Внеурочка
рабочая программа

 

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_moy_m.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Локтевского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:

На заседании ШМО

Протокол № ____

от ___________ год

Принято:                                                          

На заседании педагогического совета

Протокол № _____

от __________ год

Утверждаю:

Директор школы

_______ Л.А.Герцовская

Приказ № _____

от ____________ год.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

курса «Мой мир»

(социальное направление)

для 1- 4 классов

на  2016-2017 учебный  год

                                                                        Разработана: Герцовской Л.А.

                                                                                        учителем физики

                                                                                        высшей квалификационной  категории

с.Золотуха-2016г

Если человек хочет прийти к самому себе,

его путь лежит через мир.
Виктор Франкл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников «Мой мир» для младших школьников, составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения;
  • Закона РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

Конкретно классы не указаны, не указано количество часов, отводимое на реализацию программы.

     Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность     бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и

стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок

испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств

массовой информации.

Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном

взаимодействии педагога и воспитанника. В последнее десятилетие в России

произошли экономические и политические изменения, которые привели к

значительной социальной дифференциации населения и потере духовных

ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие Российской

культуры и образования как важнейших факторов формирования личности

творческой, обладающей высокой культурой, с широкими и глубокими

познаниями, имеющей чувство патриотизма. Как построить воспитательный

процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными?

   Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.

Цель программы: формирование личностных  качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом:  в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей.
  • Развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.  
  • Формирование умения решать творческие задачи
  •  формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
  • Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Актуальность программы

     Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно поэтому во внеурочной деятельности «Мой мир» последовательно и планомерно сформируется  у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего социального  развития.

   В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели).
  • Планировать (составлять план своей деятельности).
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Универсальные учебные действия.

Личностными результатами занятий «Мой мир» являются следующие умения:

  • Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
  • Знания моральных норм;
  • Развивать познавательные интересы;
  • Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.

Метапредметными результатами занятий.

Регулятивные УУД:        

  • Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий на занятиях;
  • Учиться высказывать свое предположение (версию);
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

Познавательные УУД:

  • Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;
  • Умение находить ответы на вопросы;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса с учителем.

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других;
  • Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
  • Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).

   Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное  взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

Занятия проводятся в следующих формах:

  • Групповые формы работы.
  • Индивидуальные формы работы.
  • Познавательно – развлекательные.

Тематика  занятий разнообразна. Программа   рассчитана на 1 год обучения и

предназначена для  младших школьников, занятия комбинированного типа, используются теоретические и практические ситуации.    

Планируемые результаты

        После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь: самостоятельно выполнять данное учителем задание; проявлять собственную активность в получение знаний; уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);

- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);

 - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).

Коммуникативные:

- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;

- учет разных мнений и умение обосновать собственное;

- умение слушать собеседника;

- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Регулятивные: целеполагание;  контроль; коррекция; оценка;  саморегуляция

Познавательные:

- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- установление причинно-следственных связей.

       Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МОЙ МИР»

№п\п

Название раздела

Количество часов

1

Раздел «Я+Я»

12

2

Раздел «Я и мое окружение»

10

3

Раздел «Я и мои эмоции»

12

Итого

34

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№ п\п

Название раздела, темы

Дата

  • Раздел «Я+Я»

1.1

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Мое любимое имя.

1.2

Автопортрет

1.3

Мой внутренний мир

1.4

Мой любимый сказочный герой

1.5

Мой ласковый и нежный зверь

1.6

Дом, в котором я живу

1.7

Я знаю, я умею, я могу

1.8

Тест «Несуществующее животное».

1.9

Учитесь быть скромными. Это просто хвастунишки.

1.10

Что я хочу узнать и чему я хочу научиться.

1.11

Мои мысли. Я в будущем.

1.12

Немного о том, как устроен человек

  • Раздел «Я и мое окружение»

2.13

Мой класс. Мы так похожи и мы такие разные.

2.14

Язык мимики и жестов.

2.15

Мальчики и девочки. Давайте жить дружно.

2.16

Моя семья. Почему люди ссорятся.

2.17

Рассказы, сказки, стихи о семье.

2.18

Соседи жильцы. Игры нашего двора.

2.19

У меня зазвонил телефон.

2.20

Терпенье и труд, все перетрут

2.21

Деревья нашего двора и птицы нашего двора.

2.22

Как и какие дарить подарки.

3.Раздел «Я и мои эмоции»

3.23

Радость. Удивление.

3.24

Мое настроение.

3.25

Мое поведение.

3.26

Страх. Гнев.

3.27

Мои умные помощники.

3.28

Отгадай эмоцию

3.29

Игры. Этюды. Упражнения.

3.30

Этические сказки

3.31

Вежливость – основа воспитанности.

3.32

Ярмарка достоинств

3.33

Развитие психологических процессов

3.34

Цвет моего настроения. Итоговая диагностика

Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности.

Библиотечный фонд

  • Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто.  – Ленинград: Детская литература 1984 . – 5 с.  
  • Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке  / А. Пушкин – Москва: Детская литература 1998 г. – 23 с.  
  • Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. -  М.: Детская литература 1987 г.  
  • Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 1993.- 352с.: ил.  
  • Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с  ил.  
  • Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.  
  • Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. 296 с.
  • Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М.: Худож. лит, 2000.
  • Родари  Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/   П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З.

Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с

  • Толстой Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М.: Детская литература. 1988. – 143 с  
  • Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239с.: ил.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии «Лекарственные растения в жизни человека и животных» (внеурочка)

Я веду внеурочку по курсу "Лекарственные растения". Проводя внеклассное мероприятие по теме «Лекарственные растения в жизни человека и животных», изучали лекарственные свойства тех растений, ко...

Рабочая программа по внеурочке

Примерная рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе (патриотического или духовно-нравственного направления)...

Внеурочка "Мин уонна Тенулу Эбэм"

Аан дойду алааскыттан саҕаланарноруот муудараһа               Төрөөбүт төрүт буор, төрөөбүт Ийэ дойду киһиэхэ күндү, кэрэ. Т...

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

планирование внеурочка "Гандбол"

Занятия 3 раза в неделю по 2 часа. Специализация "Гандбол". Внеурочные занятия....

внеурочка по математике

внеурочка по математике 5 класс...