Формирование привычек здорового образа жизни на уроках физической культуры
статья

Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование привычек ЗОЖ на уроках физической культуры.

Культура здорового образа жизни (ЗОЖ) человека есть один из результатов социализации личности в общественной среде. Чем выше приоритет здоровья в обществе, тем выше культура здорового образа жизни каждого его члена. Из данного вывода вытекают, по крайней мере, два краеугольных положения: 1) если создать мощную здоровьесберегающую среду, то культура здорового образа жизни каждого ее представителя значительно повысится и 2) для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.

Культура ЗОЖ включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура ЗОЖ определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединить и отношение личности к себе.

Культура (в том числе и культура здоровья человека) реализуется через инновации. Главными характеристиками инновации являются новизна и эффективность. В нашем случае предполагаются лучшие результаты в физическом, психическом, соматическом, нравственном здоровье младшего школьника. Результативность может выразиться в создании программ по здоровому образу жизни, реализации здоровьесберегающих технологий и т.д.

Система работы по данной проблеме осуществляется на основе личностноориентированного подхода. Гуманистическая направленность и индивидуализация действий по формированию культуры здоровья невозможны без личного участия школьников, без их умений совершать логические операции, без самостоятельного получения ими новых знаний. Важно, чтобы учащиеся умели творчески перерабатывать полученную информацию и создавать новые продукты.

Валеологический подход к формированию культуры ЗОЖ включает в себя медицинское, психологическое, нравственное, физиологическое содержание. Опираясь на комплекс данных наук, строится педагогический процесс (целенаправленное применение содержания, форм, методов обучения и воспитания), формирующий культуру здорового образа жизни.

К первой группе «Отношение личности к себе» можно отнести такие программы как «Культура умственного труда младшего школьника» и «Достижение успеха в жизни». В них подробно рассматриваются проблемы самосознания, в частности, рефлексия, самопознание, самоуважение и т.д. В данные программы включено содержание таких факторов здоровья как организация и соблюдение режимов дня, питания.

Данная классификация программ обусловлена структурой культуры ЗОЖ и здоровьесберегающим содержанием отдельных дисциплин. Охарактеризуем каждую программу.

Программа «Физическая культура» предназначена для решения задач физического здоровья младших школьников на уроках физической культуры и на внеклассных мероприятиях. Формирование опыта бережного отношения к физическому здоровью у младших школьников предполагает обучение навыкам выполнения комплексов физических упражнений, утренней зарядки, мотивации физразвития. Программа позволяет подходить к решению проблемы системно. Для этого предлагается эффективно использовать школьные и социальные ресурсы, проводить необходимую диагностику для выявления положительных тенденций или отклонений в физическом развитии учащихся.

На формирование культуры поведения, развития речи, духовности, искоренение вредных привычек направлена программа «Нравственное здоровье». Представленная в программе система мероприятий развивает у школьников опыт нравственного поведения. Она поддерживает неразрывную связь между знаниями социальных ценностей, общественных правил с одной стороны и поведением учащихся – с другой. Не случайно в проблеме нравственного здоровья ставятся такие задачи как развитие у детей духовной культуры с помощью мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств; обучение противостоянию негативным влияниям природной и социальной сред; организации учебной и внеучебной деятельности школьников в соответствии с законами здорового образа жизни. Подчеркнем, что нравственное здоровье школьников, в соответствии с программой, формируется в единстве с общим здоровьем. Нормы поведения прививаются на основе примеров нравственного образа жизни выдающихся деятелей, знакомых людей, друзей. Нравственное здоровье младших школьников в единстве формируют учреждения образования, культуры и спорта.

Из программы следует, что важнейшей задачей школы является формирование у учащихся необходимых знаний, умений и мотивов, связанных с сохранением и развитием индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье учащихся обеспечивается двигательной активностью, плодотворным трудом, рациональным режимом труда и отдыха, искоренением вредных привычек, личной гигиеной, закаливанием, рациональным питанием, физическими упражнениями, фитотерапией, аромотерапией и т.д.

На выработку навыков здорового образа жизни направлена программа «Полезные привычки». В основу данной программы легли идеи: 1) нивелирования влияний на здоровье учащихся вредных факторов и усиления влияния положительных факторов; 2) многократного повторения в действиях учащихся упражнений, положительно влияющих на здоровье; 3) использования в педагогической работе по формированию полезных привычек активных методов обучения; 4) создание у младших школьников положительного психофизического настроя в процессе приобщения их к ЗОЖ.

Данная программа обеспечивает: 1) улучшение психического здоровья детей; 2) нормативное обоснование психического здоровьесбережения; 3) смену мировоззренческих позиций школьников на свое здоровье на основе психотехнологий (дискуссий, тренингов, игр).

В программе уделено существенное внимание опытно-экспериментальной работе. Отметим, что в целом педагогические и медицинские проблемы должны решаться с непрерывной диагностикой и коррекцией деятельности.

Содержание проводимых мероприятий воплощается через такие организационные формы как учения, игры, тренинги. Программа во многом основывается на программе учебной дисциплины «основы безопасности жизни», но акценты в ней делаются на внеклассную деятельность . Результатом целенаправленной работы по программе должны стать навыки осторожного, разумного, адекватного поведения, которые позволят максимально для конкретных условий обеспечить нормальное состояние организма учащихся.

Таким образом, программы обеспечивают широкомасштабную здоровьесберегающую культуру групп учащихся, классных коллективов и параллелей классов начальной школы. В них предусмотрены механизмы перехода внешней культуры здорового образа жизни во внутреннюю культуру личности младшего школьника, прежде всего через построение маршрута развития личности, формирование самосознания младшего школьника. Программы обеспечивают связь между физической, нравственной, психической составляющими культуры и соответствующими видами здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

«Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

      Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее ну...