Конспект урока по теме "Успенский кафедральный собор"
материал

Конспект урока по теме "Успенский кафедральный собор" для 8 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uspenskiy_kafedralnyy_sobor.docx202.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА. Успенский кафедральный собор

Тип урока: урок формирования  новых знаний

Технология: интерактивная, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированного обучения

Формы работы: индивидуальная, групповая

Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный

Актуальность.

После знакомства справославным храмом, его устройством и назначением, важно узнать о храмах той местности, где мы проживаем. Урокзнакомит учащихся с главным храмом Смоленщины - Успенским кафедральным собором через использование разнообразных видов деятельности: работа с учебником, беседа, работа с дополнительными источниками информации и др. Учащиеся будут иметь представление о истории собора храма его святынях и особенностях. Через изучение данной темы у учащихся имеется возможностьразвития чувства любви к малой родине и уважительного отношения к православным святыням.

Методы и приемы: наглядный, частично-поисковый, исследовательский

Цели по достижению образовательных результатов (ФГОС):

Личностный результат:

- воспитание у детей чувства уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками);

- знание исторических особенностей, устройства и святынь Смоленского Успенского собора;

- понимание роли Успенского собора в истории Смоленской земли;  

-понимание роли православной святыни для христианина;

- готовность к дальнейшему изучению Смоленских храмов;

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении практических заданий.

.Метапредметныйрезультат:

- умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

- сопоставлять свои знания с информацией текста; умение работать с текстом учебного пособия;

- слажено работать в группах, делать выводы, оценивать свои достижения;

- умение работать с иллюстративным тестовым материалом;

- развивать мотивацию к изучению православной культуры;

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Предметный результат:  

- познакомиться с историей Успенского собора;

- иметь представление о иконостасе православного храма и его устройстве;

- иметь представление о православных святынях;

- определить роль Успенского собора как духовного центра Смоленщины.  

Оборудование:

Дидактические материалы; компьютер; мультимедиапроектор; экран; иллюстративный текст, для групповой работы; аудиозапись колокольного звона.

Список источников для подготовки к уроку

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин),  Т .М. Зыбина, И.А. Дидук. Православная культура Смоленской земли: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных организаций / митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор (Тупикин), Т. М. Зыбина, И. А. Дидук.— М .: ООО «Русское слово —  учебник», 2019.— 144 с.: ил.

М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий История православной культуры земли Смоленской, Смоленск, Универсум, 2004

Основные понятия и термины:

Православный храм, святыня, икона, иконостас, царские врата, плащаница

Цельурока:

Сформировать представление об Успенскомкафедральном соборе, как центре сосредоточения духовной жизни смолян, через изучение его истории, святынь и особенностей убранства.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей древнего Успенского собора

2. Рассказать о древних святынях Успенского собора

3. Формировать представление оУспенском как центре духовной жизни смолян.

4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

5. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя.

Звучит колокольный звон

II. Мотивация.

На экране

Иллюстративный ряд Смоленских храмов  на фоне которых особо выделяется Успенский собор.

Звучит стихотворение В.С. Коробова

В облака упирается звонницей

Пятиглавый Успенский собор:

Ему в ноги и Солнце поклонится,

Расстилая закатный ковёр.

 

Золотых куполов пятицветие –

Будто птица летит над землёй,

С высоты озирая столетия,

Озаряет Смоленск красотой.

 

Колокольными лёгкими звонами

Вселит в души добро и покой,

Пролетит серебристыми клёнами

На луга за уснувшей рекой.

Учитель.Скажите, о каком храме идет речь в стихотворении?

III. Актуализация. Формулирование темы урока. Постановка цели.

Учитель.Мы уже знакомы с устройством храмов.У каждого из них есть своя история и святыни. Но особое место среди Смоленских храмов занимает Успенский кафедральный собор-главный храм Смоленщины. Именно его мы сегодня попытаемся узнать и изучить.

Запись темы урока на доске

Учитель.

Что мы можем узнать о Успенском соборе ?

Где мы можем почерпнуть информацию о соборе?

Запишем план урока. Задачи (план урока) записывается на доске

1) узнать историю Смоленского Успенского собора;

2) познакомиться сосвятынями  храма;

3) выяснить особенности внутреннего убранства собора (иконостас).

Почему нам нужно знать историю и особенности Смоленского Успенского собора?

Собором восхищались многие. Даже неприятели, приходившие в город не дерзнули его разрушить. Всех он поражает своей красотой и величием. Что же особенного в нашем соборе? Давайте узнаем это на сегодняшнем уроке.

IV. Изучение нового материала

Учитель. Посмотрите видеофрагмент о Успенском соборе.

Просмотр видеофрагмента о Успенском соборе

Учитель.Какое впечатление производит на вас собор?

Рассмотрим историю собора

История Успенского собора

Учитель.Первый храм заложил здесь в 1101 году Владимир Мономах. Это был первый каменный храм в Смоленске. Простоял он до начала XVII века и был взорван поляками во время осады города в 1611 г.. 20 месяцев осады, штурм. Оставшиеся в живых защитники города прячутся в Успенском соборе, который войска Сигизмунда III подрывают. В соборе хранился порох, шансов на спасение не было. Собор обрушился. Поляки соорудили на этом месте костёл.

После возвращения Смоленска в состав Российского государства построили новый Успенский собор.  Строительство шло долго. Построен новый собор был в 1772 году.

Величественный и многострадальный собор пережил много нелегких времён, но уцелел. Учитывая его расположение — на западных рубежах отечества, — он мог бы уже не раз быть разрушен. Но даже враги понимали, что такую жемчужину уничтожать нельзя.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. Наполеон приставил к собору охрану. И его приказ выполнялся столь ответственно, что последнего часового сняли уже русские солдаты, освободившие Смоленск 5 ноября.

Высота Успенского собора около 70 метров. Это один из самых больших соборов. Он вмещает до 5 000 человек.

Работа с учебником.

Задание.Используя текст учебника, запишите  даты, связанные с собором и цифры связанные с постройкой и строением храма.

Даты, связанные с историей собора

Цифры, связанные со строением собора

После выполнения задания один учащийся называет даты связанные с историей собора, другой называет цифры связанные с постройкой и строением собора.

Особенности убранства собора. Иконостас.

Учитель.При изучении внутреннего устройства храма мы узнали, что одним из его элементов является иконостас.

Дайте определение понятия «иконостас».

Раздаточный материал со схемой иконостаса православного храма

Демонстрация слайдов с комментарием учителя о устройстве иконостаса православного храма.

Учащиеся на схемах иконостаса отмечают основные его элементы

Учитель комментирует слайды.

  1. Классический иконостас имеет 5 ярусов
  2. Нижний ярус-местный, где находятся иконы тех мест, где находится храм
  3. В центре яруса царские врата. Слева от царских врат всегда икона Иисуса Христа, справа Богородицы, вторя справа – храмовая икона, та икона, в честь какого события освящен храм
  4. Второй ярус – праздничный, с иконами двунадесятых праздников. В центре яруса икона - Тайная вечеря
  5. Третий ярус - Деисусный. В центре яруса икона- Деисус (Иисус сидящий на престоле в окружении ангелов и всех небесных сил). Справа и слева от иконы располагаются поклоняясь Христу Богородица, Иоанн Креститель, ученики Христа и апостолы
  6. Четвертый ярус – пророческий, там находятся иконы пророков, возвещавших о приходе в мир Христа
  7. Пятый ярус –праотеческий, на нем находятся иконы праотцев-святых живших до Рождества Христова.

Особенности иконостаса Успенского собора.

Раздаточный материал с описанием иконостаса.

Уникальный деревянный пятиярусный позолоченный резной иконостас имеет высотуоколо 30 метров. Сделан украинскими мастерами резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым в 1730-40 гг., этим объясняется большое количество на нём скульптур — ангелы, листья дуба и клёна, подсолнухи, виноград...

Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской.

Иконостас имеет 4 ряда, а также цокольный ряд с изображением событий церковных праздников.

Первый ряд - местный. Иконы этого ряда имеют овальное завершение.Первая и последняя иконы этого ряда – почитаемые смоленские святые Авраамий и Меркурий.

Внутри ряда иконы, посвященные Богородице, так как это иконостас Успенского собора. В русском иконостасе деисусный ряд следует за местным, а в украинском – за местным следует праздничный. Так что в смоленском иконостасе второй ряд снизу – праздничный.
Третий ряд – апостольский. В центре ряда – Христос Великий Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов. Слева и справа – апостолы.

Четвертый, последний, ярус – пророческий.  В центре – Распятие; по краям – жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху – Господь Саваоф.
Иконы иконостаса написаны в смешаной технике. Они неоднократно реставрировались и заменялись.

Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов.  

Резьба иконостаса, украшенная листьями винограда, цветами мальвы, подсолнуха, посеребрена и позолочена, проникнута барочным характером.

Самостоятельная работа. 

У учащихся на партах раздаточный материал - схемы иконостаса Успенского собора.

Работа с дополнительными источниками информации. 

Используя текст учебного пособия «История православной культуры земли Смоленской» на стр. 62, глава 2, параграф 3, определите и запишите, какие особенности имеет иконостас Успенского собора.

 

Проверка через медиапроектор. Демонстрация иконостаса. Ученики дают краткое описание.

Аникеев073

Святыни Успенского собора

Учитель: Среди святынь Успенского собора особо выделяют:

- икону Смоленской Божией матери Одигитрии (список, начало XVII века). К сожалению, первообраз Смоленской иконы, привезённый ещё в первый Успенский собор Смоленска Владимиром Мономахом, исчез в годы фашистской оккупации.  

- плащаницу "Погребение Господа Иисуса Христа" (1561 г.) - шедевр древнерусского лицевого шитья.

- сандалии защитника города Меркурия Смоленского, остановившего нашествие татар на Смоленск в XIII веке.

Изображения выводятся на экран проектора

Самостоятельная работа в группах (3 группы).

У учащихся на партах раздаточный материал – иллюстрации и описание святынь Успенского собора.

 

Задание. Изучить раздаточный материал и дать описание каждой из святынь собора.

Изучив материал, представитель каждой группы рассказывает о святыне

V. Закрепление

Задание:

Установите соответствие:

1 вариант

1)1933                             заложен новый собор в честь Успения Богородицы

2)1772                             Успенский собор закрыт советской властью

3)1611                             построен первый Мономахов собор

4)1101                             построен новый  собор в честь Успения Богородицы

5)1677                             создан иконостас Успенского собора

6)1730-40                        взорван первый Мономахов собор

2 вариант

7)1561                              открытие собора перед ВОВ

8)1941                              высота собора

9)2000 кв.м.                     высота иконостаса собора

10)30  м.                          вместимость собора

11)70м.                             Ефросиньей Старицкой соткана плащаница

12)5000 ч.                         площадь собора

VI. Рефлексия

Незаконченная фраза:

Я чувствовал…

Мне показалось важным…

Урок взволновал…

Урок заставил задуматься…

VII. Домашнее задание

- учебник: параграф 20, стр.74-79;

- подготовить рассказ об одной из святынь Успенского собора;

- выучить даты связанные с Успенским собором;

- запишите в словарик понятия элементов иконостаса православного храма.

индивидуальное:

- напишите эссе на тему: «Свято-Успенский кафедральный собор: история и современность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 6 класс. Время соборов

Название методической разработки: "Время соборов".Учебный предмет:  Всеобщая история (история Средних веков).Класс: 6Тип учебного занятия: урок усвоения новых знаний.Краткая аннотация: "Время соб...

Музыка старообрядцев Сибири в образцах, исполняемых клиросным хором кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Новосибирске. Видеозаписи.

После раскола православной церкви вследствие реформ патриарха Никона старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами одноголосное...

Экскурсия по Свято-Успенскому кафедральному собору г. Омска

Предлагаю ознакомиться с историческими материалами по Свято-Успенскому кафедральному собору г. Омска...

Главный храм Тамбовщины Спас –Преображенский Кафедральный собор

Спас-Преображенский Кафедральный собор - самый древний православный собор в Тамбовской области и первый каменный храм, возведенный в Тамбове. Начал его строительство епископ тамбовский Питирим в 1694 ...

Конспект урока истории средних веков "Время соборов"

Урок был дан в рамках профессионального  конкурса "Грани педагогического мастерства". Посвящен искусству средневековой Европы и наследию средневековья в Санкт-Петербурге...

Кёльнский кафедральный собор

страноведческая презентация по немецкому языку...

Конспект урока «Собор Святого Павла»

Цели:Учебно-познавательные:           расширение кругозора учащихся через знакомство с последними инновациями в области строительства, историей возник...