Главные вкладки

    Конспект урока истории средних веков "Время соборов"
    план-конспект урока по истории (6 класс)

    Битюкова Лариса Анатольевна

    Урок был дан в рамках профессионального  конкурса "Грани педагогического мастерства". Посвящен искусству средневековой Европы и наследию средневековья в Санкт-Петербурге

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_istorii.docx20.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока истории

    Тема урока

    Время соборов

    Тип урока

    Комбинированный

    Цель урока

    Сформировать представление учащихся о средневековом искусстве

    Задачи урока

    1. Дать представление о том, что самыми большими и красивыми в средневековом городе были соборы
    2. Научить анализировать средневековый собор как сосредоточение разных видов искусства
    3. Дать представление о 2-х архитектурных стилях средневековья
    4. Показать, что в Санкт-Петербурге есть сооружения, похожие на средневековые (неоготический и неороманский стили)
    5. Продолжить формировать умение учащихся работать с разными видами источников (письменные, изобразительные, словари)
    6. Поиск личных смыслов, личной сопричастности учащихся к средневековому искусству

    Образовательные ресурсы

    Кейс: подбор изображений, словарь терминов. Презентация

    План урока

    1. Значение собора для средневекового человека
    2. Собор как сосредоточение разных видов искусства
    3. Романский и готический архитектурные стили
    4. Санкт-Петербург – наследник средневековой культуры

    Личностно-значимая проблема

    Куда и почему средневековые жители, в отличие от современных, вкладывали накопленные средства?

    Методы и формы обучения

    Методы: наглядный, частично-поисковый, модульного обучения, развития критических способностей, решения проблемных задач

    Формы:  фронтальная, групповая (работа в парах), индивидуальная

    Основные понятия

    Собор, архитектура,  романский стиль, готический стиль, контрфорс, аркбутан, портал, стрельчатая арка, полуциркульная арка, неоготический и неороманский стиль

    Технология

    Кейс-технология, критического мышления, мозговой штурм

    Планируемые результаты

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Учащиеся овладеют знаниями о важности строительства средневековых соборов, о разных видах средневекового искусства, об отличительных особенностях романского и готического стилей, о наследии средневекового искусства в Санкт-Петербурге

    Учащиеся получат возможность научиться работать с изобразительными и письменными источниками информации, словарем, составлять сравнительную таблицу, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, сотрудничать с другими учениками в классе, слушать и понимать позицию одноклассника, ставить цели и достигать их, приемам самоконтроля

    Учащиеся заинтересованы в процессе познания, адекватно принимают причину успешности/неуспешности учебной деятельности, проявляют интерес в познании духовного мира средневекового человека, уважительно относятся к мнению одноклассников, которое не совпадает с их собственным

    Организационная структура урока

    Этап урока

    Вре

    мя

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Формы организации взаимодействия

    УУД

    Формы контроля

    Мотивация и актуализация знаний

    Слайды 1,2,3,4,5

    5

    Создает проблемную ситуацию.

    Что объединяет эти изображения? А как вы думаете, средневековые люди во что считали правильным и важным вкладывать свои сбережения? Обратимся к словам аббата Сугерия. О строительстве какого сооружения идет речь? В Средневековье появилось много соборов, его часто так и называют “Время соборов”. 

    Выводит вместе с учениками тему урока. Достаем из кейса рабочие листы и запишем тему. Сформулируем вместе вопрос урока. Почему строительство собора было важным для средневекового человека?  Почему цех французских виноделов выделил средства на сооружение витража в соборе? 

    Организует совместное целеполагание. Посмотрите на план нашего урока и отметьте в рабочих листах, какие цели вы бы себе поставили.

    Отвечают на вопросы, исходя из собственного жизненного опыта, рассуждают, ищут причинно-следственные связи. Рассматривают изображения на слайде презентации. Читают слова монаха Сугерия. Выводят тему урока.

    В рабочем листе записывают тему. Формулируют вопрос урока, записывают и отмечают в рабочем листе цели на урок. Учащиеся осознают проблему, которую нужно решить на уроке.

    Фронтальная работа, беседа

    Личностные: обращение к личному опыту учащихся

    Регулятивные: организуют свою работу, формулируют тему после предварительного обсуждения, определяют цели

    Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач

    Записи в рабочем листе. Устные ответы

    Изучение нового материала

    Слайды 6,7,8,9,10, 11,12

    20

    Создает проблемную ситуацию.

