Сборник диагностических методик оценки толерантности
методическая разработка на тему

Волдаева Евгения Александровна

Материал предназначен для социальных педагогов образовательных учреждений. Помогает провести обседование на определение межличностных отношений в детском коллекттиве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики и критерии оценки толерантности учителей, класса и родителей

Для оценки толерантности учителя его исследуемые качества оцениваются по пятибалльной системе. В такой оценке могут принимать участие коллеги по работе, ученики и родители. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей).

Критерии для оценки толерантности учителя
(оценивают коллеги, например классные руководители)

  1. Уважительное обращение, доброжелательность.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Готовность к сотрудничеству, дух партнерства.
  4. Уважение человеческого достоинства.
  5. Уважение прав других на собственное мнение и готовность считаться с чужим мнением.
  6. Уважение права быть иным и принятие другого таким, каков он есть.
  7. Умение “гасить” и предотвращать конфликты.
  8. Интерес к проблемам других и готовность помочь.
  9. Уважение различных культур и верований.
  10. Отказ от причинения вреда и насилия (волевого решения, наказания, жалобы, доноса и т. п.).

Критерии оценки толерантности учителя
(оценивают учащиеся)

  1. Уважительное обращение, ровное, без окриков и угроз.
  2. Умение внимательно слушать и слышать.
  3. Желание разобраться в сути вопроса, проблемы, конфликта.
  4. Интерес к мнению учащихся и родителей.
  5. Интерес к проблемам учащихся, предпочтениям и увлечениям.
  6. Умение дать нужный совет.
  7. Доброжелательность.
  8. Стремление понять, поддержать и подбодрить.
  9. Признание права учащегося быть самим собой.
  10. Стремление принять справедливое решение.

Примечание. Оценка толерантности учителей учащимися анонимная: классный руководитель зачитывает вопрос, дети у себя на карточках с номерами вопросов ставят оценку и бросают карточки в коробку – "урну".

Для определения уровня толерантности класса исследуемые качества оцениваются по пятибалльной шкале. Оценку могут давать и учителя, и каждый ученик класса. В каждом случае баллы суммируют и делят на 10 (число вопросов) в каждой группе “экспертов” (учителя и ученики класса). Затем вычисляют среднюю оценку (с точностью до десятых долей). 

Критерии оценки толерантности класса

  1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь.
  2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек.
  3. Стремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса.
  4. Готовность принять и дать совет, предложение.
  5. Умение хвалить, соглашаться, утешать.
  6. Доброжелательность.
  7. Уважение личности, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики.
  8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая.
  9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить.
  10. Признание права каждого быть самим собой.

Для самооценки толерантности учителей и родителей рекомендуется использовать нижеприведенные анкеты.

Предлагается самотестирование родителей на родительском собрании. Учитель зачитывает вопрос, родитель у себя на листочке ставит баллы. Варианты ответов: да (+ 1), нет (- 1), не задумывался (0). Баллы суммируются. Важно получить положительную суммарную оценку своего умения быть толерантным в общении с ребенком. Родителям, получившим отрицательный результат, предлагается обсудить проблему. В каждом вопросе содержится совет родителю.

Анкета для самооценки толерантности родителей

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка?
  2. Учитываете ли Вы, что каждая новая ситуация требует нового решения?
  3. Стараетесь ли Вы понять требования ребенка?
  4. Воспринимаете ли Вы противоречия с ребенком как факторы нормального развития?
  5. Даете ли Вы время ребенку для осмысления Ваших требований?
  6. Пытаетесь ли Вы совместно с ребенком искать выход из конфликтной ситуации?
  7. Предлагаете ли Вы на выбор несколько решений проблемы?
  8. Стараетесь ли Вы ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость?
  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения?
  10. Стараетесь ли Вы расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений?
  11. Используете ли положительные примеры выхода из конфликта других детей и родителей?

Анкеты для определения толерантности учителя могут им использоваться в целях самооценки. Так же, как и в анкетах для родителей, каждый вопрос здесь является советом, рекомендацией, поводом задуматься о своем отношении к учащимся. Но данное анкетирование может проводить и завуч по воспитательной работе или председатель методического объединения классных руководителей. Тогда ответы учителей будут свидетельствовать еще и о том, объективна ли их самооценка. Ведь в большинстве случаев администрация в курсе произошедших конфликтов между учителями и учащимися, отношений педагога с классом, его поведения на уроках. Поэтому то, как учитель оценил сам себя, говорит о том, способен ли он признать свои ошибки и вообще видит ли он их.

