Развитие духовной культуры личности современного школьника
статья

Захарчевная Алёна Игоревна

Развитие духовной культуры личности современного школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие духовной культуры личности современного школьника

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Под потребностью в свободе самореализации, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка связана с его возможностями и склонностями. Ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям. И именно в таких условиях рождается Личность.

        Развитие духовности и нравственности человека происходит под влиянием разных факторов. К ним, согласно классификации К.В. Макаровой [10], относятся социально-средовые, деятельностно-духовные и личностные смысловые.

        Социально-средовые факторы духовно-нравственного становления в авторской трактовке образуются уровнем культуры, в которой личность развивается. Под культурой имеется в виду, с одной стороны, человеческий опыт, закрепленный в мифах, легендах, ритуалах и обычаях, с другой стороны, – ценностные ориентации семьи и нормы ее морали.

        Опираясь на концепцию Л.С. Выготского, уровень культуры общества (и семьи как мини-общества) и духовные способности человека взаимосвязаны и взаимообусловлены.   Только приобщаясь к культуре, можно достичь понимания общечеловеческих ценностей и расширить диапазон собственного морального сознания, регулирующего проявление собственных психических функций.

        Деятельностно-духовные факторы духовно-нравственного развития представляют собой определенные виды деятельности. Таковыми обозначаются игра, учебная деятельность и искусство [18].

        Духовным фактором развития является и трудовая деятельность, если в ней реализуются духовные потребности и ценности личности. Как отмечает К.В. Макарова, мотивация трудовой деятельности может привести человека в определенное духовное состояние и влиять на качество способностей [10]. Духовные ценности определяют личностную точку зрения на цель, содержание и результаты труда, способствуют формированию личностного смысла. Искусство тоже может являться духовным фактором развития, т.к. оно представляет собой деятельность по освоению личностного смысла различными средствами. Если переживания людей при восприятии произведений искусства совпадают с направленностью переживаний автора, то они могут влиять на качество проявляемой духовной способности.

        Личностно-смысловые духовные факторы, в ее трактовке, обеспечивая оценку и выбор формы поведения, характеризуют внутренний мир человека. К ним относятся: моральное сознание, поступок, совесть и эмоциональные переживания.

        В трактовке И.В. Михалец [12], факторы развития духовно-нравственных отношений делятся на две основные группы – внутренние (потребность личности в общении, самопознании и самосовершенствовании; интерес к своему внутреннему миру, к личностному своеобразию, опыту, знаниям, интеллекту других людей) и внешние (психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений) факторы развития [12].

Очевидно, что обозначенные факторы обладают вариативностью воздействия на каждого конкретного человека. Возможностями по их оптимизации обладает педагогическое воздействие.

        Рассматривая систему образовательных воздействий, классики педагогики выделяли в ее составе приоритетность именно духовно-нравственного развития личности. Согласно позиции К.Д. Ушинского, влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы разными познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. П.Ф. Каптерев был убежден, что прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах, духовности и нравственности есть регресс. И.А. Ильин отстаивал мысль о том, что образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный начинает злоупотреблять. В.А. Сухомлинский считал нравственно-духовное развитие системообразующим фактором образования.

        В современной педагогической науке получили широкое распространение теории духовно-нравственного воспитания как результата приобщения к общечеловеческим ценностям (Беляева В.А., Кульневич С.В., Сластенин В.А., Смирнов Л.М. и др.). Если духовная сторона воспитания до недавнего времени выпадала из поля внимания, то его нравственные аспекты получили определенное развитие. Попадая в поле исследовательских интересов, нравственное воспитание рассматривается как: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (Баранов С.П., Болотина Л.Р., Комарова Т.С.); процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения ( Водзинский Д.И., Запорожец А.В., Маркова Т.А., Нечаева В.Г.); развитие и формирование нравственных качеств личности (Бениаминов М.В., Бондаревская Е.В., Козлова С.А., Куликова Т.А.).

        Интегрируя изученные наработки, можно говорить о том, что духовно-нравственное воспитание должно включать в себя не только знание индивидом определенного набора духовно-нравственных норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.

Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.

Чтобы ребенок научился творчески мыслить, важно, как можно больше знакомить его с богатым наследием искусства и опытом человечества. Для этого необходим процесс переживания и сопереживания, что можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Знакомство с богатством мировой культуры и искусства также является одним из важных путей формирования духовной культуры личности. Однако, высоко оценивая роль эстетического восприятия, нельзя забывать и о важности изобразительных умений и навыков в развитии творческих способностей ребенка. Так, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, которое ведет к обогащению и перестройке психических свойств ребенка и оказывает существенное влияние на целостное формирование личности.

Художественно-эстетическая среда рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать его с эталонами; дает возможность включения в общую творческую среду, требуя от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Помимо этого, социальная среда устанавливает взаимосвязь искусства с окружающей действительностью, обеспечивает использование продуктов творчества в жизни общества, его исторических процессах. Своими рисунками ребенок без определенного намерения отражает идеологическую и культурную направленность общества, окружающего его. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок присваивает ценности, свойственные той стране, тому региону, где он живет. Отсюда и возрастающий интерес к национальной культуре, способной значительно повысить духовный потенциал личности ребенка.

Важно правильно выбрать развивающую среду, найти такие методы и формы, которые помогли бы ребенку раскрыть себя как творческую личность. Но самое главное состоит в том, что учитель всегда должен развиваться вместе с ребенком, превосходить его уровень и быть постоянно в творческом поиске. Педагог, обучая учеников творить, сам, прежде всего, должен быть Творцом, уметь нетрадиционно мыслить и находить нестандартные способы решения проблем. Деятельность педагога - это его развитие и саморазвитие, поступательное движение вперед, повышение квалификации, поиск нового и совершенствование старого. Когда эти качества объединяются в педагоге, то значит, он состоялся как Личность, он может и должен вести детей вперед.

Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры и т. д. – это отражение  многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность,  «возделывает», окультуривает своё «Я». Причём стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Диадность проявляется в характере общения личности и культуры, в двустороннем их взаимодействии

Естественно, что материальная культура тоже будет формировать личность, но с точки зрения утилитарной, материальной сферы (предметы быта, одежда, место обитания др.).

В 19 веке известный скульптор М. Антокольский утверждал: «Посредством искусства мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идём к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство … – это выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, кто стремится вперёд, к свету…» [11, с. 227].

Искусство воспитывает, просвещает, даёт возможность познать мир через его образное выражение в слове, в звуке, в цвете, а вслед за этим и создать свой образ мира, который априори не сможет вмещать разрушающих понятий. Культурный человек – это не тот человек, которого приучают к духовным ценностям насильно, но это личность, которая получает от этого общения радость, ощущает полноту бытия, радуется гармонии своего «я» и мира, черпая духовную энергию из полотен живописцев, поэтических строк, созданий скульпторов. «Художник, творец искусства, обращается сначала к сердцу человека. Произведения искусства всегда несут в себе переживания творца, его взгляд на мир, на своё место в нём. Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство» [2, с. 4].  

Искусство, выстроенное по законам добра и красоты, очищает, просветляет, открывает новые горизонты. Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то своё, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной.  Например, художник М. Сарьян замечал: «Каждый из них (живописцев – прим. автора) – это цельный мир, цельное восприятие мира. Это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие, как с исторической, так и с национальной точки зрения» [8, с. 5–6].

Именно  благодаря вовлечению в мир искусства  личность обогащает свой мир, выбирает созидательную деятельность, ощущает полноту бытия. Искусство помогает просвещению, ведь с помощью него многие скучные вещи становятся яснее и ярче.

Каждый вид искусства играет свою роль в формировании духовной культуры личности.

