Дистанционное задание «Югорская палитра»
материал

Дистанционное задание «Югорская палитра»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стилизация природных и анималистических форм

Слайд 2

Понятие образа. Стилизация и художественная трансформация Образ — это подобие воспроизводимого объекта, где передаются лишь некоторые из его характеристик. В качестве примера рассмотрим рисунок кота. Если в станковой композиции художник может буквально его изобразить, подробно повторив силуэт со всеми деталями и придав ему объём, то в декоративной композиции художник может выделить ряд характерных для кота черт и передать в рисунке только их. Пример: это могут быть изгибы спины кота, которые художник легко нарисует только несколькими условными линиями, не уточняя всех деталей фигуры. Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе головы кота. Здесь художник просто уложит несколько пятен краски по форме треугольника, а в результате будет угадываться характер кошки. В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении кота. Остальные, такие как расцветка кошачьей шерсти, подробный рисунок глаз, ноздри носа — будут отсутствовать. Но художник может сделать и наоборот. Передать рисунок кошачьей шерсти, подробно нарисовать глаза, но при этом оставить без внимания форму кошачьей морды, форму изгиба спины.

Слайд 3

Такой подход лежит в основе такого приёма как трансформация формы и её стилизация. Например, ту же голову кота можно «собрать» из геометрических фигур. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек. Таким образом художник трансформирует рисунок. Изменяет и преобразует его. Но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым. Используя приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. Например, кувшин из натюрморта имеет определённую форму, не похожую на формы других кувшинов. Художник замечает характер этой формы и повторяет его, но уже в стилизованном и трансформированном изображении кувшина. Таким образом в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. Автор может воплотить эту линию в геометрических фигурах, абстрактных пятнах. Варианты трансформации формы

Слайд 4

Хорошим примером трансформации и стилизации является создание знаков и логотипов. Пример знака, в основе которого лежит силуэт животных. Например, это будет лев. При создании значка дизайнер может повторить силуэт льва как он есть. А может составить его из треугольников или других геометрических фигур. Ещё может изобразить льва всего лишь одной линией, которая то утолщается, то становится тонкой, то даже исчезает на некоторых участках рисунка. Ведь знак это условная и упрощённая форма того объекта, которого изображают. Но характер этого объекта должен хорошо угадываться. Вот в этом и есть суть трансформации и стилизации. Художник приводит буквальное изображение к какому-либо стилю. Например, он может составить изображение из вертикальных мазков краски или вертикально расположенных штрихов. Это будет похоже на дождь. Все элементы рисунка будут изображаться только вертикально расположенными штрихами и линиями. Если это натюрморт, то и драпировки, и кувшины, и чашечки, и шкатулки — всё будет проработано только вертикальными штрихами. Получается единый стиль в проработке натюрморта. Это лишь один из возможных стилей. А их может быть огромное множество. При чём, стиль может проявляться не только в характере штриха или мазка краски. Стиль может проявиться в том, как решается силуэт — «рубленной» прямой линией, округлой линией, прямоугольниками или другими геометрическими фигурами. Таким образом стиль будет виден в характере самой формы силуэта. Далее, эти силуэты могут быть просто открашены одним цветом, а могут быть заполнены орнаментом или текстурой.

Слайд 5

Декоративное решение силуэтов После того как художник создал основные объекты композиции путём стилизации и трансформации, следует приступать к их декоративному решению. Пример, в предполагаемой работе присутствуют силуэты графина и яблока. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой . Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. Форма этих фрагментов может быть разной, однако если она будет основана на образующей линии, повторяющей форму кувшина, то это будет выглядеть гармонично и хорошо. Например, наш воображаемый графин с водой будет иметь вытянутое горлышко и широкое дно. Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого графина на несколько частей. Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание. Таким образом характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Заполнив внутреннюю пустоту силуэта таким способом, мы придадим ему особую выразительность и красоту. Следует отметить, что силуэт кувшина не целиком заполняется текстурой или открашивается краской, а открашиваются те фрагменты, которые мы создали уже внутри этого силуэта кувшина. Таким образом, кувшин будет состоять из замысловатых фигур, которые в дальнейшем прорабатываются краской или текстурой. Но это не означает, что нельзя просто заполнить весь силуэт одним цветом или орнаментом с текстурой. Но это будет слишком простым решением.

Слайд 6

Кроме самих предметов, нам ещё нужно решить фон, на котором расположены воображаемые графин и яблоко. Но тут нужно помнить, что в декоративной композиции фон будет условным. Он не должен обязательно представлять из себя стол и стену. Он может быть абстрактным и состоять из вымышленных декоративных элементов. При заполнении предметов и фона декоративными элементами, нужно ещё помнить о преобладании какого-либо мотива. Если представить себе композицию из треугольников, прямоугольников и окружностей, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Декоративное заполнение силуэтов здесь тоже может состоять из орнаментов с прямоугольным, треугольным и круглым мотивом. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив.

Слайд 7

Задание

Слайд 8

Теоретическая работа: Изучить материал о декоративной композиции. Практическая работа: 1.Создать алгоритм стилизации. 2.Упражнение: Освоить способы и приемы выполнения стилизации при создании декоративного образа. 3.Самостоятельная работа Выполнить творческую работу (декоративную композицию).

Слайд 9

Литература Епишин С.Ю., сайт zaholstom.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ветка с листьями

Слайд 2

В основе ствола дерева лежит цилиндрическая форма. Поэтому когда художник рисует кору, за фактурой коры, нужно видеть объём ствола. Тоже самое применимо и к веткам. Но из-за их маленькой толщины светотень будет мало заметна. Поэтому художники применяют такой приём: ветку пишут одним цветом, а ее край подчеркивают темной краской. Это создаёт впечатление тени и ветки кажутся объёмными. Структура коры у большинства деревьев представляет собой трещины поверхностного слоя ствола. Художник передает фактуру штрихом похожим на кору. У каждой породы дерева есть свои особенности. У дуба ветви более извилистые и корявые. У сосны ствол в основном прямой. У ивы ствол может разветвляться на несколько стволов. Такой же характер и у множества крупных ветвей ивы. При рисовании дерева, если ветка растет вперёд, то она будет загораживать ствол и другие ветви. Таким образом в рисунке дерева образуются планы: первый, второй, третий. Ветви первого плана будут закрывать ветви второго плана. Наблюдая за деревьями, можно увидеть, как похожи друг на друга мелкие и крупные ветви, а также ствол. Крона дерева состоит из различных по характеру ветвей: очень мелкие, малые, средние, крупные, очень крупные и сам ствол дерева. В их основе лежит одна и та же форма.

Слайд 3

Ствол дерева, его разветвления и крупные ветви будут проходить между масс мелких веток и листьев. Ствол может то появляться между ними, то уходить вглубь, где его уже не видно. Из-за этого на него будут падать тени от групп веток и листьев. Вся масса ветвей и листьев дерева без нижней части ствола называется кроной. Она имеет объём. То есть на всей этой массе в целом есть свет, полутень, тень и рефлекс. Крона дерева состоит из скоплений листвы, между которыми есть промежутки, сквозь которые видны небо или теневая внутренняя часть кроны. Сами эти скопления или группы веток, также освещаются солнечным светом по-разному.

Слайд 4

Огромное множество листочков дерева, а также ветки на которых они растут объединяются в группы, образуя скопления. Крона дерева это не сплошная масса листвы. Крона состоит из множества групп веток и листьев. Причем эти группы также различаются по размеру и форме. Каждая группа освещена дневным светом, а значит каждая отдельная масса листвы имеет свой свет, свою тень, свои рефлексы и полутени. Получается, что частное подчиняется общему. Светотень отдельных групп веток подчиняется общей светотени всей кроны дерева. Крона дерева не монолитная и, состоит из веток и листьев, объединённых в группы. Следовательно между этими группами будут образовываться промежутки, через которые может просвечиваться небо или внутренняя, теневая часть дерева. В природе промежутки в листве располагаются на разном расстоянии друг от друга. Сами просветы, также везде различны по размеру. Но такая закономерность обусловлена не только природой, но и законами композиции. В изобразительном искусстве есть понятие ритма. Если художник располагает объекты на одинаковом расстоянии друг от друга, то изображаемый вид выглядит скучно и не естественно. Если же художник меняет расположение, размеры, тон или цвет, то живопись становится динамичной и естественной. Таким образом, в живописи создаётся ритм. Поэтому крона дерева будет выглядеть не как сплошная масса листвы, а как рыхлая структура пронизанная ветками и имеющая просветы между скоплениями листвы.

