Некоторые психологические и поведенческие особенности современных школьников на уроке математики
статья

Абрамова Ольга Анатольевна

Целью работы было рассмотрение некоторых поведенческих и психологических характеристик у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. У девушек все показатели недостоверно выше, чем у мальчиков. Самый высокий из исследуемых показателей у молодых людей – это активность на уроке. Отмечается высокий уровень желаний отвечать на уроке, задавать вопросы при непонимании нового материала. Тем не менее, самый низкий показатель у мальчиков – уровень мотивации. Достоверное отличие в других группах наблюдается в показателе «демонстративность». У девочек она на нуле, а молодые люди отличаются более независимым поведением. Что касается выборки девочек, то самым высоким показателем также является показатель «активности», а самым низким показателем остается мотивация к обучению. Тем не менее, все исследуемые показатели находятся на уровне среднем и выше среднего, что демонстрирует нормальный рабочий настрой на уроке, заинтересованность и понимание нужности предмета. Ключевые слова: школьники, урок математики, мотивация, внимание, активность, демонстративность, дисциплинированность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКЕ

Абрамова О.А. Россия, Санкт-Петербург,
ГБОУ средняя общеобразовательная школа№13

Целью работы было рассмотрение некоторых поведенческих и психологических характеристик у мальчиков и девочек среднего школьного возраста. У девушек все показатели недостоверно выше, чем у мальчиков. Самый высокий из исследуемых показателей у молодых людей – это активность на уроке. Отмечается высокий уровень желаний отвечать на уроке, задавать вопросы при непонимании нового материала. Тем не менее, самый низкий показатель у мальчиков – уровень мотивации. Достоверное отличие в других группах наблюдается в показателе «демонстративность». У девочек она на нуле, а молодые люди отличаются более независимым поведением. Что касается выборки девочек, то самым высоким показателем также является показатель «активности», а самым низким показателем остается мотивация к обучению. Тем не менее, все исследуемые показатели находятся на уровне среднем и выше среднего, что демонстрирует нормальный рабочий настрой на уроке, заинтересованность и понимание нужности предмета. Ключевые слова: школьники, урок математики, мотивация, внимание, активность, демонстративность, дисциплинированность.

Введение. Математика − это фундаментальная наука, методы которой активно применяются во многих естественных дисциплинах, таких как физика, химия и даже биология. Сама по себе, эта область знаний оперирует абстрактными отношениями и взаимосвязями, то есть такими сущностями, которые сами по себе не являются чем-то вещественным. Но тем не менее, стоит только математике вступить в область любой науки о мире, она сразу воплощается в описание, моделирование и предсказание вполне себе конкретных и реальных природных процессов. Здесь она обретает плоть и кровь, выходя из под покрова идеализированных и оторванных от жизни формул и подсчетов [4].

Поэтому обучению математике в школе надо предавать особое значение.

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М. Ломоносов). Очевидно, что точные науки обучают способности считать, делать вычисления, приучают к определенной внутренней дисциплине и еще учат думать аналитически и логически [5].

При изучении математики у современных школьников большие проблемы возникают даже в элементарных вопросах: операции с дробями, навыки работы со скобками, понимание сути выражений, слагаемых и множителей, знание и применение формул, решение простых уравнений, элементарные знания сути и свойств функций, графиков. Не говоря о более сложных моментах: преобразования выражений, уравнений, исследования математических объектов, понятие сути теорем, алгоритмов.

Разумеется, это проблема многогранная, и тем более актуальным становится рассмотрение личностных характеристик современных школьников на уроке математике, оценка желания познавать этот предмет и понимание важности применений знаний в будущей жизни [1, 6]

Целью работы было рассмотрение некоторых поведенческих и психологических характеристик у мальчиков и девочек среднего школьного возраста.

Материалы и методы исследования – работа проводилась в школе, на уроке математики. Методом было выбрано кратковременное, сплошное, опосредованное наблюдение. Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований. Соответствуя цели настоящей работы, были собраны факты о некоторых психологических особенностях, поведении и деятельности школьников для последующего их анализа. Исследовались: 1) мотивация к обучению математики, 2) концентрация внимания на уроке, 3) дисциплинированность, 4) демонстративность в поведении, 5) активность на уроке. Результаты оценивались субъективно по десятибалльной шкале (десять баллов – высшая положительная оценка).

Выборка состояла из 33 школьников, средний возраст 14,0±0,01 лет, 19 мальчиков, 14 девочек. Испытуемые находились в естественной для них обстановке, острых стрессов не наблюдалось, режим жизни не менялся.

 Результаты и обсуждение Из таблицы видно, что у девушек все показатели недостоверно выше, чем у мальчиков. Самый высокий из исследуемых показателей у молодых людей – это активность на уроке. Отмечается высокий уровень желаний отвечать на уроке, задавать уточняющие вопросы при непонимании нового материала. Тем не менее, самый низкий показатель у мальчиков – уровень мотивации. Достоверное отличие в друх группах наблюдается в показателе «демонстративность». У девочек она на нуле, а молодые люди отличаются более независимым поведением.

Таблица Показатели исследуемых психологических и поведенческих характеристик всей выборки № Мальчики (баллы) Девочки (баллы) 1 1) 2) 3) 4) 5) 1) 2) 3) 4) 5) 2 5 6 5 1 7 5 7 7 0 8 3 5 6 5 1 7 5 7 7 0 7 4 5 6 5 1 7 5 7 7 0 8 5 5 7 5 1 8 5 7 7 0 7 6 5 5 5 0 6 4 7 7 0 8 7 5 6 8 0 7 5 8 7 0 7 8 5 7 8 1 6 6 8 7 0 8 9 5 5 6 0 7 5 7 7 0 8 10 4 6 5 1 8 5 7 7 0 8 11 4 7 7 0 7 5 7 7 0 8 12 6 6 6 1 7 5 8 7 0 7 13 6 8 4 1 7 6 7 7 0 7 14 5 5 5 1 6 5 8 7 0 7 15 4 6 6 0 8 - - - - - 16 5 7 7 0 8 - - - - - 17 5 7 5 0 6 - - - - - 19 4 7 6 1 7 - - - - - 19 6 7 7 1 7 - - - - - Средний балл 4,9±0,01 6,3±0,01 5,8±0,01 0,6±0,01 7,0±0,01 5,01±0,01 7,3±0,01 7,0±0,0 0,0±0,0 7,5±0,0 1

Примечание: 1) мотивация к обучению математике, 2) концентрация внимания на уроке, 3) дисциплинированность, 4) демонстративность в поведении, 5) активность на уроке. Десять баллов – высшая положительная оценка. Что касается выборки девочек, то самым высоким показателем также является показатель «активности», а самым низким показателем остается мотивация к обучению.

Тем не менее, все исследуемые показатели находятся на уровне среднем и выше среднего, что демонстрирует нормальный рабочий настрой на уроке, заинтересованность и понимание важности и нужности предмета.

Заключение

Математика позволяет развить некоторые важные умственные качества, такие как аналитические, дедуктивные, критические, прогностические. Также эта дисциплина улучшает возможность абстрактного мышления, способность концентрироваться, тренирует память и усиливает быстроту мышления [4].

За время урока математики можно многое успеть и качественно изменить личность ребенка, показав ему новые научные грани предмета и указать на практическое применение знаний атематики в будущей жизни.

 Общеизвестно, что урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все основные элементы: цель, содержание, средства, методы, организация [1, 2]. Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Необходимые требования к уроку математики будут группироваться вокруг ниже указанного существенного признака урока: наличие на уроке основной дидактической (учебной) цели.

Необходимо также отметить, что в подавляющем большинстве случаев на уроке математики в различных сочетаниях решается не одна, а несколько учебных задач: − проверяются знания, умения и навыки учащихся (по материалу прошлых или текущего уроков);

− познается новое (формируются понятия, устанавливаются и обосновываются закономерности или алгоритмы);

− происходит закрепление изученного (повторением, применением в решении различных задач).

Среди всей совокупности учебных целей, реализуемых на уроке, всегда необходимо усмотреть основную цель и ей подчинить все другие задачи. Цель состоит в том, чтобы планомерно использовать изучаемый материал и сам процесс учения для воспитания у учащихся гуманистических взглядов и убеждений.

Эта общая цель воспитания реализуется на уроке через решение многих взаимосвязанных частных воспитательных задач. Наиболее актуальными из них для нас являются такие задачи: возбуждение и поддержание интереса к предмету, воспитание потребности и умений учиться математике [3].

Литература

1. Абрамова О.А. Компетентность педагога как фактор повышения внимания и интереса при занятиях по предмету «информатика» у подростков // Сборник научных трудов «Актуальные аспекты современной психофизиологии-VII». СПб.:НПЦПСН.2015. С. 64-65.

2. Булгакова О.С. Психофизиологические основы и законы успешной социализации // Вестник психофизиологии.

№3. 2012.С.50. 3. https://studfiles.net/preview/5430441/page:5/ 

4. http://nperov.ru/razum/zachem-nuzhna-matematika/ 

5. https://lentachel.ru/news/2017/10/06/uroki-matematiki-chemu-na-samom-dele-sleduet-uchit-v-shkole.html 6. https://newtonew.com/school/lameness-math-education


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педагогическому совету "Особенности современных школьников"

Данная презентация дает наглядное представление о современных детях и способах организации продуктивной деятельности с ними...

Некоторые приемы самостоятельной работы с учебной книгой на уроках математики.

Одним из способов усвоения учебной информации является работа с учебным пособием.Чтобы работа с учебной книгой была целенаправленная и продуктивная, формулируются задачи, планируются виды учебной деят...

Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99

Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Зависимость между индивидуальными особенностями ребенка  и успешностью овладения иностранным языком...

Особенности современного и традиционного уроков

                 Автор статьи: учитель математики и информатики Доманевский И.С.  Особенности современного и традиционного уроков....

«Формирование психологического здоровья современных школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

Активное внедрение информационных технологий в жизнь общества вызвало необходимость в создании современных образовательных технологий, которые имеют огромное значение в совершенствовании учебно-воспит...