирование ответственного отношения к своему здоровью, навыков сохранения здоровья, толерантного отношения  к больным людям, умения оказать социальную поддержку без вреда для собственного здоровья; рефлексия опыта взаимодействия с аут-группами, демонстрация негативных последствий стигматизации и позитивных последствий терпимого отношения к представителям аут-групп.

1

Январь

    ЗАНЯТИЕ 11. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Цель занятия: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.

1

Февраль

ЗАНЯТИЕ 12. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Цель занятия: Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения, определения способов решения проблем, личностных сложностей. Приближение к основополагающим вопросам: Зачем человеку испытания? Возможна ли жизнь без сложностей и проблем? Что человеку нужно, чтобы обратится за поддержкой к другим людям?  

1

Февраль

ЗАНЯТИЕ  13. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

Цель занятия: Формирование представлений о смерти тела и бессмертии души, работа со страхом смерти, создание условий для обращения к социально-значимым целям своего существования, формирование отрицательного отношения к легализованным формам прекращения жизни (аборту, последствиям саморазрушающего поведения).

1

Март

ЗАНЯТИЕ  14. ДОБРО И ЗЛО

Цель занятия: Формирование этических представлений; разрядка негативных эмоций, которые вызваны внутренним конфликтом, сопровождающим рассогласование «Я сделал» и «Я должен был сделать»; интеграция этических представлений в поведение путем создания мотивации к совершению добрых поступков.

1

Март

ЗАНЯТИЕ  15. ЦЕННОСТИ

Цель занятия: Создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере, формирование представлений об общечеловеческих ценностях, формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

1

Апрель

ЗАНЯТИЕ  16. ЦЕЛИ И СМЫСЛ

Цель занятия: Осознание, формулировка и обсуждение познавательных, поведенческих, духовных и других целей участников.

1

Апрель

ЗАНЯТИЕ 17. СВОБОДА

Цели занятия: Формирование представлений о «свободе для…», о взаимосвязи свободы и ответственности, актуализация опыта ответственного отношения к окружающим и самому себе.

1

Май

ЗАНЯТИЕ  18. ВЫБОР

Цель занятия: Формирование представлений о психологической сущности выбора, демонстрация возможностей совершения выбора в различных жизненных ситуациях, обучение навыкам эффективного целеполагания в ситуации выбора, мотивация к опоре на общечеловеческие ценности при совершении выбора.

1

Май

ЗАНЯТИЕ 19. МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА

Цель занятия: Создание условий для анализа собственных полоролевых представлений, для формирования адекватной самоидентификации и адекватных идеалов мужественности и женственности, а также для разрешения конфликтного отношения между полами; донесение информации о сложностях во взаимоотношениях между полами.

ЗАНЯТИЕ 20. РОД, КУЛЬТУРА

Цель занятия: Осознание значимости родовых корней, исследование собственных семейных взаимоотношений. Приобщение к семейным традициям. Улучшение внутрисемейной коммуникации и климата в семье. Формирование навыков эмпатии и уважения к старшему поколению. Формирование интереса к истории своего рода, культуре и традициям своего Отечества.

ЗАНЯТИЕ 21. КРИЗИС И ВЫХОД

Цель занятия: 

Формирование навыков оценки и преодоления кризисных ситуаций; актуализация личностных ресурсов участников; формирование навыка поиска и оказания социальной помощи и поддержки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Коррекционно-развивающая программа

для учащихся с ОВЗ и инвалидов (5-7 кл.) (18ч)

Календарно-тематический план занятий

№ П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Введение.

1

Этика - наука о морали. Как я выгляжу? Как я выражаю свои чувства?

1

Я среди людей. Кто я и как я выгляжу?

1

Какой я? Я и мои роли

1

Зачем нам чувства? Способы выражения чувств

1

Культура нравственности.  Управляем своим состоянием

1

Как превратить недостатки в достоинства?

1

Познаем себя – познаем других

1

Мои эмоции: полезные и вредные

1

Школьный этикет. Зачем быть вежливым?

1

Добро и зло. Твои поступки.  Отзывчивость и доброта. Речевой этикет

1

Кто Я? Какой Я? Какой бывает характер? Учусь ценить себя

1

Я и мои друзья. Верность слову. Понимаем друг друга

1

Здорово быть друзьями

1

Даем место другому и отстаиваем свое место

1

Просто скажи: «Нет!»

1

Ты и твое здоровье

1

Я глазами других

1

ИТОГО

18

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Коррекционно-развивающая программа

для учащихся с ОВЗ и инвалидов (8-11 кл.) (18ч)

Календарно-тематический план занятий

№ П/П

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Управляю своим состоянием

1

Удовольствие в игре. В здоровом теле – здоровый дух!

1

Кто Я? Какой Я? Какой бывает характер?

1

Учусь ценить себя

1

Формирование адекватной самооценки.

1

Индивидуальность и неповторимость личности.

1

Наши чувства в конфликте

1

Доверие и взаимодействие

1

Вежливость и этикет. Культура поведения человека

1

Конфликты проходят, отношения остаются

1

Мое место в разных мирах: детей, подростков, взрослых

1

Я в ответе за свое будущее

1

Развитие чувства ответственности за принятое решение.

1

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.

1

Знакомство с миром профессий, их видами и типами.

1

Соотнесение интересов, склонностей и способностей с требованиями профессий.

1

Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

1

Подведение итогов курса.

1

ИТОГО

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год

Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....

Годовой план работы педагога-организатора Бекировой Э.Х. на 2019/2020 учебный год

Данный план составлен с учетом мероприятий школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней....

план воспитательной работы 2019-2020 год

План воспитательной работы 2019-2020 год для классного руководителя...

План воспитательной работы 2019-2020 учебный год

Цель: Создание максимально благоприятных условий  для развития  способностей  каждого ребенка, воспитание  свободной, интеллектуально развитой,  духовно богатой, физическ...

План-сетка воспитательной работы 2019-2020 учебный год.

Развернутый план-сетка воспитательной работы по направлениям....

Годовой план работы учителя-логопеда 2019-2020 год

Годовой план работы учителя-логопда Ананьевой Е.В. на 2019-2020 учебный год...