Анкета для самооценки толерантности учителя

  1. Всегда ли Вы помните об индивидуальности ребенка? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  2. Отличается ли стиль Ваших отношений с “плохим” и “хорошим” школьником? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  3. Препятствуете ли Вы неуспевающим и несимпатичным Вам подросткам активно участвовать в коллективных делах? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  4. Часто ли Вы жалуетесь на детей их родителям? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  5. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей нелестные высказывания в адрес коллег? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  6. Позволяете ли Вы себе в присутствии детей резкие высказывания в адрес их сверстников из параллельных классов? / ”Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  7. Поощряете ли Вы открыто лидеров, противопоставляя их группе ребят или класса? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  8. Позволяете ли Вы себе резкие высказывания по поводу внешнего вида подростков? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)
  9. Хватает ли у Вас терпения разъяснять ребенку возможности негативных последствий его поступка или решения? / “Да” (+ 1); “Нет” (- 1)
  10. Демонстрируете ли Вы любовь к отдельным учащимся? / “Да” (- 1); “Нет” (+ 1)

Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполненность учебной среды, самооценку учащегося.

Приведенные выше методики работы помогут учителю понять, насколько выполнима в классе задача организации успешной учебной деятельности детского коллектива.



Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной толерантности

Инструкция. Вам предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Свои ответы следует проставлять («V» или «+») в одной из четырех колонок.

Проверьте себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам:

0 баллов - совсем неверно,

1 - верно в некоторой степени (несильно),

2 - верно в значительной степени (значительно),

4 - верно в высшей степени (очень сильно).

Баллы

1

Медлительные люди обычно действуют мне на нервы

2

Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

3

Шумные детские игры переношу с трудом.

4

Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.

5

Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

ВСЕГО:

Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.

Баллы

1

Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

2

Меня раздражают любители поговорить.

3

Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.

4

Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

5

Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

ВСЕГО:

Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.

Баллы

1

Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).

2

Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством.

3

Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне.

4

Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

5

Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем

ВСЕГО:

Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

2

Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен

3

Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

4

Мне неприятны самоуверенные люди.

5

Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

ВСЕГО:

Проверьте себя, есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Я имею привычку поучать окружающих.

2

Невоспитанные люди возмущают меня.

3

Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

4

Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

5

Я люблю командовать близкими.

ВСЕГО:

Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

2

Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

3

Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

4

Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

5

Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.

ВСЕГО:

Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

2

Меня часто упрекают в ворчливости.

3

Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.

4

Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

5

Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него тем не менее обижусь.

ВСЕГО:

Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

2

Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

3

Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

4

Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

5

Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

ВСЕГО:

Проверьте себя, каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).

Баллы

1

Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.

2

Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

3

Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

4

Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.

5

Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

ВСЕГО:



Предварительный просмотр:

Диагностика межличностных отношений.

Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко)

Инструкция. Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишены чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.

18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе — редкое качество.

21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

 Диагностика коммуникативной толерантности (В. В. Бойко). Дает возможность выявить у подростков способность принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я», в какой мере категоричны или неизменны их оценки в адрес окружающих, в какой степени они умеют скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей, есть ли у них склонность переделывать и перевоспитывать партнера, в какой степени они склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными, в какой степени они терпимы к дискомфортным состояниям окружающих, каковы их адаптационные способности во взаимодействии с людьми.

Испытуемым раздают бланки с тестовыми заданиями и читают инструкцию . После им предлагается оценить свое поведение в предложенных ситуациях по данной шкале:

0 баллов - совсем неверно,

1 - верно в некоторой степени (несильно),

2 - верно в значительной степени (значительно),

3 - верно в высшей степени (очень сильно).

Обработка и интерпретация данных

Подсчитайте сумму баллов, полученных вами по всем признакам, и сделайте вывод: чем больше балов, тем ниже уровень коммуникативной толерантности. Максимальное число баллов, которые можно заработать - 135, свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим, что вряд ли возможно для нормальной личности. Точно так же невероятно получить ноль баллов - свидетельство терпимости ко всем типам партнёров во всех ситуациях. В среднем, по нашим данным, опрошенные набирают:

руководители медицинских учреждений и подразделений - 40 баллов,

медсестры - 43 балла,

воспитатели - 31 балл.

Сравните свои данные с приведенными и сделайте вывод о своей коммуникативной толерантности.

Обратите внимание на то, по каким из 9 предложенных выше поведенческих признаков у вас высокие суммарные оценки (здесь возможен интервал от 0 до 15 баллов). Чем больше баллов по конкретному признаку, тем менее вы терпимы к людям в данном аспекте отношений с ними. Напротив, чем меньше ваши оценки по тому или иному поведенческому признаку, тем выше уровень общей коммуникативной толерантности по данному аспекту отношений с партнерами. Разумеется, полученные данные позволяют подметить лишь Основные тенденции, свойственные вашим взаимодействием с партнерами. В непосредственном, живом общении личность проявляется ярче и многообразнее.



Предварительный просмотр:

Диагностика принятия других

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

практически всегда;

часто;

иногда;

случайно;

очень редко.

