Форма мероприятия: путешествие-экскурсия по этапам развития кино. "Такой Разнообразный и удивительный мир кино…"
методическая разработка (9 класс)

Штерцер Ирина Александровна

Ознакомление с синтетическим искусством кино, понимание и представление: о языке кинемотографии, этапах усовершенствования  технологий  кино, жанрах кино, выдающихся режиссёрах (на примере творчества Э. Рязанова.) Обзор хиты кино  XX века, интересные факты  из мира кино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_ideya_.docx392.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Такой  Разнообразный  и удивительный  мир кино…

Форма мероприятия: путешествие-экскурсия по этапам развития кино

Слайд 1.

Цели занятия:  Ознакомление  с синтетическим искусством кино,  понимание языка кинематографии, формирование нравственного отношения к культурным ценностям.

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению экранного искусства;
  • представить учащимся разнообразный, удивительный мир кино;
  • развивать речь учащихся, совершенствуя, ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами;

Оборудование:

-Компьютер

-Интеративная доска

Программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Power Point).

План  мероприятия:

  1. Общая характеристика  искусства “Кино”.
  2. Из истории кино. Презентация.
  3. Движение на экране. Первый киносеанс.
  4. Маленькие трагедии немого кино.
  5. История  кино  в России.
  6. Этапы усовершенствования  технологий  кино.
  7. Жанры кино
  8. Выдающиеся режиссёры (на примере творчества Э. Рязанова)
  9. Обзор хиты кино  XX века

10.Интересные факты  из мира кино

11.Подведение итогов

Примечание.  Мероприятие  проводится совместно с учащимися, подготовившими информацию  об   истоках  кинематографа. Во время показа они рассказывают много интересного о работах изобретателей, мастеров немого кино, технологиях кинематографии.

Ход мероприятия

Слайд 2. Эпиграф:

“Открытие никогда не является импровизацией и творчеством одного лица, оно есть последнее звено в цепи, начало которого с трудом поддаётся определению”, Виктор Янсенн

I. Общая характеристика  искусства “Кино”.

Учитель: 

Ну вот, наконец-то, мы добрались и до кино, но первое кино - это было кино совершенно не то, к чему мы сейчас привыкли к повседневной жизни. Итак, всё по порядку.  

Первыми описаниями плоских движущихся изображений принято считать рассказ о тенях, «отбрасываемых огнем на стену пещеры» в начале седьмой книги платоновского Государства. Описания, предвосхищающие кино, также иногда находят у Герона Александрийского и Клавдия Птолемея. Но, если говорить не о сходстве разного рода метафор, мифов и легенд, а о реальной системе, позволяющей записывать и воспроизводить движущиеся плоские изображения, то предшественниками кинематографа были два этапа развития первого кино:

  1. Различные игрушки с сериями картинок, которые при быстрой их смене воспринимались как одно движущееся изображение («чудо-блокнот», «зоотроп» и «фенакистоскоп») – все эти системы позволяли воспроизводить не более нескольких секунд движения;
  2. Предшественником кино был волшебный фонарь (нечто вроде современного диапроектора), который в середине XIX века снабжался приспособлениями, позволяющими имитировать некоторые виды движения.

Слайд 3. Кино – это изображение в движении, живущее не только в  плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино– пространственно-временное искусство. Кино – синтез слова, звука, игры актёров, музыки, но прежде всего изображение.

Но стоит заметить, что создание кинематографа, как системы воспроизведения продолжительного движущегося изображения, оказалось возможным только после того, как возникла фотография, и чувствительность фотоплёнки стала позволять снимать при коротких выдержках.

Опять-таки, можно смело заметить тот факт, что не появилась бы фотография - не было бы никакого кино! Так что фотография - это прародитель кино, так же как и калькулятор компьютеру.

Сегодня мы совершим путешествие в мир кино. Узнаем об изменяющемся и неизменном в кинематографии от братьев Люмьеров до наших дней. О немых, чёрно– белых и цветных фильмах, рекламе и телевизионных клипах. Войдём в мир актёрского искусства, откроем многообразие аспектов режиссерской профессии.

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в.,  для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу.

II. Из истории кино.

(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик о  творчестве Т.Эдисона).

Слайд 4.

