Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Фесенко Оксана Григорьевна

Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx39.92 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

BD21315_

Фамилия, имя, отчество

Фесенко Оксана Григорьевна

Район

Городецкий

Место работы

 ГБУЗ Детский санаторий «Городец»

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Тема занятия

В рыцарском замке

Тип занятия

 изучения, первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: сформировать представления учащихся об образе жизни рыцарства, как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.

Задачи:

Образовательные: создать условия для формирования образных представлений об условиях жизни рыцаря, снаряжении, турнирах, моральных ценностях.

Развивающие: формирование умения работать в группе, работать с текстом учебника, находить определения, высказывать свою точку зрения, развивать навык целеполагания.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, формирование этических норм через усвоение понятий «честь», «благородство».

Необходимое оборудование

Карточки с вопросами, иллюстрации учебника, альбом с иллюстрациями по истории Средних веков.

Дидактическое обеспечение

Учебник История средних веков Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, поурочные разработки по истории Средних веков О.В. Араслановой.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

  • предметные
  • овладение историческими знаниями по теме «В рыцарском замке», знать понятия данной темы.
  •  уметь искать и анализировать информацию.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем, уметь строить речевое высказывание, уметь использовать информацию для обоснования своего суждения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник История средних веков Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, поурочные разработки по истории средних веков О.В. Арасланова.

Дополнительная

  • Книга для чтения по истории средних веков Н.И. Запорожец


Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1. Организационный

2 мин

        Приветствие педагога.

 Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих

Дети приветствуют учителя.

2. Вводно-мотивационный

3 мин

Проблемная ситуация

 - Кто изображен на иллюстрации?

 Верно. Это рыцарь, что в переводе с немецкого означает - всадник или конный воин

     

   Ответ детей

3. Актуализация знаний

5 мин

Проблемная ситуация.             Беседа

- По каким признакам вы определили, что это не крестьянин, ремесленник или торговец?

   На доске иллюстрации разных зданий, одна из которых замок рыцаря.

 Беседа.

-Что из предложенного может являться жилищем рыцаря?

-Почему сделан такой выбор? Объяснение, почему именно так должен выглядеть замок вы не смогли дать только потому, что не изучали такой темы.

Прием: ориентировка на цель.

-Значит, что будет целью нашего урока?

        

Запишем тему урока: «В рыцарском замке».

-А что еще вы хотели бы узнать о жизни рыцаря?

-А почему в наше время нам интересно кто такие и как жили рыцари?

Фронтальная работа

Дети, отвечая на вопрос, говорят о вооружении и роде занятий рыцаря.

Указывают на замок.

Ребята пытаются ответить

Целеполагание:

Узнать, почему жилище рыцаря имеет крепкие стены, хорошо укреплено, построено из камня?

Запись в тетради.

Фронтальная работа

Ответы детей.

Занятия, развлечения, образ жизни и т.д.

Например, мы можем услышать как  кого-либо сравнивают с рыцарем и должны понимать к чести это человеку или нет. Стоит ли совершать рыцарские поступки?

4. Изучение нового материала

25 мин

        Перейдем к изучению темы, не забывая какую цель мы с вами поставили.

Организуется групповая работа по карточкам с вопросами, последний из которых является проблемным.

Задание для первой группы: Прочитайте п.1 Замок феодала и ответьте не вопросы:

1) Что такое замок? Выпишите.

2) Что нового вы узнали о замке?

3) Что означает поговорка «Мой дом-моя крепость»?

4) Зачем феодалам нужно было именно такое жилище?

Задание второй группы:

Прочитайте п.2 Снаряжение рыцаря до слов «Феодалы готовились…» и ответьте на вопросы:

1) Что такое палица, кольчуга, латы, забрало? Выпишите в тетрадь.

2) Опишите вооружение рыцаря.

Учитель дополняет рассказ учеников, демонстрирует иллюстрации.

3) Зачем рыцарю необходимо было такое вооружение?

4) Каждый ли мог стать рыцарем?

5) В чем сила и слабость его вооружения?

Задание для третьей группы: Прочитайте текст со слов «Феодалы готовились»  до конца пункта и текст «Воспитание рыцаря». Ответьте на вопросы:

  1. Во сколько лет будущий рыцарь поступал на службу пажом при дворе знатного феодала?
  2.  Во сколько лет он становился оруженосцем рыцаря?
  3. Чему обучался будущий рыцарь?

  1. В каком единственном случае будущий рыцарь должен вынести удар клинком меча плашмя по спине и не отплатить за него?
  2. Зачем рыцарю такое воспитание?

Задание четвертой группе:

Прочитайте п.3  Развлечения рыцарей. Ответьте на вопросы?

  1. Назовите любимые развлечения рыцарей.
  2. Найдите и выпишите, что такое турнир, герольд.