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________Пол____________

Возраст _________________

Всегда

Часто

Редко

Никогда

Очень редко

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком. *

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми. *

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих. *

17. Каждый хочет быть приятным для другого.

18. Чаще всего люди недовольны собой.

Обратные суждения отмечены звездочкой (*).

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым.

60 баллов и больше - высокий показатель принятия других;

45-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;

30-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

30 баллов и менее – низкий показатель принятия других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность 5klass.net

Слайд 2

Сегодня мы хотим рассказать вам о толерантности.

Слайд 3

Немного истории История отношений между различными людьми и национальностями очень сложна и драматична. Часто между различными народами возникали конфликты.

Слайд 4

Мечтой лучших людей всех времён и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями!

Слайд 5

В нашей стране проживает более миллиарда человек , все они разных национальностей и живут дружно.

Слайд 6

Мы верим, что люди различных национальностей должны учиться понимать друг друга и они должны начинать это делать с раннего детства.

Слайд 7

Понимание друг друга ( толерантность ) ведёт к миру между людьми и народами.

Слайд 8

Что же такое толерантность ? Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Слайд 9

Толерантность это Терпимость к чьим - либо мнениям, верованиям, поведению Сострадание Принятие другого такой, каково это Прощение Уважение прав других Милосердие Уважение человеческого преимущества

Слайд 10

Что значит проявлять толерантность Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Слайд 11

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого .

Слайд 12

Значение слова толерантность в разных языках мира. В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то

Слайд 13

Нетерпимость Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм). Национализм - форма национального самосознания. Ксенофобия - любая постоянная боязнь (ненависть) к иностранцам. Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам. Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества. Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы над другой.

Слайд 14

Проявления нетерпимости: оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения; игнорирование (отказ в беседе, в признании); негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик); этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами); поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу); преследования, запугивания, угрозы ; дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм ( дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

Слайд 15

ксенофобия в форме этнофобий ( неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков») ; национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор); империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов); эксплуатация ( использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств); осквернение религиозных или культурных символов; религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов); изгнание (официальное или насильственное); сегрегация , включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы); 18) репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Слайд 16

Терпимость социально-психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.

Слайд 17

Формулы толерантного общения: - «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». - «Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему». - «Поставь себя на место того, кого ты осуждаешь».

Слайд 18

Для чего мне необходимо быть толерантным человеком?

Слайд 19

« МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА »

Слайд 20

Спасибо за внимание.

Слайд 21

Сказка « Мудрецы и слон» – О чём эта сказка? – Почему они так и не узнали, как выглядит слон? – Были ли мудрецы действительно мудрыми? – Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.

Слайд 22

План разрешения споров: 1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?» 2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко. 3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.

Слайд 23

Ток шоу «Точка зрения». «Мобильный телефон в школе». – Из-за чего разгораются конфликты? – Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины. – К каким результатам приводят конфликты?

Слайд 24

Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом. 3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию. Три результата конфликта

Слайд 25

Правила управления конфликтом: 1.Не прерывайте. Слушайте. 2. Не делайте предположений. 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте. 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих. 5. Закончите на позитивной ноте.



Предварительный просмотр:

Уровень межэтнической толерантности.

Данная методика предложена Щеколдиной С. Д. Она позволяет выявить профиль толерантности данной группы в межнациональных отношениях.

Каждому участнику группы предлагается определить свое отношение к предложенным утверждениям (приложение №13) по шкале:

+2 – полностью согласен;

+1 – скорее согласен, чем не согласен;

0 – затрудняюсь ответить;

-1 – скорее не согласен, чем согласен;

-2 – совершенно не согласен.

Преобладание ответов со знаком «+» говорит о толерантности группы. Со знаком «-» - об интолерантности группы.

1 Общаясь с людьми, нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.

2. В любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации.

3. Национальная принадлежность – это то, что всегда будет разъединять людей.

4. Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.

5. Надежный друг – только представитель своей нации.

6. толерантность.

Инструкция. Вам будет предожен ряд высказываний: пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно следующим образом:

«++» - сильное согласие (конечно, да);

«+» - слабое согласие (скорее да, чем нет);

«0» - ни да, ни нет;

«-» - слабое несогласие (скорее нет, чем да);

«--» - сильное несогласие (конечно нет).

Постарайтесь быть искренними. Свои оценки вы можете записывать напротив порядкового номера утверждения анкеты. Спасибо!

1. Группа, в которой существует много разных мнений, не сможет долго существовать.

2. Цивилизованные страны, как, например, Россия, не должны помогать народам Африки: пусть сами решают свои проблемы.

3. Хорошо, что меньшинство может свободно критиковать решение большинства.

4. Дети из более богатых семей не должны иметь право учиться в особых школах, даже за свои собственные деньги.

5. Было бы правильнее содержать приезжих из отсталых южных стран в специально отведенных районах и обучать в отдельных школах, чтобы ограничить их контакты с остальными людьми.

6. Вид молодого человека с бородой и длинными волосами неприятен для всех.

7. Маленькие народы, проживающие в нашей стране, должны иметь право без ведома российских властей устанавливать у себя некоторые особые законы, связанные с их традициями и обычаями.

8. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

9. Люди не созданы равными: некоторые из них лучше, чем остальные.

10. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

11. Внешний вид представителей небелой расы является хотя бы в чем-то, но отклонением от нормы.

12. Истоки современного терроризма следует искать в исламской культуре.

13. улучшать районы проживания бедноты – это бесполезная трата государственных денег.

14. Евреи – такие же полезные для общества граждане, как и представители любой другой национальности.

15. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

16. Хотя темнокожие люди и отстают от белых в экономическом развитии, я уверен(а), что между двумя расами не существует никаких различий в умственных способностях.

17. Человека. Который любит другую страну и помогает ей боше, чем своей, необходимо наказывать.

18. Мы не должны ограничивать въезд в наш город представителей других народов.

19. Это несправедливо, что выходцы из азиатских или африканских стран, даже если станут гражданами России, не могут получить хорошую работу или занять высокую государственную должность наравне с другими.

20. Все чеченцы по своей натуре одинаковы.

21. Если учесть все «за» и «против», то надо признать, что между представителями различных рас существуют различия в способностях и талантах.

22. Когда я вижу неопрятных, неряшливых людей, меня это не должно касаться – это их личное дело.

23. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

24. Мне трудно представить, что моим другом станет человек другой веры.

25. То, что люди в нашей стране придерживаются разных и даже иногда противоположных взглядов, - благо для России.

26. Меня раздражают писатели, которые используют чужие и незнакомые слова.

27. Человека надо оценивать только по его моральным и деловым качествам, а не по его национальности.

28. Истинной религией может быть только одна религия.

29. Человек, совершивший преступление, не может серьезно измениться к лучшему.

30. То, что Россия – многонациональная страна, обогащает ее культуру.

31. Человек, который со мной не согласен, обычно вызываете меня раздражение.

32. Я четко знаю, что хорошо, а что плохо для всех нас, и считаю, что другие также должны это понять.

33. Мужа (жену) лучше выбирать среди людей своей национальности.

34. Мне хотелось бы немного пожить в другой стране.

35. Все те, кто просит милостыню, как правило, лживы и ленивы.

36. Человек другой культуры, с другими обычаями, привычками пугает или настораживает окружающих.

37. Все виды ущемления прав по национальному признаку должны быть объявлены незаконными и подвергаться суровому наказанию.

38. Очень важно защищать права тех, кто в меньшинстве и имеет не похожие на общепринятые взгляды и поведение.

39. Нашей стране необходимо больше терпимых людей – таких, кто ради мира и согласия в обществе готов пойти на уступки.

40. Любой межнациональный конфликт можно разрешить путем переговоров и взаимных уступок.

41. Люди другой расы или национальности, может, и являются нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

42. Большинство преступлений в нашем городе совершают приезжие.

43. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

44. Идти на уступки – это значит проявлять слабость.

45. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

Обработка и интерпретация результатов. 

За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «++», то получает 2 балла; «+», то 1 балл; «0», то 0 баллов; «-», то - 1 балл; «--», то – 2 балла.

Результаты получаются путем сложения балла с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15. 16, 18, 19, 22, 25, 27, 30, 34, 37, 38, 39, 40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12,13, 17, 20, 21, 23, 24, 26, 28, 29, 31, 32, 33, 35, 36, 41, 42, 43, 44, 45 знак меняется на противоположный.

Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:

От – 90 до – 45 – высокий уровень развития интолерантности;

От – 45 до 0 – невысокий уровень интолерантности;

От 0 до 45 – невысокий уровень толерантности;

От 45 до 90 – высокий уровень толерантности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.

Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесто­ронней подготовки студентов-филологов к профессиональной...

Сборник диагностических методик "Диагностика психологических особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по направления воспитания"

В данном сборнике представлены диагностические методики для изучения особенностей обучающихся и студентов подросткового и юношеского возраста по разным направлениям воспитания: гражданско-правовому, п...

Методы оценки школьной мотивации учащихся средних классов по различным диагностическим методикам

Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенн...

Сборник диагностических методик

Определение уровня развития образовательных процессовМетоды изучения воображения и креативностиИсследование психологических свойст и состояний личностиИзучение межличностных отношений...

Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде.

Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде подготовлено авторским коллективом, с...

СБОРНИК примерных диагностических методик по профориентациии

Пояснительная записка Сборник примерных диагностических методик по профориентации школьников разработан для общеобразовательных организаций г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Дан...