Ученик: Американский учёный Т.Эдисон был первым, кто изобрёл аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для просмотра. В конце 1880х – начале 1890х гг. была изобретена Томасом Эдисоном и его инженером Уильямом Диксоном первая успешная кинематографическая система, в которой было два устройства – «кинетограф»,  который записывал движение и «кинетоскоп», который показывал движение.

Слайд 5.  Патентная заявка на систему была подана в 1891г., а патент на своё изобретение они получили 14 марта 1893г. Первый коммерческий сеанс состоялся 14 апреля 1894г

К этому времени завершено и строительство специальной студии “Чёрная Мария”. Помещение было оббито тёмными щитами, свет проникал только сверху, этого требовала технология съёмки. Изображение на плёнке получалось величиной с почтовую марку.

Первый “фильм” – ролик в этой студии был снят ассистентом Эдисона Кеннеди Лори Диксоном под названием “Фред Отто чихает”. Конструкция кинескопа позволяла склеивать плёнку в кольцо – и любопытный зритель мог сколько угодно наблюдать живую картинку столь интересного действа.

Слайд 6. Ещё через год в Нью-Йорке был открыт первый зал для просмотра фильмов с помощью кинескопа. Просторное помещение было заполнено большими тёмными ящиками с небольшим окуляром наверху. Люди платили деньги, заходили и смотрели один или несколько роликов, переходя от одного аппарата к другому. Кинескоп был рассчитан на одного зрителя, плёнка в нем двигалось непрерывно, и из-за этого изображение получалось нечётким, слегка смазанным. Не было и проекции на экран – источник света просто помещался над плёнкой.

Кинескоп Эдисона оставался забавной технической игрушкой, однако изучение его конструкции вело других энтузиастов к новым техническим поискам. В 1895 году возникла целая карусель открытий новых конструкций в Германии, Англии, Франции.

III. Первый киносеанс.

(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик,  о  творчестве братьев Люмьер).

Но  система  Эдисона оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдисону добиться успеха.

В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. "Кинематограф" (или "синематограф") - именно так называлось устройство Люмьеров.

Братья Огюст и Луи Люмьер были наследниками владельца фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Именно они изобрели лёгкий и компактный аппарат. Испытывая его, братья сняли несколько роликов, и, подобрав программу, устроили первые публичный киносеанс в Гран Кафе на бульваре Капуцинок.

Слайд 7.8. Отныне “оптическая иллюзия” стала достоянием многих зрителей. Один и тотже фильм могли просмотреть десятки, сотни, тысячи людей.

Люмьеровские сеансы состояли обычно из примерно десятка пятидесятисекундных лент. Обычно, показ начинался первым снятым ими фильмом - "Выход рабочих с фабрики Люмьер" (1895г.), затем демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (море, работающие кузнецы, гимнаст, завтрак ребенка, просто уличные сценки, разрушение стены. а последний сюжет часто затем показывали в обратной съёмке, и стена восстанавливалась). 

Слайд 9.  Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры в конечном счете и обязаны признанием в качестве родителей кино, – это "Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота" (1895г.) и "Политый поливальщик" (1895г.). В первом случае поезд, подъезжающий к станции по диагонали кадра, так быстро и заметно увеличивался в размерах, что многие зрители в испуге вскакивали со своих мест - настолько был сильным эффект движения как бы из глубины плоской картинки – эффект, никогда ранее не встречавшийся в изобразительных искусствах. Поэтому именно этот фильм быстро принес популярность и славу новому зрелищу, из-за чего его иногда ошибочно и считают первым в истории кино.

Изобретение братьев быстро распространялось по Франции и Европе. И вскоре братья Люмьер уже не могли конкурировать с пришедшими в кинематограф новыми художниками. Сняв в 1898 году фильм “Страсти Иисусовы”, Луи Люмьер заявил, что снимать кино – больше не его дело.

Ещё в период расцвета творчества братьев Люмьер кино разделилось на два вида:

-фильмы документальные и игровые.

IV. Маленькие трагедии немого кино.

(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, о  творчестве актёра, сценариста и режиссёра Чарли Чаплина).

Слайд 10.11.

В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется стандартная голливудская система - продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа  "звёзд", сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Слайд 12.

Настоящую школу кинокомедии Ч.Чаплин прошёл у Марка Сеннета, проработав с такими популярными комиками, как Форд Стерлинг и Роско Арбекль.  Но его герои с самого начала отличались от других комических персонажей. Он делал ставку на каскад трюков, который не даёт зрителю задуматься, а заставляет его корчиться в кресле от смеха; персонаж Чаплина был комичен сочетанием серьёзного и смешного. Манеры и внешность обедневшего аристократа – и пинок в «зад» как последний способ решения всех проблем.

Слайд 13.Вскоре Чаплин стал постановщиком своих фильмов. Сюжеты возникли один за другим. Переходил из фирмы в фирму в поисках условий творчества. Бродяга в котелке с утиной походкой был известен во всём мире. Он был смешон и величественен одновременно, этот герой, который отстаивал своё человеческое достоинство, спасал от голодной смерти ребёнка, искал золото на Клондайке, помогал прозреть слепой девушке – продавщице цветов, боролся за выживание в эпоху экономических кризисов.

Чаплин был одним из немногих комиков, которым удалось перешагнуть пресловутый барьер звукового кино. Он не заговорил – запел в фильме “Новые времена”.

Слайд 14. 15

Слайд 16.Звуковое телевидение появилось в 1922 году в Германии. Но особого успеха данное новшество не вызвало и фильмы со звуком мало кого интересовали до 1927 года, когда был выпущен триумфальный «Певец джаза». Первой на эксперимент решается американская фирма "Уорнер Бразерс".

Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино.

Слайд 17.

V. ”Синема” в России”.

Учитель: Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

В мае 1896 года. Сенсация нового века – синематограф – наконец достигла России. В этом же месяце состоялись первые киносеансы. Публичный сеанс был устроен 4 мая в театре “Аквариум” в Петербурге, а 6 мая в Москве. В тот день город встречал Николая II, вечером праздновали день рождения государя. Прибытие в Россию “заморской диковинки” почти не заметили. И только в конце мая, когда сеансы “аттракциона движущейся фотографии” в летних театрах привлекли общее внимание.

“Московским Люмьером был назван известный в те годы комедийный актёр Владимир Александрович Сашин, который купил аппарат системы “Витаграф” и знакомил публику с кинолентами “Конно-железная дорога в Москве”, “Игра в мяч”, “В саду” и т.д. Его друзья посвятили ему забавную эпиграмму:

Я изумлён, я ошарашен.. 
Какой нежданный инцидент!.. 
Кто б думать мог, что комик Сашин 
Люмьеру будет конкурент!

Поступок сделал он отличный
И даже очень деловой:
Соединил Талант комичный
Он с фотографией живой….

Открылись первые российские киностудии. В 1907 году было основано киноателье Алескандра Осиповича Дранкова. Он вошёл в историю как создатель сенсационных хроник. День восьмидесятилетия Л.Н.Толстого, кадры прогулок писателя А.М.Горького на острове Капри – эти съёмки принесли ему успех и известность. Он обладал незаурядным операторским талантом.

Слайд 18.

В его киноателье был снят первый русский фильм “Понизовая вольница”, или “Стенька Разин”, где в кадре появились настоящее небо, искрящаяся река, но игра актёров была ещё театральной. Камера стояла на одном месте, неподвижно, поэтому изображение прерывалось кадрами с текстом, в котором пояснялось следующее действие. В те годы, когда в кадре появлялся крупный план, зрители могли свистеть или топать, если в кадре не было видно человека целиком, с ног до головы. “Сапожник! Куда ноги отрезал! Я за целых людей плачу!”– возмущался зрительный зал. Бороться с таким настроением зрителей оказалось куда сложней, чем организовать съёмку русских фильмов. Для этого нужны были годы и творческие открытия десятков людей.

А дальше – пошло-поехало… В 10-х годах Владимир Гардин («Дворянское гнездо»), Яков Протазанов («Пиковая дама», «Отец Сергий»), Евгений Бауэр («Сумерки женской души», «Преступная страсть») и другие тогдашние мастера режиссуры создали вполне конкурентоспособный жанровый кинематограф, где нашлось место и экранизациям русской классики, и мелодрамам с детективами, и военно-приключенческим боевикам.

