Интеллектуальная игра «Путешествие в страну прав»
материал

Интеллектуальная игра «Путешествие в страну прав»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_puteshestvie_v_stranu_prav.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Путешествие в страну прав»

Цель: формировать основы правового сознания.

Задачи:

-расширять правовые знания воспитанников: дать представления об основных правовых понятиях «проступок», «правонарушение», «преступление» и умение применять их на практике;

-воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека;

- развивать психические процессы: мышление, речь память, воображение, умение работать в группе.

Ведущий. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме:

«ПРОСТУПОК,ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

Что общего между этими понятиями? (Показать карточки)

- Все это нарушение каких либо правил.

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Тогда давайте разберемся.

ситуация - 1

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде .

Как МОЖНО расценить поведение Димы.

 (Проступок, он ничего противозаконного не совершил)

Что он нарушил? (Устав школы)

А у нас в школе есть устав?

Какое наказание предусмотрено за нарушение устава школы ?

СИТУАЦИЯ - 3

Десятиклассники: Саша, Женя, Максим поджидали детей младше себя на первом этаже и отбирали у них деньги, полученные в школе и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, то им не поздоровиться.

Как расцените их поведение?

 (Их действия противозаконны, значит это преступление)

Они совершили вымогательство -пре с т у п л е н и е, предусмотренное ст.16'3 УК Российской Федерации. В уголовном кодексе описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (С 14 лег) Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления ? ( Статья 58 уголовного кодекса: штраф - если есть заработок, лишение права заниматься этой деятельностью, обязательные работы от 40 до 160 часов, исправительные работы - если работает, лишение свободы,

условное наказание с различными ограничениями.)

СИТУАЦИЯ-4

Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку.  По дороге они зашли в магазин и купили бутылку вина. В аллее, около дома культуры, ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение - распитие спиртных напитков в общественных местах, статья 28 части Кодекса об административных правонарушениях:  ответственность наступает с 16 лет.» Какая ответственность? - Постановка на учет в милицию-штраф.

ВЫВОД:

        

ПРОСТУПОК- это нарушение правил поведения;

ПРАВОНАРУШЕНИЕ— это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для  взрослых и детей с 16 лет.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - это нарушение серьезное закона:

грабеж,кража,разбой, , вымогательство,убийство, изнасилование ит. д.

вывод

        

Что такое проступ о к ?

(Это нарушение общепризнанных правил поведения)

Что такое прав о н а р у ш е н и е ?

(Это нарушение закона , за него наступает

административная ответственность)

Что такое преступление?

(Это грубое нарушение закона, предусмотренное Уголовным Кодексом Российской Федерации)

И Г Р А: ВЕРНО-_   НЕВЕРНО.

Команда вытаскивает карточку с ситуацией и пробует дать совет как выйти из ситуации , другая команда оценивает верно или неверно дан ответ.

СИТУАЦИЯ - 1        

Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, и если Лиза и Ира не уйдут, то им придется плохо.

(Это проступок) - дети поднимают желтый кружок.

Как поступить девочкам?)

СИТУАЦИЯ - 2

Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку.  Подростки пригрозили ей, что если она кому -нибудь пожалуется, то они ее найдут и разберутся с ней.

(Это преступление).

Что посоветуете Татьяне?

СИТУАЦИЯ - 3

Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как одноклассница роется в ее сумочке. « Что ты делаешь? Так это ты воруешь? Я всем об этом расскажу!»  - сказала Маша. «Попробуй, я сделаю все, что тебе будет плохо» Оцените ситуацию.

(Это преступление — К Р А Ж А)

Маша должна рассказать взрослым и заявить'в милицию.

СИТУАЦИЯ - 4

Группа ребят вела себя вызывающе: они сквернословили в школе, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками курили, несмотря на запрет в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпивши, приставали к малышам и девочкам.

Как исправить этих детей? Какие меры наказания вы бы к ним применили?

(Это – правонарушение)

СИТУАЦИЯ - 5        ^        

Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу.

(Это – проступок).

Помогите Свете!

СИТУАЦИЯ - 6

Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики. Девочки Света и Оля заметили это, они испугались, что их одноклассники принимают наркотики.

Это- преступление

ситуация - 7

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки .

На уроках грубят учительнице, на переменах нарисовали в тетради одноклассника , не здороваются ни с кем в школе        

Это - проступок

СИТУАЦИЯ - 8

От Димы пахло алкоголем, это заметил его воспитатель и учитель физкультуры , когда Дима, шатаясь шел по коридору школы. Мальчик стал оправдываться , что ему сегодня исполнилось 16 лет, и он имеет право отметить свой День рождения.

Это - правонарушение

СИТУАЦИЯ - 9        

На уроке физкультуры Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в плечо и живот.

Если есть 16 лет, то это преступление (статья 116 уголовного кодекса - совершение Насильственных действий . причинивших физическую боль)

СИТУАЦИЯ - 10

Толя, учащийся средней школы , был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане.

Это – правонарушение

Следующая страница нашего занятия:

 "ШАЛОСТЬ,   ЗЛОНАМЕРЕННЫЙ ПОСТУПОК,

   ВАНДАЛИЗМ."

Послушайте одну истории: .Один из учащихся пригласил одноклассников к себе домой посмотреть новый фильм. Он пошёл на кухню, чтобы принести что-нибудь перекусить .В это время несколько ребят спрятались за дверью, и когда мальчик вошёл с подносом в комнату, они кинулись на него сзади и забросали подушками. Они хотели пошутить и рассмешить мальчика. Но от неожиданности он уронил поднос, посуда разбилась. Чтобы не упасть, он ухватился за стол ,на котором стояла лампа, она упала и разбилась.

-Зачем ребята так поступили?

-Удалась ли им шутка? Почему?(Мальчику достанется от родителей) -Можно ли назвать действия шалостью?

Шалость- это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.

А можно ли назвать шалостью следующие действия?

-Сорвать цветы с клумбы, которые выращивает бабушка?

-Бросить камнем в окно?

Можно ли назвать эти действия злонамеренным поступком? Сформулируйте определение

Злонамеренный поступок -это умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Задание на карточках.

Определить к какому понятию относится данный пример.

Спрятать ручку или тетрадь соседа по парте.

Сорвать расписание уроков в коридоре школы.

Однокласснику сказать, что первого урока не будет.

Ученик воском натер доску, чтобы мел не писал. Контрольная по математике сорвана.

Шалости совершают из желания пошутить, разыграть человека.

А из-за чего совершают злонамеренные поступки?

(Из желания навредить, из зависти, гнева, злорадства.)

Ребята, а можно ли за злонамеренный поступок привлечь человека к административной ответственности?

Рассмотрим ситуацию:.

Ребята вечером гуляли во дворе. У одного из них с собой был балончик  с краской .Он предложил ребятам пойти в школу и "украсить" входные двери. Они подошли и стали на дверях и стенах школы писать нецензурные слова. Сторож, который находился в здании школы, заметил ребят и по телефону вызвал наряд милиции. Ребята были задержаны и доставлены в отделение милиции. -Как можно расценить действия мальчиков?

-Можно ли их привлечь за него к ответственности?

Знакомо ли вам понятие "вандализм"?

-Что оно означает?

Вандализм - это осквернение памятников, зданий, других сооружений, порча имущества на общественном транспорте.

Так вот ребята совершили преступление предусмотренное ст.214 УК РФ "Вандализм" Ответственность за данное преступление наступает с 14-ти лет. Штраф составляет от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, т.е .от 50 до 100 тысяч рублей.

-Что значит порча имущества на общественном транспорте?

За это также предусмотрен штраф.

-Вспомните ,что делают фанаты, когда возвращаются с футбольного матча?Как они себя ведут, если их команда проиграла?

-Для чего они это делают?

(Вымещают гнев, раздражение, агрессию)

В кодексе об административной ответственности есть статьи ,в которых упомянуты некоторые злонамеренные поступки, за которые лица старше 16 лет привлекаются к административной ответственности. Это статья 235 УК РФ "Повреждение детских площадок, скамеек, урн, игровых приспособлений" влечет за собой штраф до 10 м.р. оплаты труда.

Рассмотрим ещё ситуацию.

На школьной дискотеке несколько девочек сказали Виктору, что он нравится Алёне. Одна из них, Света ,попросила Виктора пригласить Алёну на танец. Виктор почувствовал себя неловко, но Света настаивала. Виктор пригласил Алёну на танец, но девочка сказала, что не хочет с ним танцевать. Все рассмеялись, кроме Виктора.

-Какие чувства испытывал Виктор?

-Можно ли назвать поступок удачной шуткой?

Что же это шалость или злонамеренный поступок?

-А может ли невинная шалость обернуться злонамеренным поступком?

Ученики 5-го класса пришли на урок физкультуры. У Максима к кофте был прикреплен брелок"глобус",который подарил ему на день рождения брат. Пока Максим переодевал обувь, один из одноклассников отцепил брелок и кинул другому с криком:"Поиграем в

пас!" Мальчик брелок не поймал, и он разбился.

Можно ли сказать, что шалость обернулась злонамеренным поступком?

-Что же должен знать подросток, чтобы невинная шалость не стала злонамеренным поступком?

Итог.

-прежде думай, а потом делай -учись управлять своими эмоциями

-представь ,как твой поступок подействует на другого, какие чувства он будет испытывать ,поставь себя на его место -делай то ,за что не будешь испытывать чувства вины -помни, что за некоторые поступки тебе придется отвечать перед законом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Путешествие по стране АКИТАММАРГ"

Театрализованная постановка с элементами интеллектуальной игры для 5-6 классов...

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика»

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика» разработано  для учащихся 5-9 классов, изучающих русский язык.  Нацелено на  привитие  интереса учащихс...

Сценарий городской интеллектуальной игры "Путешествие в страну "Эрудит""

Данная игра проводилась между командами пятых классов городских школ....

Интеллектуальная игра "Путешествие в страну ИНФОРМАТИКА"

Путешествуя в страну Информатика ребята в игровой форме познакомятся с понятиями информатика, информация и информационные процессы. Они научатся получать информацию, обрабатывать её, сохранять и перед...

Интеллектуальная игра « Путешествие по англоязычным странам»

Интеллектуальная игра проводится с целью знакомства с культурой, географией, литературой, традициями Великобритании, США. Канады и Австралии. Внеклассное мероприятие состоит из разных страноведческих...