ДОС. Статья 3. "Технология проблемного диалога"
статья

Анна Владимировна Золотова

Материалы дистанционного обучающего семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dekabr_2017_tehnologiya_problemnyy_dialog.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемный диалог


А.В.Золотова,

учитель математики гимназии № 513

Невского района Санкт-Петербурга

        Слайд 14

В контексте проблемного обучения, на наш взгляд, большой интерес представляет технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно и качественно организовать диалог с учениками.

Авторская классификация методов обучения представлена на слайде.

Слайд 15

Как вы заметили, различают два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Мы представляем обзор метода «побуждающий диалог», в котором объединим побуждающий от проблемной ситуации диалог и побуждающий к выдвижению гипотез диалог.

        

Побуждающий от проблемной ситуации диалог – это метод, который представляет собой сочетание приёма создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. В процессе диалога педагог должен придерживаться безоценочного принятия любых ученических формулировок противоречия и проблемы, даже если эти формулировки ошибочны. Структура метода представлена на слайде.

Слайд 16

Под проблемой мы будем понимать вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения. Говоря, что ученик формулирует учебную проблему, будем иметь в виду, что он формулирует тему урока или вопрос, не совпадающий с темой урока.

Авторы технологии выделяют 6 приёмов создания проблемной ситуации, один из них представлен на слайде.

Слайд 17

Для того, чтобы побудить учащихся к осознанию противоречия с помощью этого приёма, в диалоге учитель может использовать стандартные фразы: «Вы сначала как думали? А как на самом деле?» Далее, побуждая учащихся к формулированию проблемы учителю нужно выбрать наиболее подходящую фразу из двух стандартных: «Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?»

Пример 1: Математика, 5 класс. Решение задач на проценты. Обратите внимание на таблицу 1 в приложении.

Время на знакомство с примером

Проблемная ситуация создаётся в два шага. Первым шагом вопросом или практическим заданием обнажается житейское (т. е. ошибочное или ограниченное) представление обучающихся. Вторым шагом любым способом (сообщением, экспериментом, наглядностью, расчётами) предъявляется научный факт.

В следующем примере иллюстрируется другой приём, в котором для побуждения учащихся к осознанию противоречия, учитель использует стандартные фразы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?»

Пример 2: Информатика, 6 класс. Единицы измерения информации. Обратите внимание на таблицу 2 в приложении.

Время на знакомство с примером

Проблемная ситуация создаётся предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Таким образом, благодаря применению побуждающего к формулированию проблемы диалога, обучающиеся вовлечены в активную деятельность с первой минуты урока, сами формулируют тему или проблему урока, ставят перед собой цель. Такой подход способствует осознанному приятию темы и цели, а также правильному восприятию и прочному усвоению материла всего урока.

        Сразу после формулирования темы (постановки главного вопроса, проблемы) педагог побуждает учащихся к формулированию плана изучения темы урока, то есть по поиску решения проблемы.

Пример 3. Геометрия, 7 класс. Обратите внимание на таблицу 6 в приложении.

Время на знакомство с примером

Свойство углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой. Урок с одной проблемой и несколькими решениями.

Основной этап урока  – это поиск решения проблемы. На этом этапе урока педагог организует побуждающий к гипотезам диалог. Это наиболее сложный для реализации метод поиска решения. Метод представляет собой сочетание специальных вопросов, которые стимулируют выдвижение и проверку гипотез по поводу сформулированной проблемы.

Слайд 18

При подготовке побуждающего к гипотезам диалога педагогу необходимо предусмотреть возможность существования нескольких решающих гипотез и количество решений проблемы, а также порядок выдвижения самих гипотез. Выдвижение гипотез может осуществляться и одновременно, и последовательно. В первом случае, все гипотезы выдвигаются сразу и проверка организуется после их выдвижения.

Структура метода представлена на слайде.

Безусловно, проведение такого диалога, даже если он длится всего 2-3 минуты, требует предварительной подготовки. Каждую подсказку нужно продумать заранее, в процессе выдвижения гипотез воздерживаться от оценки корректности формулировок даже, если формулировки и гипотезы ошибочны. Скорректировать формулировку гипотезы можно будет в процессе проверки её правильности. Обратите внимание на таблицу 3 и слайд.

Слайд 19

Приведенные примеры ситуаций универсальны, они могут быть модифицированы в зависимости от преподаваемого предмета, значения изучаемого материала, ситуации в классе и др.

 В заключении вернёмся к тому, что методы и технология выступают инструментом формирования метапредметных умений. Очевидно, что побуждающий диалог способствует формированию определённых универсальных учебных действий. Применение побуждающего диалога в системе может сделать формирование УУД естественным и ненавязчивым.

Чтобы в этом убедиться, разберите самостоятельно пример в приложении.

Использованные источники:

1. Мельникова Е. Л.  Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. (http://school2100.com/).

2. Официальный сайт Мельниковой Елены Леонидовны http://pdo-mel.ru/.

3. Мельникова Е. Л.  Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. – М. : ФГАОУ АПКиППРО 2012. – 168 с.

4. Мельникова Е. Л.  Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога на уроках биологии

Методика и практикум создания проблемных ситуаций на уроках биологии....

Технология проблемного диалога

Автор технологии  кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова...

Статья на тему "Практическое применение технологии проблемного диалога на уроках истории"

В статье рассказывается о возмрожности применения технологии проблемного диалога на уроках истории....

Статья на тему "Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка как эффективный способ развития учащихся"

Данная статья рассказывает об особенностях технологии проблемного диалога, об опыте ее применения на уроках русского языка, содержит конспект урока русского языка в 5 классе на тему "О-е после ши...