Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность
статья

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Жамбалова Ирина Владимировна,

 Почетный работник общего образования РФ,

 учитель иностранных языков

МБОУ «Сосново-Озерская средняя

общеобразовательная школа №1»

 Еравнинского района

               Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития

                                     через исследовательскую деятельность.

    Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, традициям и культуре своего народа. Национальные традиции обладают большим педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания, они также являются формой передачи новым поколениям элементов духовно-нравственной культуры.

   В основе духовно-нравственного воспитания школьников лежит краеведческий, национальный  принцип. Особое значение этого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания  хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах.

    Современный этап развития российской системы образования характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное пространство, а как следствие  - и на смену образовательной парадигмы. Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации и самоопределению, совершенствованию его коммуникативных способностей.

      Как  известно,  кругозор  у школьников  развивается  на  уроках,  при  чтении  дополнительной  литературы,  а  сейчас  их  кругозор  в  основном  ограничен  тем,  что  предлагает  им  телефон  и  компьютер  -   это  общение  в  социальных  сетях,  компьютерные  игры  и  другие  возможности.  Анализируя  данное  состояние  вещей,  становится  очевидным  необходимость  организации  исследовательской  работы  с  учащимися.

     Можно сказать, что исследовательская деятельность является значительным средством связи этнокультурных традиций и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

     На протяжении многих лет я являюсь руководителем научно-исследовательских работ учащихся, в том числе и работ, в которых рассмотрены национальные традиции, культура народа. Учащиеся выступали со своими работами на районных, республиканских, Всероссийских, международных научно-практических конференциях и являются их победителями и призерами.

Темы некоторых исследовательских работ учащихся:

-«Легенды озер Еравны»

-«Символ «Четыре гармоничных брата» - символ единства»

-«Талисманы  удачи  в западной и восточной  культурах»

-««Лекарственные» животные у бурят»

-«Наскальные рисунки в местности Майлта Еравнинского района»

-«Культ деревьев у бурят»

«Имена в истории Бурятии и Еравны»

- «Эрын гурбан наадан - игры, достойные мужчин на примере эпоса « Гэсэр»»

-«Сэргэ-символ вечности жизни для бурят»

-«Лошадь в бурятских, русских, английских пословицах» и т.д.

     Таким образом, можно сказать, что через исследовательскую деятельность можно привить учащимся любовь к родному краю, традициям, её  культуре и истокам.

      Изучение и исследование национальной культуры, традиций обладает высоким духовно-нравственным и воспитательным потенциалом, благодаря чему они могут функционировать как средство духовно-нравственного воспитания школьников и молодежи.

     Полученная в процессе учебного исследования информация может быть новой только для того, кто ее получил, что не умаляет значимости учебно-исследовательской работы. С. Л. Рубинштейн писал: «Когда говорят, что человек как индивид не открывает, а лишь усваивает уже добытые знания, это значит лишь то, что он не открывает их для человечества, но лично для себя все же должен открыть. Человек доподлинно владеет лишь тем, что он сам добывает собственным трудом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся через проектную деятельность

Проектная деятельность нацелена на формирование способностей, обладая которыми, обучающиеся и выпускники гимназии оказываются более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условия...

Презентация "Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании детей"

Презентация подготовлена для выступления на общешкольном родительском собрании. В выступлении обращается внимание на важность этнокультурного образования и роли семьи в духовно-нравcтвенном воспитании...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся через экскурсионную деятельность/ сборник статей международного инновационного центра "Импульс", Москва, 2018

В настоящее время отечественное образование и воспитание ориентировано на духовно-нравственные формы национального опыта, нравственные традиции. Духовное возрождение сегодня – гарантия сохранени...

Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность.

   Можно сказать, что исследовательская деятельность является значительным средством связи этнокультурных традиций и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.    ...

Взаимосвязь этно-культурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскуюдеятельность

Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам, традициям и культуре своего народа....