Доклад "Вклад Вавилова в Биологию"
статья

Малыгина Наталья Сергеевна

Доклад , подготовленный в рамках социально-значимой практики в вузе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2_1.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «АРМАВИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ РУССКОЙ И ИНОСТРАННОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

Доклад на тему

«Вавилов Николай Иванович. Жизнь и деятельность великого учёного в области «Биология»

ПОДГОТОВИЛА: студентка

1 курса ZBT- Биол-1-1

Малыгина Н.С.

ПРОВЕРИЛА: доцент

кафедры отечественной

филологии и журналистики

Александрович Л.В.                                                                                                    

Армавир 2020г.

                                                Содержание

1. Введение.............................................................................................3
2. Основная часть...................................................................................5
2.1. Биография........................................................................................5
2.2 Вклад в науку и достижения..........................................................7
3. Заключение.........................................................................................9
4.Список используемой литературы....................................................11



                                                       Введение

          Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
          Каждый организм обитает в определенной среде. Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы, с которой они взаимодействуют. Вокруг нас существует множество живых организмов. Это – растения, животные, грибы, бактерии. Каждую из этих групп изучает отдельная биологическая наука.
          Значение биологии в жизни человека. В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.
           Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов. Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
           Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В настоящее время эта наука объединяет такие важные понятия, как эволюция, клеточная теория, генетика, гомеостаз и энергия. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой.
           Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией.
           В этой области знаний работали выдающиеся ученые, такие, как Клавдий Гален, Гиппократ, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Александр Опарин, Илья Мечников и многие другие. Благодаря их открытиям, особенно изучению живых организмов, появилась наука морфология, а также физиология, которая собрала в себе знания о системах организмов живых существ.
          Данная работа посвящена жизни и деятельности выдающегося учёного 20 века Николаю Ивановичу Вавилову. Это российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ.


                                               2. Основная часть

                                                 2.1.Биография
          Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября (13 ноября по старому стилю) 1887 года на Средней Пресне в Москве.

      Отец Иван Ильич Вавилов (1863—1928) — купец второй гильдии и общественный деятель, был родом из крестьянской семьи Волоколамского уезда. До революции был директором мануфактурной кампании «Удалов и Вавилов», у которой также был филиал в Ростове-на-Дону.

      Мать Александра Михайловна Вавилова (1868—1938), урождённая Постникова, дочь художника-резчика, работавшего в Прохоровской мануфактуре. В своей автобиографии Сергей Вавилов пишет о ней:

      Всего в семье было семеро детей, однако трое из них умерли ещё в младенчестве. У Николая Вавилова был младший брат Сергей Вавилов (1891—1951) и две сестры — Александра и Лидия. Сергей Вавилов получил образование физика в 1914 году в Московском университете, в том же году был призван в армию, участвовал в Первой мировой войне. В 1932 году Сергей Вавилов стал академиком АН СССР, в том же году возглавил Государственный оптический институт, является основателем научной школы физической оптики в СССР. Возглавлял Академию наук СССР с 1945 по 1951 год. Умер в 1951 году от инфаркта. Старшая сестра Александра (1886—1940) получила медицинское образование, была общественным деятелем, организовала санитарно-гигиенические сети в Москве. Младшая сестра Лидия (1891—1914) получила специальность микробиолога. Умерла от чёрной оспы, ухаживая за больными во время эпидемии.

      С раннего детства Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. У отца была большая библиотека, в которой были редкие книги, географические карты, гербарии. Это сыграло немалую роль в формировании личности Вавилова.

          По воле отца Николай поступил в Московское коммерческое училище. По окончании училища он хотел поступать в Императорский Московский университет, но, не желая терять год на подготовку к экзаменам по латинскому языку, знание которого было в то время обязательным для поступления в университет, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Занимался он у таких учёных, как Н. Н. Худяков и Д. Н. Прянишников. В 1908 году он участвовал в студенческой экспедиции по Северному Кавказу и Закавказью, а летом 1910 года прошёл агрономическую практику на Полтавской опытной станции, получив, по собственному признанию, «импульс для всей дальнейшей работы». На заседаниях институтского кружка любителей естествознания Вавилов выступал с докладами «Генеалогия растительного царства», «Дарвинизм и экспериментальная морфология». За время обучения в институте склонность Вавилова к исследовательской деятельности проявлялась неоднократно, итогом обучения стала дипломная работа о голых слизнях, повреждающих поля и огороды в Московской губернии. Окончил институт в 1911 году.

          Николай Вавилов был женат дважды. Первая жена — Екатерина Николаевна Сахарова-Вавилова (1886—1964). Вторая — Елена Ивановна Вавилова-Барулина, доктор сельскохозяйственных наук. Брак был официально зарегистрирован в 1926 году. Дети — Олег (1918—1946, от первого брака) и Юрий (от второго).

                                        2.2.Вклад в науку и достижения


          Николай Вавилов является автором такого же фундаментального закона в биологии, как и периодическая система Дмитрия Менделеева в химии. В 1920 году Вавиловым был сформулирован закон гомологических рядов — наследственной изменчивости у семейств, близких родов и видов. Данный закон показал одну из самых важных закономерностей эволюции, суть которой состояла в том, что близкие виды и рода имеют наследственные сходные изменения. Пользование этим законом, дает возможность предвидеть наличие соответствующих форм, свойств и признаков одного вида, рода у других.  

