Отзыв программы "Я ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ" гражданско-патриотического направления.
материал

Программа гражданско - патриотического  воспитания «Я -гражданин и патриот» среди обучающихся 1-4 классов» на 2018 - 2021 годы обусловлена тем что, становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества является одной из ключевых задач гражданско-патриотического воспитания в формировании гражданственности как интегративного качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.docx148.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

«Я- ГРАЖДАНИН И ПАТРИОТ»

СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

на 2018-2021г.г.

                     

2018 г

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Паспорт программы……………………………………………………………3-4

1 Раздел. Пояснительная записка.……………………………………………5-6

2 Раздел. Цель и задачи программы……………………..................................7

3 Раздел. Механизм реализации программы………………………………….8

3.1.Этапы реализации программы……………………………………………….8

3.2.Принципы программы……………………………………………………..8-9

3.3.Модель « Гражданина – патриота России»……………………………….10

3.4.Основные ресурсы реализации программы……………………………10-12

4 Раздел. Основные направления работы…………………………………13-17

5 Раздел. Ожидаемые результаты программы……………………………….18

6 Раздел. План мероприятий по реализации программы………………..19-23

7 Раздел. Тематическое содержание программы для учащихся …………24-29

Список литературы……………………………………………………………...30

Приложение………………………………………………………………………31

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Название Программы

Программа гражданско-патриотического  воспитания «Я - гражданин и патриот» среди обучающихся  1-4 классов на 2018 - 2021 г.г

2.Составитель  Программы и исполнители

Составитель:

Классный руководитель – Бикшева Александра Александровна

Исполнители:

обучающиеся 1-4 классов;

вожатая;

школьный библиотекарь;

родители;

инспекторы  КДН и ЗП;

представители правоохранительных  органов.

3. Сроки реализации Программы

2018-2021 г.г.

4. Основание для создания Программы

Конвенция о правах ребенка;

Декларация прав ребенка;

Конституция РФ;

Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 об утверждении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016 - 2020 годы»;

Письмо  Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных  учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России»;

Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года;

Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г. «О днях воинской славы и памятных датах России»;

Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

Письмо Минобразования Российской Федерации от 01.03.2002 N 30-51-131/16 «О Рекомендациях «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»;

Устав школы.

                                         

                                          I РАЗДЕЛ

                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Как нет человека без самолюбия,- так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д.Ушинский

   За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации (далее - граждане). В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации патриотизм понимается, как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая  высший уровень ее развития и проявляется в ее активно – деятельностной самореализации на благо Отечества. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятель-ностного участия в решении важнейших проблем современного общества.  

          Разумеется, решать эту сложную и важную задачу призваны не только педагоги, но и представители других общественных организаций, ведомств и в первую очередь представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

   Актуальность  целевой программы  гражданско - патриотического  воспитания «Я -гражданин и патриот» среди обучающихся 1-4 классов» на 2018 - 2021 годы обусловлена тем что, становление гражданской идентичности как основы развития гражданского общества является одной из ключевых задач гражданско-патриотического воспитания в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

                                                                II РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:   создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи Программы:

  • формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  • развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;
  • формировать  у  учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей  родины;
  • активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому и правовому  воспитанию;
  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность учащихся  к профессиональному и личностному  самоопределению;
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития;
  • повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества.

                                                 III.РАЗДЕЛ

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1.Этапы реализации Программы

1 этап: организационный - август-сентябрь 2018 учебный год

Цель - выявить позитивный опыт гражданско-патриотического  воспитания в классе, определить приоритетные направления его развития и разработать концепцию, подготовить условия для организации  работы.

2 этап: практический – 2018 -2021 учебный год

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому  воспитанию.

Задачи: определить содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия; развивать  волонтерское движение; расширять и укреплять связи и отношения классного коллектива с  учреждениями социума; вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; проводить мониторинг реализации программы; принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию различного уровня.    

  3 этап: аналитический – июнь-август 2021 учебный год

Цель: обобщение результатов практической реализации Программы и определение приоритетов на перспективу.

3.2.Принципы  Программы:

•        системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;

•        адресный подход;  предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

•        подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость  и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных  на национальные интересы России;

•        универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;

•        учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.

Заповеди, на основе которых строится  работа по гражданско-патриотическому  воспитанию:

Цени и оберегай свое Отечество!

Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа!

