Главные вкладки

    Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.
    статья на тему

    Хайбуллина Альбина Асафовна

    здоровьесберегающие технологии в ГПД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shmo_vospitateley.doc79.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе - основа развития высокообразованной, гармонично развитой и социально ориентированной личности, гражданина и патриота.

     Виды технологий:

    1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

    2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

    3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).  Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

    4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

     Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –  курса   «Безопасность   жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

    5. 3доровьесберегающие  образовательные  технологии  (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

    -        организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие        структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,   способствующих  предотвращению состояния   переутомления,  гиподинамии   и других дезаптационных состояний;

    • психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение  всех элементов образовательного процесса;
    • учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье  и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

    Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

    -        социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
    (САЛРТ)  
    включают   технологии,  обеспечивающие   формирование  и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

    - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.     

    4 апреля 2003г. Приказом Министерства  здравоохранения РФ была утверждена Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений", в которой содержатся основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:

    1) комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

    2)  непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

    3)  максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

    4)  интеграция оздоровительных технологий в образовательный  и воспитательный процесс;

    5) преимущественное применение не медикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

    6) использование простых и доступных технологий;

    7) реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.

    Здоровье, здоровый образ жизни – основные понятия здоровье сбережения.

    Прежде всего уточним, что входит в само понятие «здоровье». Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Такое определение имеет явные преимущества перед бытующим мнением, что здоровье – это отсутствие болезни. Педагоги предпочитают придерживаться определения, приведенного в Уставе ВОЗ, которое является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал. Руководствуясь определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально – психологический и духовно – нравственный аспект, рассматривается «здоровый образ жизни» как целостная система, включающая формы и способы жизнедеятельности, поведения человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, способствуют сохранению и укреплению его здоровья для обеспечения полного физического, духовного и социального благополучия.

    Основными элементами здорового образа жизни являются: 

    1) отсутствие вредных привычек;

    2) высокая культура общения и поведения;

    3) рациональное питание;

    4) соблюдение режима труда и отдыха;

    5) оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом;

    6) санитарно – гигиеническая культура.

    Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.

    Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование ивоспитание – к здоровому образу жизни». Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

    Основными задачами здоровьесбережения являются: 1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья; 2) создание в общеобразовательной школе здоровье сберегающей среды; 3) информационное обеспечение процесса здоровье сбережения; 4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий.

    Основные направления работы по укреплению здоровья учащихся в практике общеобразовательной школы:

    Первое направление – концептуальное обеспечение здоровьесбережения. В общеобразовательных школах разрабатываются различные концепции здоровьесберегающего обучения и воспитания. Суть концепции состоит в том, что без особых экономических затрат можно наполнить здоровье- сбережением учебно – воспитательное пространство, осуществлять оздоровление детей посредством педагогических средств и методов работы. Основным направлением разработанной концепции являются различные виды деятельности, которые обладают психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом (музыка, танцы, аэробика, спорт и др.)

    Второе направление в практике школ – программное обеспечение здоровьесбережения учащихся. Реализуются программы по здоровьесбережению обучаемых, основная цель которых – обучение здоровью как учащихся, так и учителей.

    Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ, связано с мониторинговыми исследованиями здоровьесберегающего обучения и воспитания. Мониторинг включает  – диагностику, углубленную диагностику, отслеживания динамики результатов. В этом случае активно привлекаются работники медицинских служб образовательных учреждений, медицинских учреждений.

    "В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум". (П. С. Брегг). Воспитание учащихся это ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.

    Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение  и воспитание детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Существует множество причин, обуславливающих создавшуюся ситуацию, в том числе социально-экономических, экологических, педагогических. К педагогическим факторам следует отнести такие, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики, увеличивающаяся интенсификация учебного процесса, несоблюдение физиолого-педагогических, психолого-педагогических и санитарных требований к организации   работы во внеурочное время  , недостаточная квалификация некоторых классных руководителей и массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения, развития и охраны здоровья детей.

    Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требуют использования  классными руководителями  в работе со школьниками  во внеурочной деятельности , особых индивидуальных подходов, эффективных средств и методов. Все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке и во внеурочной деятельности.

    Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья  самого учителя  и об его отношении к своему здоровью.  Классный руководитель  должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования  здоровьесберегающих   технологий в учебных программах и во внеурочных мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Классный руководитель должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

    Задача педагогов , в частности классных руководителей  - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию.

    Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

    Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.

     Большое внимание  во внеурочной  работе уделяется рационально составленному расписанию  дополнительных занятий , которые  определяется динамикой изменения физиологических функций и работоспособностью учащихся на протяжении учебного дня и недели.  Ухудшение работоспособности как у учащихся младших классов, так и старших классов, может приходится на разные часы дня и дни недели, что необходимо учитывать при планирование  внеурочной работы. Изменения работоспособности выглядит следующим образом. В понедельник происходит   « врабатывание» в учебную работу, вторник и среда – дни оптимальной работоспособности, период оптимальной регуляции физиологических функций. В четверг работоспособность падает, а наиболее низок ее уровень в пятницу и субботу.      

    В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих  семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

    Для эффективности внеклассной работы в этом направлении классные руководители используют следующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, экскурсионная работа, походы, работа с семьей, диагностика изучения личности, тесное взаимодействие с социально-культурной сферой. Использование методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от  уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровье сберегательное  пространство, реализующее идеи здоровье сберегающей педагогики.

    Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Планируя классные часы по основам здорового образа жизни, классные руководители ставят следующие задачи:

    - формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;

    -  формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

    -  формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков                                по физическому самосовершенствованию.

    На протяжении всего учебного года проводятся  классные часы  по следующим направлениям:

    - здоровье и здоровый образ жизни;

    - режим дня, учебы и отдыха;

    - основы правильного питания;

    - личная гигиена;

    - значение физкультуры и закаливания;

    - вредные привычки;

    - чувства и эмоции человека;

    - нравственное и половое воспитание;

    - безопасность в доме, на улице, на дорогах;

    - детский травматизм;

    - профилактика заболеваний;

    - террористические акты.

    Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, прогулках проводимых во внеурочное время. В упорядоченной среде ребенок выстраивает мир в себе и перестает бороться со взрослыми, приобретает свой жизненный опыт, накапливает внутреннюю энергию самозащиты и самосовершенствования.

    Важнейшим направлением в воспитании здоровых детей является организация экскурсий. Виды проводимых экскурсий различны. Это и экскурсии в природу, и в музей, на выставки, в библиотеку, театры, на различные производства. Важное место в плане работы учителя занимают экскурсии в природу, где учащиеся общаются с природой, наблюдают взаимоотношения природных объектов и их связь со средой обитания. Проведение таких экскурсий повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему миру. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.

    Одним из направлений в воспитательном процессе является формирование здоровье направленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями – лекции и беседы на классных собраниях, индивидуальные беседы, участие родителей в мероприятиях проводимых в классе и школе. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся.

    Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они активно участвуют в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Родители привлекаются к проведению различных классных часов. Успешно участвуют в различных праздниках, КВНах, конкурсах, спортивных соревнованиях, туристических походах, днях здоровья. Тесная связь с родителями дает возможность своевременно информировать их о здоровье детей, консультировать по вопросам профилактики эмоциональных перегрузок и срывов, совместно анализировать следствия и причины неудовлетворительного состояния учащихся.              

    Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.                                                                                                                      

    Основная ответственность за выполнением двигательной активности учащихся в школе ложится на уроки физкультуры (спортивные секции,  утренняя гимнастика до учебных занятий).  Утренняя зарядка имеет  свое назначение - подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание.

    Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.   Исходя из нагрузок   во время образовательного процесса стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.  Учитывая это классные руководители в своей внеурочной работе  применяют  демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ребята , находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием участвуют во внеклассных и общешкольных мероприятиях .Таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, Появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

    Доброжелательная  обстановка на   занятиях дополнительного образования, индивидуальное внимание  к каждом  ребёнку ,позитивная реакция  классного руководителя  на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или  своевременная похвала или поддержка  — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать  классный руководитель , стремящийся к раскрытию способностей  и активизации творчества каждого ребенка.

    Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса  или группы учащихся , которые занимаются в кружках, секциях , музыкальной  или художественной школы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению , знаний, умений  и, как следствие, к более высоким  личным

    При организации  и подготовки любого внеклассного  мероприятия  выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

    Эффективность усвоения знаний учащихся в течение  одного занятия   такова:

    5-25-я минута — 80%;

    25-35-я минута — 60-40%;

    35—40-я минута — 10%.

    Практически  опыт  показывает , что дополнительное занятие , организованное  на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали его с сильными и выраженными формами утомления.

    Часто на  занятиях применяется игровая технология. Широко используются   игры,  соревнования,  конкурсы, экскурсии и другие методы.  Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье детей. Применение игровых технологий на  занятиях в комплексе с другими приемами и методами организации  внеурочных мероприятий укрепляет мотивацию на на участие в тех или иных мероприятиях, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

    Используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или   лидера , интересна им самооценка и взаимная оценка .

     На  занятиях организуется  групповая работа и индивидуальная, в ходе которой уровень осмысления и усвоения  нового   и интересного возрастает, детям значительно легче узнавать и творить вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя или в движении . Внеурочная работа  в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровье сберегающегообучения – избежать длительного  нахождения ребёнка в одной позе ( сидения за партой).

    В школе проводятся дни здоровья, спортивные мероприятия и с участием родителей. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой. Профилактика и предупреждение заболеваний, контроль за состоянием здоровья детей, выступление на родительских собраниях, советы, рекомендации - все это ответственность как медработников,  классных руководителей так и учителей.      

    При работе с родителями осуществляется тесная связь со школьным психологом. Помощь, которую оказывает  психолог, ведется по трем направлениям:

    - психологическое просвещение учащихся и их родителей;

    - психолого-педагогическая диагностика;

    - коррекционная работа с родителями и их детьми.

     Здоровьесберегающая  деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся .

    Это индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. С большим интересом учащиеся посещают кабинет релаксации . Коррекция проблем некоторых ребят решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях. Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.

    Заключение. 

    Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.  Здоровый  образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

    Одна из приоритетных целей образования - сохранение здоровья школьника....

    применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

    Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач образования в соответствии с типовым положением о школьном образовании. Школьный возраст является важ...

    Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)

    Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе (Зотова Н. В. заместитель директора по воспитательной работе)...

    Из опыта работы учителя биологии «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

    Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением хар...

    АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Термин «здоровьесбережение» включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и...

    Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»

    Методическая разработка«Применение здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речи на занятиях по развитию речи»...