Конкурсное задание "Урок"
план-конспект урока (5 класс)

Людмила Викторовна Мартынова

Сценарий урока в 5 классе предмет ОДНКНР на конкурс

Тема «Плод добрых трудов славен».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_v_5_klasse_predmet_odnknr_na_konkurs.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока в 5 классе предмет ОДНКНР на конкурс

Тема «Плод добрых трудов славен».

Планируемые результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

1. способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы,

2. способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

3. умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель:

- создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;

- способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом.

Методическое оснащение урока

Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, беседа, работа с текстом

Ресурсы: ПК, мультимедиа, раздаточный материал.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная и индивидуальная

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация  знаний.  Постановка темы и целей урока.

 - Вы слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете? (яблоко, груша, орех).

- А слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.

- А как вы объясните значение слова «добрый», например, добрый человек (дарит добро), добрый поступок? (несет людям добро)

Вам было дано опережающее задание подготовить пословице о добре и труде, давайте послушаем, что вы нашли.

Назовите мне пословицы о труде. (дети называют пословицы о труде)

 Наш урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках  и  восстановим его!

Слайд №1(слайд дан без названия стихотворения и без слова, которые учащиеся должны восстановить).

Учащиеся, работают парами, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное»  слово.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, —

Золотых, стальных, алмазных, —

Нет священней слова: «труд!»

Все, что пьем мы полной чашей,

В прошлом создано трудом:

Все довольство жизни нашей,

Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,

Бег моторов, поездов,

Монопланов лет бесследный,

Все — наследие трудов! ….

Все искусства, знанья, книги —

Воплощенные труды!

В каждом шаге, в каждом миге

Явно видны их следы.

И на место в жизни право

Только тем, чьи дни — в трудах:

Только труженикам — слава,

Только им — венок в веках!

Учитель. Какое слово вы вставили в стихотворение? Прочитайте, пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.

Ответы учащихся.

Учитель. Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А  как вы понимаете, что такое труд? Давайте обратимся к толковому словарю, учитель читает объяснение, вместе с детьми разбирает это понятие.

Учитель. Ребята, давайте вернемся к  нашему стихотворению. Обратите внимание, что в нем,  в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах). Но есть еще одно слово,  но оно  также относится к труду. Это труженики.

Учитель. А кто же такие труженики?  (Слушает ответы учащихся). Давайте снова обратимся к Толковому словарю и найдем смысловое значение этого слова. (Объяснение  значения слова «труженик»)

- Мы говорили о плодах, труде, тружениках.  Тема нашего  урока?  «Плод добрых трудов славен», т.е. мы будем говорить о том, что результатом добрых дел, труда человека может стать слава.

Откройте тетради и запишите тему урока. Обратимся к стихотворению - Ребята, посмотрите,  по мнению поэта только  «труженикам  - слава, только им - венок в веках». Этот вопрос я оставляю открытыми мы вернемся к нему в конце урока и дадим объяснение этому выражению.

Ребята мы с вами изучаем основы духовно-нравственной культуры народов России и знаем, что наша страна не только многонациональная, но многоконфессиональная, то есть народы, живущие в нашей страны исповедуют различную религию. Напомните мне какие религии? Ребята подготовили нам сообщение, на тему какое отношение к труду в разных религиях. (Выступление учащихся). Давайте подведем итоги  об отношении религий к труду.

Учитель. В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие  страны, её культуры.

III. Работа по теме урока.

Ребята сейчас вы будете работать с текстом учебника парно, каждому ряду будет дано свое задание, вы каждый самостоятельно читает текст, а потом отвечаете на вопросы, которые лежат у вас на столе письменно.

IVФизкультминутка
Потрудились отдохнем встанем глубоко вздохнем руки в стороны вперед влево в права поворот, 3 наклона прямо встать руки вниз и вверх поднять руки плавно опустили всем улыбки подарили.

1 ряд. «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.
  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?
  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?
  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?
  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

2 ряд.  «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

1.        В каком году и что обсуждалось на собрании?

2.        Как зовут и  кем был герой текста?

3.        Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

4.        Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может  быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

5.        Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

3ряд.  «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

 со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

1.        Кого называют основоположником космонавтики?

2.        Что впервые предложил использовать  Константин Эдуардович Циолковский?

3.        Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

4.        Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

Выступление представителей каждого ряда. 

Учитель. Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему? (ответы учащихся)

VI. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда», но говоря о выдающихся людях, которые внесли свой вклад в процветании нашей родины и  плодами которых мы пользуемся, мы конечно не можем обойти человека, в честь которого  названа наша школа  имени Ивана Ивановича Охрименко, его действительно можно назвать человек труженик с большой буквы. Давайте послушаем небольшое сообщение об этом человеке. (Выступление учащегося).

Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, давайте ответим на вопрос, который мы ставили в начале урока почему  «труженикам слава, только им венок  в руках»? (Ответы учащихся).

VII. Рефлексия.

В завершении нашего урока  давайте подведем итоги.

1. А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село?

2. Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)

3. Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа ко Дню 23 февраля

Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества...

Конкурсная программа "Дом моей мечты"

Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....

конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"

Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...

конкурсная программа "Птичьи приметы"

Может быть использована как мероприятие в неделю биологии и экологии...

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...