Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»
материал

Иванова Марина Анатольевна

Методическая разработка

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_3.docx57.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 г. Ярцева Смоленской области

Методическая разработка

«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

Разработала:

учитель-логопед

Иванова Марина Анатольевна

2019 год

Пояснительная записка

        Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

    Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности  и поведении ребенка.

Взаимодействие с родителями

        Работа с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности педагога. Такую работу я провожу с начала учебного года.

После обследования детей индивидуально беседую с родителями, объясняю необходимость участия родителей в формировании мотивационного отношения ребенка к выполнению индивидуальных заданий.

        На родительских собраниях провожу презентации, обучающий семинар-практикум (показываю артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику).

В своей работе с родителями также использую наглядные консультации и папки-передвижки.

        Мною  создаются условия для привлечения родителей к участию в спортивных праздниках, викторинах, театрализованных представлениях, вечерах досуга. Такие мероприятия сближают родителей с детьми, и, конечно же, способствуют более эффективному коррекционному процессу.

Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи.

        

        В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика,   пальчиковая гимнастика, глазоперопия, психогимнастика, физминутки, точечный массаж, самомассаж и т.д.

    Я применяю следующую схему построения занятий:

  • в организационный момент я включаю релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
  • в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
  • в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико – грамматического строя речи;
  • физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей;

        Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу я включаю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи.

Представляю вам ряд здоровьесберегающих технологий, используемых мною на занятиях по развитию речи.

Дыхательные упражнения в игровой форме

     Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

     Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох носом 1 – 3, пауза – 1, выдох ртом 1 – 6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щеки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3 – 4 раза. Каждому упражнению соответствует картинка с движущейся частью. На картинке представлен несложный сюжет, доступный для понимания ребенка. Кроме основной задачи (формирование длительного выдоха), иллюстрации можно использовать для развития ситуативной речи, уточнения грамматических категорий. Каждая иллюстрация дополняется коротким стихотворением, раскрывающим сюжет. Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии. [прил.1]

Артикуляционная гимнастика

    Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала знакомим детей с основными положениями губ и языка с помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторять с ними все упражнения не менее 5-6 раз.

- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

    Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.

Приведу пример одной из  сказочной истории из жизни Язычка.

Сказка о веселом язычке.

    Жил – был Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот.  Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (вынуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык « лопаточкой» на нижней губе). Подул легкий ветерок , Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучи и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д». Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим язык снизу вверх, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево и слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора мне спать», - подумал Язычок.[прил.2]

ПСИХОГИМНАСТИКА.

Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации.

      Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития.

Не менее важно использовать психогимнастику  с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

     Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Развитие возможностей мелкой моторики

    Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребенка. Владея своими руками, ребенок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное – развитая моторика рук способствует развитию речи. При планировании работы над развитием руки я придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические упражнения, игры с прищепками. Подробнее остановлюсь на тех приемах работы, которые я использую наиболее часто.

Пальчиковые игры и упражнения

    Пальчиковые игры и упражнения, систематически используемые на занятиях, оказывают стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что благоприятно отражается на развитии речи детей. Они способствуют ориентировке в пространстве, развитию координации движений и даже постановке звуков. Кроме того, они вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

    В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях:

  • Во – первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи.
  • Во – вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Если ребенок совсем маленький - он учится распознавать звукосочетания, отдельные слова, а также ритм речи и мелодику языка.

    В своей работе я использую следующие пальчиковые игры.

            

«Дружные пальчики»

  • Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

  • С этим пальцем в лес ходил.
  • С этим пальцем щи варил.
  • С этим пальцем кашу ел.
  • С этим пальцем песни пел.

(на каждую строчку загибается один пальчик)

«Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котёнок, и слоненок.

(поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

«Осенние листья»

Раз, два, три,

Четыре, пять,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

(загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)


«Грибы»

Топ – топ – пять шагов,

(дети «шагают» пальчиками по столу)

В лесочке пять грибов.

Мухомор красный –

Гриб опасный.

(сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

    Пальчиковая гимнастика  усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания.

Игры с прищепками на занятиях по развитию речи

    В работе с детьми по развитию и обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы – заместители, как прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях по развитию речи, а т.ж.  в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая мне развивать у детей не только мелкую моторику рук, но и развивать сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, а главное речь и воображение. [прил.3]

    Приведу некоторые упражнения с использованием прищепок. В данных упражнениях действия с прищепками озвучиваются веселыми текстами, стихами, игровыми приемами.

«Черепашка»

    Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу приговаривания текста, на последней строке прищепка «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора – черепашка!

Панцирь – вот ее рубашка.

Поплывет – и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнёт она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора,

Цап – и схватит комара.

Но еды ей не хватило:

Цап! За пальчик мой схватила.

    Так же «прищепки» можно использовать для автоматизации произношения звуков в стихотворных текстах – диалогах. Подобные упражнения целесообразно использовать на этапе введения поставленного звука в речь ребенка, поскольку данный вид деятельности  не только вносит разнообразие в занятие, но и действенно автоматизирует навык употребления звука. Приведу пример:

Звук [л]   

Считалка

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес зеленый!

-Что там делал?

-Лыко драл!

-Куда клал?

-Под колоду!

-Кто украл?

-Родион!

-Выйди вон!

Су-джок  терапия в коррекционно – речевой практике

    В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировала метод использования су–джок терапии.