Ко второй половине 10-х годов в России зажглись настоящие суперзвезды серебристого экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов…

        Роль синематографа в культурной жизни горожан понемногу росла. С 1905 года кинотеатры открываются один за другим. Желая подчеркнуть своё отличие от презренной “киношки”, хозяева респектабельных залов называли свои заведения “театрами”. Театр был уважаемым, респектабельным искусством; но молодой кинематограф боролся за место под солнцем. Уже через десять лет в 1915 году в Москве было уже около девяноста залов и передвижных кабинетов для демонстрации кинолент. Тогда же появились здания театров “Колизей” и “Форум”

В России мало – помалу складывалась система кинопроката. Киноленты в основном поставлялись иностранными фирмами, которые открывали свои представительства в России. Кинематограф превращался постепенно в промышленность.

Торжество берет свое начало с 1919 года, когда был подписан Декрет о национализации кинематографа Владимиром Лениным. Однако в первый раз Праздник советского кино отметили лишь в 1980 году. Позже знаменательная дата получила название «День российского кино».

Слайд 19.Добавить немного красок в отечественное черно-белое полотно впервые решил легендарный Сергей Эйзенштейн. Во время создания знаменитой ленты «Броненосец Потемкин» режиссер собственноручно раскрасил в красный цвет флаг на кинопленке. Именно его поднимали над судном восставшие матросы. Фильм с единственным цветным кадром вышел на отечественные экраны в 1925 году.

Слайд 20. Немая короткометражная лента Василия Гончарова «Вий» стала первым отечественным фильмом ужасов. Картину сняли по одноименной повести Николая Гоголя и выпустили в прокат в 1909 году. К сожалению, наши современники посмотреть ее не смогут — до сегодняшнего дня фильм не сохранился.

Одновременно с «Вием» Гончаров создал еще одну фантастическую картину «В полночь на кладбище». На экраны она вышла в 1910 году. Обе ленты ознаменовали собой рождение отечественной кинофантастики.

Слайд  21. С подачи Сергея Эйзенштейна состоялся и первый российский кинофестиваль. Это был Международный московский смотр, который прошел в 1935 году. Главный приз этого фестиваля завоевала картина братьев Васильевых «Чапаев».

В это же время появились и первые популярные киногерои. О приключениях Чапаева, Петьки и Анки до сих пор слагают разные шутки и анекдоты.

Одним из лучших комедийных черно-белых фильмов российского производства стала лента Тамары Лукашевич «Подкидыш». Сюжет картины рассказывает о девочке по имени Наташа, которая ушла из дома и потерялась.

Слайд 22.  Советские зрители тут же подхватили знаменитую фразу героини Фаины Раневской  «Муля,  не нервируй меня».  Яркое высказывание надолго закрепилось за актрисой и доставило ей немало хлопот. Эти слова Раневской припоминали при каждом новом знакомстве, а дворовые мальчишки кричали цитату вслед проходящей мимо кинозвезды.

Слайд 23. Первой же полностью красочной лентой стал кинофильм о Параде Победы 1945 года. Его сняли на многослойную цветную пленку.

Слайд 24. Самым длинным советским многосерийным фильмом считается драма «Вечный зов». Ленту сняли по одноименному произведению Анатолия Иванова, которое рассказывает историю семейства Савельевых. На долю этих людей выпали страшные события. Им удалось пережить три войны и революцию, а также познать цену Великой Победы и пройти испытания послевоенного времени.

Сериал состоит из 19 серий, которые выходили на экраны в течение 10 лет — с 1973 по 1983 годы.

Слайд 25. Киноэпопея Сергея Бондарчука «Война и мир» стала самым дорогостоящим советским фильмом. В основу сюжета лег знаменитый одноименный роман Льва Толстого. Лента из четырех частей является к тому же одной из самых высокобюджетных картин в мировой истории кино. Бюджет фильма составил 18 млн. рублей. На момент выхода в прокат эта сумма равнялась $29 млн. долларов.

Слайд 26.  В 1979 году зрители смогли оценить первый отечественный боевик. В картине Бориса Дурова «Пираты XX века» впервые в истории советского кино на экране показали технику карате. Лента произвела настоящий фурор. Утренние сеансы в кино нередко приходилось отменять — дети массово сбегали из школ, чтобы увидеть этот шедевр. Картина по праву заслужила звание самого кассового фильма за всю историю советского проката.

