Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99
статья по литературе на тему

Винник Эрика Анатольевна

Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективные методы, позволяющие достичь цели, заявленной в теме статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме : «Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы»

Винник Эрика Анатольевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 23 г. Гуково

        На современном этапе развития образования школа должна  воспитывать  гражданина и патриота. Социальный заказ образованию устанавливается в системе таких социальных и педагогических понятиях: нация, национальное государство, национальное самосознание, патриотизм, гражданское общество. Данные цели  достигаются путем развития исторического самосознания становления  личности учащихся.

        В моем понимании историческое самосознание выступает в качестве  особой формы общественного сознания, воспроизводящей и реализующей связь времен и поколений. Именно  благодаря этой связи человек ощущаетпричастность к истории своего народа. Чем лучше развито историческое самосознание, тем больше оно  оказывает положительное влияние на формирование социально активной личности.

        Развитие исторического самосознания школьника  возможно реализовать не только на уроках истории, но и на уроках литературы. Художественная литература, изучаемая в школе, является наиболее удачным  средством познания общественно- исторических явлений,  помогает понять сущность той или иной эпохи, почувствовать специфику исторических явлений. Благодаря литературе формируются жизненные идеалы учеников. Образы, которые используются в  художественной литературе,помогают закрепить исторический  материал в памяти учащихся.

        На мой взгляд, истоки рассматриваемого самосознания берут начало в таких формах как мифология и фольклор, народные обычаи и традиции, художественные образы. В связи с этимформирование исторического самосознания личности учеников на своих  уроках литературы я  начинаю с изучения мифологии, в которой соединяются сказочно - исторический и сказочно- гуманитарный аспекты, вводящие детей в мир религии, миропонимания человека.

        Мифология обладает следующими преимуществами:

- мифы дают возможность детям узнать о прошлом, поразмышлять обудущем и представить настоящее яснее и полнее;

- знакомит с героями, подражание жизни которым возвеличивает человека;

- возвышает определенные исторические истины;

- приобщает к истокам народного творчества;

- позволяет осознать величие духовной жизни далеких предков;

- позволяет погрузиться в духовный мир людей разных эпох и тем самым понять историю других стран и проникнуться уважением к их культуре.

         После изучения мифологимы  приступаем к рассмотрению еще одного немаловажного жанра- былины.  Былина – уникальное  средство изучения исторического прошлого. Хотя этот  жанр и не запечатлевает точные исторические факты, а лишь отображает историческую реальность в обобщенных образах,былина рождает в детях понимание истории, вскрывает исторический смысл событий, потрясавших Русь в жестокой борьбе за государственную независимость.

        Уроки при изучении этого жанра  я провожу на следующие темы: «Исторические и художественные основы былины», «Прославление мирного труда героя- труженика. Микула Селянинович – эпический герой»,  «Бескорыстное служение Родине и народу. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера».

        После изучения мифологии и фольклора мы с ребятами  обращаемся к истории и культуре Киевской РусиIX- XII веков. Как известно, русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени.Именно поэтому они могут дать ответ на многие вопросы, волнующие человека: кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?

        Чтобы  найти ответы на эти вопросы,  мы с учащимися прилагаем  все силы при изучении данного жанра древнерусской литературы. Очень важно вступление к теме, в котором я стараюсь показать главные особенности древней литературы, создать у ребят ощущение прикосновения к самим истокам нашей культуры. Для этого я объясняю, что такое летопись, каковы ее особенности.  Введение в тему дает ученикам много новых сведений, поэтому здесь большую роль сыграет слово учителя.      Чтобы ученики не были пассивными слушателями, предлагаю  задания типа: сформулировать главную мысль рассказа учителя, или составить простой план, или пересказать текст  по предложенному плану. Кроме того, предлагаю  перемежать объяснение элементами беседы, ставлю  перед учениками вопросы и совместно ищем на них ответы. Таким же образом интересно рассматривать и иллюстрации.

        Развитию исторического самосознания способствуют уроки, на которых учащиеся исследуют исторические источники произведения. Так роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» затрагивает важнейшие проблемы истории и национального характера. Благодаря этому произведению учащиеся могут увидеть, что представляли собой опричнина, опричники, народ, живущий в это время; знакомятся с историческими личностями и определяют их характер. Кроме того, Толстой смог указать на те исторические коллизии, которые проявляются в показанных им в романе событиях  эпохи Иоанна Грозного. Толстой ставит важные для русской историивопросы: почему возможны в России такие правители? Почему так мало людей, которые открыто противятся неправым делам? Почему русский народ молча терпел эту вакханалию убийств и грабежей? Именно на эти вопросы ребята и пытаются найти ответы при изучении романа на моих уроках. Начинаю работу  над этим произведением с рассказа о  творческой  истории  романа. После этого мы с учениками приступаем к изучению исторических источников романа. Ребята узнают, что главным источником романа послужила «История государства Российского» Н. М. Карамзина, из которой Толстой позаимствовал многие факты и подробности сюжета. Кроме того, на уроке я предлагаю ученикам  сравнить описываемый образ Ивана Грозного историками В. О. Ключевским, Н. И. Костомаровым и образ Ивана Грозного, который создает в своем произведении А.К. Толстой, благодаря чему учащиеся приходят к выводу, что взгляд историка существенно отличается от взгляда художника. Признаком настоящего искусства Толстой считал взаимное проникновение реализма и идеализма или соединение правды с красотой. «Искусство не должно противоречить правде, но и оно не принимает в себя всю, как она есть, а берет только ее существенные, типические черты», - считал А.К. Толстой.

        Немаловажнодля развития исторического самосознания изучение эпохи правления Петра I, которая  всегда интересна при изучении ее как на уроках истории, так и на уроках литературы. На основе произведений Пушкина «Полтава»,  А. Толстого «Петр I», а также опираясь на  документы из сочинения историков В. О. Ключевского, С. Соловьёва,  провожу урок –диспут «Петр I- созидатель или разрушитель?».

        Интересна  с исторической точки зрения также повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Как известно, «Капитанская дочка» - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы, которое посвящёно  событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

Самым эффективным методом при изучении«Капитанской дочки», на мой взгляд, является проблемный анализ главных эпизодов произведения. На уроке (8-9 кл.) учащиеся определяют и анализируют основные проблемы: судьба русского народа; проблема бунта; вопрос о путях развития русского общества той эпохи; человек и история; нравственная проблематика (например, проблема выбора, проблема чести, мотив измены, приоритет нравственного, духовного начала в человеке); проблема воспитания, судьба русской женщины и т.д.  

Кроме того, во время урока направляю детей на исследование  соотношения исторической правды и художественного вымысла в повести, ребята выясняют  связь образа Емельяна Пугачева с проблематикой и идеей произведения. Решая данные задачи, ученики работают с историческими документами XIX века, знакомятся с интерпретациями образа в исторических песнях ( «Как за барами житье было привольное:", "В стане Пугачева", "Из Уралечко пышет пламечко", "Пугачев", "Как во славном городе Астрахани:", "Ты звезда ли, моя звездочка:"), читают  эссе Марины Цветаевой, знакомятся с кинофильмами  о Пугачёве, а затем проводят анализ этих источников информации.

        Итак, мы ясно видим, что  развитие исторического самосознания современного  школьника можно успешно реализовать на уроках литературы.При помощи правильно выстроенной работы во время изучения художественного произведения учитель  открывает ученику ту или иную историческую эпоху, живо показывающую колорит времени с его яркими представителями, дающий возможность проникнуться им и прикоснуться к чему- то неизведанному.