Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".

План изучения темы:

 1. Связь Возрождения и Античности.

 2.Гуманизм Возрождения.

 3 Особенности культуры раннего Возрождения.

 4.Искусство раннего Возрождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Культура раннего Возрождения в Италии.

Цели урока:

Образовательная: ученик сможет раскрыть понятие «культура раннего Возрождения», «гуманисты»; назвать страну, где она зародилась и причины зарождения новой культуры, основных культурных деятелей этого периода; определить основные особенности культуры раннего Возрождения.

Развивающая: продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления,  умения сравнивать, обобщать,   делать выводы  

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование:  мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

План изучения темы:

 1. Связь Возрождения и Античности.

 2.Гуманизм Возрождения.

 3 Особенности культуры раннего Возрождения.

 4.Искусство раннего Возрождения.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся. 

II  Тема и постановка цели урока

- Как вы понимаете слово «Возрождение»? В чем разница между рождением и возрождением?

- Посмотрите еще раз на тему урока. На какие вопросы по теме вы хотели бы получить ответ.

Демонстрация античных памятников

- Что вы можете сказать об эти произведения искусства

(античные, изображен человек, красота, сила, уверенность)

-Рассмотрите иллюстрации в учебнике до ….., найдите  такие же прекрасные изображения человека? (их нет)

-Почему нет? Что происходит? (Римская империя была завоевана варварами и люди забыли античную культуру) 

-Пролистайте учебник дальше (снова появляются прекрасные изображения человека )

- Так о каком Возрождении пойдет речь на уроке? (возрождение античной культуры, когда высоко ценился человек)

Начиная с 14 века,  в  богатых городах Италии появляются люди, называвшие себя «любителями мудрости», они считали  древнегреческую культуру идеалом, когда процветали науки и искусство, а  люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары, и воцарилось невежество и жестокость.  И вот теперь любители мудрости хотели возродить ее,  и поэтому новая эпоха стала называться Возрождением, а период от античности до Возрождения - средними веками. Но интерес к древней культуре не был простым копированием. Создается новая культура!

3. Изучение нового.   В чем особенность новой культуры?

1. Поработайте с текстом, сравните представления о мире и человеке в Средние века и в эпоху Возрождения

Вопросы для сравнения

Средневековье

Возрождение

                                                          Текст

Культура раннего Возрождения Италии.

     Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании.  Свои знания они называли – «познание божественного».

    С 14 века   новые ученые (они назывались «любители мудрости»)  стали изучать не только Библию и  труды отцов церкви. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа.  Главным в сочинениях новых ученых становится интерес к человеку, к земной жизни.   Они  стали называть себя гуманистами (с лат. humanus – человеческий).

    В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, его надо стыдиться, прятать от чужих глаз.

   Гуманисты же воспевали земное существование, обычную жизнь с ее радостями и тревогами называли прекрасной. Человек- это лучшее и главное создание,  «венец творения» Бога. К чему должен стремиться человек? Гуманисты  считали, что человек может и должен добиться величия уже в земной жизни.  Как человек может достичь совершенства? Усилием воли и трудом человек может достичь совершенства во всем: в физической силе и красоте, в науках, искусстве, воинском мастерстве и т. д. Господь помогает активным людям.  Наградой человеку, как учили гуманисты, было не блаженство на небесах, а слава среди современников и потомков.

    В Средние века образцом для подражания являлся святой (бедный, нищий, отказавшийся от имущества и земных соблазнов, заботящего о спасении души). Гуманисты будили интерес современников не к святым, а к реальным людям.  Сильными, прекрасными, деятельными, умными людьми восхищаются гуманисты.

    В феодальном обществе «благородными», то есть лучшими, людьми считались те, у кого были знатные предки. Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Неважно, кто ты по происхождению: сын князя или  сапожника. Благороден тот, кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами и о том, как надо поступать в жизни. Только такой человек может добиться величия и славы.

  В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Росло число грамотных и образованных  людей, которые много читали, путешествовали, говорили на нескольких языках, интересовались философией, историей, искусством.                 Состоятельные люди приглашали ученых, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям.

 

- Беседа по вопросам таблицы

-Как стали называть людей, которые считали жизнь и человека прекрасным. (гуманистами).

2.Искусство раннего Возрождения (слово учителя, слайды,задания)

Слайд 1. Основателем гуманизма считается знаменитый поэт Франческо Петрарка, мечтавший о возрождении былой славы Рима. Однажды он увидел в церкви красивую женщину, он полюбил ее сразу и любил всю жизнь. Она умерла от чумы, так и не ответив поэту взаимностью. Петрарка дал своей любимой имя Лау/ра и посвятил ей множество стихов. Он впервые назвал Мадонной земную женщину. Он был увенчан званием лучшего поэта Италии и жил при дворах итальянских правителей.

Работа над отрывком сонета Петрарки (работа в парах)

Тема: любовь.  Образ: земная женщина. Основная мысль: любовь — это счастье и страдание.

Слайд 2. Другим основоположником Возрождения стал ученик Петрарки -Джованни Боккачо. Он написал сборник новел «Декамерон». В «Декамероне» он ярко и увлекательно показал быт и нравы различных слоев итальянского общества и беспощадно высмеял лицемерие, праздность и тщеславие духовенства.

Слайд 3. В период Возрождения художники были очень знамениты, их приглашали и Папы, и правители. Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет- индивидуальный или семейный, где изображались не боги, герои и святые, а современники из разных сословий.

Одним из самых замечательных живописцев Раннего Возрождения был флорентиец Сандро Боттичелли. Самые известные картины мастера – «Весна» и «Рождение Венеры», …Мадонны

 Задание. Посмотрите на произведения  Сандро Боттичелли, какие черты Возрождения мы в них наблюдаем?

(античный сюжет, безмятежность, изящество. У Мадонны - задумчивое выражение лица  с тревожным и нервным волнением, как у обычных людей.

IV. Закрепление изученного на уроке.

Работа в группах (главный в группе распределяет задания, чтобы каждый в группе имел возможность принять участие при  ответе).

Задание 1.  

В «Книге о хороших обычаях», написанной жителем Флоренции в 14 в., дается ряд наставлений современникам:

- Кто слишком долго спит-теряет время.

- Помни, что время упущенное нельзя вернуть.

- Будь тщательным и бережливым во всех своих делах.

-Остерегайся лени, как самого дьявола или любого другого врага, если желаешь добиться успеха.

- Всегда трудись, чтобы получить выгоду.

1. Какую цель жизни автор считает главной?

2. Какими способами он предлагает ее добиться?

 Задание2.

Во Флоренции в 14-15 вв. торговлю сукном считали благородным занятием, а богатого купца считали «синьором», т. е. обращались к нему, как к дворянину.

   Подумайте, чем отличалось новое понимание благородства от рыцарского?

Задание3.

 1. Каковы цель и смысл жизни по мнению гуманиста Альберти ?

 

-«Человек рожден на свет не затем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а затем, чтобы стремиться к славным и великим делам».

-«Подобно судну, которому  следует не гнить в гавани, а бороздить море, - мы стремимся с помощью труда достигнуть похвальной и славной цели».

-«Хотя накопление богатства не столь славно, как другие важные деяния, не следует, однако, осуждать того, кто посвящает себя делу, которое весьма полезно государству и отдельным семьям».

Задание4.

Ответьте только «да» или «нет» на следующие утверждения:

  1. Эпоха Возрождения началась в 15 веке.
  2. Новая культура огромное внимание уделяла человеку, проявляла интерес к жизни и природе.
  3. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям.
  4. Франческо Петрарка был знаменитым художником раннего Возрождения.
  5.  Донателло был увенчан званием лучшего поэта Италии и лавровым венком.
  6. Большое распространение получил живописный и скульптурный портрет.

5. Итог

-Был ли  урок интересным и познавательным? Чем интересен? Что понравилось?

- На какие вопросы вы не получили ответы?

-Что не получалось у нас   на уроке?

Д.З.

1. В. 2-6, письменно любой на выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 7 классе "Гуманизм и Возрождение в Италии".

Разработка урока в 7 классе с приложением  и презентацией. К учебнику "Всеобщая история" О. Даниловой...

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...

Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"

Презентация урока истории в 5 классе по теме: "Завоевание Римом Италии"...

Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»

Урок истории в 5 классе на тему: «Завоевание Римом Италии»...

Культура раннего Возрождения в Италии.

Культура раннего Возрождения в Италии....