Дорожи историей своего народа!

Свято относись к символике своей страны!

Береги красоту своего края!

          3.3.Модель “Гражданина - патриота России”

        

                                   

                                                     

       

3.4.Основные  ресурсы  реализации Программы

Интеллектуальные:

  учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.

  координатор программы – заместитель  директора по воспитательной работе,  курирует работу волонтерского отряда « Мы – Россияне», работу классных руководителей, вожатой, работу руководителей кружков и секций по реализации Программы и планов гражданско-патриотического и правового направления.

Технические:

материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной Программы:

учебные кабинеты,

компьютерный класс,

библиотека,

спортивная площадка,

специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;  

компьютерное оборудование и ТСО,  мультимедийные проекторы;

Интернет;

электронная почта.

Информационно-аналитические:

•        организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;

•        организация информационных стендов, листовок, памяток;

•        создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления (школьный стенд)  в пропаганде патриотизма;

•        поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;

•        расширение информационного пространства через школьный сайт.

                                                        РАЗДЕЛ

                     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

1.Учебная деятельность

2.Внеурочная деятельность и кружковая работа

3.Внеклассная работа

4.Работа с родителями

1.Учебная деятельность

   Гражданско- патриотическое  воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.

       Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда.  Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

  Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

2.Внеурочная деятельность и кружковая работа

  В соответствии с нормативными документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пунктом 3 статьи 28 в части разработки и утверждения образовательных программ образовательной организации); в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 (далее - ФГОС НОО);

-приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

«Моё Оренбуржье»

«История моего края»

«Основы православной культуры»

    На занятиях учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.

    Программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно. Возможно использование  составительских, авторских программ. Организация  внеурочной деятельности предполагает сотрудничество ОУ с учреждениями дополнительного образования детей.

 Занятия внеурочной деятельности проводятся  учителями начальных клас-сов, учителями-предметниками.

3.Внеклассная работа

    Важное  значение  имеет правильный выбор наиболее эффективных направлений, форм  и методов гражданско-патриотической работы во вне-классной работе. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

     Внеклассная деятельность осуществляется непосредственно классными руководителями, вожатой, а также  через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной дея-тельности с использованием ИКТ.

   Классные руководители проводят  классные часы, беседы, лекции, уроки мужества, « круглые столы» с учащимися. Организуют экскурсии, походы в  музеи, игры, соревнования внутри класса, научно-исследовательские проекты, участвуют в школьных конкурсах, соревнованиях, субботниках, акциях.

  Вожатая школы проводит школьные мероприятия данного направления, готовит  учащихся к районным конкурсам  гражданско-патриотического направления.

4.Работа с родителями

   Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной  войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит  от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет  родителей,  равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, граждан-ственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей  в рамках Программы:

•        организация и проведение родительских лекториев;

•        организация деятельности Родительского комитета каждого класса;

•        проведение общешкольных и классных родительских собраний;

•        конкурс рисунков и сочинений;

•         составление родословной  « Пишем родословную своей семьи»;

•        спортивные соревнования;

•        сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной  войне;

•        встречи за круглым столом;

•        конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню за-щитников Отечества;

•        проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

•        открытые классные мероприятия, классные часы с участием родителей;

•        организация родителями поездки в музеи;

•        анкетирование, диагностика;

•        индивидуальные беседы, консультации.

Диагностика эффективности содержания деятельности

        наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

        система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

        участие в творческой работе  по проблемам патриотического воспитания;

        объективные статистические показатели:

участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных , краевых  конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию.

                                           РАЗДЕЛ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Прогнозирующий результат:

оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

        сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

        формирование позиций гражданина-патриота России;

        стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

        готовности к защите Отечества;

        гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

        историко-патриотические стенды и выставки;

        выступления и беседы на патриотическую тему;

        участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

        шефство за памятниками;

        проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

        организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих

Слетов;

  Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

РАЗДЕЛ

            ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  на  2018-2021 г.г.

           Наименование мероприятия

   Сроки

  Ответственные

1

Утверждение положения, программы, плана работы волонтерского движения « Мы-Россияне»

 Август 2018г

Зам.директора по ВР

Участие классов в акциях, субботниках, школьных мероприятиях, районных конкурсах.

По плану, ежегодно

Кл.рук.

Создание патриотического уголка.

2018-2019 г

вожатая,

Организация благотворительных акций                       « Защитники Родины». Сбор гуманитарной помощи и отправка посылки   ребятам, несущих службу в армии.

Ежегодно

Кл.рук., вожатая

Размещение в СМИ, на сайте школы отчетов о проделанной работе

Постоянно

Зам.директора по ВР

Разработка кодекса чести учащегося школы.

2018г

Кл.рук.,  вожатая

2

Утверждение  и согласование рабочих  программ внеурочной и кружковой деятельности гражданско-патриотического и правового воспитания. Реализация Программ.

Ежегодно сентябрь

Директор ОУ, зам.директора по ВР

Контроль за посещаемостью учащимися кружков гражданско-патриотического направления.

Весь уч.год

Зам.директора по ВР

3

Утверждение   и реализация перспективного плана мероприятий на год по гражданско-патриотическому  воспитанию обучающихся 1-4 классов.

Сентябрь

Зам.директора по ВР

Проведение открытых классных часов, мероприятий.

Ежегодно

Классные руководители.

4

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов, «накопительной папки» открытых мероприятий, классных часов.

Весь период

Классные руководители, зам.директора по ВР, вожатая, учителя-предметники

5

Разработка сценариев традиционных школьных праздников, размещение на сайтах.

В течение года

Вожатая

6

Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации ( районная газета, сайт школы, стенд)

Постоянно

Вожатая. Зам.директора по ВР

7

Использование символов Российской Федерации и Ростовской области  при проведении школьных мероприятий.

1.09

25.05

Зам.директора по ВР, вожатая

8

Участие в постоянно действующих районных, краевых и российских конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

2018-2021г.г

Зам.директора по ВР, вожатая, учителя

9

Линейка памяти жертв Беслана

Ежегодно 3.09

Учитель истории, вожатая

10

Участие в акции «Великая Победа»:

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; оказание помощи; изготовление сувениров, поздравительных открыток и.т.д.;

поздравление в районной газете, на сайте школы, выпуск поздравительной газеты;

Классные часы;

Конкурс рисунков, стихов о ВОВ;

Общешкольная линейка( мероприятие) , посвященная Дню Победы;

Почетный караул;

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

Участие в  уборке памятников к празднику;

Участие в праздничном концерте, посвященном Победе в ВОВ в СДК;

«Бессмертный полк»

 май

2018-2021г.г

Зам.директора по ВР, вожатая, учителя

11

Участие в районном краеведческом слете

Ежегодно по плану ОО

Руководитель кружка

12

Проведение месячника гражданско-патриотического воспитания

Февраль, по плану ОО

Зам.директора по ВР, вожатая, учителя

13

Проведение предметных недель

Ежегодно

По плану ОУ

Учителя-предметники

14

Участие в акциях по уборке памятных мест

Осенне-весенний период

Зам.директора по ВР, вожатая, учителя

15

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница»

Ежегодно весенний период

Учитель физкультуры и ОБЖ, вожатая

16

Проведение спортивных мероприятий, веселых стартов в период осенних и весенних каникул.

По плану ежегодно

Зам.директора по ВР

17

Участие обучающихся  и педагогов в проектной деятельности

Ежегодно

Учителя

18

Проведение общешкольных мероприятий посвященных:

 Дню Знаний,

Дню солидарности в борьбе с терроризмом;

Дню народного единства;

Всемирному дню ребенка;

Дню прав человека;

Дню Конституции РФ;

Освобождения ст.Егорлыкской от немецких захватчиков;

Дню защитника Отечества

Дню России и.т.д.

Дню пограничника

Ежегодно

1.09

3.09

4.11

20.11

10.12

12.12

Февраль

23.02

12.06

28.05

Зам.директора по ВР, вожатая, учителя

19

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов.

Ежегодно

 май

Учитель ОБЖ, классные руководители,

20

Организация выездов в музеи, экскурсии

Ежегодно

Руководитель

21

Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий, акций, субботников  

Постоянно

Зам.директора по ВР, классные руководители

22

Проведение классных часов по программе.

1 раз в месяц

Классные руководители

23

Проведение учебно- тренировочных эвакуаций. Занятий по ГО, ЧС

Ежегодно 1 раз в четверть

Учитель ОБЖ

24

Создание символики школы ( герб, гимн, флаг)

2019-2020г.г.

Зам.директора по ВР, вожатая

25

Диагностика эффективности содержания деятельности.

