Конспект урока истории средних веков "Время соборов"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Битюкова Лариса Анатольевна

Урок был дан в рамках профессионального  конкурса "Грани педагогического мастерства". Посвящен искусству средневековой Европы и наследию средневековья в Санкт-Петербурге

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Тема урока

Время соборов

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление учащихся о средневековом искусстве

Задачи урока

  1. Дать представление о том, что самыми большими и красивыми в средневековом городе были соборы
  2. Научить анализировать средневековый собор как сосредоточение разных видов искусства
  3. Дать представление о 2-х архитектурных стилях средневековья
  4. Показать, что в Санкт-Петербурге есть сооружения, похожие на средневековые (неоготический и неороманский стили)
  5. Продолжить формировать умение учащихся работать с разными видами источников (письменные, изобразительные, словари)
  6. Поиск личных смыслов, личной сопричастности учащихся к средневековому искусству

Образовательные ресурсы

Кейс: подбор изображений, словарь терминов. Презентация

План урока

  1. Значение собора для средневекового человека
  2. Собор как сосредоточение разных видов искусства
  3. Романский и готический архитектурные стили
  4. Санкт-Петербург – наследник средневековой культуры

Личностно-значимая проблема

Куда и почему средневековые жители, в отличие от современных, вкладывали накопленные средства?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, модульного обучения, развития критических способностей, решения проблемных задач

Формы:  фронтальная, групповая (работа в парах), индивидуальная

Основные понятия

Собор, архитектура,  романский стиль, готический стиль, контрфорс, аркбутан, портал, стрельчатая арка, полуциркульная арка, неоготический и неороманский стиль

Технология

Кейс-технология, критического мышления, мозговой штурм

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся овладеют знаниями о важности строительства средневековых соборов, о разных видах средневекового искусства, об отличительных особенностях романского и готического стилей, о наследии средневекового искусства в Санкт-Петербурге

Учащиеся получат возможность научиться работать с изобразительными и письменными источниками информации, словарем, составлять сравнительную таблицу, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сотрудничать с другими учениками в классе, слушать и понимать позицию одноклассника, ставить цели и достигать их, приемам самоконтроля

Учащиеся заинтересованы в процессе познания, адекватно принимают причину успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют интерес в познании духовного мира средневекового человека, уважительно относятся к мнению одноклассников, которое не совпадает с их собственным

Организационная структура урока

Этап урока

Вре

мя

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД

Формы контроля

Мотивация и актуализация знаний

Слайды 1,2,3,4,5

5

Создает проблемную ситуацию.

Что объединяет эти изображения? А как вы думаете, средневековые люди во что считали правильным и важным вкладывать свои сбережения? Обратимся к словам аббата Сугерия. О строительстве какого сооружения идет речь? В Средневековье появилось много соборов, его часто так и называют “Время соборов”. 

Выводит вместе с учениками тему урока. Достаем из кейса рабочие листы и запишем тему. Сформулируем вместе вопрос урока. Почему строительство собора было важным для средневекового человека?  Почему цех французских виноделов выделил средства на сооружение витража в соборе? 

Организует совместное целеполагание. Посмотрите на план нашего урока и отметьте в рабочих листах, какие цели вы бы себе поставили.

Отвечают на вопросы, исходя из собственного жизненного опыта, рассуждают, ищут причинно-следственные связи. Рассматривают изображения на слайде презентации. Читают слова монаха Сугерия. Выводят тему урока.

В рабочем листе записывают тему. Формулируют вопрос урока, записывают и отмечают в рабочем листе цели на урок. Учащиеся осознают проблему, которую нужно решить на уроке.

Фронтальная работа, беседа

Личностные: обращение к личному опыту учащихся

Регулятивные: организуют свою работу, формулируют тему после предварительного обсуждения, определяют цели

Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач

Записи в рабочем листе. Устные ответы

Изучение нового материала

Слайды 6,7,8,9,10, 11,12

20

Создает проблемную ситуацию.