  1. По какому поводу устраивались турниры?
  2. Расскажите, что вы видите на рисунке «Рыцарский турнир».
  3. Какое значение имели для рыцарей турниры и охота?

  Задание пятой группе:

Прочитайте п.4 «Позор и срам мне страшны – не кончина».

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое герб, девиз? Выпишите в тетрадь.

  1. Какие качества особенно ценились среди феодалов?

  1.  Что такое кодекс рыцарской чести и что в него входило?

  1. Насколько образ рыцаря соответствовал его поведению с людьми другого сословия?
  2. Какое поведение сейчас мы называем рыцарским?

        Дети работают в группах, отвечая на вопросы, пользуясь текстом учебника 10 мин.

 

   От каждой группы один человек отвечает на поставленные вопросы.

Беседа с детьми.

        

        

1)Жилище феодала и его крепость.

2)Ученик рассказывает о том, из чего строили, где возводили, зачем подъемный мост и что такое донжон.

3)Мой дом хорошо защищен и неприступен.

4)Для защиты от нападений, сохранить свою жизнь, жизни семьи, свое добро.

Выписывают в тетрадь

2)Меч, копье, палица, кольчуга, латы, шлем. Снаряжение лошади.

3)Защитить себя, победить врага.

4)Человек, способный купить доспехи и боевого коня. Позднее звание передавалось по наследству.

5)Неуязвим, но неповоротлив.

1)7 лет

2)15 лет

3)Верховой езде, борьбе, фехтованию, плаванию, метанию копья, тактике боя

4)На церемонии посвящения в рыцари.

Рассказ о том, как она проходила.

5)Одерживать победы в бою, прославить свой род подвигами.

1)Турнир, охота.

2)Турнир-состязание рыцарей в силе и ловкости.

Герольд-глашатай на турнире.

3)Пир по поводу победы, свадьба, коронация.

4)Рассказ ученика о турнире.

5)Были связаны с военным делом, воспитание отваги, мужества тренировка в верховой езде.

1)Выписывают в тетрадь

Герб - отличительный знак рода.

Девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба.

Придумывают девиз.

Верность королю и сеньору, смелость, удаль, презрение к смерти и благородство, щедрость.

Законы, согласно которым рыцарь должен искать подвиги, защищать честь дам, бороться с врагами христианской веры и пр.

Презрительное и жестокое отношение с людьми других сословий недостойно рыцаря.

Выслушиваем мнение ребят и делаем вывод: надо быть одинаково вежливым, внимательным, добрым не зависимо от положения в обществе.

5. Первичное закрепление пройденного занятии материала

5 мин

Решение кроссворда.

По вертикали:

1)Металлическая пластина для защиты с прорезями для глаз.

По горизонтали:

1)Жилище феодала.

2)Боевые доспехи рыцаря.

3)Отличительный знак рода.

4)Глашатай на турнире.

5)Тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом.

6)Одеяние из металлических колец.

7)Одна из рыцарских забав.

-Какие слова вы бы включили в кроссворд?

        Работа с классом.

 Разгадывание кроссворда на доске.

Дети предлагают слова по теме.

6. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

3 мин

 -Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока. Почему дом рыцаря именно крепость?

-Что для вас на этом уроке стало новым и интересным?

-Что сегодня мы подразумеваем под словами «честь», «благородство»?

Крепость – надежная защита от врагов. Он убережет семью рыцаря, когда тот находится в походе.

Ответы на вопросы.

7. Организация  творческого задания

2 мин

        Придумать и нарисовать герб и девиз рыцаря. Или составить рассказ «Один день из жизни рыцаря». Прочитать параграф, ответить на вопросы.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»BD21315_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....

Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке

Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке...

Урок в 6 классе по истории средних веков "Рыцарский турнир"

Разработка урока в форме рыцарского турнира. Каждый рыцарь представлял свой костюм, замок, защищал герб, представлял даму сердца, показывал свои навыки в искусстве танца. В конце урока ребята отвечали...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: В рыцарском замке.

класс 6Б 6АУчебная тема, название учебного занятияТема 4. Феодалы и крестьяне.Урок.  В рыцарском замке.Цель и задачи учебного занятияДоказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет ку...

Урок по истории средних веков «Рыцарский турнир», 6 класс

Открытый урок   по истории  средних веков  «Рыцарский турнир».Учебный предмет: историяКласс: 6Тема урока: «Рыцарство»Тип урока: закрепле...

Конспект урока истории средних веков "Время соборов"

Урок был дан в рамках профессионального  конкурса "Грани педагогического мастерства". Посвящен искусству средневековой Европы и наследию средневековья в Санкт-Петербурге...

Урок-игра в 6 классе (по истории средних веков) "Рыцарский турнир"

Разработка поможет в развлекательной форме повторить учебный материал, внеся элемент соревновательности в учебный процесс. Сценарий снабжён авторскими стихами, разнообразными заданиями....