            Вавилова облегчил селекционерам задачу поиска исходных новых форм для отбора и скрещивания. Другим величайшим открытием Николая Вавилова является теория иммунитета растений. Без знаний этой теории не обходится сегодня ни один в мире селекционер. Стоит отметить, что ученого очень беспокоила проблема голода в мире. Он считал, что с помощью генетики и селекции можно победить голод, выводя новые сорта культурных растений. С этой целью генетик Николай Вавилов объездил много стран, ища места происхождений культурных растений. В итоге он собрал уникальную коллекцию клубней и семян. Если бы случилось так, что в мире исчезли бы все пищевые растения, то растениеводство можно было бы с легкостью восстановить при помощи коллекции Вавилова.
             Также он дал новое определение линнеевскому виду в 1930 году. Генетик охарактеризовал ее как обособленную сложную подвижную морфо-физиологическую систему, связанную с определенным ареалом и средой в своем генезисе. Николай Вавилов обосновал принципы создания материала для проведения селекции и обосновал географические, экологические принципы. Благодаря Вавилову было создано много Институтов  зернового хозяйства в разных частях СССР, а также Институтов различных субтропических культур и культур овощеводства, продовольствия. Он создал свою школу генетиков растениеводов и селекционеров.
     

                                              Заключение
           В заключение мы пришли к выводу, что яркий, достойный восхищения и уважения жизненный путь Николая Ивановича Вавилова, ботаника, растениевода, генетика, географа и организатора науки, является примером человека, сыгравшего важную роль в развитии науки.

           Таким образом, наука играет важную роль в жизни человека. Сложно представить, но еще каких-то 100 лет назад в домах не было электричества, водопровода, не было ни телефона, ни даже радио. Но кто же придумал все эти изобретения? Люди науки, научные сотрудники, изобретатели. .В основу их работ легли знания, полученные путем наблюдений, описаний, экспериментов. Трудно представить современные достижения науки, эта сфера жизни шагнула далеко вперед. Развитие медицины, освоение космоса, технический прогресс – это лишь малая часть достижений современной науки, в основе который лежат знаний, копившиеся веками.

           Существует много наук. Есть науки, которые изучают человека, это психология, анатомия, физиология. Другие изучают окружающий нас мир, его явления: биология, физика, химия. Большое значение имеет и наука о пролом – история. Она является фундаментом жизни человеческого общества. В наше время наука проникла почти во все сферы жизни людей. Почти все профессии связаны с ней. Примером может служить работа врача. Если врач не будет знать, как устроен организм человека, то не сможет помочь пациенту. Наука играет важную роль и в работе юриста, учителя, инженера, архитектора, экономиста. Мы постоянно используем в своей жизни достижения науки: телевизор, интернет, самолет.

            Развитие страны определяется развитием науки, научно-техническим прогрессом. Все больше людей заняты умственным трудом. Благодаря развитой сфере науки растет благосостояние страны. Поэтому страны, уделяющие особое внимание исследованиям, занимают лидирующие положение на мировой арене.

             Особое место занимает научный прогресс в области медицины: человечество смогло найти «противоядие» от многих болезней. Решается проблема трансплантации органов: в лабораториях выращиваются новые органы для замены на не функционирующие в организме человека.

             Благодаря достижениям науки человечество освоило почти все пространство земного шара. Мы живем в разных широтах, у нас разные климатические условия, местность отличается разнообразием рельефа, природными богатствами. Человечество научилось бороться с неблагоприятными погодными условиями, предсказывать стихийные бедствия:  землетрясения, наводнения, ураганы. Это позволяет человеку заранее принять спасательные меры.

             С достижениями науки мы знакомимся с самых ранних лет, в школьные годы современная наука формирует мировоззрение человека. Данная сфера тесно связана с техническим прогрессом, который определяет развитие общества.


                   

                             Список использованной литературы:

 
1.https://kratkoe.com/nikolay-vavilov-vklad-v-nauku-i-dostizheniya/
2.https://www.sites.google.com/site/biologiavzizniceloveka/
3.https://www.ufa.kp.ru/daily/26162/3049991/
4.https://www.bestreferat.ru/referat-97610.html
5.https://shkolazhizni.ru/culture/articles/22696/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реабилитирован посмертно. памяти Н.И. Вавилова

урок посвящен изучению жизненного пути ученого Н.И. Вавилова, причинам ареста, поводам для реабилитации. межпредметный урок история. были рассмотрены понятия репрессия и реабилитация, их причины и сле...

Памяти Н.И. Вавилова

Урок - беседа для учащихся профильной подготовки по биологии в 10 классе...

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Интеллектуальная игра при СГАУ им. Вавилова

Интеллектуальная игра по естественным наукам для учащихся 9-х классов, посвященная Н.Н. Зинину...

Основы селекции. Законы Вавилова.

Представлена разработка к уроку по биологии в 9 классе. К конспекту урока предлагаются презентации, видеоролик с YOU TUBE...

Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс.

Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс....