Опытно-практическая работа по развитию грамматических умений и навыков на среднем этапе обучения.
методическая разработка по английскому языку по теме

Григорьева Анна Андреевна

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации округа Муром Владимирской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 имени Героя Советского Союза В.И.Филатова»

Методическая разработка

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Подготовила:

Учитель английского яз.

Григорьева А.А.

Г. Муром-2011.

Опытно-практическая работа по развитию грамматических умений      и навыков на среднем этапе обучения.

I. Игры – соревнования, игры – конкурсы. Диагностика формированности грамматической компетентности (материалы констатирующего эксперимента).

Цель: выявить качество владения детьми грамматическими умениями и навыками.

Преподавание есть искусство, а не ремесло - в этом самый корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания.

Вернемся однако к мысли, что необходим поиск новых подходов в преподавании иностранных языков. Необходимо использовать активные методы обучения. Кому не известно, как трудно вызвать интерес к изучению иностранного языка у учащихся, например, сельской малограмотной школы.

Мы работаем над темой: «Игра на уроке английского языка как эффективное средство усвоения грамматического материала школьниками на среднем этапе обучения».

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную, коммуникативную, игротерапевтическую, диагностическую функцию коррекции, социализации, межнациональной коммуникации. Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденный материал и запоминать все новое. Еще одним условием игры является ее доступность детям. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Вернемся к мысли о том, что перед учителем иностранного языка стоит задача воспитать ученика как коммуниканта. Главная цель обучения иностранному языку – умение использовать его как средство общения. Игра концентрирует внимание участником, тренируя все навыки и умения. Игры дают участнику игры возможность почувствовать язык как средство общения.

На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В.Рогов и др. выделяют узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды); отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять свои учебные обязанности. Атак как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно – познавательные, исходящие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к предмету снижается. Это говорит о том, что наличие желания изучать иностранный язык само по себе еще не обеспечивает положительную мотивацию. Она должна быть подкреплена интересами учащихся к выполнению учебной деятельности. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся интерес к предмету.

Мы рассматриваем игру как упражнение способствующее формированию собственного мнения и суждения. Поэтому, чтобы научить ребенка правильно построенной, разговорной речи на иностранном языке мы используем игровые грамматические технологии на среднем этапе обучения. Базой исследования являются ученики 8 класса средней школы №20. Этот класс изучает английский язык по учебнику Владимира Петровича Кузовлева. А все знают, что этот учебник очень насыщенный и достаточно сложный для понимания. В этом классе учитель раньше никогда не применял игровые технологии для обучения иностранному языку. Для нас этот факт был очень важен, так как нам хотелось проверить именно эффективность игровых технологий. Перед тем, как мы начали использовать грамматические игры, для обучения иностранному языку, мы провели грамматический тест, для того чтобы выяснить каким же уровнем обучения грамматики обладают ученики 8 класса «А».

Характеристика грамматического теста.

Цель данного теста: проверить умение учащихся использовать свои грамматические навыки и умения.

Проведенный нами на первичной диагностике грамматический тест состоит из 4х заданий. В 1-м задании нужно заполнить таблицу разными временными формами одного и того же глагола. В данном случае это был глагол – to write. Второе задание состоит из 6-и предложений на русском языке, для каждого из которых нужно выбрать правильную форму глагола. Все формы глаголов даются ниже под предложениями, в разнобой под буквами а, б, с, d, e, f. В 3-м задание дан текст, в котором нужно раскрыть скобки, поставить глагол в Past Indefinite или в Past Continuous. И последнее 4-е задание состоит также из текста, который называется «Apout Myself». Здесь, тоже нужно раскрыть скобки и поставить глаголы в нужную видовременную форму, т.е. это последнее 4-е задание на все пройденные английские времена.

Констатирующий эксперимент показал следующие результаты: только 4человека из 14 получили оценку хорошо (4); 5 человек получили отметку – удовлетворительно (3); и 5 человек – не удовлетворительно (2).


Результаты теста отражены на данном графике.

II. Проектирование педагогической деятельности по развитию грамматической компетентности (материалы формирующего эксперимента).

Цель: апробация разработанных игровых технологий, обучение грамматике с целью развития речевых умений и навыков в рамках урока английского языка.

Констатирующий эксперимент показал достаточно низкие результаты. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта учащиеся к 8 классу должны знать следующие времена английского глагола: простое настоящее время (The Present Indefinite Tense), простое прошедшее время (The Past Indefinite Tense), простое будущее время (The Future Indefinite Tense), прошедшее продолжительное время (The Continuous Tense) и настоящее совершенное время (The Present Perfect Tense).Но первичная диагностика показала, что учащиеся не усвоили данный грамматический материал к 8 классу. Поэтому нами была разработана система грамматических игр. Нами уже был отмечен тот факт, что на средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Поэтому, на наш взгляд, на среднем этапе обучения иностранного языка средством повышения эффективности учебного процесса являются

Мы выбрали именно эти игры, так как в них присутствует элемент соревнования и соперничества. Таким образом, ребята сами становятся заинтересованными в своей победе, а так как игры грамматические, чтобы победить они должны хорошо знать тот или иной грамматический материал. Поэтому благодаря таким играм они не только вспомнят пройденный ранее грамматический материал, но и еще раз повторят, и осмыслят его.

Первая грамматическая игра, которую мы провели с учащимися 8 класса «А», была на повторение и сравнение двух английских времен: простое настоящее время и настоящее продолженное время. Весь класс был поделен нами на 4 команды, каждая команда получила по карточке с текстом, в котором учащиеся должны были раскрыть скобки, поставив глаголы в Present Indefinite или Present Continuous. Перед выполнением этого задания еще раз вместе с учителем вспомним, что это за времена и какая между ними разница. Затем мы засекли время, за которое каждая команда должна раскрыть скобки, поставив глагол в нужную грамматическую форму. Та команда, которая справилась всех быстрее, и  начинает читать текст. Учительница тем временем открывает внутреннюю сторону доски, на которой дается ключ с ответами к этому тексту. И если, после проверки, выясняется, что эта команда справилась правильно с заданием, то каждый член этой команды получает по «+». Три плюса, набранные тем или иным учеником автоматически превращаются в пятерку «5».

Следующая грамматическая  игра была посвящена повторению Простого прошедшего времени (Past Indefinite) и Прошедшего Продолженного времени (Past Continuous). На доску было повешено 4 картинки и под каждой картинкой было дано несколько слов, из которых учащиеся должны были составить предложения в Past Indefinite. И, кроме того, на доске был дан один общий вопрос:What did your mother do yesterday? , на которой учащиеся и должны были ответить по каждой картинке, используя в помощь слова. Отвечал тот, кто быстрее поднимал руку. После ответа на вопрос по каждой картинке в Past Indefinite, учащиеся теперь должны были ответить в Past Continuous. При этом, общий вопрос ко всем картинкам был уже следующим: What did your mother do yesterday at 3 o clock? Учащиеся, которые дали правильные ответы, также получили по плюсу (+).

Третья грамматическая игра была на повторение Настоящего совершенного времени (The Present Perfect Tense). Перед игрой, учащиеся вспомнили как же образуется это время и какие указатели времени определяют его. Затем весь класс, снова был поделен на группы или команды. Их было две, т.е. по 7 человек в каждой. Каждой команде было раздано по карточке, с одинаковым заданием. Задание было следующим: в карточках было дано по 7-мь вопросов в Present Perfect, и каждый участник одной из 2-х команд должен был дать развернутый ответ на один из семи вопросов в этом же времени (т.е. 7-мь вопросов для 7-ми участников каждой команды). Затем мы также засекали время – 3 минуты. Та команда, которая справилась быстрее и дала хорошие, правильные ответы и выигрывает. Что касается проигравшей команды, она в свою очередь, тоже дает ответы на заданные вопросы, но в отличие от победившей плюсы не получает.

Четвертая грамматическая игра была посвящена сравнению Present Perfect and Past Simple. Весь класс был поделен на 3команды, каждая из которых получила по карточке, которая состояла из 2 заданий.

1-е задание: из правой колонки выберите ту видовременную форму глагола, которую следует употребить при переводе следующих предложений.

  1. Он уже посмотрел этот фильм.

    а) saw;         б)  has seen  

 2.Он видел этот фильм на прошлой неделе.

    а)  has seen    б) saw

    Keys:     1(в), 2(в)

2-е задание: заполните пропуски. Выберите из предлагаемых ниже вариантов подходящую по смыслу форму глагола.

-Hello, Pete, I ….(1) you for ages.

-I was on holiday. I….(2) last night.

-…(3) your holiday this year yet, Mary?

-Not yet. I am taking it at the end of June.

-Where are you going? I think ot going to the Crimea.

-But you….(4) there twice.

(1)     a) didn t see   в) haven t seen

(2)     a) came back  в) have come back

(3)     а) Did you have  в)  Have you had

(4)     a)  were          в) have been

Keys: 1в, 2а, 3в, 4в.

Затем мы засекаем время – 3мин. Та команда, которая справилась с заданиями первая, и побеждает, если все выполнено правильно. Ключи даны на внутренней стороне доски.  

Следующая игра была на повторение Простого будущего времени (Future Indefinite Tense). На доску было повешено несколько картин с изображением: зоопарка, театра, парка, музея и школы (zoo, theatre, park, museum, and school) и ребятам было предложено поговорить о планах на будущее, т.е. ответить по этим картинкам на данные вопросы: Where will you go during the holidays? And Where will you not go? Why? Тот, кто из ребят дает наиболее полный ответ и выигрывает, получив плюс за работу на уроке.

III. Анализ результатов практической работы по развитию грамматических умений и навыков у учащихся на среднем этапе обучения (материалы контрольного эксперимента).

Цель: обнаружить положительную динамику в формировании грамматической компетентности у учащихся на среднем этапе основной школы.

После применения разработанных грамматических игр в 8 классе средней школы №20 был проведен повторный тест, который был при первичной диагностике.    

Результаты теста отражены на данном графике.

Контрольный эксперимент показал следующие результаты: из 14-и человек, 5 человек получили отлично (5), 8 человек – хорошо (4) и 1 человек – удовлетворительно (3).

Выводы: Практика показала, что использование игровых технологий для обучения грамматике учащихся на средней ступени основной эффективно, и положительные результаты позволили наметить перспективы дальнейшего использования игровых технологий.  

   

          

   


Заключение.

Для того чтобы сделать свой урок интересным и увлекательным учителю приходиться постоянно работать. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, мы выбрали игру. Используя её как средство обучения, многие выдающиеся педагоги справедливо отмечали большие потенциальные возможности игры. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Обучающие игры помогают делать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденный материал и запоминать все новое. Еще одним условием игры является её доступность детям. Игра  активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

Вернемся к мысли о том, что перед учителем иностранного языка стоит задача воспитать ученика как коммуниканта. Главная цель обучения иностранному языку – умение использовать его как средство общения. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать.

Наблюдение за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых приемов, игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить  интерес к языку. К этому следует добавить, что главным ведущим направлением работы школы должно быть формирование нового человека: растить активного, творчески мыслящего человека. А. Луначарский указывал, что первая широкая проблема школы – развитие человека. Вторая – более узкая – найти для каждого человека наилучшие  применения его способностей и сил.

Коммуникативная природа языка все еще остается не до конца познанным явлением. Согласно традиции при обучении иностранным языкам с самого начала моделируется “книжный” вариант формулирование замысла, что не только лишает речь необходимой естественности, но и затруднят процесс практического формирования и формулирования мысли на иностранном языке. Изучение естественных процессов грамматического конструирования высказывания при овладении не только родным, но и иностранным языком позволяет повысить эффективность обучения иноязычной грамматике с самого начала овладения ею, придать естественность высказываниям учащихся в учебных условиях на основе грамматике разговорного языка.


Список литературы

1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М.,1996.

2. Боэкович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.

3. Бюлер К. Духовное развитие ребенка.М.,1924.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.М.,1991.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. №6.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.,1991.

7. Дианова Е.М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении иностранному языку// Иностранные языки в школе, 1988.№3.

8. Димент Л.Г. Организация игр на уроке // Иностранные языке в школе, 1987 .№3.

9. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

10. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М.,1992.

11. Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М., 1975.

12. Касевич В.Б. Элементы общей лингвистики. М., 1979.

13. Капицева Е.Н. , Никольская Н.В. Обучение устной речи в средней школе // иностранные языки в школе, 1956.№5.

14. Кодухов В.И. Введение в языкознание.М., 1987.

15. Колесникова О.А. Ролевая игры в обучении иностранным языком // Иностранные языки в школе, 1989.№4.

16. Колоцуя Д.А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М.,1909.

17. Кон И.С. в поисках себя. М.,1984.

18. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение . М., 1979.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.. 1959.  

21. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языком. М., 1988.

22. Люшер М. Сигналы личности . Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995.

23. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.

24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.

25. Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960.

26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

27. Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры// Хейзинга Й. Homo ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.


                                        Приложение.

                      Содержание грамматического текста.

                                        Задание I.

Заполнить таблицу разными временными формами одного и того же глагола.

Данный глагол – to write

Present Indefinite –

Present Continuous –

Present Perfect –

Past Continuous –

Future Indefinite –

Keys: writes, is writing, has written, wrote, was writing, will write.

                                 

                                      Задание II

Выбрать из данных форм английского глагола одну правильную для каждого из предложенных предложений.

  1. Я изучаю английский язык каждый день.
  2. Я учил английское стихотворение вчера.
  3. Я буду изучать английский язык в следующем году.
  4. Я изучаю английский язык сейчас.
  5. Я изучал английский язык вчера в 5 часов.
  6. Я изучаю английский язык уже в течении 3 лет.

Данные формы английского глагола: a) learn, b) have learnt, c) was learning,  d) learnt, e) will learn, f) am learning.

Keys: 1a, 2d, 3e, 4f, 5c, 6d.

                                         

         

                                 

                                                    Задание III

Нужно раскрыть скобки, поставив глагол в Past Indefinite или в Past Continuous.  

                                                             

                                    Данный текст:

Last night a friend of mine (to celebrate) his birthday. When I (to arrive), I (to see) that his flat (to be) full of guests. I (to enter) the sitting room. Some boys and girls (to dance). Several guests (to sing) a merry song and the host (to play) the piano. A group of girls (to listen) to music and other people (to watch) television. The guests (to enjoy) the feast when I left. I (to have) a very good time east night .

Keys: was celebrating, arrived, saw, was, entered, were dancing, were singing, was playing, were listening, were watching, were enjoying, had.

                                     

                                        Задание 4

Нужно раскрыть скобки, поставить глагол в нужную видовременную форму.

Данный текст: «About myself».

I (to go) school. I (to eive) in Moscow.

I (to ecarn) English since the forth form. Now I (to read) «the Magic of Oz». I (to read) aeready the chapter one. Last summer I (to go) to a pioneer camp. Last year at this time. I (to read) «the Citadel» by A.Cronin.

I (to leave) school in four years time.

Keys: go, live, have learnt, am reading, have read, went, was reading, will leave.

Содержание грамматической игры, которую мы использовали для закрепления новой грамматической темы: Passive Voice.

Так как уже было отмечено, мы использовали игры – конкурсы, игры – соревнования. Это пример одной из таких игр.

Весь класс из 14 человек был поделен на 2 – команды, по семь человек в каждой. Затем, каждой из команд было дано по карточке, на которых были изображены следующие предметы: стол, ножницы, спички, линейка, бутылка и ботинки. Ребятам нужно было сказать, из чего сделаны эти предметы, т.е. ответить на вопрос, который был дан в карточке:What are these things made of? Также на доске были даны подсказки для ребят: glass (стекло), plastic (пластмасса), wood (дерево), leather (кожа), steel (сталь). После того, как каждая команда получила карточку, учитель засек 3 мин, по истечению которых учащиеся должны были ответить на вопрос в карточке. Те учащиеся, которые отвечали правильно, приносили очко (т.е. плюс (+)) своей команде.

Keys A bottle is made of glass.

A ruler is made of plastic.

A table is made of wood. Shoes are made of leather. Matches are made of wood. Scissors are made of steel.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Роль коммуникативного подхода при формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку."

В презентации представлена проблема исследования, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи  и методы исследования. А также рассмотрены 3 этапа эксперимента....

«Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школьного цикла. ...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

Формы и методы организации работы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения

В статье рассматриваются формы и методы в развитии навыков письма на среднем этапе обучения английскому языку. Следует отметить, как   информационно-коммуникационные технологии помогают  в о...

Тема: «Формировании грамматических навыков английского языка на среднем этапе обучения средствами образовательных технологий»

Интернациональное воспитание играет большую роль в современном обществе, поэтому «иностранный язык», как предмет, обладает большими возможностями по сравнению с остальными предметами школь...