Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Учиться? Легко!»
рабочая программа (7 класс)

Шестакова Ольга Александровна

Рабочая программа для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitsya._legko._programma.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»

                                                                УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «ООШ №17»

                                                                                         ____________Н.В. Ермолаева

приказ от __________ №_____

Рабочая программа курса

                                «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)»

«Учиться? Легко

 

                                                                              Составитель:

          Шестакова Ольга Александровна

                                                             учитель-дефектолог

Анжеро-Судженск, 2019

Содержание

1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса         3

2. Содержание коррекционно-развивающего курса                                                6

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы                                                                                                8


1. Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающего курса    

Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

11) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

12) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

 Результаты освоения коррекционно – развивающего курса: 

1) увеличение объема кратковременной вербальной памяти; развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие познавательной и творческой сферы;

2) развитие словесно-логического мышления; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи;

3) достижение уровня  умственного развития ребенка возрастной норме;

4) коррекция недостатков и развитие творческого потенциала.

2.Содержание коррекционно-развивающего курса 

Учимся мыслить творчески.

Учимся выделять существенные признаки  понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Учимся классифицировать понятия.

Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Учимся сравнивать понятия.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.

Учимся объяснять значения слов.

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Учимся искать закономерности.

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки.

Тренинг внимания. Установление функциональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия. Практические задания и развивающие игры.

Логические цепочки. Причинно-следственные связи.

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практические задания и развивающие игры.

 Учимся наблюдательности. Мы наблюдатели.

Тренинг внимания. Умение быть наблюдателем. Правила наблюдения. Практические задания и развивающие игры.

Учимся конструировать на плоскости и в пространстве.

Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Практические задания и развивающие игры.

 Учимся оценивать явления и события с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

 Учимся ставить и разрешать проблемы.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

п/п

Наименование темы

Количество часов

1.

Учимся выделять существенные признаки  понятий. Диагностическое тестирование.

2

2.

Учимся классифицировать понятия.

3

3

Учимся сравнивать понятия.

4

4

Учимся объяснять значения слов. Обобщение и ограничение понятий.

4

5

Учимся искать закономерности.

3

6

Логические цепочки.

3

7

Учимся наблюдательности. Мы наблюдатели.

3

8

Учимся конструировать на плоскости и в пространстве.

4

9

Учимся оценивать явления и события с разных точек зрения.

4

10

Учимся ставить и разрешать проблемы. Диагностическое тестирование.

5

итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно-развивающих занятий «Час коррекции» Класс 1-4

Рабочая программа VIII видаВ результате целенаправленной психокоррекционной развивающей деятельности обучающиеся  получат возможность:- ориентироваться на сенсорные эталоны;- узнавать и сравниват...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Программа направлена на создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременног...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...