Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма"
материал

Конспект урока по теме "Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма" для 8 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravoslavnyy_hram.docx310.96 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА. Православный храм. Внешнее и внутреннее устройство православного храма (2 урока)

Тип урока: урок формирования  новых знаний

Технология: интерактивная, информационно-коммуникативная, проектной деятельности

Формы работы: индивидуальная, групповая

Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный

Актуальность.

В изучении православной культуры важное значение имеет изучение православного храма, как центра сосредоточения духовной жизни людей. Урок знакомит учащихся с внешним и внутренним устройством православного храма через использование разнообразных видов деятельности: виртуальная экскурсия, беседа, устный рассказ (сообщение) по теме, работа со словарем. Тема важна для понимания что такое православный храм, и для чего он нужен, какие действия в нём совершаются. Перед изучением истории и особенностей храмов и монастырей Смоленщины необходимо знать  как устроен храм (внешняя архитектура и внутреннее убранство. Через изучение данной темы учащимся дается возможность осмысления Православия.

Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС):

Личностный результат:  

- воспитание у детей чувства уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками);

- знание православного храмового зодчества и его элементов;

- желание и готовность к дальнейшему изучению Смоленских храмов через исследовательские проекты;

- понимание роли храмовой архитектуры в изучении православной культуры;  

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении практических заданий.

.Метапредметный результат: 

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять свои знания с информацией текста; умение работать с текстом учебного пособия;

- слажено работать в группах, делать выводы, оценивать свои достижения;

- умение работать с иллюстративным тестовым материалом;

- развивать мотивацию к изучению православной культуры;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметный результат:  

- познакомиться с историей возникновения храмов;

- иметь представление об устройстве православного храма;

- определять роль православных храмов в  развитии православной культуры на Смоленщине.

Оборудование:

Дидактические материалы; Компьютер; Мультимедиапроектор; Экран; иллюстративный тест для групповой работы; аудиозапись колокольного звона.

Список источников для подготовки к уроку

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин),  Т .М. Зыбина, И.А. Дидук. Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т. М. Зыбина, И. А. Дидук.— М .: ООО «Русское слово —  учебник», 2019.— 144 с.: ил.

М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий История православной культуры земли Смоленской, Смоленск, Универсум, 2004

Основные понятия и термины:

Православный храм, крест, купол, барабан, аркатура, апсида, закомары, четверик, паперть, портал, гульбище, подклет, алтарь, престол, горнее место, жертвенник, евангелие, антиминс, ризница, иконостас, аналой, клирос, амвон, солея, притвор.

 

Цель урока: 

Дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием «православный храм».

2. Познакомить с  внешним видом и внутренним устройством православного храма.

3. Формировать представление о храме как центре духовной жизни людей.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Звучит колокольный звон

II. Мотивация.

Предлагается рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?

(жилые дома, стадион, школа, магазин, вокзал и т.д.)

Учитель. Рассмотрите предлагаемые иллюстрации и покажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? Чем отличается храм от других строений?

Давайте подумаем какие строения мы могли бы встретить в древних русских городах?

Какое здание считалось главным?

III. Актуализация. Формулирование темы урока. Постановка цели.

Учитель. Храмы всегда были центром жизни русского человека. Настолько храм был важен в жизни человека, что от того, есть в месте, где живут люди, церковь или нет, зависело название, статус поселения. Если есть храм, то это село, если нет - деревня, независимо от размеров и количества домов.

Давайте сформулируем тему нашего занятия?

Запись темы урока на доске

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы узнаем, как устроен православный храм и для чего он нужен.

Что бы вы хотели узнать о храме?

На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на доске составляется план.)

Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию?

Наши задачи: Задачи (план урока) записывается на доске

1) познакомиться с внешним и внутренним устройством православного

 храма;

2) получить знания о назначении храма;

Для чего нам нужно изучать данную тему?

Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой в Боге.  

Изучение нового материала

Слайды с изображением Смоленских храмов

Учитель.  Ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Скажите: как можно догадаться, что перед нами не просто дом, в котором живут люди, а Церковь, дом Божий?

Работа с видеофрагментом: видеоряд, где представлены разные по времени строительства храмы.

Учитель. Внимательно посмотрите на изображения и попробуйте услышать каменную музыку храма. Ответьте на вопросы.

Как вы думаете, существует ли идея объединяющая храмы?

Какое впечатление они на вас производят?

Демонстрация видеофрагмента

Учитель. Ответьте на вопрос: можно ли считать храм материальным символом мира нематериального?  Почему?

Выводы учащихся

Внешнее устройство храма

Учитель. Какие элементы храма вам уже известны?

Храм Божий по своему внешнему виду отличается не только от обычных зданий, но и между собой. Большей частью, храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за людей на кресте Господу.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни.

Демонстрируются элементы храма с помощью проектора. Комментарий учителя:

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы, шлем богатыря

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Купол находится на барабане, который соединяет его с четвериком (четыре стены храма). У основания барабана во многих храмах есть полукружные арочки-закомары. На самом барабане продолговатые окна называются- аркатура. В нижней части храма имеется подклет. Перед входом в храм часто находится лестница-паперть. Сам вход в храм называется порталом. Галерея вокруг храма называется гульбищем. Алтарная часть стены храма – апсида.

Самостоятельная работа.

У учащихся на партах раздаточный материал - схемы храма.

Задание. Обозначить на схемах элементы храма.

Проверка через повторный показ комментируется учеником.

Работа с дополнительными источниками информации. Запишите термины элементов храма в словарик из учебного пособия «История православной культуры земли Смоленской».

храм3                                                       храм2

Внутреннее устройство храма

Демонстрируются элементы внутреннего устройства храма с помощью проектора с комментариями учителя:

Внутри Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.

Прямо перед нами  находится стена из икон- это иконостас. Он отделяет среднюю часть храма от главной-алтаря. Перед иконостасом есть возвышение-солея, во время Богослужения там  могут ходить священники, справа и слева от солеи находятся клиросы (место где находится во время Богослужения хор). В больших храмах клиросом является балкон над входом в храм. Выступ на солее, где священник читает проповедь называется амвон. В центре перед амвоном стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а средняя часть храма — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол.  Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле находятся священные предметы (крест, священные сосуды, Евангелие, антиминс). За престолом возле стены на возвышении находится трон архиерея. Это горнее место. Также в алтаре находится жертвенник и ризница.

Внутр1

–  притвор, 
–  средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане, 
–  алтарь.

1. Алтарь         2. Средняя часть        3. Притвор              4. Иконостас
5. Престол       6. Жертвенник            7. Горнее место      8. Ризница
9. Солея          10. Амвон                   11. Клиросы 

Самостоятельная работа.

У учащихся на партах раздаточный материал - схемы внутреннего устройства храма.

Задание. Обозначить на схемах элементы храма.

Проверка через проведение виртуальной экскурсии.

Виртуальная экскурсия.

Учитель. Мы выяснили как устроен храм. Давайте совершим виртуальную экскурсию. Учащиеся комментируют и называют те элементы, которые увидели на протяжении экскурсии.

Используется сайт http://www.panotours.ru/vr/troiza_v_listah/troiza-v-listah.htm

V. Закрепление

Работа в группах

1 группа - разгадать кроссворд

2 группа - рассказать о значении храма для христиан  

3 группа – составить Синквейн к слову ХРАМ  

Храм
Православный, священный
Объединяет, волнует, воодушевляет
Место соединения с Богом
Дом Божий

Представитель от группы отвечает, остальные дополняют.

«Блиц-опрос»

  • Ступеньки, ведущие в храм…
  • Лестница ведущая ко входу в храм….
  • Он похож на пламя горящей свечи…
  • Главная часть храма…
  • Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…
  • Место в храме откуда священник читает проповедь…
  • Главный символ христианства…

V. Рефлексия

Я знаю…
Я узнал…
Я был заинтересован тем, что…
Я хочу рассказать родителям…

Домашнее задание

- узнать, какие храмы есть в нашем городе;

- подготовить исследовательские проекты по храмам Смоленска (работа в группах);

- запишите термины элементов православного храма в словарик.

Индивидуальное:

- нарисовать храм  и подписать его элементы;

- подготовьте рассказ о храме;

- подобрать стихотворение о храме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 7 классе "Устройство православного храма"

Урок изобразительного искусства в 7 классе.Тема: Устройство православного храма.Цели:  1) Познакомить учащихся с символикой православного храма.2) Воспитывать патриотические чувства на прим...

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Внешний вид и внутреннее убранство православного храма

Внешний вид и внутреннее устройство православного храма...

Открытый урок по теме"Лист. Внешнее и внутреннее строение"

Цель и задачи урока: обобщить  внешнее и внутреннее строение и листа. Виды листьев. Познакомится с листорасположением.Сабақтың жоспары:Сабақтың барасы:Ход урока: Регистрация учащихся Пр...

Внутреннее устройство православного храма

Православие - это наша русская культура. Нет сомненья, что без нравственной оценки общество не может существовать. Идею нравственного воспитания я нахожу актуальной и для воплощения этой задачи пребыв...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: « Чудо в жизни христианина»

План- конспект урока по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры».Тема урока: « Чудо в жизни христианина»...