Сборник диагностических заданий
учебно-методический материал

Большаков Юрий Робертович

 

Сборник упражнений, направленных  на  тренировку  и  диагностирование  внимания,  оперативной  памяти, воображения, комбинированного  и  логического  мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_shahmaty.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

«ЦЕНТР  ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА»

СБОРНИК  УПРАЖНЕНИЙ,

направленных  на  тренировку  и  диагностирование  внимания,  оперативной  памяти, воображения, комбинированного  и  логического  мышления.

Составитель  

педагог  доп. образования

Большаков Юрий Робертович

Нижневартовск, 2017

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

     Методика тестирования оперативной памяти

По сложившейся традиции шахматы в одном случае рассматриваются как самостоятельный вид деятельности, в котором необходимо совершенствоваться, в другом случае - как средство развития интеллекта, эффект от которого связан с переносом тех или иных качеств личности на различные виды интеллектуальной деятельности.

Основная задача тех программ, которые существуют сегодня обучение основам шахматной игры и совершенствование спортивного мастерства. Задача целенаправленного формирования тех или иных интеллектуальных качеств обучаемых специально не ставится и решается лишь в той мере, в какой тренировочные занятия и сама игра обеспечивают формирование этих качеств.

Программа обучения ориентирована на процесс развития интеллекта школьников посредством шахмат и включает в себя специальные методы, для реализации которых используются упражнения избирательного характера или так называемые избирательные упражнения. Особенностью этих упражнений является то, что они обладают способностью избирательно воздействовать на определенные интеллектуальные функции учащихся таким образом, что данные функции попадают под максимальную «нагрузку».

Упражнения избирательного характера не предъявляют каких-либо особых требовании к уровню шахматных знаний, за исключением самых элементарных. Это отличает избирательные упражнения от тех упражнений, которые используются в тренировочном процессе. Успешность решения различных шахматных задач, этюдов, комбинаций, то есть упражнении, моделирующих реальные шахматные ситуации, определяется не только уровнем развития интеллектуальных способностей шахматиста, но и объемом имеющихся у него знаний, что серьезно ограничивает возможности применения таких упражнений на начальном этапе обучения.

Упражнения избирательного характера могут составляться в соответствии с любой темой тренировочного занятия. Следует только различать особенности упражнений, предназначенных для тренировки тех или иных интеллектуальных функций. Рассмотрим основные типы упражнений, направленных на тренировку таких интеллектуальных   функций,   как    внимание,   оперативная    память,    воображение, комбинаторное и логическое мышление.

Упражнения для тренировки внимания

Внимание само по себе не является особой интеллектуальной функцией, оно присуще любому психическому процессу и выступает как форма организации этого процесса. Исходя из этого, и были разработаны упражнения для тренировки внимания, которые условно можно разделить на две группы: упражнения на устойчивость внимания (№№ 1 - 4) и упражнения на распределение внимания (№№ 5, 6).

По типу данных упражнений преподавателем могут быть самостоятельно составлены и другие упражнения для тренировки внимания.

№ 1        Белые: СО;    Черные: Лс5, Л е4, об, с7, d5, f5.

№ 2       Белые: JIgl;    Черные: Ла5, JId2, Cd6, Ce4, еЗ.

№3        Белые: Kpd2; Черные: ЛЫ. Cdl, Kc5, Ь2, d4, d6. f5.

№4       Белые: ФеЗ;   Черные: Ла1, JIg8, Се 1,1 <х5, Кд 1.

№5       Белые: Ла1. Лс7, Chi, Kdl, Ke8, сЗ, 13; Черные: CaS, Kd2, a2. a4, еб.

№6        Белые: ФЬ5, Лс14, ЛгЗ, Cf7, Cg5, h3;

Черные: ФЬ7, ЛВ, Лg6, Cg4, КаЗ, Kg8.

Упражнения №1 и №2 представляют собой «шахматные лабиринты», в которых необходимо найти кратчайший путь к заранее заданной цели. Перемещается только та фигура, которая должна пройти этот путь. При этом она не имеет право становиться на поля, битые фигурами противоположного цвета. В упражнении №1 решение состоит в перемещении белого слона на поле с!7 по маршруту: О - g2 - f 1 - аб - с8 - d7, а в упражнении №2 - в перемещении белой ладьи на поле Ъб по маршруту: gl- с I - сЗ - ЬЗ - Ь6.

Упражнение №3 похоже на лабиринт, но отличается от предыдущих тем, что в нем не задается конечный пункт перемещения фигуры, а лишь ставится задача: за наименьшее количество ходов уничтожить все фигуры противоположного цвета. Здесь также ходит только одна фигура. Решение -перемещение белого короля по маршруту: 62 - el - О - g3 - f4 - f5 - f6 - e7 -d6 - c5 - d4 - сЗ - Ь4 - аЗ - a2 -b 1 - Ь2 - с 1 -d 1.

В упражнении №4 необходимо поставить на доску черного ферзя так. чтобы белому ферзю некуда было ходить. Решение: Фс16.

Успешность решения данных четырех упражнений определяется способностью поддерживать высокий уровень концентрации внимания на протяжении всего процесса их выполнения.

В следующих двух упражнениях необходимо выполнить два основных действия: одну фигуру перемещать по одному маршруту, другую -по другому.

В упражнении № 5 белого слона необходимо переместить на поле а8, черного - на поле h1 . Запрещается становиться под бой фигур противоположного цвета и возвращаться на предыдущее поле. Маршрут перемещения слонов - единственный. Задание: определить, какой слон быстрее и за сколько ходов достигнет цели, если первый ход делают белые. Решение: t. Cg2 Cd5 2. Ch3 СЬЗ 3. Cg4 Cc2 4. Ch5 Cd3 5. СП СП 6. Cg6 Cg2 7. Cd3Chl.

В упражнении № 6 ходят только белая пешка h3 и черный конь аЗ. Каждым своим ходом они должны бить фигуру противника. Выигрывает тот, чья фигура остается «в живых». Задание: определить, кто выигрывает при ходе белых и за сколько ходов. Решение: 1. hg К:Ь5 2. gf K:d4 3. fg K:O 4. gh K:g5  5.hgOK:f7 6. Ф:Г7.

Сложность каждого упражнения определяется тем количеством ходов, которое необходимо сделать для выполнения задания.  Путем  изменения количества ходов в упражнении можно варьировать его сложность с учетом индивидуальных особенностей внимания учащихся.

Упражнения для тренировки оперативной памяти

Оперативная память - одна из тех интеллектуальных функций, которые определяют успешность практически любой деятельности, в том числе и учебной. Под оперативной памятью понимают способность сохранять текущую информацию для выполнения конкретных действий. Данная особенность оперативной памяти формируется и закрепляется в соответствующих упражнениях.

Упражнения для тренировки оперативной памяти следует выполнять в парах: учитель - ученик или ученик - ученик, т.е. один из учащихся выполняет роль обучающего, другой - роль обучаемого.

Упражнения составляются педагогом таким образом, чтобы для их выполнения   ученику   необходимо   было   все   время   сохранять   в   памяти последнее местоположение фигур, например, в ответ на заданное учителем перемещение учащиеся должны назвать ту фигуру и ее местоположение, которая  взаимодействует  (защищает  или  защищается  ею)  с  только  что перемещенной.  В  дальнейшем  учитель  сообщает,  куда следует мысленно перемещать    называемые    фигуры,    а    учащиеся    определяют    их местоположение.

Продолжительность   упражнений   ограничена  количеством   «ходов», которые должны совершать учащиеся, а сложность упражнений определяется количеством задействованных фигур.

Упражнения для тренировки воображения

Различают воображение репродуктивное и творческое. Здесь речь пойдет о репродуктивном воображении как способности создавать образы на основе ранее воспринятой информации.

Главная особенность упражнений, предназначенных для тренировки репродуктивного воображения, - выполнение их без фигур на доске. Практически все упражнения, требующие мысленного перемещения фигур, в той или иной мере способствуют развитию этой интеллектуальной функции. Это значит, что нет необходимости разрабатывать какие-либо специальные упражнения, основное внимание следует обратить на способ их предъявления.

Существуют три таких способа. Первый предполагает мысленное оперирование фигурами при наглядной опоре на шахматную доску и расставленные на ней фигуры. Второй способ предполагает опору только на шахматную доску. Начальное расположение фигур задается либо письменно, либо устно, но на шахматной доске не устанавливается. Третий способ -предъявление упражнений без доски.

       Если за основу  взять  какое-либо упражнение  на  внимание  и

предъявить его, не расставляя фигур на шахматной доске, разрешив смотреть на нее, то наибольшая нагрузка будет падать уже на функцию воображения.

Еще  несколько  упражнений  для  тренировки  воображения,  которые  можно использовать на начальном этапе обучения.

  1. Называется поле, например, с5, необходимо определить его цвет.
  2. Называются  попарно  поля,  например,  ЬЗ   и  е4,  необходимо  определить, находятся ли эти поля рядом.

3.Называются попарно диагонали, например, а8 - hi   и аб - с8, необходимо определить, пересекаются ли они, если да, то на каком поле.

4.Называется местоположение какой-либо фигуры, например, Сс4, и поле, например, вб, необходимо определить, может ли эта фигура попасть на данное поле.

5.Называется   место  положение   одной   или  нескольких   фигур, необходимо определить, какие поля одновременно бьются этими фигурами.

6. Называется  местоположение  фигур  противоположного   цвета, необходимо определить, какие поля одновременно бьются этими фигурами.

           Таких упражнений можно составить очень много. Сложность данных упражнений определяется как способом их предъявления, так и количеством задействованных фигур.

Упражнения для тренировки комбинаторного мышления

Комбинаторное мышление является более сложной интеллектуальной функцией, основу которой составляет установление элементарных логических связей между элементами задачи и перебор различных вариантов решения.

Упражнения для тренировки комбинаторного мышления можно разделить на две группы. Первая группа упражнений (№№ 7-10) ориентирует учащихся на поиск способов достижения цели и характеризуется преобладанием переборного компонента мышления. Вторая группа упражнений (№№ 11-12) ориентирует на поиск конечной ситуации, обеспечивающей решение задачи, и отличается большим удельным весом  логического компонента мышления.

В упражнениях №№ 7-10 ходят фигуры только одного цвета. Задача состоит в том, чтобы за минимально возможное количество ходов уничтожить все фигуры противоположного цвета. При этом запрещается становиться под бои чужих фигур.

№7      Белые: Саб, Ке7, с4;      Черные: Лс8, Cd5, е2.

№8      Белые: Сс7, Cd3} e7, п; Черные: ЛсЗ, Кеб.

№ 9     Белые: Kpel. JIhl, f2, g4;

Черные: Cal, Cc2, Kc4, Kd4, a7.

№ 10 Белые: CD, d4,f2;         Черные: Лсб, Ле5, е7;

№ 11  Белые: Hg3. Hg5, Ce8, Кеб;

Черные: Кре4, Фп2, Chi, Ka7, Ke7.

№ 12   Белые: KpfE.Kc2.Kel;

Черные: Kph8, Cd8, Cf5, Ь4, с5; d5, f4, f6, g6, hi.

В упражнении № 7 решение достигается в 3 хода: 1. cd 2. С:е2 3. К:с8. Упражнение Кч 8 решается в 5 ходов: 1. КЬ4 2. Л:с7 3. K:d3 4. Л:е7 5. K;f2. Упражнение JY« 9 имеет необычный 1-й ход: 1. 0-0, после чего решается очень просто: 2. Л:а1 3. Л:а7 4. Лd7 5. ЛА4 б. Л:с4 7. Л:с2. Упражнение № 10 -самое трудное в этой группе - решается в 8 ходов: 1. Cg2 (или 1. Chi, I. Cg4) 2. F4 3. fe 4. d5 5. dc 6. c7 7. c8K 8. K:e7.

Упражнения № 11 и № 12 имеют другое задание: поставить мат в определенное количество ходов. Также ходят фигуры только одного цвета.

Решение упражнения № 11: 1. Са4 2. СЬЗ 3. Сс4 4. Cd3. Сложнее упражнение № 12: 1. К а 1 2. КЬЗ 3. К:с5 4. КЬ7 5. Kd6 6. Kf7.

Сложность упражнений можно варьировать, изменяя количество ходов, необходимых для решения.

Упражнения для тренировки логического мышления

В отличие от комбинаторного основу логического мышления составляет установление причинно-следственных связей и логических закономерностей. Упражнения для тренировки логического мышления решать путем перебора различных вариантов либо очень сложно, либо

вообще невозможно. Еще одна особенность данных упражнений - наличие динамического противодействия защищающейся стороны.

№ 13      Белые: Cdl,Cd8,Kh8;     Черные: Са7, СЬЗ, КеЗ, аб, сЗ, Ьб.

№14     Белые: Cf2, c5, f4;        Черные: Л17, а4, а8, Ь5, сб, d7, еб.

Данная   позиция   учебная.   В   практической партии пешка черных   на а8 находиться не может.

№\5     Белые: СЬ7, КсЗ, с4, е5;   Черные: КрА7, СЬ6, СЬЗ, с5, еб, f5, Ь6.

В упражнении № 13 ходят и фигуры белых, и фигуры черных, неподвижны только черные пешки. Задача белых - выиграть хотя бы одну из них. Белые должны каждым своим ходом создавать угрозу выигрыша какой-либо пешки, черные - парировать ее. Необходимо найти такую последовательность угроз, которая не могла бы быть отражена черными. Решение: I. Kf7 Kg4 (1... Kf5) 2. Се2.

В упражнениях № 14 и № 15 также ходят фигуры белых и фигуры черных, кроме короля и пешек, которым также запрещается становиться под бой друг друга. Но сложность этих упражнений несколько выше предыдущего.

В упражнении № 14 задача белых сводится к тому, чтобы попасть слоном на поле а7, задача черных - воспрепятствовать этому. Поставленная задача требует рассуждения от обратного: как не дать ладье помешать переводу слона. Логически выводится, что необходимо воспрепятствовать попаданию ладьи на поля Ь8, с7 и Ь7. Затем осуществляется практическая реализация замысла: 1. Cd4 JH5 2. СсЗ JIf8 3. Се5 Лс8 4. Cd6 Ле8 5. Сс7 Лс8 6. СЬ6 ЛЬ8 7. Са7.

В упражнении № 15 белым необходимо конем объявить шах черному королю. Для того чтобы решить эту задачу, нужно прийти к заключению, что нельзя допускать перевода оелопольного слона черных на диагональ е8 - h5. Решение: 1. СО СП 2. КЬ5 Cd3 3. Kd6 Cc2 4. Kt8+ или 1... Сс7 (с идеей 2. КЬ5 СЬ8) 2. Ке2 с последующим 3. Kf4 и 4. Kh5A.

Сложность упражнений для тренировки логического мышления определяется   не   столько   количеством   ходов,   сколько   количеством

логических выводов, которые необходимо сделать, чтобы решить задачу.

Рассмотренный   материал   может  быть  использован  для  разработки комплексов  ментальных  упражнений  различной  сложности,  помогающих решать задачу целенаправленного развития интеллектуальных способностей детей и подростков.

Методика тестирования оперативной памяти

Характеристики кратковременной и долговременной памяти проявляются в способности ученика воспроизводить изложенный учителем материал сразу или через несколько дней, и каждый педагог хорошо знает степень развития этих видов памяти у всех своих воспитанников.

Оперативная память в процессе учебной деятельности развивается недостаточно и практически не имеет внешних признаков, по которым учитель мог бы примерно определить уровень ее развития.

Любопытны по своим результатам следующие две работы психологов. Маргарет и Ллойд Петерсоны провели очень простой эксперимент. Они попросили молодых людей запомнить три согласные буквы, а спустя 18 секунд воспроизвести их. В промежутке между предъявлением букв и моментом, когда нужно было их припомнить, испытуемые должны были в быстром темпе вести «обратный счет тройками». При «обратном счете тройками» испытуемый, начиная с произвольно указанного трехзначного числа, например 487, должен вслух называть числа, получающиеся при вычитании 3 из каждого предыдущего, то есть 487, 484, 481, ... Эксперимент дал удивительные результаты - никто из испытуемых не смог запомнить эти три буквы.

Роль оперативной памяти в воспроизведении шахматных позиций изучали Саймон и его сотрудники. Результаты этих исследований показали, что большинство мастеров шахматной игры могут безошибочно воспроизвести позицию, если им показать доску всего на 5 секунд. Кроме того, путем регистрации движений глаз шахматистов было установлено, что их внимание было сосредоточено не на всех фигурах, а только на тех, которые занимают важное стратегическое положение.

Педагог дополнительного образования, занимающийся с начинающими шахматистами, может воспользоваться следующей методикой тестирования оперативной памяти.

Вначале необходимо приготовить диаграммы теста, текст теста, секундомер и чистый лист бумаги, затем объяснить учащимся условия работы с тестом, которые сводятся к следующему:

на тренировочной диаграмме в случайном порядке расположены фишки, которые, согласно правилам, могут «перемещаться» только снизу вверх, каждый раз на одну клетку. При выполнении теста ученик в ответ на заданное учителем обозначение вертикали должен мысленно переместить фишку соответствующей вертикали на следующую горизонталь и назвать номер этой горизонтали. Последующие мысленные перемещения ученик должен совершать с учетом предыдущих. Если фишка достигает восьмой горизонтали, то следующим ходом ученик должен мысленно переставить ее на первую горизонталь и продолжить движение этой фишки с первого ряда.

Тренировочная диаграмма

8

7

6

5

*

4

    3

2

1

А

В

С

D

Е

F

G

Н

Контрольная диаграмма

8

7

6

5

4

3

2

1

А

В

С

D

Е

F            G

Н

После ознакомления с условиями работы педагог должен предоставить учащимся возможность потренироваться в решении теста по тренировочной диаграмме. Затем предлагается зачетная диаграмма без изображения фишек, их начальное расположение ученик должен представить под диктовку преподавателя, и проводится контрольное тестирование.

Учет времени следует начинать с первого зачетного хода. Если ученик совершает ошибку, тестирование приостанавливается, мысленно воспроизводится ситуация, возникшая в результате последнего хода, после чего эксперимент продолжается. Время, затраченное на воспроизведение ситуации, не учитывается. По ходу тестирования педагог на отдельном листе бумаги фиксирует количество совершаемых ошибок и общее время решения теста.

Пример теста оперативной памяти.

Тренировка.

Начальная позиция: А2, В5, СЗ, D4, El, F8, G6, Н7.

1. А(3). 2. В(6). 3. С(4). 4. D(5). 5. Е(2). 6. F(l). 7. G(7). 8. Н(8). 9. А(4). 1О.В(7). ll.C(5). 12.D(6). 13. Е(3). 14. F(2). 15. G(8). 16. H(l). 17. А(5). 18. В(8). 19. С(6). 20. D(7). 21. Е(4). 22. F(3). 23. G(l). 24. Н(2).

Контроль.

Начальная позиция: А5, ВЗ, С7, D1, Е6, F2, G8, Н4.

Вступительная игра: А(6), В(4), С(8), D(2), E(7), F(3), G(l), H(5).

Зачет: I. G(2). 2. В(5). 3. D(3). 4. А(7). 5. С(1). 6. Е(8). 7. Н(6). 8. F(4). 9. А(8). 10. В(б). 1 1. С(2). 12. D(4). 13. Е(1). 14. F(5). 15. G(3). 16. Н(7). 17. Н(8). 18. G(4). 19. F(6). 20. Е(2). 21. D(5). 22. С(3). 23. В(7). 24. А(1). 25. F(7). 26. Е(3). 27. G(5). 28. D(6). 29. H(l). 30. С(4). 3 1. А(2). 32. В(8).

Примечание. В скобках - ожидаемый ответ тестируемого.   ■

Рекомендуется учащихся 1-го года обучения тестировать на четырех вертикалях, 2-го года обучения - на шести, 3-го года обучения - на восьми вертикалях.

После эксперимента производится расчет скорости (отношение количества сделанных ходов к общему времени решения теста) и точности работы (процент правильных ответов от их общего числа).

Характеристики оперативной памяти связаны с некоторыми особенностями мышления человека, что позволяет педагогу по результатам тестирования судить не только об уровне развития оперативной памяти, но и оо особенностях мышления своих учеников.

Показатель точности свыше 85% характеризует высокий уровень развития оперативной памяти, показатель точности в пределах 75-85% -средний уровень, показатель точности менее 75%> - низкий уровень. Сочетание высоких показателей точности и скорости (свыше ] 5 ответов в минуту) функционирования оперативной памяти свидетельствует о преобладании у ученика образного и комбинаторного мышления, сочетание низких показателей точности и скорости (менее 10 ответов в минуту) -о преобладании абстрактно- логического мышления.

В соответствии с этими результатами учащимся с высокими показателями оперативной памяти и преобладанием образного и комбинаторного мышления рекомендуется больше решать упражнений на логическое и творческое мышление, учащимся с низкими показателями оперативной памяти и преобладанием абстрактно- логического мышления -больше уделять внимания тренировке оперативной памяти, воображения и комбинаторного мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диагностических методик оценки толерантности

Материал предназначен для социальных педагогов образовательных учреждений. Помогает провести обседование на определение межличностных отношений в детском коллекттиве....

Сборники диагностических процедур для кружка "Мастерская журналистики"

В сборник включены диагностические материалы, которые выявляют у обучающихся определённый набор сформированности универсальных учебных действий по дисциплине «Мастерская журналистики».Соде...

Сборник диагностических карт для изучения социально-значимых навыков и умений учащихся с умственной отсталостью

Диагностические карты могут использовать педагоги и специалисты коррекционной школы 8 вида  в работе с  учащимися с интеллектуальными нарушениями для изучения особенностей их психического и ...

Сборник диагностических заданий к туристско-краеведческим программам

В сборнике представлены диагностические задания, тесты, диаграммы для групповой и  индивидуальной проверки знаний в рамках туристической деятельности...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

Сборник диагностических материалов для программы профилактики наркомании

Анкеты, опросники, тесты для сбора информации по итогам проведенных мероприятий...

Сборник диагностических работ для 6 класса

Диагностические работы по русскому языку для 6 класса...