Урок музыки в 6 классе "Космический пейзаж"
план-конспект урока (6 класс)

Герус  Ирина  Владимировна

Привлечь учащихся  к  космической  музыке.Через  музыку  познать  восприятие  Вселенной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки  в  6  классе

«Космический  пейзаж» .

                                         

Тема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»

Тема урока: «Космический пейзаж»

Художественное  название урока: «Быть  может,вся  природа  мозаика  цветов?».

Вид урока: урок- путешествие

Цель урока :

 Познакомить   обучающихся с миром космических образов через  произведения  Ч.Айвза и Э. Артемьева.

Проблемный  вопрос  урока:

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

Задачи  урока:

1)Образовательная:

Познакомить обучающихся с выразительными возможностями электромузыкальных инструментов (синтезатора);

Учить анализировать прослушанную музыку, выделять главное; изображать музыку в цветовом моделировании; познакомить с синтезатором.

2)Развивающая:  Развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;.

3)Воспитательная: Пробуждать интерес к музыке, к другим предметам (астрономии, литературе, изобразительному искусству);

бережно относиться к музыкальному наследию композиторов разных стран.

Планируемые результаты УУД:

Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Развитие у обучающихся эстетического чувства прекрасного, фантазии и творческого воображения, музыкального слуха и образного мышления, умения видеть необычное в обычных вещах и явлениях;формирование у детей целостного восприятия окружающего мира; воспитание у школьников доброты и патриотизма, любви и чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения друг к другу и к окружающему миру;

Метапредметные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения,осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Предметные: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления.Рассмотреть интонационную природу музыкальных образов на примере произведения Ч.Айвза «Космический пейзаж»;

 -дать определение понятий «диссонанс», «консонанс»;

 - вспомнить понятие «музыкальный тембр»;

Тип урока: Урок  изучения  и  первичного  закрепления новых  знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая.

Техническое оборудование: доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Музыкальный  материал: «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж»).Пьеса для камерного оркестра  Ч.Айвз,«Мозаика». Пьеса для синтезатора
Э. Артемьев
 .

Репродукции картин:«Геометрическая фантазия»А.Фоменко,«Нераздельная Мудрость Хранения»Е.Горовецкий,«Солнечная корона» Е.Леонов.

Ресурсы урока:  портреты  композиторов,  раздаточный материал (таблицы для анализа, иллюстрации, презентация).

Методы: словесные (объяснение, фронтальный опрос, рассказ, беседа); наглядные; практические; репродуктивные; частично-поисковые. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

Использование педагогических технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; технология учебного диалога, технология проблемного обучения; технология деятельностного подхода, хоровое исполнение песни.

Ход  урока

1.Организационный момент. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Приветствие. «Здравствуйте  дорогие  дети».

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности. Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу, учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Например: Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и приобретенными знаниями.

 Учитель демонстрационным или аудио материалом подводит к теме урока. Потом учащиеся должны определить цель урока.

Раскрытие общей задачи урока.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Целеполагание:

Вам должна подсказать музыка , под которую мы вошли в класс и эпиграф урока: 

« В песчинке целый Мир найти,

И Небеса - в цветке лесном.

В ладони Космос  уместить,

И Век - в мгновении одном».

Уильям Блейк

Ученики: О космосе.

Учитель: Называется тема урока

Ученики: « Космический пейзаж»

Проблемный  вопрос  урока:

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

3. Актуализация знаний.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение  написанного словами.

Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом  фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена  вам еще не знакомы.

Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(ответы детей)

Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали  разные образы. Кто из вас помнит ,какие?

Ученики : Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

Учитель:Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели-  фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:

-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

(ответы детей)

Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент?  (видео)

Ученики: «Гостья из будущего»

Учитель::  В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

Ученики: 1961г ,  космонавт - Юрий Гагарин.

Учитель:Обычный весенний день  12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов  человека в космическое пространство.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Ученики: Астрономия.

Учитель: Что мы называем Вселенной?

Ученики: Безграничный  и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

4.Первичное  усвоение  новых  знаний.Ознакомление  с  творчеством американского  композитора  Ч.Айвза.

C:\Users\user\Videos\img_user_file_5a2ad5243c573_9.jpg

Учитель:

- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире»  Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.

Американский  композитор Ч.  Айвза  (1874—1954).  Она  создана  в начале  XX  в. —  во  время,  когда  совершались  научные  открытия  в  области покорения  космоса  и  создания  летательных  аппаратов  (К.  Циолковский). Эта  пьеса,  построенная  на  диалоге струнных  и  деревянных  духовых  инструментов,  стала  философским  размышлением  о  месте  и  роли  человека во Вселенной.

Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?

- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Два образа:

первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)              

второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые  инструменты)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

«Космический пейзаж» Ч. Айвза

Музыкальный образ

Инструментальное воплощение

ПЕРВЫЙ – ГЕРОЙ величественный и гордый, образ человека с высокими нравственными принципами, словно парящего над обыденной реальностью.

Струнные инструменты

ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.

 

Деревянные духовые инструменты (4 флейты)

Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»

  

- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?

- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?

- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)

В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».

-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.

Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.

- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)

Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна…»

Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

(на доску прикрепляется портрет) .

C:\Users\user\Videos\009.jpg

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).

Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)

Синтезатор  АНС  был  назван в  честь   РУССКОГО  КОМПОЗИТОРА  АЛЕКСАНДРА  НИКОЛАЕВИЧА  СКРЯБИНА.

C:\Users\user\Videos\img7.jpg

Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.

В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.

Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».

Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

- Какую техническую задачу решает композитор?

СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

«МОЗАИКА» Эдуарда Артемьева

Музыкальный образ

Образ пространства, образ космического пейзажа, образ Вселенной

Зрительные ассоциации

Музыка словно погружает в некое пространство, в сознании слушателя выступает образ непознаваемого мира

Звуковые эффекты

Гулы, шумы, звуковые волны, эффекты затухания, отражения, эха

Выразительные средства

ТЕМБРЫ голосов и инструментов – звучание рояля на клавишах и струнах, поющий голос, шёпот из свистящих и шипящих фонем, конкретные звуки

Задача композитора

Электронное преобразование натуральных тембров голосов и инструментов

 

ВЫВОД: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

5.Физкультминутка под  музыку «Спейс». 

Активизировать мыслительную функцию,активизировать  двигательную  активность  на  уроке

6.Вокально-хоровая  работа:

Упражнения  по восстановлению  дыхания.

Дыхательная  гимнастика  по  Стрельниковой.

Распевание.

Исполнение песни :  «Мы  дети Галактики»

слова Н.Добронравова,муз.А.Пахмутовой.

7. Первичное  закрепление  урока:

Творческая  работа  в  группах:

1.Сочинение  синквейна

Баглаева  Алина:

Космос….

Красив и  далёк

Необьятен,велик,интересен

О,Космос  ты  мечта  людей!

Бесконечность…

2.Работа  в группах. Рисование  на  воде  «Эбру».

C:\Users\user\Videos\20200226_105625.jpg

3.Работа  по  карточкам.

C:\Users\user\Videos\3542_memo-kosmos-.jpg

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности.(учитель предлагает задания на выбор) .Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения  писателей, художников  о космосе.

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна  космическая  музыка,ответили  на  проблемный  вопрос  урока. 

Учитель:Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

Произведения каких композиторов мы слушали? 

Ученики:(Чарльз Айвз  и  Эдуард Артемьев)

Учитель:Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

В чём сходство и отличие этих произведений?

Ученики:(СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;

ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)

Учитель:

Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?

Ученики: (Синтезатор АНС)

Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот  инструмент?

Ученики: (Александр Николаевич Скрябин)

9.Рефлексия

Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.

7.1.Что  вы  нового  узнали  на  этом  уроке?

7.2.Какое  открытие  сделали  для  себя?

7.3.Что  было  интересно  на  уроке?

10.Оценивание  учащихся. (дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Учитель консультирует, обосновывает оценки.