Слайд 5

В рисунке дерево нужно изображать реалистично. Для этого нужно обратить внимание на технику исполнения. Штриховка может быть самой разной в зависимости от изображаемой поверхности . Она должна передавать «материальность» изображаемого предмета. В нашем случае — это листва дерева. И художнику не нужно рисовать тысячи отдельных листочков на дереве. Нужно просто заштриховать так, чтобы получилось впечатление листвы. Секрет заключается в том, что штрих может создавать иллюзию листвы. Таким образом характер линий будет подобен характеру листьев. Пример: три вида штриховки соответствуют трём видам листьев — листьям клёна, листьям дуба, листьям ивы. В одном случае линия «колючая», в другом «корявая», в третьем — штрихи более продолговатые.

Слайд 6

Как рисовать дерево ?

Слайд 7

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 1. Уголь является прекрасным средством для нанесения отчетливых штрихов, которые передают фактуру предметов окружающей среды, таких как листва, стволы деревьев, трава и камни. Этот "природный натюрморт" включает в себя все перечисленные элементы. Художник начинаете нане­сения очень простых форм заострен­ным кончиком твердого угольного ка­рандаша. Он рисует без сильного на­жима, легко скользя карандашом по рисовальной бумаге, очерчивая кон­туры слабыми, слегка небрежными штрихами. Художник полностью со­средоточивается на силуэте упавше­го ствола дерева и поэтому рисует расположенные вдали хвойные дере­вья в виде зазубренных форм, без вы­явления каких-либо деталей. Рисуя камни на переднем плане, он мыслен­но сравнивает топ их граней. Этап 2. Теперь с более сильным на­жимом художник аккуратно очерчи­вает точные контуры ствола дерева и камней. Он выделяет только некото­рые детали — большие трещины на стволе и несколько небольших веток. Вдоль нижнего края ствола зигзаго­образной линией намечается трава, которая местами покрывает древеси­ну. Такой же линией изображается трава, растущая под камнями, распо­ложенными в левом нижнем углу. На этом этапе первоначальные очерта­ния отдельных хвойных деревьев ос­таются нетронутыми.

Слайд 8

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 3. Теперь художник начинает наносить самые темные тона на от­дельные детали рисунка — хвойные деревья — и несколькими штрихами изображает глубокую тень на стволе дерева и под ним. Мягким угольным карандашом, который оставляет тол­стый черный след, он намечает хвою короткими свободными штрихами. Тем же карандашом он выделяет тене­вые участки на стволе дерева. Уголь­ным карандашом средней твердости художник и рорабаты вает светл ы м тоном наиболее удаленные хвойные деревья, нанося легкие горизонталь­ные штрихи, которые частично на­слаиваются друг на друга и сливают­ся, образуя сплошной тон. На протя­жении всего третьего этапа художник работает боковой стороной стержня угольного карандаша. Этап 4. Переходя к переднему пла­ну, художник прорабатывает траву боковой стороной стержня угольного карандаша средней твердости. Фак­тура травы передается при помощи не­брежных, почти вертикальных штри­хов. Белая бумага между штрихами отображает игру света и тени на тра­ве. Эта свободная штриховка заходит за нижний край ствола дерева и за контуры камней с левой стороны; таким образом, очертания крупных ферм исчезают под штрихами.

Слайд 9

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 5. До сих пор ствол дерева ос­тавался почти полностью белым, но теперь художник готов к проработке этой формы. Мысленно представляя ствол в виде цилиндра с неровными краями, он воображает его теневую нижнюю часть с помощью длинных штрихов, нанесенных боковой стро­гай стержня угольного карандаша средней твердости. Штрихи ложатся вдоль всей длины ствола, передавая не только тень, но и фактуру коры дерева. Темными штрихами худож­ник наносит тени на сломанную вет­ку, вырисовывающуюся на фоне не­ба, и немного левее иод другой сло­манной веткой. На стволе этот дерева градация светотени такая же, какая могла бы быть на цилиндре. Этап 6. Снова работая боковой сто­роной стержня угольного карандаша средней твердости, художник нано­сит тени на камни. Теперь вы видите контраст между освещенными солн­цем верхними гранями и затененны­ми боковыми. Камни похожи на де­формированные кубы, и размещение света и тени на камнях подобно их размещению на кубе. Левый конец сломанного дерева затемнен свобод­ной штриховкой, которая слегка про­должена по длине ствола. На траве справа от камней, расположенных на переднем плане, начинают просту­пать падающие тени.

Слайд 10

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 7. Продолжая работать над камнями, художник усиливает тона боковой стороной стержня угольного ка­рандаша средней твердости. Теневые плоскости сверху темнее и светлее книзу — таким образом на затененной поверхности проявляется рефлекс от удаленного неба. Возвращаясь к траве, художник затемняет ее тон путем нанесения еще одного слоя небрежных штрихов. Более темная трава сильнее выявляет светлые поверхности ос­вещенных солнцем камней. Тени на стволе дерева усиле­ны дополнительными штрихами, которые подчеркивают фактуру коры дерева. И наконец, острым кончиком твер­дого угольного карандаша художник четкими линиями дорисовывает детали. Кое-где он рисует отдельные тра­винки на переднем плане, но не слишком много, а на кам­нях изображает трещины. Затем, двигаясь вдоль ствола дерева, он добавляет больше трещин и уточняет контуры двух сломанных ветвей, которые хорошо видны на фоне неба — одна в левом верхнем углу, а другая в центре ри­сунка. Художник также усиливает тени на этих ветвях. Правее он дорисовывает несколько тонких темных веток, которые выделяются на светлом фоне удаленных хвой­ных деревьев; каждая из этих веток бросает тонкую тень на ствол дерева. Этот рисунок со всем богатством его то­новых отношений и разнообразием фактур выполнен все­го лишь тремя угольными карандашами: твердым, сред­ней твердости и мягким. Уголь так легко размазывается, что начинающий художник склонен к постоянной расту­шевке, даже если это не соответствует текстуре объекта. Многие предметы гораздо лучше изображать с помощью разнообразных штрихов, без малейшей тушевки, как, на­пример, этот ствол упавшего дерева.

Слайд 11

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 1. Правильно подобранный объект для пейзажа при работе углем часто дает вшможность сочетать очень гонкую растушевку с четкими лини­ями и широкими штрихами. Чтобы продемонстрировать это сочетание разных приемов, художник выбирает отдаленный лесистый островок, оку­танный туманом, и деревья на перед­нем плане. Он рисует форму остров­ка в виде неровного силуэта, переда­вая береговую линию несколькими горизонтальными линиями. Немного сильнее нажимая на твердый уголь­ный карандаш, художник очерчивает стволы и ветви деревьев, сосредото­чиваясь на их силуэтах. Форма зем­ли на переднем плане намечена весь­ма приблизительно. Этап 2. Художник повторно обводит контуры деревьев более четкими, точ­ными линиями. Заостренным кончи­ком твердого угольного карандаша он передает небольшие неровности, которые придают деревьям сходство с реальностью. На земле у основания деревьев переднего плана он рисует несколько камней, а затем тщательно изучает формы дальнего берега и уточняет первоначальные линии, по­мня о том, что эти линии исчезнут, когда на последующих этапах будет нанесен тон.

Слайд 12

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 3. Для этого рисунка большое значение имеет передача глубины пространства, ощущение которой за­висит от контраста между светлыми формами на заднем плане и темными на переднем. Поэтому художник вы­полняет обычные действия в обрат­ном порядке — начиная с самых свет­лых тонов. Угольным карандашом средней твердости он набрасывает легкими штрихами наиболее отда­ленные хвойные деревья, .затем акку­ратно растирает штрихи бумажной растушевкой, используя ее кончик, покрытый углем, для изображения стволов и ветвей, вырисовывающих­ся на фоне неба. Внимательно посмо­трите на этот тон — и вы сможете уви­деть рифленую фактуру бумаги, пред­назначенной для рисования углем и идеально подходящей для рисунка. В котором вы собираетесь применить растушевку в больших объемах. Этап 4. Художник использует ооко-вую сторону стержня угольного ка­рандаша средней твердости для про­работки темных хвойных деревьев, растущих на большом острове. С бо­лее сильным нажимом он наносит штрихи на макушки хвои и ых деревь­ев и с меньшим — в нижних частях, которые застилает туман. Он расти­рает штрихи конической поверхнос­тью бумажной растушевки, а ее кон­чиком, покрытым углем, рисует ма­кушки деревьев, которые получаются мягкими и расплывчатыми. Чтобы высветлить нижнюю часть острова, скрытую туманом, художник исполь­зует мягкую материю, которая не удаляет тон полностью, а оставляет на его месте слабый серый налет.

