Наблюдательность и фантазия в арсенале журналиста
план-конспект

"Экологическая журналистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudatelnost_i_fantaziya_v_arsenale_zhurnalista.docx14.43 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдательность и фантазия в арсенале журналиста

       Непременным условием восприятия выступают наблюдательность и фантазия. При их помощи журналист логически оформляет полученные данные, правильно понимает ситуацию. Деятельность воображения обуславливает активный характер восприятия, придает ему творческий характер.

      Наблюдение процесс сложный, творческий. Его структура определяется как внешними, так и внутренними условиями. Внешние условия связаны с объектом наблюдения, а внутренние с личностью самого наблюдателя. Наблюдение связано со значительными трудностями. Одна из них – это реакция людей, которые являются объектом наблюдения.

       Существует много разнообразных видов наблюдения:

     Открытое наблюдение характеризуется тем, что журналист не скрывает своего присутствия или цели и содержания своей работы, и те, за кем наблюдают, знают о факте наблюдения.

     Скрытое наблюдение – используется при исследовании конфликтной ситуации, то есть не скрывая своего присутствия, до определенного времени не сообщает цели и истинного содержания работы.

     Включенное и не включенное наблюдение. Этот метод предполагает, что журналист не просто со стороны фиксирует событие, явление, процессы, а выполняет определенные функции в коллективе, который является объектом наблюдения. Включенное и не включенное наблюдение в свою очередь могут быть скрытыми или открытыми. Включенное наблюдение скрыто, когда люди не знают, что за ними наблюдают, о таком наблюдении говорят, что журналист «поменял профессию». Включенное открытое наблюдение предполагает, что люди знают о целях наблюдателя.

     Прямое наблюдение – это непосредственный контакт журналиста с реальной действительностью.

    Косвенное наблюдение – это наблюдение не самого исследуемого явления или процесса, а его проявления через другие социальные факты.

    Тип наблюдения выбирается в зависимости от конкретных задач, которые ставятся перед журналистом.

    В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции:

во-первых, способствует углублению и расширению знаний,

во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов,

в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.           Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества — при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств; в процессе синтезирования фактологических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

      Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, представить не только продукт труда, но и его промежуточные продукты». Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать некую идеальную модель конечного или промежуточного продукта труда. Это, так называемое, опережающее отражение действительности.

     В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана будущего произведения журналист осуществляет и логический анализ стоящей перед ним проблемы.

     Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Воображение активно участвует и в выработке новых идей, и в процессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразовании прошлого опыта, и при структурной организации материала, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания и наблюдательности

Вниманию представлены 19 простых и эффективных методик развития внимания и наблюдательности...

Упражнение на развитие наблюдательности

Упражнение на развитие наблюдательности, предназначено для младших школьников. Данный вид упражнения предназначен и для повторения некоторых лексических единиц (countries)....

Наблюдательное дело по профилактике ПДД

Содержание:план работы ЮИД,план работы школы по ПДД,схема движения детей к школе......

Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.

Урок 2.Тема. Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов....

Инновационные технологии в арсенале учителя

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не с...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 5 КЛАССОВ

Предлагаемые игры на внимание и наблюдательность предназначены для учащихся I—III и IV—V классов. Их можно использовать как в уроке, так и во внеклассной работе — на подвижных переменах, в группах про...