Российские фильмы неоднократно завоевывали самую престижную награду в мире кино — премию «Оскар». В 1942 году победу на конкурсе одержала документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Позже заветные статуэтки получили картины «Радуга», «Война и мир», «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем».

(Сообщение подготовленного ученика о технологиях и жанрах кино)

Слайд 27.

Этапы усовершенствования  технологий  кино:

-1908 -Самый первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» о Стеньке Разине.

-1931 –первый звуковой х/ф «Путёвка в жизнь»

-1935 –первый дублированный «Человек Невидимка»

-1936 – цветной

-1940 – стереоскопический

-1956 – широкоэкранный

-1957 – панорамный

-1960 – широкоформатный

В кино как и в театре ничего случайным не бывает. Язык кино развивается стремительно. Сегодня в нём используют и компьютерную графику, и современное объёмное стереозвучание (Кодак долби).

В киноизображении соединились пространство и время. Возник язык движущих изображений. То, что экранное изображение почти совпадает с жизненной реальностью, создает обманчивое впечатление. Всё понятно само собой. Но это не так. Надо знать язык кино: музыка, цвет, наезд камеры и многое другое,

Слайд 28.

Давайте, вспомним жанры кино:

  • Комедия
  • Триллер
  • Вестерн
  • Драма
  • Боевик
  • Ужасы
  • Фантастика, приключения
  • Мюзикл

Кино бывает научно-популярным, художественным, документальным, а самое любимое, когда можно посмеяться и в самый раз вспомнить о творчестве Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.

Слайд 20. Слайд творчество Э.Рязанова

VI. Немного о режиссёрах…

(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик о  творчестве Эльдара Рязанова).

Известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии “Мосфильм” И. А. Пырьев в своё время заставил Эльдара Рязанова, выпускника ВГИКа, взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутьё: фильм “Карнавальная ночь” (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна.

В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию “Девушка без адреса” (1957), героическую комедию “Гусарская баллада” (1962), бытовую комедию “Дайте жалобную книгу” (1964), эксцентрическую комедию “Невероятные приключения итальянцев в России” (1974). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: “Как создавался Робинзон” (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе “Совершенно серьёзно”) и “Человек ниоткуда” (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета).

Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э. А. Рязанова — “Берегись автомобиля” (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актёры Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек и др. Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим.Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре “городской сказки”.

VII. Обзор:   Кинохиты  XX века

Учитель:

«Горячая десятка» хит-парада российского кино 30-х

Точных данных, увы, нет. Однако не вызывает сомнения, что в десятку хитов десятилетия почти наверняка вошли следующие картины (приводятся согласно даты выпуска):

1.Путевка в жизнь (1931) Николая Экка

2.Веселые ребята (1934) Григория Александрова

3.Чапаев (1934) Братьев Васильевых

4.Юность Максима (1934) Григория Козинцева и Леонида Трауберга

5.Бесприданница (1936) Якова Протазанова

6.Цирк (1936) Григория Александрова

7.Волга-Волга (1938) Григория Александрова

8.Александр Невский (1938) Сергея Эйзенштейна

9.Подкидыш (1939) Татьяны Лукашевич

10.Трактористы (1939) Ивана Пырьева


«Горячая десятка» хит-парада российского кино 40-х

Здесь и далее – общее число зрителей за первый год демонстрации фильма.


1. Молодая гвардия (1948) Сергея Герасимова. 42,4 млн. 
2. Падение Берлина (1949) Михаила Чиаурели. 38,4 млн.

3. Сказание о земле Сибирской (1948) Ивана Пырьева. 33,8 млн.

4. Звезда (1949) Александра Иванова. 28,9 млн.

5. В шесть часов вечера после войны (1944) Ивана Пырьева. 26,1 млн.

6. Встреча на Эльбе (1949) Григория Александрова. 24,2 млн.

7. Радуга (1944) Марка Донского. 23,7 млн.

8. Каменный цветок (1946) Александра Птушко. 23,1 млн.

9. Аринка (1940) Юрия Музыканта, Надежды Кошеверовой. 22,9 млн.

10. Подвиг разведчика (1947) Бориса Барнета. 22,3 млн.



