Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
статья (10, 11 класс)

Фирсова Ольга Анатольевна МБОУ "Волоконовская СОШ №1"

Индивидуальный проект – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_firsova_oa.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный проект в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

Фирсова Ольга Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Волоконовская средняя

общеобразовательная школа №1

Волоконовского района Белгородской области

(МБОУ «Волоконовская СОШ №1)

учитель географии

 

В начале 2017-2018 учебного года до родительской общественности  и учащихся  была доведена информация о том, что МБОУ «Волоконовская СОШ № 1» является пилотной общеобразовательной площадкой по введению ФГОС среднего общего образования (СОО). А это значит, что в учебном плане у наших старшеклассников предусмотрено выполнение индивидуальных проектов (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Проект вызывает вполне заслуженное внимание со стороны педагогической науки и практики и является дидактическим средством образования. С введением ФГОС СОО появляется новое понятие проекта и закладывается новое содержание – это индивидуальный проект.    

Так что же это «Индивидуальный проект»? Познакомившись с ФГОС СОО и изучив пункты 8,11, 18.2.1, 18.3.1, можно выделить:

- понятие «Индивидуальный проект» - это особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект);

- выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);

- выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:  

Сформированность: 

- навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

- навыков проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.

Способность:

- к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. [4]

В 2017 году была разработана рабочая  программа «Индивидуальный проект» на уровень среднего общего образования. На её освоение в 10-11 классах отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю. В 10-м классе изучается теория учебного предмета, а в 11-м классе осуществляется индивидуальная работа учащихся под руководством научного руководителя в форме консультаций и защиты проекта/исследования.  

В рабочей программе прописано, что с точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе реализации индивидуального образовательного проекта обучающиеся должны научиться:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. [3]

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что индивидуальный проект считается логическим завершением школьной проектной системы и, в то же время, переходным мостом к взрослой и самостоятельной жизни. [1] К одиннадцатому классу перед каждым обучающимся стоит задача показать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Считаем, что новым и значимым фактором в этой деятельности является персональная ответственность ученика за весь проект. Но конечно же старшеклассник не остается один на один со своим проектом, - он работает в тесном сотрудничестве со своим руководителем, которого выбирает сам.

Проекты, выполняемые обучающимися нашей школы, могут быть отнесены к одному из трех типов: исследовательский; информационно-поисковый; практико-ориентированный.

Первый шаг в результате выполнения проекта - это поиск проблемы. Найти проблему, которую хотелось бы разрешить. Подобрать тему индивидуального проекта имеет большое значение. Так как считаем, что формулировка темы – это визитная карточка всего проекта. В нашей школе тематика индивидуальных проектов разрабатывается заранее учителями общеобразовательных предметов. Но обучающимся так же предоставляется и право выбора темы индивидуального проекта вплоть до предложения своей. Сталкивались и с тем, что ребята выполняли одинаковые темы индивидуальных проектов, но при этом круг рассматриваемых ими вопросов был различен.

В целях оказания помощи обучающимся и их руководителям в подготовке индивидуальных проектов и успешной их защите, творческой группой учителей нашей школы было создано методическое пособие «Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь с методическими материалами». Пособие предназначено для обучающихся 10-11 классов. Оно знакомит школьников и их руководителей с этапами и правилами построения своей работы по подготовке индивидуального проекта от начала и до конца. Методический аппарат использованный в пособие позволяет организовать самостоятельное обучение написанию индивидуального проекта как на базовом, так и на углублённом уровне. Все методические рекомендации данного пособия соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Какие же документы необходимы при реализации «Индивидуального проекта»? У руководителя – это рабочая программа, план-график работы над проектом, график консультаций. У обучающегося – это план-график работы над проектом, дневник или портфолио индивидуального проекта, показатели и критерии оценки проекта, рекомендации по выполнению работ, материалы самооценки. У члена экспертной комиссии – это памятка (рекомендации) по оценке, оценочные материалы для заполнения. И здесь сразу стоит отметить, что в члены экспертной комиссии не входит руководитель проекта.

Конечно есть ещё много вопросов по реализации индивидуального проекта в средней школе, но уже есть и много ответов. Например, как мотивировать учителей к тому, чтобы становиться руководителями проектной деятельности? Конечно, это очень сложный вопрос, потому что не каждому педагогу интересен данный вид деятельности, да и он требует временных затрат. Мы пошли по наименьшему пути сопротивления: стимулируем материально (премии за количество сопровождаемых учеников и за качество работ по итогам научно-практических конференций и конкурсов). В каждой школе есть увлеченные исследованиями педагоги, на них и стоит опираться.

В заключении хотелось бы сказать, что несмотря на все трудности и сложности при работе с индивидуальными проектами школьников, испытываешь удовлетворение от того, что твой ученик поднялся еще выше на одну ступеньку, приобрел новые знания и умения.           А это и есть то, для чего и нужен преподаватель – вести детей за собой!

        Список литературы

  1. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23
  2. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
  3. Рабочая программа учебного курса (предмета) «Индивидуальный проект» на уровень среднего общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vol-sred12007.narod.ru/rabochie2016/2018/ip.pdf
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / под ред. И.А. Сафронова – М.: Просвещение, 2014. – 63с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Удостоверение КПК "Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание,актуальные вопросы введения и реализации"

КПК " Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования: содержание, актуальные вопросы введения и реализации". 36ч. 2018 г....

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...