консультация для воспитателей Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников
консультация

Елена Николаевна Кобрина

консультация для воспитателей по музыкальному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Влияние музыки на развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников

Дети дошкольного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Разные по характеру чувства у них мгновенно возникают и столь же быстро исчезают. По мере развития эмоциональной сферы они становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей, различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольник может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре любые эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта играет музыка. Она издавна признавалась незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Еще древнегреческие ученые обосновывали воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что одни мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие, наоборот, изнеживают человека, ослабляя дух. Эти мысли древних ученых нашли отражение и в современных исследованиях. Так, например, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова считают, что именно эмоции составляют "корень эстетики" музыкального искусства. Пробуждение эмоциональной отзывчивости - первое и главное условие успешного общения дошкольников с искусством. Только через переживания ребенка можно увлечь и заинтересовать музыкой.

В психологии под эмоциональной отзывчивостью (восприимчивостью, чувствительностью) понимаются:

  • свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия - социальные события, процесс общения, особенности партнеров и т. д.;
  • эмоциональная реакция на состояние другого человека как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие;
  • показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Что касается эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, то это умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; эмоциональное сопереживание музыке и отклику на произведения искусства. Тоже своего рода отправная точка развития эстетических чувств, отношений, потребностей и интересов личности.

У детей эмоциональная отзывчивость к музыке проявляется очень рано, выступая базисом всех структур музыкального сознания. Она представляет собой формируемое личностное качество, содержанием которого является эмоционально-ценностное отношение к музыке.

В процессе исследования путей развития эмоциональности у младших дошкольников были выделены задания, выполняя которые, дети с помощью музыки постигают все более сложные чувства. Так, дошкольникам могут быть предложены различные способы "моделирования" характера звучания. В первую очередь это уподобления характеру музыки, что выражается в пластике рук, мелкой моторике, эмоционально-окрашенном слове. Эффективно в этом возрасте тактильное уподобление, которое представляет собой прикосновение педагога к руке ребенка во время звучания музыки с одновременными тихими, выразительными пояснениями ее характера. Вокальное уподобление - "выведение голосом" мелодии, чтобы побудить дошкольника подпеть.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста легко поддаются развитию эмоциональной отзывчивости к музыке. Однако это не означает, что в старшем дошкольном возрасте подобную работу проводить не нужно. По мере накопления музыкального опыта необходимо развивать у детей эмоционально-мотивированную оценку.

Эмоциональная отзывчивость выступает показателем развития интереса, вкуса, эмоционально-оценочного отношения к музыке, выразительности исполнения, творческой активности. В результате развития всех этих компонентов музыкально-эстетического сознания у ребенка формируется оценочное отношение к произведениям музыкального искусства. Оно выражается через эмоции, желание слушать. Оценочное отношение свидетельствует о значимости музыкального впечатления. По мере накопления опыта оно приобретает осознанный характер. Дошкольник может назвать любимые произведения, напеть, повторить. Таким образом, важно обеспечить динамику развития эмоционально-оценочного отношения детей к музыке - от эмоциональной оценки в младшем возрасте к мотивированной оценке посредством мышления и воображения в старшем.

Положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке ребенок реализует в самостоятельных творческих проявлениях, активности в различных видах музыкальной деятельности. Накопление впечатлений формирует его как личность. На взгляд ученых, эмоционально-оценочный компонент отношения у старших дошкольников в значительной степени обогащается интеллектуально-оценочным. Их соотношение, равновесие или преобладание одного над другим будет зависеть от уровня музыкального развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является исходной точкой многих музыкальных проявлений: от эмоционально-ценностного отношения как основы развития музыкальности до формируемого музыкального мышления и воображения как важнейших психических процессов.

Исследования ученых в этой области составляют основу интегрированных занятий с воспитанниками нашего детского сада. Педагоги используют классическую музыку, позволяющую ребенку пережить эмоции, которые он не в состоянии почувствовать в повседневной жизни.

Основная задача педагогического коллектива - добиться того, чтобы эмоциональные впечатления, доступные интонации музыки композиторов-классиков стали привычными, узнаваемыми детьми.