«Горячая десятка» хит-парада российского кино 50-х


11. Тихий Дон (1957) Сергея Герасимова. 46,9 млн.

12. Любовь Яровая (1953) Яна Фрида. 46,4 млн.

13. Над Тиссой (1958) Дмитрия Васильева. 45,7 млн.

14. Карнавальная ночь (1956) Эльдара Рязанова. 45,6 млн.

15.Свадьба с приданным (1953) Татьяны Лукашевич, Бориса Равенских 45,3 млн.

16. Застава в горах (1953) Константина Юдина. 44,8 млн.

17. Иван Бровкин на целине (1959) Ивана Лукинского. 44,6 млн.

18. Смелые люди (1950) Константина Юдина. 41,2 млн.

19. Кубанские казаки (1950) Ивана Пырьева. 40,6 млн.

20. Солдат Иван Бровкин (1955) Ивана Лукинского. 40,3 млн.

«Горячая десятка» хит-парада российского кино 60-х


1.Бриллиантовая рука (1969) Леонида Гайдая. 76,7 млн

2. Кавказская пленница (1967). 76,5 млн.

3. Свадьба в малиновке (1967) Андрея Тутышкина. 74,6 млн.

4. Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) Леонида Гайдая. 69,6 млн.

5. Щит и меч (1968) Владимира Басова. 68,3 млн.

6. Новые приключения Неуловимых (1969) Эдмонда Кеосаяна. 66,2 млн.

7. Человек-амфибия (1962) Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. 65,4 млн.

8. Война и мир (1966) Сергея Бондарчука. 58 млн.

9. Сильные духом (1968) Виктора Георгиева. 55,2 млн.

10. Неуловимые мстители (1967) Эдмонда Кеосаяна. 54,5 млн.


«Горячая десятка» хит-парада российского кино 70-х


1. А зори здесь тихие… (1973) Станислава Ростоцкого. 66,0 млн.

2. Джентльмены удачи (1972) Александра Серого (при весьма ощутимом художественном руководстве Георгия Данелия). 65,0 млн.

3. Табор уходит в небо (1976) Эмиля Лотяну. 64,9 млн.

4. Калина красная (1974) Василия Шукшина. 62,5 млн.

5. Афоня (1975) Георгия Данелия. 62,2 млн.

6. Корона Российской империи, или Снова неуловимые (1973) Эдмонда Кеосаяна. 60,8 млн.

7. Иван Васильевич меняет профессию (1973) Леонида Гайдая. 60,7 млн.

8. Мачеха (1974) Олега Бондарева. 59,4 млн.

9. Служебный роман (1978) Эльдара Рязанова. 58,4 млн.

10. Судьба (1978) Евгения Матвеева. 57,8 млн.


«Горячая десятка» хит-парада российского кино 80-х


1. Пираты ХХ века (1980) Бориса Дурова. 87,6 миллиона зрителей за первый год демонстрации.

2. Москва слезам не верит (1980) Владимира Меньшова. 84,4 млн.

3. Экипаж (1980) Александра Митты. 71,1 млн.

4. Маленькая Вера (1988) Василия Пичула. 56,0 млн.

5. Спортлото-82 (1982) Леонида Гайдая. 55,2 млн.

6. Петровка, 38 (1980) Бориса Григорьева. 53,4 млн.

7. Человек с бульвара Капуцинов (1987) Аллы Суриковой. 50,6 млн.

8. Тегеран-43 (1981) Александра Алова и Владимира Наумова. 47,5 млн.

9. Самая обаятельная и привлекательная (1985) Геральда Бежанова. 44,9 млн.

10. Любовь и голуби (1984) Владимира Меньшова. 44,5 млн.

Интересные факты  из мира кино

(каждый ученик рассказывает по очереди)

Что означает заклинание, которое произносит Старик Хоттабыч в книге Лазаря Лагина?

Заклинание «Трах-тибидох», прочно ассоциируемое со Стариком Хоттабычем, не встречается ни в книге Лазаря Лагина, ни в фильме 1956 года. Оно было придумано для радиоспектакля, а позднее популяризовано в 16-й серии «Ну, погоди!», где в образе Хоттабыча выступает заяц. А в самом первом издании книги джинн произносит другое заклинание — «Лехододиликраскало». Это таинственное слово практически совпадает с началом иудейского литургического гимна встречи Шаббата в ашкеназском произношении.Что означает заклинание, которое произносит Старик Хоттабыч в книге Лазаря Лагина?

