«Ритм как универсальная категория искусства»
статья

Существование мира и человека в нем происходит через

понимание единства и неразделимости всеобщих философских

универсалий пространства и времени. Ритм обнаруживает себя

во всех предметах и явлениях, в живой и неживой природе, в

процессах и формах, в повторяемости и цикличности. Будучи

структурной организацией как пространства так и времени, он

проявляется в массе аспектов, обрастая все новыми свойствами в

зависимости от сферы его действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogienko-publikatsiya2.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Существование мира и человека в нем происходит через понимание единства и неразделимости всеобщих философских универсалий пространства и времени. Ритм обнаруживает себя во всех предметах и явлениях, в живой и неживой природе, в процессах и формах, в повторяемости и цикличности. Будучи структурной организацией как пространства так и времени, он проявляется в массе аспектов, обрастая все новыми свойствами в зависимости от сферы его действия. В современной науке активно исследуются разнонаправленные ритмы природы, социума, человека. Сегодня существует большое количество трудов, посвященных вопросам музыкального ритма, ритма в литературе, хореографии, архитектуре и других видах искусства. Знание категории ритма и различных его проявлений не только в искусстве, но и в жизни человека способствует воспитанию в человеке внутреннего ритма, организованности. В античной культуре ритм, по определению теоретиков искусства от Платона до Августина, трактовался как членение времени или пространства. Платон полагал, что существуют особые ритмы, присущие порядочному и мужественному человеку. Знание таких ритмов и умение их распознавать должно, помнению Платона, стать основой жизненной мудрости и поэтического творчества, призванного воспитывать добродетель. Аристотель видел в ритме феномен, способствующий достижению душевной гармонии, нравственному очищению личности, пробуждению в нем творческих сил [1, с. 24]. Ритм является структурообразующим, упорядочивающим элементом. В ситуации постоянного давления хаоса ритм организует бытие, выстраивает пространство, определяет время. Сбой ритма влечет за собой утрату порядка. Философ Сергей Троицкий в своих работах пишет, что «ритм задает границы, совершает работу по окультурированию среды». По его мнению, закон природы – вечный ритм смены бытия и небытия. Ритм выступает как сочетание элементов «присутствия и отсутствия», выстроенное в определенном порядке. В этой связи становится очевидным, что в основе процесса осознания мира лежит ритм [2, c. 157]. Традиционно ритм в эстетике в качестве видового понятия обычно анализировался как составляющая таких категорий, как «гармония» и «мера», соотносился с понятием «золотого сечения», симметрией. Как описывает Елена Волкова в своей работе «Ритм как объект эстетического анализа» симметрия расценивалась как вид метрического порядка; «золотое сечение», в котором нет правильности симметрии, а имеется пропорциональное равенство отношений разных величин, – как вид порядка ритмического (в узком значении) [3, c. 80]. Ритм в искусстве ориентируется на ритмические закономерности, существующие в объективном мире, вместе с тем он соотносится с психофизиологической природой нашего восприятия. Ритмы музыки по-своему отражают ритмы, существующие в природе. Но музыкальный ритм отличается своей особой организованностью, обладает особым выразительным значением, что позволяет создавать самые различные художественные образы. Доктор искусствоведения, доктор психологических наук, музыкальный психолог профессор Дина Кирнарская в своих работах рассматривает ритм как основу музыки: «Вначале был ритм» (Ганс фон Бюлов). Вне ритма и без ритма природа не существует, так как все видимое и слышимое, равно как и все скрытое и тайное, совершается в ритме. В теоретическом контексте ритм в живописи понимается как содержательно-композиционная особенность произведения. При этом считает Ф. Шеллинг, композиционная сторона ритма находится в неразрывной связи с образностью, суть которой заключается в реализации замысла, кристаллизации его эстетической выразительности, в форме, адекватной образу, общей авторской концепции [4, c. 225]. Неорганическая форма искусства или музыка в пластике дает архитектуру. Тот факт, что архитектура «равна» музыке, следует, прежде всего, из общего понятия неорганического. Ведь музыка есть вообще неорганическая форма искусства (иными словами, музыка не может иметь символического значения и получает его только в творчестве – через искусство людей) [3, с. 279]. Архитектура, считает Ф. Шеллинг, будучи музыкой пластики, заключает в себе подобно музыке ритмическую, гармоническую и мелодическую стороны. Архитектурный ритм выражается в периодическом подразделении однородного, иными словами, преимущественно в следующих элементах: в уменьшении и постепенном утонении (плавном изменении диаметра) колонн кверху и книзу; в величине расстояний между колоннами, а в дорическом ордере, прежде всего, в сочетании обломов, образующих карниз; в числе триглифов в одном интервале между колоннами и т. д. В современном литературоведении ритм художественного произведения понимается как «периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки», и, с точки зрения большинства лингвистов, проявляется на всех уровнях художественного произведения: может обнаруживаться в чередовании эпизодов, соотносимых с разными пространственно-временными планами, пластов текста, содержащих неодинаковое лексическое и синтаксическое наполнение. В широком значении ритм и метр могут быть выявлены в литературе на всех уровнях произведения: интонационно-синтаксическом, лексическом, строфико-композиционном, сюжетно-образном. В архитектуре и музыке, диапазон метра и ритма также очень широк от орнаментального мотива до соотношения крупных архитектурных массивов, от отношения соседних звуков циклов [4, с. 226]. Что же касается проявления ритма в хореографическом искусстве? Константин Скальковский пишет о том, что танец как вид изящного искусства вообще возник благодаря общему началу – ритму, который соединил в единое целое музыкальный ритм и телодвижения. По его мнению, первоначально поэзия, музыка и танцы составляли единое целое, а затем постепенно распались на отдельные виды искусства. Таким образом, в науке утвердились представления о том, что движение как главное выразительное средство танца на ранних этапах художественного творчества базировалось на бытовой первооснове, посредством ритма преобразуя (типизируя) физическое начало в план танцевально-эмоционального выражения. Рассматривая роль ритма в классическом танце Андрей Левинсон утверждал первенство ритма телесного перед ритмом музыкальным. Указывая на несомненное достижение ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроза – автоматизма движения, критик отвергал данный подход, отмечая, что голый ритм – это лишь часть музыки, а строить классический танец только на гимнастике неприемлемо. Он сомневался, что ритмическая гимнастика может дать классическому танцу то, чем он уже не обладал бы. Как говорил Андрей Яковлевич: «Классический танец при всей его слитности с музыкой, не нуждается в дополнительных импульсах, он черпает из того же источника, которым питается и музыка – человеческого духа» [5]. Когда говорят, что нужно танцевать в такт, имеется в виду, что танцевать нужно в ритм музыки. Тем не менее, наличие идеального такта означает больше, чем исполнение простых шагов под музыкальный ритм. На самом деле, просто двигаться в такт несложно, но для обучения тела и ума чувствовать ритм музыки, требуется много практики. Идеальное чувство ритма позволяет расслабиться и выразить свои чувства посредством движений, вместо того, чтобы пытаться подсчитать количество ударов ритма в голове. Когда человек достигнет идеального чувства ритма, его танцы становятся естественными. Его тело в полной мере «осознает» свое место в музыке в любое время. Профессиональные танцоры часто являются мастерами идеального такта. Стоит отметить, что хорошее чувство ритма не ограничивается каким либо конкретным стилем танца.

Подытоживая, хочется еще раз подчеркнуть, что ритм явление сложное и многообразное. Но при всем обилии интерпретаций, представленных в современной науке, общим является понимание того, что ритм является мерой устойчивости, структурной организации процессов движения, развития и даже хаоса, который содержит тенденцию к упорядочиванию. Следовательно, ничто в мире невозможно без ритма. Ритм – является всеобщим законом бытия, как в пространстве, так и во времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро - универсальная категория нравственного сознания

Эпиграф: «Всего лучше начинать каждый день так: думать при пробуждении о том, нельзя ли в это день доставить радость хоть одному человеку.»Л.Н.Толстой ...

Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»

Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...

Ритм в жизни и искусстве

Значение ритма в жизни и в искусстве...

Добро — универсальная категория нравственного сознания?

Сформировать представление учащихся о том, что добро — универсальная категория нравственного сознания с опорой на имеющиеся знания и свой жизненный опыт. Способствовать развитию самостоятельного...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс

Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...