2021 г

Зам.директора по ВР

26

Подведение итогов реализации  программы « Я гражданин и патриот» на педагогическом  совете. Итоговый отчет.

2021г

Зам.директора по ВР

                                             РАЗДЕЛ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.

На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1 классный час.

1 класс

Раздел: Отношения ребенка с миром.

1.Моя малая Родина.

2.Моя родословная.

3.Страна, в которой мы живем.

4.Кого называют гражданином.

5.Помощь окружающим людям.

6.Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.

7.Оказание услуг постороннему.

8.Помощь мальчика девочке, товарищам.

9.Помощь родителю, учителю, воспитателю

2 класс

Раздел: Настоящий гражданин – культурный человек.

1.Кого называют культурным человеком?

2.Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка «его» вещи.

3.Культура режима и распорядка дня.

4.Культура поведения в общественных местах.

5.Культурный человек – законопослушный человек.

6.Гордимся славою героев.

7.Понятие гражданин. Я-гражданин России.

8.Культурный человек  бережет и охраняет богатства России.

9.Помним, гордимся.

3 класс

Раздел: Будь приятен окружающим людям.

1.Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?

2.Уважение к собеседнику.

3.Уважение к человеку во время трапезы.

4.Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу, нянечкам, родителям, педагогам.

5.Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.

6.Правда и ложь. Хорошо ли обманывать друг друга и взрослых?

7.Дисциплина и порядок.

8.Что, значит, относится к людям по - братски.

9.» Салют Победы…»

                                                       4 класс

Раздел: Человек, государство, общество.

1. Мой дом-Россия.

2. Как называется главный Закон государства?

3.Символы России: гимн, герб, флаг.

4.Президент – глава государства. Игра: я хочу стать президент.

5.Что такое «общество». Обязанности перед обществом. Зачем они нужны?

6 . Есть такая профессия – Родину защищать.

7.Природные богатства России.

8. Уход за памятниками – добрая память о людях.

9.«Поклонимся великим тем годам…»        

                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.  

2.Воспитать патриота: программы. Мероприятия, игры/ Е.А.Воронова.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3.Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

4.Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

5.Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год

6.Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

7.Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю « Природа и история родного края»: Книга для чтения в начальной школе. 3 – е изд., доп.- Ростов н/Д.: « Издательство БАРОПРЕСС», 2009г.

8.Жуков И. М « Военно-патриотическое воспитание старшеклассников».        

9.Можейко И.В «Государственная символика России» Москва, 2003.

10.Закон РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012г.-Ростов н/д: Легион, 2013.

11.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».

12.Письмо  Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России».

13.Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года.

14.Устав школы.

15.Ресурсы интернета:Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое  воспитание  /@. r

Приложение № 1

к программе « Я гражданин и патриот»

среди обучающихся 1-4 классов

Список рекомендуемых нормативно-правовых документов по военно-патриотическому направлению Российского движения школьников

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

2.        Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

3.        Федеральный закон №32-ФЗ от 03 марта 1995г. «О днях воинской славы и памятных датах России».

4.        Федеральный Закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

5.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».

6.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».

7.        Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации».

8.        Федеральный Закон от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы».

9.        Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

10.        Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

11.        Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.2012 N 761.

12.        Указ Президента Российской Федерации от 20 августа 1994 № 1714  «О Дне Государственного флага Российской Федерации».

13.        Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

14.        Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 2000 № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа».

15.        Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

16.        Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1493 об утверждении Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. на 2016 - 2020 годы».

17.        Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».

18.        Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи».

19.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

20.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р «О Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».

21.        Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

22.        Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации».

Приложение № 2

к программе « Я- гражданин и патриот»

среди обучающихся 1-14 классов

Календарь официальных российских праздников

с 1 по 5 января (нерабочие дни) - Новогодние каникулы

7 января (нерабочий день) - Рождество Христово

12 января - День работника прокуратуры Российской Федерации

13 января - День российской печати

21 января - День инженерных войск

25 января - День российского студенчества

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады города Ленинграда (1944)

2 февраля - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943)

8 февраля - День российской науки

23 февраля (нерабочий день) - День защитников Отечества. День воинской славы России. День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918).