Какой китаец стал чернокожим американцем, а затем цыганом?

В повести Бляхина «Красные дьяволята» о приключениях подростков во время Гражданской войны одним из героев был китаец Ю-ю. В немой экранизации 1923 года из-за сложных отношений с Китаем его заменили на чернокожего акробата Тома Джексона. А в 1967 году, когда сложные отношения были и с Китаем, и с США, этот герой в картине «Неуловимые мстители» перевоплотился в Яшку-цыгана.Какой китаец стал чернокожим американцем, а затем цыганом?

Почему нам иногда кажется, что у едущего автомобиля колёса вращаются в обратную сторону?

При наблюдении за едущим автомобилем на некоторых видео нам кажется, что его колёса крутятся назад. Это проявление стробоскопического эффекта, обусловленного инерцией зрения. Можно подобрать такую скорость езды, чтобы за время 1/24 секунды (стандартная длительность одного кадра фильма) колесо делало несколько оборотов, но чуть-чуть не доходило до своего прежнего положения. Так как человеческий глаз ориентируется по спицам колеса, у нас возникает ощущение, что оно медленно вращается в обратную сторону. Это явление можно наблюдать и в реальной жизни — например, ночью на улице, которая освещается фонарями с низкочастотной пульсацией.Почему нам иногда кажется, что у едущего автомобиля колёса вращаются в обратную сторону?

Какое устройство, по совету Данелии, американский режиссёр хотел получить от советских военных?

Режиссёр Георгий Данелия рассказал, что после выхода «Кин-дза-дза!» к нему обратился американский режиссёр с предложением делать спецэффекты, так как ему понравился полёт пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве Обороны. Через какое-то время Данелии позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьёзе запрашивал у них гравицаппу.Какое устройство, по совету Данелии, американский режиссёр хотел получить от советских военных?

Откуда взялось выражение «как фанера над Парижем»?

Выражение «Как фанера над Парижем» встречается в литературных источниках с середины 1970-х годов. Вероятнее всего, своим появлением оно обязано фильму 1975 года «Воздухоплаватель» — биографической драме о борце и артисте цирка Иване Заикине, который решил бросить всё и стать авиатором. Он отправляется учиться в Париж, и в одном из эпизодов ему удаётся подняться в небо на фанерном аэроплане. Фильм заканчивается крушением самолёта и другими неудачами главного героя.Откуда взялось выражение «как фанера над Парижем»?

Чьи крики стали звуком общения велоцирапторов в «Парке Юрского периода»?

Для озвучки динозавров в фильме «Парк Юрского периода» Гэри Райдстром записал и смикшировал множество естественных звуков реальных животных. По его признанию, звук общения велоцирапторов друг с другом базируется на криках  черепах.Чьи крики при спаривании стали звуком общения велоцирапторов в «Парке Юрского периода»?

Почему немое кино обычно показывается в ускоренном темпе?

С появлением звукового кино устоялся стандарт на скорость съёмки и воспроизведения фильмов — 24 кадра в секунду. Однако в эру немого кино единого стандарта не существовало, и ленты записывались на камеру со скоростью от 12 до 26 кадров. Именно поэтому при воспроизведении на современном оборудовании большинство немых фильмов проигрываются в ускоренном темпе.Почему немое кино обычно показывается в ускоренном темпе?

Какой знаменитый корабль выступил в роли другого не менее известного корабля в кино?

В 1946 году на экраны страны вышел фильм «Крейсер „Варяг“». В роли «Варяга» было решено снять не менее знаменитый корабль — крейсер «Аврора». Так как крейсеры имели разную конструкцию и внешний вид, «Аврору» пришлось «гримировать»: установить четвёртую, фальшивую трубу и несколько орудий, переделать носовую часть и выстроить командирский балкон на корме.Какой знаменитый корабль выступил в роли другого не менее известного корабля в кино?

Какой персонаж «Звёздных войн» получил облик, частично заимствованный у Эйнштейна?

