Формы и методы организации работы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Камардина Юлия Юрьевна

В статье рассматриваются формы и методы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения английскому языку. Следует отметить, как   информационно-коммуникационные технологии помогают  в организации развитии навыков письма.Предлагаеме формы и методы можно использовать как на основных уроках, так и на уроках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvyozdnoe_pismo_statya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

На фоне активного использования иностранных языков в профессиональной деятельности сегодня мы не обходимся без них и в нашей повседневной жизни – в путешествиях, общении с друзьями, учебной деятельности и т. д. Всё вместе это требует не столько корректировки, сколько дополнения академических подходов к изучению английского языка программами и методиками, способствующими развитию навыков и умений в письменной и устной речи.

Более того, в современном мире получает совершенно новое развитие письменная речь. Если раньше письменные умения были необходимы, прежде всего, в области формальной и литературной коммуникации, то сегодня письмо становится столь же обыденным элементом повседневной жизни, как и телефонный разговор. Безусловно, это связано с быстрым развитием информационных технологий на фоне усиления международных связей. Это быстрее, экономичнее и эффективнее, особенно когда речь идет о международной коммуникации.

        Письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций: письменная речь дает возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения.
        Последнее время данному виду деятельности стали уделять заслуженное внимание. Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации: internet, e-mail, sms и т.д. Возможность писать личные и официальные письма, необходимость заполнять анкеты, бланки документов мотивируют учащихся к активному овладению письменной коммуникацией на изучаемом языке. 
        
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
                
Данные психологии говорят о том, что базой письменной речи является устная речь. Устная речь, и в частности говорение, связана письмом самими механизмами порождения высказывания. Это прослеживается от замысла (что сказать) к отбору необходимых средств языка (как это выразить, какие нужны слова и как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно – в говорении или письменно - на письме.
        
Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливается графемно -фонемные соответствия. Иными словами, при письме идет кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов.
        
Письмо идеально подходит для систематизации знаний и умений учащихся, их самоконтроля и самокоррекции. Письмо имеет большое значение и влияет на то, как мы думаем и учимся, а так же на наше индивидуальное развитие и на наши отношения с другими людьми. Оно позволяет выявить знания значения слов, грамматических форм, сформированность лексических и грамматических навыков.
        
Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.
        
К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся: поздравительные открытки, телеграммы, записки, вывески, этикетки, подписи к рисункам, объявления-инструкции, объявления-информации, меню, рекламы, приглашения, соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, обращения, ответы на заявления, автобиографические сведения (curriculum vitae), характеристики, (confidential references), заполненные анкеты и бланки, справки, опорные схемы типа mind-maps (для выступления перед аудиторией), рецепты, дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии, конспекты (notes) – краткое изложение содержания прочитанного, заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии (reviews) – на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства), отчеты, доклады; об изучении конкретных случаев (case-studies), изложение прочитанного, услышанного (reproduction), резюме (summary), сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры (статей в газете, событий за неделю), тезисы (abstracts) – краткое изложение выступления, проекты (projects) – взгляд на состояние и изменение окружающего мира, очерки (essays) – собственный взгляд на вещи и явления, сочинения (интерпретация темы или проблемы), рассказы (придумывание фабулы и сюжета), стихи (создание стихотворных произведений разной формы).
        
Работу над развитием письменной речи учащихся необходимо начинать как можно раньше. Для обучения написанию письма необходимо начать с ряда речевых упражнений.
        
На первом этапе могут быть предложены упражнения на запоминание речевых формул, клише, используемых в письме, формы письменного обращения к адресату, способы выражения благодарности, подтверждения получения письма, надежды на скорый ответ и т.д. Далее следует просмотр текстов писем, определение схем различных писем, выделение отдельных фраз, опорных мыслей, ключевых слов. Учащиеся делают анализ текстов писем, дают характеристику их авторов, определяют характер письма (личное, семейное, деловое, проблемное; письмо с выражением благодарности, поздравлением, приглашением и т.д.), анализируют средства изложения мыслей в разных по стилю и характеру письмах, средства перехода от одной мысли к другой и т.д.
        
На втором этапе можно предложить составить план письма, используя образцы фраз и ключевых слов. Формы обращения и другие клише должны соответствовать содержанию, структуре и стилю письма.
        
На следующем этапе работы обучающимся предлагается составить коллективное письмо, затем тематические письма по заданным ситуациям, письма разнотемного характера (личное, семейное, деловое), письмо-ответ на просьбу или пожелание адресата, письмо инициативного характера или письмо-ответ по определённому вопросу в расчёте на конкретного адресата. Возможно составление писем разным адресатам с разными целевыми установками, но с одинаковым содержанием или с внесением изменений в один и тот же текст сообщения. 
        
На последних уроках по каждой теме учащимся можно предложить подготовить творческий проект. При его подготовке у учащихся непременно формируются навыки письма, так как проект предполагает наличие наглядного материала, описание различной информации, интервью, выписывание различных фактов и их оформление. 
        
Распространение системы Интернет помогают преодолевать пространство и вновь активизируют письменную форму речи. Письменная речь получила новые возможности развития благодаря внедрению в жизнь современных технологий: компьютеров, сети Интернет, SMS, дистанционного обучения и образования. Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеурочной деятельности  работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке.                                                                                                В ходе работы над учебными проектами учащиеся обращаются к различным информационным ресурсам: электронные энциклопедии, мультимедиа программы, поисковые системы сети Интернет. При проведении внеурочной деятельности  также целесообразно использовать ИКТ для создания игровых систем или другой наглядности. Использование сети  Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийких и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В таких олимпиадах количество учащихся, как правило, не ограничено, поэтому свои силы могут попробовать все без исключения учащиеся, интересующие иностранными языками. Одной из таких организаций, проводящей  олимпиады, является Центр дистанционного образования “Олимпис” (www.olimpis.ru).

        Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет является осуществление учащимися переписки по электронной почте в процессе обучения иностранному языку. Переписка с носителями языка в рамках международных коммуникационных проектов является прекрасным средством формирования межкультурной компетенции, что особенно важно в рамках профильного обучения иностранному языку. Переписка по электронной почте позволяет установить межкультурные связи, разрушить стереотипы и общепринятые взгляды. [ 6, 27]

Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении – системно-деятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у учащихся понимания предметного содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.        Задания необходимо давать  поэтапно, «от простого к сложному», циклично, так что изученный материал повторяется в последующем уроке и дополняется новым. Стили, жанры и виды письменных высказываний  следует предъявлять поэтапно так, чтобы ученики могли проработать мельчайшие приемы и технологии написания разнообразных письменных текстов.

Занятия внеурочной деятельности “ Звёздное письмо” подразумевают творческие формы работы:  дискуссии, обсуждение проблематик в группе, подготовку исследовательских проектов по проблемным тематикам. По итогам разделов рекомендуется давать учащимся работы для самостоятельного оценивания своих знаний с последующим обсуждением слушающими сильных и слабых сторон работы для развития у учащихся адекватного восприятия иной точки зрения, уважения к чужому мнению, мотивации к дальнейшему изучению языка.                                                Таким образом, подводя итог, хочется еще раз сказать о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, которые могут быть предложены детям.

^


 Список литературы

1.Зимняя И. А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2000. – 384 с.
2.Мильруд Р. Методика обучения иностранной письменной речи.
3.Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М., 1988.
4.Пассов Е., Колова Т., Волкова Т. Беседы об уроке иностранного языка. Л., Просвещение, 1975.
5.Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ. 2001, № 2.