8 марта (нерабочий день) - Международный женский день

Третье воскресенье марта - День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства

27 марта - День внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

2 апреля - День единения народов

Первое воскресенье апреля - День геолога

12 апреля - День космонавтики

Второе воскресенье апреля - День войск противовоздушной обороны страны

18 апреля - День воинской славы России. День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242)

26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

30 апреля - День пожарной охраны

1 мая (нерабочий день) - Праздник Весны и Труда

7 мая - День радио, праздник работников всех отраслей связи

9 мая (нерабочий день) - День воинской славы России. День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945)

Последнее воскресенье мая - День химика

24 мая - День славянской письменности и культуры

27 мая - Общероссийский День библиотек

28 мая - День пограничника

6 июня - Пушкинский день России

12 июня (нерабочий день) - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации

Второе воскресенье июня - День работников легкой промышленности

Третье воскресенье июня - День медицинского работника

Последняя суббота июня - День изобретателя и рационализатора

22 июня - День памяти и скорби (День начала Великой Отечественной войны 1941-1945)

27 июня - День молодежи

Первое воскресенье июля - День работников морского и речного флота

10 июля - День воинской славы России. День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709)

Второе воскресенье июля - День рыбака День российской почты

Третье воскресенье июля - День металлурга

Последнее воскресенье июля - День Военно-Морского Флота

Первое воскресенье августа - День железнодорожника

6 августа - День Железнодорожных войск Российской Федерации

9 августа - День воинской славы России. День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714)

12 августа - День Военно-воздушных сил (праздничные мероприятия, посвященные Дню Военно-воздушных сил, проводятся в День Воздушного Флота России)

Вторая суббота августа - День физкультурника

Второе воскресенье августа - День строителя

Третье воскресенье августа - День Воздушного Флота России

22 августа - День Государственного флага Российской Федерации

23 августа - День воинской славы России. День разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Курской битве (1943)

Последнее воскресенье августа - День шахтера

27 августа - День кино

1 сентября - День знаний

3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом

Первое воскресенье сентября - День работников нефтяной и газовой промышленности

8 сентября - День воинской славы России. День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812)

11 сентября - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790)

Второе воскресенье сентября - День танкистов

21 сентября - День воинской славы России. День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380)

Третье воскресенье сентября - День работников леса

Последнее воскресенье сентября - День машиностроителя

1 октября - День пожилых людей

4 октября - День Военно-космических сил

5 октября - День учителя

25 октября - День таможенника Российской Федерации

Второе воскресенье октября - День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Последнее воскресенье октября - День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

30 октября - День памяти жертв политических репрессий

4 ноября (нерабочий день) - День национального единства

7 ноября - День Октябрьской революции 1917 года.

10 ноября - День милиции

Третье воскресенье ноября - День Ракетных войск и артиллерии

Последнее воскресенье ноября - День матери

1 декабря - День воинской славы России. День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853)

5 декабря - День воинской славы России. День начала контрнаступления советских войск против немецко - фашистских войск в битве под Москвой (1941)

12 декабря - День Конституции Российской Федерации

17 декабря - День Ракетных войск стратегического назначения

20 декабря - День работника органов безопасности Российской Федерации

Третье воскресенье декабря - День энергетика

24 декабря - День воинской славы России. День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790)

27 декабря - День спасателя

Календарь Международных и Всемирных праздников

1 января       - Новый год

1 января       -  Всемирный день мира (День всемирных молитв о мире)

11 января   - Всемирный день «спасибо»

21 января   - Международный день объятий

26 января   -  Международный день таможенника

27 января   - День памяти жертв Холокоста

2  февраля    -  Всемирный день водно-болотных угодий

 4  февраля   - Всемирный день борьбы против рака         

6 февраля   -  Международный день бармена (День святого Аманда)        

9  февраля   - Международный день стоматолога

 11  февраля - Всемирный день больного

13 февраля - Всемирный день радио

14 февраля - День Святого Валентина (День всех влюбленных)        

17 февраля - День спонтанного проявления доброты        

19  февраля - Всемирный день китов         

 20  февраля - Всемирный день социальной справедливости         

21  февраля - Международный день родного языка        

22  февраля - Международный день поддержки жертв преступлений         

 1 марта        - Всемирный день гражданской обороны         

1 марта       - Всемирный день кошек         

 1 марта       - Всемирный день сна        

3 марта       - Всемирный день писателя        

 6 марта       - Международный день зубного врача        

8  марта       - Международный женский день        

9 марта       - Международный день ди-джея (World DJ Day)

14 марта      - Международный день числа «Пи»        

14 марта      - Международный день борьбы против плотин        

15  марта      - Всемирный день защиты прав потребителей        

20  марта     - Всемирный день астрологии        

20  марта     - Международный день счастья        

21 марта     - Международный день Навруз        

21 марта     - Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации        

21 марта     - Международный день человека с синдромом Дауна        

 21  марта     - Всемирный день поэзии        

 21  марта     - Международный день театра кукол        

22 марта     - Всемирный день водных ресурсов        

22 марта     - Международный день Балтийского моря        

23 марта     - Всемирный день метеорологии        

24 марта     - Всемирный день борьбы с туберкулезом        

27 марта     - Всемирный день театра        

1 апреля     -Международный день смеха (День дурака)        

1 апреля     - Международный день птиц         

2  апреля  - Международный день детской книги        

2  апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма        

4  апреля - Международный день Интернета

6 апреля -  Всемирный день мультфильмов

 7 апреля -Всемирный день здоровья

 7 апреля  -Международный день памяти о геноциде в Руанде

 8 апреля  - Международный день цыган

10 апреля   -Международный день движения сопротивления

11 апреля   -  Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона

11 апреля   - Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

12 апреля   - Международный день полёта человека в космос (ООН)

12 апреля   - Всемирный день авиации и космонавтики (FAI)

13 апреля   - Всемирный День рок-н-ролла

15 апреля   -  Международный день культуры

17 апреля   -  Всемирный день гемофилии

18 апреля   - Международный день памятников и исторических мест (ЮНЕСКО)

18 апреля   - Всемирный день радиолюбителя

 22 апреля   - Международный день Земли

22 апреля   - Международный день секретаря

23 апреля   - Всемирный день книг и авторского права  (ЮНЕСКО)

 23 апреля   - Международный день английского языка

24 апреля   - Международный день солидарности молодежи

25 апреля   - Всемирный день борьбы против малярии (ООН)

 25 апреля   - Международный день интеллектуальной собственности

 26 апреля   - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах

28 апреля   - Всемирный день охраны труда

 29 апреля   - Международный день танца

3 мая   - Всемирный день свободы печати

3 мая   - День Солнца

5 мая  - Международный день борьбы за права инвалидов

8 мая  - Дни памяти и примирения, посвященные памяти жертв второй мировой войны

8 мая - Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца

12 мая   - Всемирный день медицинских сестер

15 мая  - Международный день семьи

15 мая  - Международный день отказника от военной службы по убеждениям совести        

16 мая - Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа

17 мая - Международный день борьбы с гомофобией

17 мая - Всемирный день электросвязи и информационного общества

18 мая - Международный день музеев

20 мая - Всемирный день метролога

21 мая  - Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития        

22 мая  - Международный день биологического разнообразия

24 мая - Европейский День Парков        

25 мая - День освобождения Африки        

25 мая  - День полотенца        

29 мая  -  Международный день миротворцев ООН

31 мая  - Всемирный день без табака

31 мая - Всемирный день блондинок

1 июня - Международный день защиты детей

4 июня - Международный день невинных детей – жертв агрессии

 5  июня - День охраны окружающей среды

6 июня  - День русского языка (ООН)

8 июня  - Всемирный день океанов

9 июня - Международный день аккредитации

14 июня - Всемирный день донора крови

17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

20 июня - Всемирный день беженцев

21 июня - Международный день скейтбординга

22 июня - День памяти и скорби

23 июня - День государственной службы (ООН)

23 июня - Международный Олимпийский день

25 июня - День дружбы, единения славян        

26  июня - Международный день борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота

26 июня      - Международный день в поддержку жертв пыток

27 июня      - Всемирный день рыболовства

Последнее воскресенье июня - День молодежи        

2 июля  - Международный день спортивного журналиста        

6 июля - Всемирный день поцелуя        

11 июля - Всемирный день народонаселени        я

11 июля  - Всемирный день шоколада        

20 июля  - Международный день шахмат        

 Первая суббота июля - День кооперации        

 Последняя пятница июля - День системного администратора

6 августа     -  Международный день «Врачи мира за мир»