Визажист Стюарт Фриборн создал образы всех персонажей оригинальной трилогии  «Звёздные войны». Для моделирования куклы магистра Йоды Фриборн скрестил два лица: взяв за основу свой облик, он добавил к нему характерные морщины Альберта Эйнштейна.Какой персонаж «Звёздных войн» получил облик, частично заимствованный у Эйнштейна?

Сколько лет было актрисе, сыгравшей 13-летнюю Плаксу Миртл в фильмах о Гарри Поттере?

13-летнюю студентку Хогвартса Плаксу Миртл в фильмах о Гарри Поттере сыграла шотландская актриса  Ширли Хендерсон, которой на момент съёмок было 37 лет.Сколько лет было актрисе, сыгравшей 13-летнюю Плаксу Миртл в фильмах о Гарри Поттере?

Почему в фильме «Мама» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» козлят только пятеро?

Сказка «Волк и семеро козлят» в Румынии известна под названием «Коза и три козлёнка» в изложении Иона Крянгэ. Поэтому при съёмках совместного советско-румынско-французского  музыкального фильма «Мама» по мотивам этих сказок число козлят выбрали среднее арифметическое — пятеро.Почему в фильме «Мама» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят» козлят только пятеро?

Какое животное снималось и в «Кавказской пленнице», и в «9 роте»?

Для съёмок сцены со стариком-афганцем в фильме «9 рота» понадобилась ослица. Съёмочная группа обратилась в Ялтинский зоопарк, объяснив, что нужно животное, которое не боится камеры и громких звуков. Работники зоопарка сразу посоветовали ослицу Люсю, которая почти 40 лет назад снималась в «Кавказской пленнице», возя на себе Шурика. Роль в «9 роте» она сыграла также отлично.Какое животное снималось и в «Кавказской пленнице», и в «9 роте»?

Какую фразу Терминатора раньше него уже произносил Электроник?

В фильме «Терминатор-2: Судный день» Терминатор говорит байкеру: «Мне нужны твоя одежда, ботинки и мотоцикл». За 11 лет до этого в фильме «Приключения Электроника» Электроник, собираясь заменить Сыроежкина, обращается к нему с фразой: «Мне нужна твоя форма».Какую фразу Терминатора раньше него уже произносил Электроник?

Какую сказочную роль Георгий Милляр сыграл почти без грима?

Георгий Милляр сыграл почти всю нечисть в советских сказочных фильмах, и всякий раз ему накладывали сложный грим. Почти не понадобился он Милляру только для роли Кащея Бессмертного. Актёр был худым от природы, вдобавок к этому во время Второй Мировой войны заразился малярией в эвакуации в Душанбе, превратившись в живой скелет весом 45 килограммов.Какую сказочную роль Георгий Милляр сыграл почти без грима?

Какой актёр не сумел выиграть конкурс подражателей самого себя?

Во время огромной популярности Чарли Чаплина по всей Америке устраивались «Чаплиниады» — конкурсы на лучшее подражание актёру. Сам Чаплин участвовал в одном из таких конкурсов в Сан-Франциско инкогнито, но не сумел победить.Какой актёр не сумел выиграть конкурс подражателей самого себя?

Кто впервые сказал: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет»?

Выражение «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч — мечом погибнут».Кто впервые сказал: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет»?

Всем спасибо за внимание:

А если у вас возникло желание больше узнать  о кино, предлагаю

подготовить информацию по творчеству любимого актёра, режиссера, деятеля киноиндустрии. По желанию подготовить презентационный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Формы и методы организации работы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения

В статье рассматриваются формы и методы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения английскому языку. Следует отметить, как   информационно-коммуникационные технологии помогают  в о...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Самостоятельная работа по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Самостоятельная работа по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" для студентов СПО 1 курса....

Игра-путешествие «Экскурсия по Лондону» для 5-7 класса

Данная игра может быть проведена как для команд, так и для индивидуального участия учащихся. Презентация является основным компонентом внеклассного мероприятия....

«Путешествие: Экскурсия на ферму» презентация к уроку английского языка в 5 класс

Данная презентация разработана к уроку английского языка по теме:" Trevelling: one-day excursion to a farm"...

Этапы развития аналитических видовременных форм глагола в английском языке

(Педагогические науки)Байсаидова Асият АйнудиновнаЭтапы развития аналитических видовременных форм глагола в английском языке.     Английская аналитическая форма на протяжении всей истор...