    1)Почему самыми высокими, красивыми сооружениями в средневековом городе были соборы? (могущество католической церкви, Бога, богоугодное дело, вместить всех горожан – от слова собираться, соревнование с другими городами, чтобы создать что-то вечное)

    Какие виды искусства соединялись в соборах?

    2) Средневековье длилось долго, менялись вкусы людей, то что считали красивым. Возникло 2 стиля.

    Формулирует проблемное задание: распределите изображения соборов на 2 группы по внешним признакам, проверим. Как вы думаете, какой стиль возник раньше и почему?

    Романский – на основе римских базилик, как крепость, для защиты, недостаточное  развитие техники. Готический – устаревший (в эпоху Возрождения), расцвет городов, больше людей, более развитая техника. Соборы из разных стран.

    Предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу 2-х стилей и организует работу в парах с материалами кейса. Консультирует, помогает выполнять задание. Организует обсуждение результатов.

    А какое впечатление производили на зрителя такие соборы? Давайте подберем эпитеты, отвечающие на вопрос Какой? Видели ли вы какой-то из этих соборов? Какой хотели бы увидеть?

    3) Возвращает учащихся к вопросу урока!!! организует обсуждение.

    4) А как вы думаете, где находятся все эти сооружения?  В СПБ в 18 и 19 вв. существовал так называемые неороманский и неоготический стили. Узнали сооружения? Запишите примеры в тетрадь. Как вы думаете, почему возникали сооружения, подобные средневековым?

    Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают свое мнение, рассматривают слайды презентации. Распределяют изображения соборов на 2 группы. Заполняют в рабочих листах сравнительную таблицу, выделяя отличительные признаки. Подбирают эпитеты к внешнему виду соборов, отвечающие на вопрос Какой?

    Формулируют ответ на вопрос урока

    Узнают петербургские сооружения неоготического и неороманского стилей, записывают в тетрадь

    Беседа с учащимися (фронтальная работа), работа в парах, индивидуальная работа

    Личностные: проявляют интерес к новому материалу, высказывают свою точку зрения

    Регулятивные: организуют свою совместную работу в парах, формулируют выводы

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из разных источников информации среди предложенных, делают записи в таблице

    Коммуникативные:  ведут работу в парах, высказывают и аргументирую свою точку зрения, уважительно относятся к мнению одноклассников

    Записи в рабочем листе, контроль работы в парах и выполнения заданий, устные ответы

    Осмысление и закрепление изученного

    Слайды 13,14

    2

    А где вам эти знания могут понадобиться?

    Найдите отличительные признаки стилей на примерах построек Петербурга.

    Справедливости ради стоит сказать, что недавно в Приморском районе СПб появился храм, построенный на деньги одного предпринимателя – Спас-на-каменке. Где он находится?

    Учащиеся проводят осмысление изученного

    Фронтальная работа

    Познавательные: высказывают свою точку зрения, называют признаки романского (неороманского) и готического (неоготического) стилей

    Устные ответы

    Итоги урока, рефлексия

    Слайды 15,16

    2

    Отметьте в рабочем листе свое впечатление об уроке.  Вытаскивайте полоску бумаги и продолжите предложение. Вернитесь к поставленным перед собой целям в начале урока и подумайте, достигли ли вы их.

    Слова Мандельштама. Желаю и вам, вдохновившись прекрасными средневековыми сооружениями – создать что-то прекрасное!

    Отмечают свое впечатление об уроке в рабочем листе, свое эмоциональное состояние и степень достижения поставленных целей продолжают предложение

    Индивидуальная работа

    Личностные: понимают значения новых знаний для человека, принимают знания

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения нового материала

    Оценивание учащихся за работу на уроке

    Домашнее задание

    1

    На выбор: рисунок или информация об одном из петербургских сооружений в неоготическои или неороманском стиле

    Выбирают дз для себя

    Индивидуальная работа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок истории Средних веков в 6 классе. "Подвиг Жанны д,Арк"

    Повторительно-обощающий урок по теме "Столетняя война". На примере подвига Жанны д, Арк сформировать у учащихся представление о героизме. Урок разработан на основе применения технологий сотрудничества...

    материалы к урокам "История" (Средние века) 6 класс

    Конспекты к урокам: "Империя Карла Великого", "Феодальная раздробленность. История Западной Европы в X-XI вв", "Византийская империя", "Культура раннего Средневековья", "Возникновение ислама"...

    Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

    Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы:  1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

    Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

    Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

    Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Столетняя война"

    Презентация содержит иллюстрации, карты, задания для учащихся, тест для самопроверки по изучаемой теме....

    ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС

    ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ 6 КЛАСС...

    Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"

    Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы....