Формы и методы организации работы на уроках английского языка
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Формы и методы организации работы на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_deyat-sti_na_urokah_angliyskogo.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №26 им. П.Ф.Сенчихина г. Улан-Удэ

учитель английского языка Гулина Наталья Альбертовна

Методы, формы и средства организации деятельности учащихся

на уроках английского языка

   В центре внимания школьного образования - ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Я стремлюсь применять такие педагогические приёмы, которые помогают создать для учащихся ситуацию успеха, ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.

На протяжении нескольких лет проводится работа над проблемой дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения английскому языку. Кроме того, реализую личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.

Хочется отметить, что у учащихся постепенно повышается интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.

   В своей работе использую различные формы и методы по обучению английскому языку.

Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности

а) методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в) методы практического контроля и самоконтроля

В своей работе я стараюсь использовать все разнообразие представленных методов, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются следующие.

Словесные методы:

объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);

рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

работа с печатным словом (с текстом) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;

повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

-  описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

-  рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;

беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ презентации, визуального материала.

К практическим методам относятся:

Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и проектные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

 Методы проблемного обучения: проблемное изложениерассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

-  частично-поисковые, или эвристические методыиспользуются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

-   исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Кейс-метод. Ученики исследуют  ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.

- Метод развития критического мышления через чтение и письмо  — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Английский язык – это предмет, предполагающий активную коммуникацию. Следовательно, и результативные формы организации познавательной деятельности чаще всего требуют наличие определенного коллектива.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

1) Фронтальные

2) Групповые

3) Индивидуальные

4) Коллективные

5) Парные

6) Классные и внеклассные

В виде различных работ:

  • игровое экспериментирование
  • драматизации
  • проблемно ориентированный диалог
  • учебная дискуссия
  • формулирование вопросов для получения информации
  • разработка алгоритмов
  • решение проблемных ситуаций
  • ситуации выбора
  • анализ жизненного опыта
  • рефлексивный анализ
  • рецензирование работ
  • обсуждение докладов
  • подготовка презентаций
  • подготовка и представление проектов
  • исследование

Чаще всего используется фронтальная работа. Она особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Фронтальная работа позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах и группах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Так как дети на моих уроках садятся по своему желанию, то и выбор соседа по парте предполагает позитивный эмоциональный настрой. Также возможна работа в парах сменного состава.

Для наиболее успешного усвоения материала, я применяю следующие средства обучения:

Простые средства:

• словесные (учебники, рабочие тетради и т.д.);

• визуальные (словари, таблицы, карточки и пр.)

Сложные средства:

• аудиальные средства ( CDпроигрыватель, аудиофайлы на компьютере);

• аудиовизуальные (звуковой фильм, клип, видеоурок, флипчарты);

• средства, автоматизирующие процесс обучения (компьютер, интерактивная доска, сеть Интернет, специальные обучающие программы).

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к предмету. Все перечисленные методы и формы и средства организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебе, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию лингвистического и страноведческого кругозора, а также культуры поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы контроля в начальной школе на уроках английского языка

Попытка анализа различных методов и критериев оценивания знаний учащихся начальной ступени обучения по иностранному языку...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

Формы и методы обучения грамматике на уроках английского языка (в младших классах)

Изучение иностранного языка невозможно без усвоения грамматики этого языка. Начинать обучение грамматике необходимо уже на младшей ступени обучения. Усвоение грамматики иностранного языка успешно прох...

Формы и методы организации работы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения

В статье рассматриваются формы и методы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения английскому языку. Следует отметить, как   информационно-коммуникационные технологии помогают  в о...

Новые формы и методы работы на уроках английского языка как условие качества образования.

Использование новых технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным....

Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе.

Доклад по самообразованию на тему: Коммуникативная компетенция учителя в организации учебной деятельности с использованием интерактивных форм работы на уроках английского языка в начальной школе....

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...