Воспитательная работа в условиях организации временного детского коллектива
статья

Манаева Галина Валентиновна

В статье освещаются особенности воспитательной деятельности педагога в условиях временного пребывания детей в учреждении. Рекомендуются методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная работа в условиях временного детского коллектива

        Организовать  временный  детский коллектив -- сложная, трудоемкая задача, т. к. он представляет собой социальную группу детей, собранных на основе общих целей и объединены одними задачами.

Для подростков временный коллектив первоначально ассоциируется  не только с временным пребыванием в кругу сверстников, а также с возможностью воплощения новой социальной роли в новом круге общения. В современном воспитании большое место отводится  уникальности ребенка и его социальному  месту, что и способна развить организация детей, собравшихся в коллектив на непродолжительное время. В данной статье хотелось бы остановиться на следующих аспектах.

  • рассмотреть временный коллектив, с точки зрения педагогики;
  • охарактеризовать временный коллектив;
  • рассмотреть санаторий, как воспитательную площадку;
  • проанализировать систему организации временного коллектива в детском санатории «Солнечное».

В своей работе я  использовались следующие педагогические методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • беседа;
  • изучение методов работы опытных педагогов-практиков ;
  • социологические методы исследования (анкетирование).

Характеристика временного подросткового коллектива

          В современной педагогической  литературе рассматривают два значения понятия “коллектив”. Первое - под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе - только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом значимых особенностей: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к подростковому коллективу, а чем и пойдет речь в данной статье.                                                                      Подданным сочетанием слов, подразумевается сложная социально-психологическая система, которую характеризуют единство организации и психологической общности. Временный коллектив ограничен сроками своего существования: от 3 до 45 дней. В специфических условиях работы нашего медицинского учреждения – это  группа поста лечебного отделения.                                      Основная особенность организации временного детского коллектива в условиях нашего санатория строится на цикличности его периодов. Принято выделять три: организационный, основной, заключительный.

Во время организационного периода, длящегося в зависимости от ситуации от нескольких часов до 3 - 4 дней, активно идёт процесс знакомства, устанавливаются межличностные взаимоотношения, определяются основные педагогические требования, задаётся темп и ритм жизни коллектива. .В основном периоде происходит реализация задуманной программы деятельности, активно осуществляется процесс общения, реализуются творческие идеи. Во время заключительного периода подводятся результаты работы и итоги развития коллектива, выявляются приобретённые умения, определяются особенности межличностных отношений, изучаются возможности дальнейшей перспективы существования коллектива.

Данному детскому коллективу присущи:

  • установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование нравственного климата во временном коллективе;
  • продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое управление временным детским коллективом;
  • единые требования со стороны педагогов и медицинского персонала, работающего на данном посту;
  • разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная, творческая);
  • создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского коллектива;

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни в течение пребывания в санатории; Временный подростковый коллектив помимо вышеприведенных характеристик, обладает и собственными, особыми, свойственными только ему чертами:

  • кратковременность функционирования
  • специфичность состава указывающая на то, что коллектив составлен из представителей различных постоянных групп и коллективов (учащиеся разных классов, групп, школ, колледжей), ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. Новый коллектив, в котором еще не сложились деловые и личные связи и отношения, позволяет проявить всем внутренний потенциал личности;
  • автономность существования коллектива (специфичность организации жизни его членов), фиксирующая временное ослабление прямого влияния на личность подростка его семьи, учебного коллектива, компании, других постоянных групп. Подросток, освободившись от оценок прежнего окружения, ищет для себя новые горизонты совершенствования, он стремится выразить себя по-новому, пробует утвердиться в новых сферах деятельности, испытывает себя в пространстве иных социальных ролей. В результате подросток в пространстве социального творчества пытается найти такую картину самовыражения, которая способствует формированию новых, положительных качеств саморазвивающейся личности;

Методы,  применяемые в работе

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа;
  • социометрия;
  • игровые диагностические методы.

Первоначальные задачи анкетирования в начале заезда -- выявить ожидания детей от пребывания в санатории, сколько всего в санатории на этот  момент было детей, сколько процентов приняли в анкетировании участие, сколько не приняли.

Задачи анкетирования в конце заезда -- это определить уровень оправдания ожиданий детей от пребывания в санатории, предоставить возможность детям оценитьвсю свою деятельность в санатории. При обработке информации можно подытожить основной список проблем любого коллектива, которые не зависят от обстоятельств:

  • ребята приезжают в санаторий  с разным настроением;
  • некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества вдали от родных;
  • образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий;
  • Внешнее проявление взрослости: употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений;
  • Неподчинение требованиям взрослых, действие «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение;
  • конфликты.

Важно создать условия для реализации социального комфорта личности. Это предполагает такую организацию жизнедеятельности ребенка, при которой процесс познания окружающего мира непременно связан с искусством, физической культурой, в свою очередь всестороннее развитие ребенка выступает как идеал коллективизма, а индивидуализация воспитания - как важнейшее условие широкой самодеятельности, сознательной дисциплины, ответственности, духовной восприимчивости, наличия высоких нравственных идеалов. Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим детям, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива

Психолого-педагогические условия социального развития детского коллектива. Доклад составила педагог дополнительного образования Аверкина Г.Н.В докладе рассмотрены следующие вопросы:- какие этапы в сво...

Особенности развития временного детского коллектива

Периоды необходимые учитывать каждому воспитателю (педагогу) во временном детском коллективе....

Занятие на сплочение временного детского коллектива в каникулярное время

Занятие с элементами психологического тренинга на сплочение временного детского коллектива в каникулярное время...

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления ...

"Организация и планирование воспитательной работы в специальной школе-интернате, детском доме"

     Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.      ...