    Использование су–джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико – грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико – грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность  занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

    Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок колец:

  1. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.
  2.  Ребенок зажимает массажные кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.
  3. Дети работают по инструкции взрослого. Надень колечко на мизинец правой руки и т.д. Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец. Дети называют, на какую руку и какой палец надето колечко.

    Применение таких альтернативных приемов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду. [прил.4]

Заключение

Таким образом,  здоровьесберегающие технологии используемые в работе с детьми  позволяют своевременно скорректировать имеющиеся нарушения  речи у ребенка и в дальнейшем  окажет существенное влияние на качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществляется на основе междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать логопедические и психологические вопросы развития речи детей.  Данный проект помог детям преодолеть имеющие нарушения речи,  чтобы они  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.    

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.  


Литература

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004.

  1. ВолошинаЛ. Организация здоровьесберегающего пространства //Дошкольное воспитание. – 2004.

  1. Здоровый ребенок в здоровом социуме. - Научно практический сборник инновационного опыта. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1999.-320 с.

  1. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей.  С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.- 2008.
  2. Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989, с.27, 102, 120

  1. Развитие речи. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет: Дарья Денисова – Москва, Мозаика-Синтез, 2009г.-2с.

  1. Речевая гимнастика для дошкольников: Н.В.Новоторцева – Санкт-Петербург, Академия Развития, 2012г.-96с.

  1. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников: О.А.Новиковская – Санкт-Петербург, АСТ, Сова, ВКТ, 2010г.-64.

  1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детсада с ОНР 4-7 лет: Нищева Н.В. –Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2015.

  1. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания: Бурлакина О.В. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2012.-80с.

  1.  Веселая дыхательная гимнастика: Нищева Н.В. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 32с.,цв.ил.

  1.  Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа: Воронина Л.П. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО   «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. -80с.

  1.  Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду: -  Овчинникова Т.С. – СПб. : КАРО. 2006. – 64с.: ил.

  1.  Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: – Куликовская Т.А. – М.: «Издательство Гном и Д», 2006 – 64с.

Приложение 1

Дыхательная гимнастика

Жуки

Дети сидят на стульях, воспитатель произносит: «Ж-ж-ж, - сказал крылатый жук, - посиж-ж-ж-у».

Дети обнимают себя за плечи, произносят: «Поднимусь, полечу; громко, громко зажуж-ж-ж-ж-у».

Дети разводят руки в стороны и перемещаются по залу с произнесением звуков «ж-ж-ж-ж-ж» (2 – 3 мин)

Пузырь

Дети встают в круг, взявшись за руки, и произносят вместе с воспитателем:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся тугой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Произнося слова, дети постепенно расширяют круг. После слов: «пузырь лопнул», дети опускают руки и произносят «пух»; после чего «надувается» новый пузырь.

Насос

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки  скользят вдоль туловища, при этом произносить «с-с-с-с». (6 – 8 наклонов в каждую сторону)

Упражнение для верхних дыхательных путей

Веселое лесное путешествие

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - 
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Вот веселая пчела детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья
поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают,
стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат
и деятельность головного мозга)

Приложение 2

Комплекс артикуляторной сказки.
ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,   настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и   большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких    круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный  ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

 Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка. Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево,   вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике  вперед - назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

 Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

 Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила  в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от    расстройства. Прискакала лягушка- подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой   домик жить!»

Широко открыть рот

 Обрадовалась мышка, улыбнулась  и  побежала за лягушкой.

Улыбка

Приложение 3

Самомассаж прищепками для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики

 (Прищепка лежит на левой руке)

Мы весёлые прищепки,

Коль поймаем держим крепко!

(Прищепка лежит на левой руке,

прокатывание прищепок между ладонями).

1, 2, 3, 4, 5!

Прищепки будем мы катать!

 

(Ловим прищепкой большой палец левой руки)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим  прищепкой указательный палец левой руки)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой средний пальчик левой руки)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой безымянный палец левой руки)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, прокатывание прищепок между ладонями и затем аналогично

 выполняются упражнения на правой руке).

Мы прищепочки снимаем

На край парты убираем.

Будем пальчики считать               

1, 2, 3, 4, 5!

1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас cоединяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!

Приложение 4

Самомассаж  колючим шариком «Су-джок» для активизации  речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Этот шарик непростой,         -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой
.        - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          -(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           -(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём.

(Дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на стол, а в это время шарик «исчезает» и появляются пружинки или прищепки, грецкий орех и тд.,  главное, чтобы в конце занятия обязательно появился сюрприз: наклейка, конфета, мелкая игрушка…(зависит от фантазии и возможностей взрослых).

Самомассаж пружинками для развития мелкой моторики пальцев рук и активизации речи.                                                                             

(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)         

Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинки будем катать!

(Одеваем пружинку на большой палец левой руки,

 выполняем движения в соответствии с текстом)

Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 (Выполняем движения в соответствии с текстом)

Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

 Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!

(аналогично на второй руке)

 Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5!      1, 2, 3, 4, 5!

Пальцы мы соединяем

А сейчас мы проверяем  на двух ручках посчитаем!

 1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях в младшей группе театральной студии."

Поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников, то именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают новые знания, но и творчески самореализуются. Но актерское...

Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.

Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми  младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так...

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и внеурочных занятиях по географии»

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках и внеурочных занятиях по географии» Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровь...

Методическая разработка "Применение игровых технологий на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста"

Методическая разработка показывает какие игровые технологии могут быть применены на занятиях хореографией с детьми младшего школьного возраста....

Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке»

В методической разработке рассматриваются здоровьесберегающие технологии и их применении на уроке....