Система подбора репертуара, методы творческой работы, поставленные задачи предусматривают развитие взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления, воображения, внимания дошкольников, активизацию проявлений творчества. Так, я как музыкальный руководитель детского сада использую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры», цель которой - формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста.

Темы занятий могут быть разнообразными, но изучаются параллельно. Например, тема "Природа и музыка" включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. В работе педагога-психолога по теме "Чувства в природе" используются психогимнастические упражнения в сопровождении классической музыки, проигрываются образы природы: грустный дождик, веселый ручеек, хмурое небо и контрастные по характеру образы (дождливый и солнечный день, дерево радости и грусти). Итогом этой работы стал интегрированный досуг "Полон красок и чудес осенью волшебный лес".

На занятиях по музыкальному воспитанию дошкольники сравнивают произведения с одинаковыми названиями, определяют, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую или злую. Учатся различать смену настроений, образов в одной сказке. С помощью игрушек би-ба-бо, используя психогимнастику, игры в сопровождении классической музыки, педагог-психолог помогает детям глубже прочувствовать эмоции сказочных персонажей, творчески и осмысленно передать его образ. Итогом данной работы стала музыкальная игра-сказка "История года" для детей старшего дошкольного возраста и музыкальная игра-сказка "Теремок" для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, систематическое и целенаправленное воспитание и обучение на основе эмоциональной отзывчивости на классическую музыку обеспечивает интеллектуальный рост дошкольника. Кроме того, эмоциональная отзывчивость на музыку составляет основу развития отзывчивости в реальной жизни, воспитания таких качеств личности, как доброта, душевность, чуткость, умение сопереживать другому человеку.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

        Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Музыка расширяет “эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру.

      Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста произведения, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, ребёнок конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе.

       Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

Для достижения поставленной цели используют разнообразные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

1. Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки). делается акцент на побуждение детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.

 2. Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин и т.п.)  используется с целью усиления впечатлений  детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные  незнакомые явления. Например, исполнение в разных регистрах в зависимости от возраста, характера или поведения изображенного персонажа.

3. Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания и т.п.).  Особое внимание уделяется осознанию чувств и настроений, которые выразил композитор.

4. Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке и рисунках). .

С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

5. Прием индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми учитывалось не только их музыкальное развитие, но и общее, направленное на поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Для формирования такого подхода были использованы следующие приемы: введение кукольных персонажей; использование заданий различной степени сложности; стимулирование детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, развивая их уверенность в собственных силах.

      Эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей

дошкольного возраста посредством  восприятия музыки»

 

Куликовских Наталья Викторовна,

музыкальный руководитель МБДОУ  № 43,

г. Усолье-Сибирское

Музыка – путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, красоты и глубины человеческих чувств, отношений, направленных на настроение исполняемой музыки, ее характера и поиска образов. Дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство, эмоциональное по самому своему содержанию. Таким образом, дошкольное детство — это ведущий период зарождения эмоций и чувств.

Одна из центральных ролей в формировании эмоциональной составляющейпринадлежит искусству, как явлению эмоционально-образному по самой своей природе. К музыке это относится в наибольшей степени, поскольку, по определению современного музыкознания, музыка – модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям, музыка способна влиять на эмоциональное состояние человека и обеспечивать глубокие переживания. Следовательно, музыка становится средством развития эмоциональной отзывчивости и, как результат, является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.

Однако анализ и развитие эмоциональной отзывчивости через образное восприятие музыки значительно осложняется в силу того, что музыкальный художественный образ является абстрактным. На ранних этапах развития, содержание и язык музыки, как правило, закрыт для ребенка. Следовательно, необходимо постепенное введение в мир музыки, понимания содержания музыкальных художественных образов, а значит, дать возможность их пережить.

 Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар. К подбору репертуара предъявляются особые требования:

  1. выразительность, художественность произведений (яркие образы);
  2. разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров;
  3. доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста, опыта слушания музыки и интересов детей).

Таким образом, развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов, а именно:

  1. дифференцированной организации процесса восприятия музыки с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми дошкольного возраста;
  2. специального подбора репертуара музыкальных произведений;
  3. учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость дошкольника в процессе восприятия музыки.