Слайд 13

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 5. С помощью наждачной бу­маги художник заостряет кончик мяг­кого угольного карандаша и рисует им темные стволы и ветви деревьев на самом переднем плане. Кончиком рас­тушевки он растирает толстые ство­лы, создавая насыщенный темный топ, и тщательно избегает при атом раз­мазывания их краев, которые он уси­ливает кончиком карандаша. В верх­ней части рисунка несколько тонких веток нарисованы кончиком каранда­ша, а некоторые — кончиком бумаж­ной растушевки, покрытым углем. Этап 6. Широкой стороной толстого мягкого угольного карандаша худож­ник наносит темный тон на Самый передний план жесткими, неровны­ми штрихами. Повернув карандаш острым концом, он усиливает конту­ры камней и наносит несколько тем­ных штрихов, изображая острые кон­чики травы, вырисовывающиеся на фоне светлой воды, которую по-преж­нему передает участок нетронутой бумаги. Кончиком пальца художник слегка растирает штриховку на пе­реднем плане, но не устраняет важ­ные штрихи, передающие фактуру земли.

Слайд 14

Рисунок углем: упавшее дерево Этап 7. Чтобы затемнить верхнюю часть тумана и даль­них деревьев, художник повторно проводит по этим уча­сткам боковой Стороной стержня мягкого угольного ка­рандаша, а затем растирает штрихи конической поверхно­стью растушевки. С ее помощью он также создает мягкие светотеневые фадацин там, где нижняя половина острова исчезает в тумане. Острым, покрытым углем уголком рас­тушевки художник вновь очерчивает силуэты некоторых деревьев на островке. Он рисует несколько горизонталь­ных штрихов на поверхности воды п в том же направле­нии мягко растирает их кончиком пальца. Затем он заос­тряет угольный карандаш средней твердости, чтобы уси­лить темные формы стволов деревьев и проработать темные ветви. Карандашом средней твердости он дорисовывает тонкие веточки, проводя четкие штрихи в верхней части рисунка. Затем он так же рисует темные острые кончики травы, выделяющиеся на светлом фоне воды. Посмотрите внимательно на темные стволы деревьев с правой стороны — вы увидите несколько деталей факту­ры, которые изображены беспорядочной штриховкой за­остренным кончиком мягкого угольного карандаша. По­добно многим удачным пейзажам, этот рисунок выполнен в четырех тонах: белая бумага передает небо и воду; свет­ло-серый тон — отдаленные хвойные деревья справа; тем­но-серый большую часть лесистого островка; самый темный тон — деревья и траву на переднем плане. Это хо­роший пример того, как можно сочетать мягкие, растуше­ванные топа с четкими линиями.

Слайд 15

Задание

Слайд 16

Теоретическая работа: Изучить материал об изображении деревьев, пород деревьев. Практическая работа: Упражнение: Освоить разные способы изображения деревьев. Самостоятельная работа Выполнить творческую работу (изображение деревьев).

Слайд 17

Литература и интернет - источники Сайт копилка знаний https://kopilca.ru Епишин С. ,сайт «За холстом» zaholstom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные задания

Тестовые задания по математике по теме "Числа от 1 до 100" (4 класс) для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно....

Дистанционное обучение (дистанционные задания)

Задания для обучения студентов дистанционно...

Задание для дистанционного обучения обучающихся с 25.01.2022 по 07.02.2022_Объединение "Югорская палитра"

Задание для дистанционного обучения обучающихся с 25.01.2022 по 07.02.2022_Объединение "Югорская палитра"...

Дополнительная общеобразовательная модульная программа «Югорская палитра»

Цель программы: научить обучающихся основам художественной грамотности на основе изучения культуры родного края, творчества художников Югры. Задачи программы: обучающие:познакомить с на...

Тесты по оценке качества знаний по программе «Югорская палитра» (ИЗО)

Цель: мониторинг и оценка качества учебных достижений обучающихся по ОП "Югорская палитра" - изобразительное искусство....