9 августа     - Международный день коренных народов мира

12 августа   - Международный день молодежи

13 августа   - Всемирный день левшей

15 августа   - День археолога

23 августа   - Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации        

1  сентября  - День знаний        

8 сентября  - Международный день солидарности журналистов        

9 сентября  - Международный день красоты        

10 сентября - Всемирный день предотвращения самоубийств        

13 сентября - День памяти жертв фашизма        

13 сентября - День программиста

15  сентября - День библиотек        

16 сентября -  Международный день охраны озонового слоя        

22 сентября -  Всемирный день без автомобиля        

26 сентября - Всемирный День контрацепции        

26 сентября - Европейский день языков        

27 сентября - Международный день глухонемых        

27 сентября - Всемирный день туризма

28 сентября - Всемирный день моря

        

30 сентября - Международный день переводчика        

Третий вторник сентября - День мира

1 октября   - Международный день пожилых людей

1 октября   - Международный день музыки

2 октября   - Международный день ненасилия

4 октября   - Всемирная неделя космоса

4 октября   - Всемирный день защиты животных

5 октября   - Всемирный день учителя

6 октября   - Всемирный день охраны мест обитаний

9 октября   - Всемирный день почты

10 октября - Всемирный день психического здоровья

14 октября - Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий

14 октября - День стандартизации

15 октября - Всемирный день сельских женщин

16 октября - Всемирный день продовольствия

16 октября - Всемирный день анестезиолога

16 октября - День Шефа (День Босса)

17 октября - Международный день борьбы за ликвидацию нищеты

20 октября - Международный день авиадиспетчера

24 октября - Международный день Организации Объединенных Наций

24 октября - Неделя разоружения

24 октября - Всемирный день информации о развитии

31 октября - Хэллоуин — ночь накануне «Дня всех святых»

31 октября - Международный день экономии

31 октября - Международный день Черного моря

Первый понедельник октября - Всемирный День архитектора

Первый понедельник октября - Всемирный день Хабитат

Первая пятница октября - Международный день улыбки

Вторая пятница октября - Всемирный день яйца

1 ноября    - Международный день вегана

6 ноября    - Международный день предотвращения эксплуатации окружающей среды во время войны и вооруженных конфликтов

8 ноября    - Международный день КВН

9 ноября    - Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма

10 ноября  - Всемирный день науки за мир и развитие

10 ноября  - Всемирный день молодежи

13 ноября  - Международный день слепых

14 ноября  - Всемирный день борьбы против диабета

16 ноября  - Международный день, посвященный терпимости

16 ноября  - Международный день борьбы с анорексией

17 ноября  - Международный день студентов

19 ноября  - Международный мужской день.

19 ноября  - Всемирный день туалета

20 ноября  - День индустриализации Африки

20 ноября  - Всемирный день ребенка

21 ноября  - Всемирный день приветствий

21 ноября  - Всемирный день телевидения

25 ноября  - Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин

26 ноября  - Всемирный день информации

29 ноября  - Международный день солидарности с палестинским народом

30 ноября  - Международный день защиты информации

Первая суббота ноября - Всемирный день мужчин

Второй четверг ноября - Всемирный день качества

 Второй четверг ноября - Всемирный день юзабилити

Третий четверг ноября - Всемирный день философии

 Третье воскресенье ноября - Всемирный день памяти жертв дорожных аварий

1 декабря   - Всемирный день борьбы со СПИДом

2 декабря   - Международный день борьбы за отмену рабства

3 декабря   - Международный день инвалидов

5 декабря   - Международный день добровольцев во имя экономического и социального развития (Всемирный день волонтеров)

7 декабря   - Международный день гражданской авиации

9 декабря   - Международный день борьбы с коррупцией

10 декабря - День прав человека

10 декабря - Всемирный день футбола

11 декабря - Международный День Гор

18 декабря - Международный день мигранта

19 декабря - Международный день помощи бедным

19 декабря - День сотрудничества Юг-Юг Организации Объединенных Наций

20 декабря - Международный день солидарности людей

28 декабря - Международный день кино


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Реализация основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России

Презентация для педсовета об основных напрвлениях духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в соответствие с нормативно-правовыми документами и путях их реализации...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Учебно-методическое пособие "Что для меня война" (направление работы "я- гражданин России")

В данный момент наша страна находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования. Отсутствие ...

Тематическое планирование занятий внеурочной деятельностью по духовно - нравственному направлению «Я – гражданин России» для обучающихся 5-6 класса

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Я – гражданин России» рассчитана на развитие  гражданского, патриотического сознания и поведения учащихся...

Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности по обществознанию для 8 - 9 классов "Азбука гражданина"

Программа включает в себя все разделы по обществознанию, которые встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. Материал будет полезен для учителей, работающих в старших классах....