1)Почему самыми высокими, красивыми сооружениями в средневековом городе были соборы? (могущество католической церкви, Бога, богоугодное дело, вместить всех горожан – от слова собираться, соревнование с другими городами, чтобы создать что-то вечное)

Какие виды искусства соединялись в соборах?

2) Средневековье длилось долго, менялись вкусы людей, то что считали красивым. Возникло 2 стиля.

Формулирует проблемное задание: распределите изображения соборов на 2 группы по внешним признакам, проверим. Как вы думаете, какой стиль возник раньше и почему?

Романский – на основе римских базилик, как крепость, для защиты, недостаточное  развитие техники. Готический – устаревший (в эпоху Возрождения), расцвет городов, больше людей, более развитая техника. Соборы из разных стран.

Предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу 2-х стилей и организует работу в парах с материалами кейса. Консультирует, помогает выполнять задание. Организует обсуждение результатов.

А какое впечатление производили на зрителя такие соборы? Давайте подберем эпитеты, отвечающие на вопрос Какой? Видели ли вы какой-то из этих соборов? Какой хотели бы увидеть?

3) Возвращает учащихся к вопросу урока!!! организует обсуждение.

4) А как вы думаете, где находятся все эти сооружения?  В СПБ в 18 и 19 вв. существовал так называемые неороманский и неоготический стили. Узнали сооружения? Запишите примеры в тетрадь. Как вы думаете, почему возникали сооружения, подобные средневековым?

Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают свое мнение, рассматривают слайды презентации. Распределяют изображения соборов на 2 группы. Заполняют в рабочих листах сравнительную таблицу, выделяя отличительные признаки. Подбирают эпитеты к внешнему виду соборов, отвечающие на вопрос Какой?

Формулируют ответ на вопрос урока

Узнают петербургские сооружения неоготического и неороманского стилей, записывают в тетрадь

Беседа с учащимися (фронтальная работа), работа в парах, индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому материалу, высказывают свою точку зрения

Регулятивные: организуют свою совместную работу в парах, формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из разных источников информации среди предложенных, делают записи в таблице

Коммуникативные:  ведут работу в парах, высказывают и аргументирую свою точку зрения, уважительно относятся к мнению одноклассников

Записи в рабочем листе, контроль работы в парах и выполнения заданий, устные ответы

Осмысление и закрепление изученного

Слайды 13,14

2

А где вам эти знания могут понадобиться?

Найдите отличительные признаки стилей на примерах построек Петербурга.

Справедливости ради стоит сказать, что недавно в Приморском районе СПб появился храм, построенный на деньги одного предпринимателя – Спас-на-каменке. Где он находится?

Учащиеся проводят осмысление изученного

Фронтальная работа

Познавательные: высказывают свою точку зрения, называют признаки романского (неороманского) и готического (неоготического) стилей

Устные ответы

Итоги урока, рефлексия

Слайды 15,16

2

Отметьте в рабочем листе свое впечатление об уроке.  Вытаскивайте полоску бумаги и продолжите предложение. Вернитесь к поставленным перед собой целям в начале урока и подумайте, достигли ли вы их.

Слова Мандельштама. Желаю и вам, вдохновившись прекрасными средневековыми сооружениями – создать что-то прекрасное!

Отмечают свое впечатление об уроке в рабочем листе, свое эмоциональное состояние и степень достижения поставленных целей продолжают предложение

Индивидуальная работа

Личностные: понимают значения новых знаний для человека, принимают знания

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения нового материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

1

На выбор: рисунок или информация об одном из петербургских сооружений в неоготическои или неороманском стиле

Выбирают дз для себя

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории Средних веков в 6 классе. "Подвиг Жанны д,Арк"

Повторительно-обощающий урок по теме "Столетняя война". На примере подвига Жанны д, Арк сформировать у учащихся представление о героизме. Урок разработан на основе применения технологий сотрудничества...

материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс

Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"...

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы:  1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Столетняя война"

Презентация содержит иллюстрации, карты, задания для учащихся, тест для самопроверки по изучаемой теме....

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС...

Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"

Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы....