Урок истории в 7 классе "Гуманизм и Возрождение в Италии".
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Литвинова Оксана Алексеевна

Разработка урока в 7 классе с приложением  и презентацией. К учебнику "Всеобщая история" О. Даниловой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Всеобщая история

Класс: 7 класс.

Программно-методическое обеспечение: учебник  Дмитриевой О. В. «Всеобщая история. История Нового времени. Конец XV – XVIII век», 7 класс.

Тема урока: «Гуманизм и Возрождение в Италии»

Цели урока:

- познакомить учащихся с основными особенностями культуры Возрождения,  идеями гуманистов,

- продолжать формирование умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения,

- воспитывать уважение к истории иностранных государств.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: оборудование для презентаций.

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку: «Каждый человек – сын своих дел» (Сааведра Мигель де Сервантес)

1. Организационный момент  (1-2 мин.)

Вступительное слово

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. И покажем нашим гостям умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными  и чуткими друг к другу.

2. Повторение пройденного материала (5 мин.)

Учитель: Какую тему мы с вами изучали на прошлых уроках?

- Великие географические открытия.

Учитель: Выполните, пожалуйста, задания  по этой теме на карточках. Время выполнения 3- 5 мин.

1. Отметьте верные высказывания словом «Да», неправильные – словом «Нет».

Путь к Островам пряностей удалось найти англичанам.

Испанцам удалось достичь Китая и Японии раньше португальцев

Согласно Тордесильясскому договору  все  вновь открытые земли к востоку от Азорских островов принадлежали Португалии

Проход из Атлантики Тихий океан был найден Христофором Колумбом

Кругосветное  путешествие Магеллана доказало на практике шарообразность земли

 2. Соотнесите даты и события (составьте пары)

1) 1519-1522 годы                        а) Открытие Колумбом Америки;

2) 1492 год                                б) первый раздел мира;

3) 1498 год                                в) разграничение сфер влияния Испании и Португалии

                                            в Тихом океане;

4) 1529 год                                 г) кругосветное путешествие Ф.Магеллана.

3. Восстанови термины:

___________________________ - поселение выходцев из какого-либо государства в другой стране;

Метрополия - ________________________________________________________________

Конкистадор - _______________________________________________________________

Ответы: 1. Нет, нет, да, нет, да; 2. 1-г, 2-б, 3-а, 4-в; 3- колония, гос-во влад. колониями, завоеватель.

3. Переход к изучению новой темы (5 мин.)

Сегодня мы переходим к изучению темы: «Гуманизм и Возрождение в Италии». Изучение данной темы рассчитано на 2 часа. Сегодня мы изучим философские основы культуры Возрождения и поговорим о гуманизме в литературе. На следующем уроке мы коснемся творчества художников и архитекторов эпохи Возрождения (слайд 1). Обратите внимание на план работы на уроке (слайд 2). Вы познакомитесь с основными особенностями культуры Возрождения, выдающимися мыслителями эпохи и их идеями. Результатом работы должен стать заполненная таблица: «Деятели эпохи Возрождения» и небольшая проверочная работа.

Учитель:  Прочитайте выдержку из документа на слайде (слайд 3) и  откройте ваш учебник на странице 61 (Глава IV,§ 7). Чтобы понять особенности культуры Возрождения необходимо вспомнить, каково было мнение о человеке у мыслителей в Средние века?

4. Изучение новой темы  

Беседа по вопросу: «каково было мнение о человеке у мыслителей Средневековья?» (2 мин.)

Ожидаемый ответ: «Средневековая культура развивалась, по большей части, в рамках церкви. Мыслители считали, что мир сотворен Богом, что жизнь человеческая заранее им предопределена («Провиденциализм» - Божественное предопределение). Поэтому жизнь человека мыслилась лишь как этап, который предшествует смерти и жизни небесной. Мыслители говорили не о теле человека, а о душе, которая, по их мнению, была бессмертной. Поэтому интерес проявлял, прежде всего, к божественному, а не к земному существованию человека»

Самостоятельная работа учащихся с учебником (2 мин.)

Учитель: откройте учебник на с. 61 и самостоятельно прочитайте раздел «Колыбель Возрождения». Ответьте на вопрос: «каковы особенности общественно - политического развития Италии в XIV – XV вв.?»

Ожидаемый ответ: «Многие города в Италии того времени были республиками, немалую роль там играли купцы, банкиры и предприниматели. Поэтому именно здесь возник новый тип личности – энергичный, активный, состоятельный человек, любящий жизнь.»

Рассказ учителя с элементами беседы об увлечении передовых людей Италии античной культурой (3 мин)

Учитель: Эпоху и культуру, которую мы изучаем, называют Возрождением (от слова «возрождать» - реконструировать, давать новую жизнь, сбрызгивать живой водой, воскрешать, отстраивать, создавать вновь, обновлять, окроплять живой водой, оживлять, поднимать из руин, поднимать из развалин, реставрировать, воссоздавать, поднимать из пепла, восстановлять, восстанавливать, отстраивать заново) Люди той эпохи стремились возродить культуру античности. О каких государствах говорят как об античных?

Ожидаемый ответ: «прежде всего, говорят о Древней Греции и Древнем Риме»

Учитель: Итак, люди стремились возродить античность, и именно тогда появилось негативное отношение к Средневековью. Сам термин «Средние века» носил негативную окраску, что прослеживается до сих пор. Считалось, что вернуться к идеалам античности необходимо во всех областях культуры: в живописи, архитектуре, языке, философии и т. д. Посмотрите на слайд и попробуйте ответить, почему эти идеи появились именно в Италии? (слайд 4)

Ожидаемый ответ: «Италия была наследницей Древнего Рима. Повсюду там можно было встретить руины античных построек: храмов, театров, триумфальных арок. Сам итальянский язык происходит от латыни»

Рассказ учителя с элементами беседы о гуманизме как явлении в культуре и о гуманистах(3 мин)

Запись в тетрадь: «Гуманизм – идейное течение, возникшее на рубеже 14-15 вв., философская основа культуры Возрождения». (слайд 5)

Учитель: Философов, ученых стал больше интересовать человек, стали изучать дисциплины, изучающие самого человека, общественное устройство, этику.

Запись в тетрадь: «Этика – учение о морали и поведении человека в обществе». (слайд 5)

Учитель: Эти дисциплины назывались по-латыни «studia humanitatis» Отсюда и произошел термин «гуманизм» Для философии гуманизма характерно обращение к проблемам человеческого бытия, человек «спустился с небес на землю», культура стала менее богословской и более светской.

        Гуманисты по-новому взглянули на жизнь человека. Поговорим о некоторых выдающихся мыслителях, их творениях и идеях.

Физминутка

        Учащиеся чертят в тетради таблицу и готовятся вместе с учителем заполнить ее. (слайд 6)(15 мин)

Учащиеся, заранее подготовившие сообщения, выступают перед классом. Остальные заполняют таблицу и задают вопросы докладчикам.

 (слайды 7-11)

Результатом работы должна стать заполненная таблица:

Деятель

Что создал

Основные идеи

Эразм Роттердамский (1469-1536)

«Похвала глупости»

Считал, что знание и вера служат поискам истины. Высмеивал дворян, жадных королей и духовенство.

Франсуа Рабле (1494 – 1553)

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Отвергал средневековый аскетизм. Высмеивал духовенство. Считал, что люди должны жить в новом обществе.

Никколо Макиавелли

(1469-1527)

«Государь»

Выступал против папы римского, за единую Италию. Считал, что ради упрочения государства хороши все цели. Государь должен обладать  характером льва и лисицы (хитростью и силой)

Данте Алигьери (1265-1321)

«Божественная комедия»

Сделал человека центром повествования. Призывал задуматься о высоком предназначении человека

Франческо Петрарка (1304—1374)

«Книга песен»

Считал культуру античности образцом. Говорил об отличии культуры Средневековья от Возрождения

5. Закрепление изученного материала и повторение пройденного. (3 мин)

Работа учащихся с тестовыми заданиями (слайды 12-19) с вопросами демонстрируются с интервалом 20-30 сек.)

Проверим:1-В, 2-А, 3-Б, 4-В, 5-Г, 6-А, Г, Е

6. Подведение итогов урока (1 мин.)

Учитель: итак, средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и презрения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре мироздания. (слайд 20)

7. Домашнее задание (слайд 21) (2 мин.)

Учитель: дома вы изучите §7, документ на с. 69, ответите устно на вопросы к параграфу учебника.

8.Рефлексия (слайд 22)

  1. Что нового я сегодня узнал…
  2. Что мне хотелось бы еще узнать…
  3. Какие проблемы у меня возникли в ходе урока…
  4. Над чем мне нужно работать…

Учитель: Спасибо за урок!  До свиданья!



Подписи к слайдам:

«Каждый человек – сын своих дел»Сааведра Мигель де Сервантес
Гуманизм и Возрождение в Италии
Учитель истории: Литвинова О.А.
Основные особенности культуры Возрождения Вклад гуманистов в культуру Италии и человечества в целом Закрепление материала по теме: «Гуманизм и Возрождение в Италии»
План работы на уроке
В средние века верующие считали земную жизнь «смрадной», а себя ничтожными и жалкими. Человеческое тело лишь оболочка бессмертной души, «пища для червей», его (тело) надо стыдиться, прятать от глаз других. «Думай о непреходящем. Стремись к небесам!» - призывал средневековый поэт.Книга для чтения по истории средних веков/Под ред. А.А.Сванидзе. – М.: «Просвещение», 1991 г.
Колизей - один из знаменитых древних памятников древнего Рима. Строительство велось на протяжении 5 лет, с 75-80 гг.
Развалины форума в Риме
Рим в наши дни (собор Св. Петра)
Гуманизм – идейное течение, возникшее на рубеже 14-15 вв., философская основа культуры Возрождения
Этика – учение о морали и поведении человека в обществе
Запишем…
ДЕЯТЕЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Деятель
Что создал
Основные идеи
Эразм Роттердамский
Зарисуем в тетради…
Эразм Роттердамский (1469-1536) – выдающийся гуманист
«Я люблю свободу..не хочу и не смогу служить какому-либо лагерю»
«Похвала глупости»
Франсуа Рабле. (1494 – 1553)
Говорил о том, что человек должен жить в новом обществе
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Выступал против папы римского, за единую Италию. Считал, что ради упрочения государства хороши все цели.
«ГОСУДАРЬ»
Данте Алигьери (1265-1321) был поэтом, литературоведом, богословом и политическим деятелем.
«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»
Франческо Петрарка (1304—1374) происходил из семьи потомственных тосканских нотариусов.
«КНИГА ПЕСЕН»
Повторим…
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Вопрос № 1
Эпоха Возрождения получила свое название, так как:А) стремились возродить культуру Средних вековБ) хотели возродить раннекапиталистические отношенияВ) обратились к культуре античностиГ) обратились к культуре первобытного общества
Вопрос № 2
Средневековые мыслители считали, что жизнь человека..А) лишь подготовка к жизни небеснойБ) интересна и привлекательнаВ) не интересна никому
ВОПРОС № 3
Почему «колыбелью Возрождения» называют Италию?А) Там был наиболее сильно развит капитализмБ) В Италии сохранились памятники Древнего РимаВ) В Италию из Европы приехали самые талантливые художникиГ) В Италии были самые мудрые правители
ВОПРОС № 4
«Новый тип личности» - этоА) человека, искренне верующий в БогаБ) человек, неверующий в БогаВ) человек, любящий жизньГ) отшельник и аскет
ВОПРОС № 5
Перу Данте принадлежит произведениеА) «Фауст»Б) «Макбет»В) «Король Лир»Г) «Божественная комедия»
Отличительные черты эпохи Возрождения:(несколько вариантов ответа)А) светский характер культурыБ) богословский характер культурыВ) интерес к божественномуГ) интерес к человекуД) интерес к Средним Векам Е) интерес к античности
ВОПРОС № 6
Проверим…
1 – В2 – А 3 – Б4 – В5 – Г6 – А, Г, Е
Средневековая этика утверждала необходимость аскетизма и презрения к миру, идеи Возрождения вырвались за эти рамки, поставив человека в центре мироздания
Вывод
изучить §7- 8 прочитать документы на с. 69, 73 ответить устно на вопросы к параграфам учебника.
Домашнее задание
Рефлексия :
Что нового я сегодня узнал…Что мне хотелось бы еще узнать…Какие проблемы у меня возникли в ходе урока…Над чем мне нужно работать…
Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории средних веков в 6 классе. Культура раннего Возрождения в Италии.

Урок истории в 7 классе " Культура раннего Возрождения в Италии".План изучения темы:  1. Связь Возрождения и Античности. 2.Гуманизм Возрождения. 3 Особенности культуры раннего Возрожден...

"Раннее Возрождение в Италии"

Методическая разработка по теме "Раннее возрождение" , 11 класс,  по программе Л.Г. Емохоновой.Тема: Раннее ВозрождениеЦель урока: Понимать возникновение и основные черты стилей и направлений...

Урок истории в 10 классе: "Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых".

Цель урока: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в разв...

Тест по теме "Возрождение в Италии"

Данный тест поможет учителю проверить знания учащихся по теме "Возрождение в Италии"...