Живопись. Потрясения от преобразованного художником мира могут быть для личности очень глобальными, поворотными. С одной стороны, личность получает эстетический урок. Представления о том, что такое красота или уродство, а, следовательно, формирование своего образа жизни, его эстетической базы – вот что главное в общении с произведениями живописи. Эстетическая функция искусства, живописи особенно, помогает находить верные пути в жизни, во многом опираясь не на некие нормативные документы или публицистические воззвания, а на эмоциональные порывы души. Сколько нюансов чувств можем мы открыть в себе, любуясь полотнами импрессионистов, сколько тайного познать, изучая историю жанра портрета, какой оригинальной трактовкой мира обогатить своё видение реальности, рассматривая картины авангардистов! Интересно отметить, возможно, большинство произведений искусства, оставшихся в веках как классика, – это те произведения, которые содержат гуманистические идеалы, эстетические порывы.

«Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно» [7].

С другой стороны, при «общении» с миром художника через его произведения, человек получает и нравственный урок, который может проникнуть в индивидуальную человеческую психику, вторгаясь в границы сформированного субъективного образа мира личности. Иллюстративен в этом случае пример с эпизодом из жизни Ф. М. Достоевского, который увидел картину «Мертвый Христос в гробу» кисти Ганса Гольбейна Младшего. Она произвела на писателя неизгладимое впечатление [6]. Впоследствии ошеломительное впечатление от картины передаст его герой в романе «Идиот»: « – Да это... это копия с Ганса Гольбейна, – сказал князь, успев разглядеть картину, – и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел, и забыть не могу...

– А на эту картину я люблю смотреть, – пробормотал, помолчав, Рогожин...

– На эту картину! – вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, – на эту картину! Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!». Что так поразило русского гения? Есть много точек зрения. Одна из них – детальная прорисовка художником черт умершего человека на портрете вопреки тому, что Иисус должен ожить, но если присмотреться, то можно увидеть напряжённый палец, будто поднимающий тело Христа над поверхностью. А иначе и быть не могло. Вера в воскрешение, подтверждённая даже столь безысходной картиной, восторжествовала.

Итак, живопись формирует эстетические представления человека о мире, обогащает личность эмоционально, воздействует на её нравственные основы.

Литература. Потрясения от произведений искусства основ человеческой личности заставляют говорить чуть ли не о магическом воздействии духовной культуры на человека. Она преобразует его мир, активирует познавательные, эмоциональные способности, раскрепощает духовные силы. Здесь нужно говорить об ответственности творца перед читателем, зрителем его «текстов», ведь идеи, заложенные в образах, воспринимаются и усваиваются лучше, доступнее.

Особое место в формировании личности принадлежит литературе как искусству слова:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить» [17].

Литература влияет на личность комплексно: здесь и ценностно-ориентированное, и эстетическое, и познавательное, и даже жизнетворящее влияние.  Так, например, спасение в литературе находит и известный русский писатель В. Шаламов, который, находясь в лагере на Колыме, писал Б. Пастернаку:

«…И каждый вечер в удивленье,

Что до сих пор ещё живой,

Я повторял стихотворенья

И снова слышал голос твой.

И я шептал их как молитвы,

Их почитал живой водой,

И образком, хранящим в битве,

И путеводною звездой.

Они единственною связью

С иною жизнью были там,

Где мир душил житейской грязью

И смерть ходила по пятам …» [16, с. 74].

Спасая и оберегая, ориентируя и заставляя мыслить и тонко чувствовать, литературные произведения подчас выстраивают и модель поведения, образ жизни. Как не вспомнить здесь личностное восприятие М. И. Цветаевой А. С. Пушкина и его «Капитанской дочки» в её статье «Мой Пушкин». А вот её впечатление-программа от «Евгения Онегина»: «Многое определил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда, – то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала… И если я потом, когда уходили (всегда – уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей…. Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества» [15, с. 43].

Благодаря тому, что литературные произведения преобразуют окружающую действительность в некий новый авторский мир, личность, обращаясь к искусству слова, обогащает своё видение, получает новое наполнение информационного поля. Эта информация обладает ценностно-ориентированной, эстетической функцией. Кроме того,  литература имеет и психологическое воздействие на читателя в плане помощи выстраивания им  определённого шаблона поведения, образа мышления.

Но надо отметить и ещё одно немаловажное назначение искусства – его способствование переживать моменты, эмоции, которые в реальной жизни могут быть человеку не даны. И тогда искусство становится опытом того, что не случилось, не произошло, но, например, пережито через слово.

Итак, роль искусства в формировании духовной культуры личности велика. Она и импульс  к познанию нового, к творчеству, и способ формирования ценностно-ориентационных критериев, и способ воспитания, общения, и возможность получить эстетическое наслаждение, привить вкус, реализоваться как неповторимая личность, выстроить свой образ мира, возможность пережить непережитое, испытать то, что не случилось  и,  наконец, спастись в переживаемом настоящем.

Музыка – как вид искусства имеет существенную особенность в ярко выраженном эмоциональном характере воздействия. Музыка не учит и тем более не поучает, а предлагает модели эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства, жизнелюбия.

Музыка – предмет и источник духовного общения, совершенствования. Огромна ее роль в передаче народных, национальных ценностей и патриотических традиций. И, наконец, весьма важная особенность этого вида искусства – возможность эмоционально воздействовать на человека в самом раннем возрасте, когда воспринять живопись и книгу он еще не может.

Следует отметить, что ориентировать ребенка на специальное музыкальное образование, без достаточных на то оснований, нет необходимости, так как обществу нужны не только хорошие исполнители, но и хорошие слушатели. Поэтому упор делается на общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие детей путем взаимодействия семьи и школы. “Хорошие родители важнее хороших педагогов”, – говорил Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей. Именно поэтому, привлекая родителей к участию в самых различных мероприятиях, посвященных государственным или народным праздникам, мы стремимся сделать родителей единомышленниками в приобщении ребенка к истории своего государства, народа через искусство.

Развитие личности является одной из основных целей образования и проходит не спонтанно, а в результате педагогического управления. Основой для целеполагающей деятельности учителей должна стать свобода самореализации ребенка, которая связана с потребностями и возможностями школьников.

Под потребностью в свободе самореализации своих сущностных сил понимается - свобода выбора формы жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Значительно больше возможностей самореализации представляет творческая деятельность.

Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое. Человеческий мозг способен комбинировать, творчески перерабатывать прежний опыт человека и создавать из элементов этого прежнего опыта нечто новое, прежде неизвестное.

Таким образом, деятельность человека можно разделить на два вида: воспроизводящую, связанную с опытом и памятью человека, и комбинирующую, связанную не с воспроизведением имеющихся в памяти образов, а с созданием новых образов на основе их комбинации. Именно вторую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией, она и составляет основу творческой деятельности человека.

Ребенок многое узнает через культуру. Центральное место в культуре занимает искусство.

Искусство обладает особыми возможностями эмоционально-образного воздействия на человека, способствует развитию всех сторон личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития общей культуры личности школьника

Театрализованная деятельность в школе - воспитание  основы зрительской культуры учащихся, развитие  навыков театрально-исполнительской деятельности....

« Творчество, как фактор развития личности современного школьника»

Методическая разработка является типовой, определяющей базовое содержание курса Технология для учащихся 5 - 6 классов и предназначена для проведения занятий основного и дополнительного образования....

Развитие исторического самосознания как путь становления личности современного школьника на уроках литературы//Раздумья.-2014.-№8 - С. 94-99

Статья посвящена вопросу развития исторического самосознания становления личности учащихся на уроках литературы. В данной работе автор рекомендует использовать на уроках литературы некоторые эффективн...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...