Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"
рабочая программа (8 класс)

Куредина Татьяна Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Речевой этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

кружка

«Речевой этикет»

на 2020-2021 учебный год

Направление: художественное

Возраст: 13-15 лет (обучающиеся 8 «А» класса)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: учитель русского языка и литературы

Татьяна  Викторовна Куредина

                                                  Содержание

Пояснительная записка……………………………………........................................

Содержание программы……………………………………………………..……….

Календарно-тематический план………………………………………………...........

Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..

Материально-техническое обеспечение………………………………………………………………………..….

Пояснительная записка

     Программа внеурочной деятельности кружка «Речевой этикет» для учащихся 8 класса разработана на основе учебно-методического комплекса: Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах. Классный руководитель № 1-3, 6-8, 2001 год; Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету: Методические рекомендации для учителя. - М.: Мнемозина, 2007 г.; Львова С.И. «Позвольте пригласить вас», или Речевой этикет: пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2004 г.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. ФЗ «Об образовании в РФ» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

2. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

4. Закон Тамбовской от 01 октября 2013 года N 321-З Об образовании в Тамбовской области.

Цели и задачи

Цель - формирование и развитие у учащихся умений и навыков использования формул речевого этикета в различных ситуациях общения.

Основные задачи:

1) познакомить учащихся с правилами речевого поведения в различных ситуациях общения;

2) формировать умения чувствовать себя уверенно в различных ситуациях общения;

3) сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

4) формировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;

5) формировать устойчивый интерес к наблюдениям за собственной речью;

6) формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

 

    В соответствии с учебным планом школы на 2020– 2021  учебный год рабочая программа рассчитана на  35 часов в учебном году. Периодичность занятий – 1 час в неделю. По календарно-тематическому плану -  34 часа. Программа реализуется учителем русского языка и литературы.

Общая характеристика учебного предмета

     Одной из актуальных задач школы является формирование нравственно-этической культуры обучающихся. Как известно, навыки и привычки морального поведения наиболее устойчивы тогда, когда они выработаны ещё в младшем школьном возрасте.

В школе на уроках и во время внеурочной работы дети получают определённые знания и представления по этикету. К ситуациям речевого этикета относятся: обращение и привлечение внимания, приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, приглашение, просьба и др. Эти темы предусмотрены программами по окружающему миру, русскому языку, основам светской этики, а также рассматриваются на классных часах и других внеурочных занятиях.

 Этикет – это нормы поведения, принятые в современном обществе. Они не выдуманы, а выработаны веками. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми, уверенно чувствовать себя в любой ситуации.

Содержание учебного предмета

Культура общения (12 ч)

Знакомство с предметом изучения: этикетом. Что такое речевой этикет? Значение этикета в жизни человека. Формы и правила приветствия. Невербальные способы приветствия. Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии. Правила вежливого обращения к человеку с просьбой.  Очень нужное слово «спасибо». Простое слово «извините». Вежливые формы отказа. Не надо ссорится (правила вежливого спора). Формы прощаний и пожеланий.    Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты. «Давайте говорить друг другу комплименты». Турнир вежливости.

Культура поведения (8ч)

Поведение в школе.  Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными). Правила встречи гостей. Правила поведения в гостях. Правила поведения на улице. Правила поведения в общественных местах и в общественном транспорте. Поведение на природе. Поведение в православном храме.

Повседневный этикет (9 ч)

Правили опрятности.  По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды).

Внешность. Правила обязательности и точности. Правила приветствия. Как вести себя за столом. Правила сортировки стола. Правила хорошего поведения. Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций.

Повторение и обобщение (5ч)

Правила беседы и культура речи.

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Повторение. Повседневный этикет.

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».

Тестирование. Решение этических задач.

Основные критерии необходимости внедрения программы:

  1. Новизна содержания программы для учащихся (получение новых знаний).
  2. Мотивирующий потенциал (сведения, вызывающие познавательный интерес).
  3. Развивающий потенциал (содержание способствует творческому, эмоциональному развитию детей).
  4. Наличие здоровьесберегающих характеристик (объем содержания соответствует заявленному на ее реализацию времени и возрасту обучающихся).

Методы обучения чаще всего применяются в комплексе

  • методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, беседа, игра, диспут; методы иллюстрации и демонстрации);
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с дополнительными материалами, словарями, видеоматериалами);
  • методы учебной работы по применению знаний на практике (упражнения, творческие работы);
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (устный опрос, выставки, конкурсы, викторины, проекты, тестирование и другие).

Формы проведения занятий:

  • беседа;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-спор;
  • подвижная игра;
  • учебная игра.

Средства организации обучения:

   При проведении занятий используются произведения искусства, средства наглядности (репродукции картин), аудио-видео материалы, дидактические материалы, методические разработки по предмету, книги-первоисточники.

Планируемые результаты достижений

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик научится:

  • применять правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой, в общественных местах;
  • понимать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
  • применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
  • овладевать основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
  • согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
  • овладевать культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
  • овладевать культурой разговора, искусством спора;
  • использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

Ученик получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье через соблюдение личной гигиены;
  • беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок;
  • соблюдать правила дорожного движения.
  • достойно вести себя в кинотеатре, театре, музее, библиотеке.

   По окончании изучения курса учащиеся смогут сформировать собственный взгляд на окружающий их социум, самостоятельно искать решения, работать с информацией: накапливать, систематизировать, обобщать. Занятия должны оказать влияние и на атмосферу в классе.

Формируемые ключевые компетентности:

- компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни;

- компетентность гражданственности: знания и соблюдения прав гражданина; свобода и ответственность, уверенность в собственных силах;

-компетентность социального взаимодействия: с обществом, коллективом, сотрудничество;

- компетентность познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и решение;

- компетентность информационных технологий: приём, переработка, выдача информации.

Планируемы результаты

Личностные результаты

  1. проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей;
  2. принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
  3. внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
  4. выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  5. внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);

2. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

3. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

4. сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

5. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

2. осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

3.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);

4. в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»;

5. умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

2. вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

3. сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

4. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

5. сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Предметные результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Ожидаемые результаты:

  1. Введение в активный словарь детей достаточного количества этикетных формул.
  2. Умение выбирать нужную этикетную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
  3. Освоение общих правил культуры речи и поведения.

Система оценивания достижений обучающихся

При проведении занятий предполагается безотметочная система оценивания достижений обучающихся, которая основана на словесной оценке деятельности.

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:

  • этический диалог;
  • фронтальная беседа;
  • дискуссии;
  • игровые виды деятельности;
  • чтение рассказов;
  • просмотр кинофильмов;
  • обсуждение картин;
  • игры по этикету;
  • анализ и обыгрывания ситуаций;
  • групповая деятельность;
  • работа в парах;
  • практикумы и тренинги;
  • проектная технология.

Календарно-тематический план

№ п/п

Тема занятия

кол-во

часов

Дата

план

факт

Культура общения  (12 ч)

1

Вводное занятие: Что такое речевой этикет? Значение этикета в жизни человека.

1

2

Формы и правила приветствия. Невербальные способы приветствия.

1

3

Уровни проявления уважения к собеседнику в приветствии.

1

4

Правила вежливого обращения к человеку с просьбой.

1

5

Очень нужное слово «спасибо».

1

6

Простое слово «извините».

1

7

Вежливые формы отказа.

1

8

Не надо ссорится (правила вежливого спора).

1

9

Формы прощаний и пожеланий.

1

10

Правила беседы и культура речи. Мимика и жесты.

1

11

«Давайте говорить друг другу комплименты».

1

12

Турнир вежливости.

1

Культура поведения  (8ч)

13

Правила поведения в школе.

1

14

Правила вежливого поведения в домашней обстановке (с родными).

1

15

Правила встречи гостей.

1

16

Правила поведения в гостях.

1

17

Правила поведения на улице.

1

18

Правила поведения в общественных местах и в общественном транспорте.

1

19

Поведение на природе.

1

20

Поведение в православном храме.

1

Повседневный этикет   (9ч)

21

Правили опрятности.

1

22

По одежде встречают (правила подбора и ношения одежды).

1

23

Внешность.

1

24

Правила обязательности и точности.

1

25

Правила приветствия.

1

26

Как вести себя за столом.

1

27

Правила сортировки стола.

1

28

Правила хорошего поведения.

1

29

Ролевые игры. Разрешение конфликтных ситуаций.

1

Повторение и обобщение  (5ч)

30

Правила беседы и культура речи.

1

31

Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

1

32

Повторение. Повседневный этикет.

1

33

Повторение и обобщение знаний, полученных за год в форме игры «Колесо фортуны».

1

34

Тестирование. Решение этических задач.

1

Всего: 34 часа

Учебно-методическое обеспечение

Литература.

Для учителя:

  1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  2. Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.: Лика,  2006.
  3. А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое  воспитание. Технология этического диалога»
  4. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  5. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  6. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  7. Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003
  8. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009 -175с
  9. Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,
  10. Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996
  11. Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.
  12. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.
  13. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 2006.-152с.,ил
  14. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 2006.-192с., ил.
  15. DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
  16.  «Как себя вести» - В.Волина. «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Для учащихся:

  1. Тематическая литература.
  2. Рассказы.
  3. Сказки.
  4. Видеофильмы.
  5. Учебные фильмы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Техническое оснащение и наглядные пособия:

  • портативный компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • компьютерные презентации к урокам;
  • художественные рисунки и иллюстрации;
  • настольные игры;
  • книги со сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" (социальная направленность).

Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" подготовлена автором данного курса Бацаевой Ириной Николаевной для ознакомления родителей и обучающихся с да...

программа внеурочной деятельности "военный этикет

С 2005года в Яковлевском районе действует кадетский корпус «Русич» с военно-профессиональной направленностью. В большинстве образовательных учреждений муниципального образования организованы и действу...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Программа внеурочной деятельности кружка "Речевой этикет"

Программа внеурочной деятельности кружка  "Речевой этикет"...

Презентация "Речевой этикет" для занятия по программе внеурочной деятельности по русскому языку в 5-6 классах

Данная презентация предназначена для учащихся 5-6 классов для занятия во внеурочной деятельности по программе «Занимательная лексика и фразеология»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет общения"

Программа курса внеурочной деятельности «Этикет общения» для 6 класса является модифицированной программой, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандар...