Статья на тему: "Духовно-нравственные ценности как основа модели развития и воспитания личности"
статья

статья о духовно-нравственных ценностях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennye_tsennosti.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Бычихина Е.И.,

преподаватель,

ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум» (г.Обоянь)

Современная ситуация в области образования настолько противоречива, что многие педагоги образовательных учреждений ощущают тревожность за судьбу настоящего и будущего поколений. Решение главной задачи образования – подготовка к самостоятельной взрослой жизни – невозможно лишь на основе определенной  суммы знаний, которые не решают проблем формирования гражданственности, не приобщают к нравственным идеалам.  Это возможно лишь в процессе воспитания.  Поэтому в проект Закона РФ «Об образовании» внесена поправка, которая определила формирование духовно-нравственной  личности как основной задачи образования. Однако, в современной профшколе и сейчас продолжается разрыв воспитательного и образовательного процессов:

- учебные заведения, в большинстве своем,  стали рассматриваться как место оказания образовательных услуг и не более того,

- а выпускники таких учебных заведений, ориентируясь на стандарты общества потребления, перестали связывать  свою взрослую жизнь, например, со служением Отечеству.

        Это положение противоречит российской образовательной модели, в которой  основной задачей учебного заведения являлось, прежде всего, воспитание подростка, а образование рассматривалось как его средство. Поэтому современное образование пока так и не решило вопрос: как формировать личность, готовую работать на благо Отечества, в потребительском обществе, требующем от личности иных умений и навыков? А пока, курение, употребление спиртных напитков, сквернословие – желанное удовольствие современной молодежи[1, с.162].

        Я убеждена, что воспитание  не может быть бездуховным и безнравственным.  Более того, духовность и нравственность являются системообразующими внутренними характеристиками личности. Но что следует понимать под этим термином – духовно-нравственное воспитание?

        Педагогика не видит логической связи  между целями воспитания в гуманистической педагогике (формирование всесторонне развитой  личности как процесса саморазвития индивида) и пороками современной цивилизации. Но, как и прежде, под духовностью понимается образованность, интеллект, ум, умение вести себя в обществе, приобщенность к высокому классическому искусству (музыке, театру, литературе и т.п.).

        Духовно-нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от великих предков, бесспорна и очевидна. Издревле в России на процесс воспитания смотрели  как на святое и ответственное служение народу и государству. Еще Ф.М. Достоевский писал: «Идеалы российского народа сильны и святы, они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили его навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом»[2, с.124].

        По моему глубокому убеждению, духовная истина должна стать основой сознания  подрастающего поколения. Современное общество, особенно молодежь, нуждается в духовной пище, поэтому и слово «воспитание» считается «питанием души», без чего человек не может состояться как личность.

        Любая государственность опирается на нравственность, которая взращивается духовностью. Духовно-нравственные беды в современном обществе происходят от незнания простых духовных истин, заложенных в Еванлельских Заповедях (законах), сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам суть духовного совершенства, высокой нравственности. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»  - гласит Заповедь и «прямой стрелой» уничтожает эгоизм, который в обществе сталкивает разные личности в конфликт и агрессию.

        К сожалению, разрушение моральных устоев во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение, которое насаживает фальшивые «общечеловеческие» ценности, разрушает традиционный русский семейный уклад, пропагандируя в среде молодежи культ  насилия и богатства, бесстыдство и прожигание жизни! Да, человек мыслит посредством слов. Телевизор учит мыслить чувственными  представлениями, расслабляет интеллектуальные силы человека, ум становится вялым, не способным к самостоятельному мышлению, выращивает личность, не способную создать материальные блага, не говоря уже о созидании духовно-нравственного стержня.

        Одной из приоритетных задач  в техникуме является  сохранение и развитие духовного потенциала каждого обучающегося. Воспитание личности – это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслу своего существования, существования других людей, человеческого общества.

        В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что мораль делает человека человеком. Духовно-нравственное  воспитание всегда считалось основой  всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами. Самоопределение в моральном выборе  дает возможность человеку самосовершенствоваться. Достоинства нравственно воспитанной личности  вытекает из ее способности поступать как должно, исходя из ценностных представлений, сохраняя при этом свою  индивидуальность.

        Духовно-нравственные отношения возникают целенаправленно, в результате воспитания и самовоспитания личности, ее социализации. Я, являясь «агентам» социализации – знаю, что в детстве  и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира  личности, сугубо личностные качества – совестливость, честность, смелость, ответственность, милосердие  и т.п.  Чтобы воспитать чуткость, внимательность, сердечность по отношению к людям, по мнению А.С.Макаренко, «нужны упражнения в нравственных поступках».

        Так, студенты нашего техникума, видевшие хоть однажды глаза детей-сирот, не останутся  равнодушными  к чужим проблемам никогда. Поэтому мы считаем воспитание милосердия и гуманности не просто актуальной проблемой, а необходимым условием выживания нашего общества в эпоху деградации человеческих ценностей.

        Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в стенах нашего образовательного учреждения  осуществляется через включенность  обучающихся в различные направления деятельности: проведение классных часов по различным тематикам духовно-нравственного  воспитания обучающихся, работа в различных молодежных клубах, факультативные курсы, различные конкурсы, викторины, индивидуальная работа с каждым обучающимся и др.

        Основным направлением  духовно-нравственного воспитания обучающихся  нашего техникума является  изучение истории православия, посещение памятных мест, встречи со священниками православных храмов, сбор материалов о местных православны святых. Анализ этой работы, основанный на анонимном анкетировании обучающихся показал, что именно под влиянием этой работы многие из обучающихся начинают задумываться над понятиями «зло» и «добро», «сострадание», «милосердие», «человеколюбие», «верность принципам».

        Конечно, быть простыми участниками и слушателями дискуссий, встреч со священнослужителями, других мероприятий – это одна ступень. Иная, новая качественная ступень  - это быть самим участниками конкретных дел. Одно дело – Кичигин Р. подготовил и выступил с материалом по истории Смоленского храма на  Знаменских чтениях, другое дело – своими руками восстанавливал разрушенную святыню, помимо  Кичигина Р. многие обучающиеся кадетских групп техникума принимают активное участие  в восстановлении храма Александра Невского г.Обояни и наведении порядка   вокруг него.  Работа была нелегкая и неквалифицированная, но с каким энтузиазмом работали обучающиеся! Каждый из них осознавал, что именно он вносит пусть маленький, но практический вклад в восстановление православного храма. Так труд души и тела слился для них воедино, а воспоминания об этом останутся на всю жизнь.

        Обучающиеся нашего техникума не раз совершали экскурсии в Коренную Пустынь. Для многих это посещение означало новое восприятие жизни.

        В  техникуме работает клуб «Милосердие», который ведет большую работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Клуб «Милосердие» старается создать и реализовать максимум возможностей для всех, кто заинтересован в формировании ответственного,  здорового, гражданского общества.

        В рамках работы клуба проводятся благотворительные акции – марафон «Мир детства», «Поможем детскому дому», ежегодно проводится рождественский марафон «Спешите делать добро» с целью приобщения  обучающихся техникума к реальным проблемам обездоленных, призыва к милосердию и состраданию.  Надо сказать, что ранее такого рода мероприятия уже проводились в нашем учебном заведении не единожды.

        Уже стало традицией проведение акций благотворительности: проведение мероприятий, посвященных христианским и государственным праздникам: Рождество Христово, День защитника Отечества, Светлое Христово Воскресение, День Победы, День славянской письменности, День народного единства в доме-интернате престарелых.  Обучающиеся нашего  техникума оказывают помощь на  приусадебных участках одиноким пенсионерам г.Обояни. Мы принимаем активное участие в декаде милосердия, посвященной Дню пожилого человека.

        Человек может сделать то, что не может и не умеет ни одна живая тварь – спасти другого человека. А может просто немного помочь – накормить голодного, облегчить  страдания больного. Это – так хорошо. Попробуйте, и вы  почувствуйте,  как ваша жизнь наполняется  новым смыслом, которого так часто не хватает в нашей  суетливой, тяжелой и зачастую удручающей жизни.  

        Еще одним направлением  духовно-нравственного воспитания в нашем образовательном учреждении является проведение классных часов по различным тематикам духовно-нравственного  воспитания обучающихся.  Классные часы на тему: «Невежество – мать всех преступлений», «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон…», «И по тому, как люди  ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю», «Чтобы все в моей жизни было не зря…»  способствуют формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся. Классные часы провожу в форме беседы. Знакомимся с понятиями: нравственность, какими качествами должен  обладать нравственный человек, честь, добрая слава о человеке, о его делах.  Для каждого человека очень важно, как относятся к нему окружающие, что думают о нем, как оценивают его поступки  и всю его деятельность. И «не уронит» эту славу – высший нравственный долг человека. И оттого, что несут людям поступки человека – добро  или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Разбираем проблемные ситуации, где определяем качества личности человека: честь, достоинство.

        Свидетелем наших поступков, которые мы совершаем – является совесть, а проявляется она в добрых и злых поступках. В беседе объясняю, что совесть – категория, сохраняющая чистоту души человека, заставляющая думать, сомневаться и держать ответ перед самим собой. Обращаю внимание обучающихся на то, что все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека. Способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах выражается в духовности. Духовность – норма человеческой жизни.      Триединство человека: тело, душа, дух.

        Таким образом, на  классных часах рассматриваем основные понятия нравственности: честь, достоинство, совесть, долг, сила воли, доброта и духовность.

        Планируя работу, обращаю внимание на профессиональную, эмоциональную сторону внеклассных мероприятий и пользу для души обучающихся. Подбираю темы занятий, чтобы вызывали интерес у обучающихся к народному творчеству, к традициям русского человека, чтобы лица юношей и девушек становились светлее, а душа богаче. Провожу внеклассные мероприятия на темы: «Новый год», «Праздник светлого Рождества», «Праздник Пасха», «Масленица».  Проводимые мероприятия как никакие другие дают обучающимся ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. Классные часы на тему: «Что мы знаем о космосе», «8 февраля – день освобождения Курска», «Слава тебе, Победитель!», провожу с целью формирования положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как надежность, верность, взаимовыручка.

        Каждое внеклассное мероприятие есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Она создает у обучающихся определенный духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной  картины мира.  Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены от времени.

        Таким образом, правильно спланированная тематика и подбор материала для проведения внеклассных мероприятий и классных часов, совместная деятельность всех педагогов, а именно администрации техникума, преподавателей, мастеров п/о, воспитателей, педагога-психолога способствуют воспитанию нравственности и духовности обучающегося не только во внеурочное время, но  и в учебном процессе.

1. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.

2. Клейменов Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. – М.: Изд-во МСХА, 2002. – 272 с.

Список литературы и источников

        

1. Клейменов Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. – М.: Изд-во МСХА, 2002. – 272 с.

2. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

статья на тему духовно-нравственного воспитания детей

Роль педагога в нравственном воспитании детей...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".

Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....

Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.

Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...

Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"

В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...