Именно поэтому, целью моей работы является изучение особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников и изучение путей раскрытия их эмоциональной отзывчивости средствами музыки.

Для достижения поставленной цели были использованы разнообразные методы и приемы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

1. Наглядно-слуховой метод (исполнение музыки). Для формирования музыкальной культуры ребенка большое значение имеет встреча с «живой» музыкой. Учитывая речевые трудности малышей, был сделан акцент в работе на слуховое восприятие, и с этой целью подобран соответствующий репертуар: М. Раухвергер  «Ласковая песенка», Чайковский «Сладкая греза», «Болезнь куклы», колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая эти произведения, был сделан акцент на побуждение детей к проявлению эмоций через движения: укачивание, мимика лица, жесты. Возрастная особенность малышей раннего возраста — в подражательности действиям взрослого, и ее обязательно надо использовать в работе наглядно показывая движения и двигаясь вместе с малышами под музыку спокойного, бодрого, маршевого характера.

2. Наглядно-зрительный метод (показ иллюстраций, портретов композиторов, репродукций картин и т.п.) был использован с целью усиления впечатлений  детей от прослушанной музыки, что вызывает в их воображении зрительные образы, проиллюстрированные  незнакомые явления. Например, исполнение в разных регистрах в зависимости от возраста, характера или поведения изображенного персонажа.

3. Словесный метод (беседа о музыкальном произведении, ее авторе, истории создания и т.п.). Восприятие музыки во многом зависит от установки педагога перед слушанием. В данном исследовании были поставлены следующие задачи: расширение представления детей о некоторых явлениях действительности и формирование нравственных качеств и интересов ребенка. При использовании данного подхода рассказ о музыкальном произведении, главным образом, формировался на основе сведений, доступных детскому восприятию. Кроме того, особое внимание уделялось осознанию чувств и настроений, которые выразил композитор. Для развития «словаря эмоций» использую игровой прием.

4. Практический метод (передача детьми характера музыки в движениях, оркестровке и рисунках). В данном методе были использованы музыкально – ритмические — движения и хореографические этюды. При первом подходе дети моделировали особенности музыкальной речи (темп, динамика, ритм). В свою очередь, хореографические этюды предлагались как импровизации, пантомимы, посредством которых дошкольники передавали драматургию произведения, характер образа и нюансы настроений.

Использование оркестровки музыкального произведения способствует раскрытию выразительных особенностей тембра и его изобразительных возможностей. При использование оркестровки в качестве практического метода детям предлагалось выбрать детский музыкальный инструмент, тембр которого соответствует образу. Например, «Дождик»  В. Костенко: метроритм капелек в 1 и 3 частях показываем колокольчиком, а спокойную 2 часть — «глиссандо» на металлофоне, фортепиано. С помощью оркестровки дети лучше понимают форму музыкального произведения, его структуру, выступают в роли композитора и исполнителя.

5. Прием индивидуально-дифференцированного подхода. В работе с детьми учитывалось не только их музыкальное развитие, но и общее, направленное на поиск индивидуального подхода к каждому ребенку. Для формирования такого подхода были использованы следующие приемы: введение кукольных персонажей; использование заданий различной степени сложности; стимулирование детей с менее развитым восприятием включаться в процесс обсуждения, развивая их уверенность в собственных силах.

 Выводы

 Таким образом, в рамках данной работы были изучены особенности развития эмоциональной сферы дошкольников, а также  пути раскрытия эмоциональной отзывчивости. Проведенный анализ показал, что использованные на практике методы и приемы педагогической деятельности, позволили достичь желаемых результатов. В каждом виде музыкальной деятельности использовались задания, направленные на развитие, прежде всего, эмоциональной отзывчивости, воображения, творческих навыков, осознанности образного восприятия. В то время как развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста связано с содержанием музыкальных произведений, проявлению свободы, активности, творчества детей, динамика развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей от эмоционального интереса, выражалась в любопытстве, к свободному и творческому самовыражению эмоционального состояния через игру, музыкально – ритмические — движения, слушание. Следовательно, образное восприятие музыки является эффективным инструментом для развития эмоциональной отзывчивости в воспитании дошкольников.