Приемы логопедического массажа при дизартрии.
учебно-методический материал

Лаптева Инна Алексеевна

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_log._massazha_pri_dizartrii.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы логопедического массажа при дизартрии.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах Ольги Владимировны Правдиной (логопед, пособия по логопедии, дефектологии), Ксения Александровна Семеновой ( советский врач-невролог), Елена Михайловна Мастюковой  (невропатолог, детский психоневролог, дефектолог), Мария Борисовна Эйдиновой при работе с детьми ДЦП. Елена Михайловна Мастюкова (логопедический массаж у детей с ДЦП),Елена Филипповна Архипова  (логопедический массаж  при дизартрии).Елена Евгеньевна Шевцова ( массаж при заикании).Елена Викторовна Новикова ( при различных нарушениях подвижности артикуляционного аппарата. Зондовый массаж).Ирина Викторовна Блыскина «Комплексный подход в коррекции речевой патологии» (сегментарно-рефлекторный, воздействие на БАТ).

Логопедический массаж – метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки тела человека. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную  активность, вызывает легкость и бодрость.

Логопедический массаж используется для коррекции различных нарушений: алалии, афазии, заикания, дизартрии. Комплексы массажа способствуют нормализации артикуляционного праксиса, улучшают дикцию, что нормализует просодическую сторону речи.

Приемы массажа выбираются в зависимости от речевых нарушений.

Противопоказания к проведению логопедического массажа:

- острые воспалительные процессы;

-заболевания кожных покровов (инфекционные, грибковые и др;);

-стоматиты и инфекции рта;

-герпес на губах;

-тошнота.

Основные задачи логопедического массажа:

-нормализовать мышечный тонус;

-улучшить качество артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость);

-устранить патологическую симптоматику (гиперкинезы, девиация и др;).

        Сеанс массажа – это процедура, выполняемая один раз в день. Курс массажа – это количество сеансов, проводимых в течение определенного количества дней. Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии. Логопедический массаж можно делать всем детям с расстройством речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет.

Логопедический массаж незаменим при всех видах речевых нарушений.

        В логопедическом массаже используются следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, разминание, растягивание и вибрация.

        Поглаживание производится в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). С поглаживания начинают и поглаживанием заканчивают сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно, плавно.

        Растирание выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении приема растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдавливает ее. Помните, что в нашем случае растирание должно быть легким.

        Разминание выполняется тремя пальцами. Указательный и средний пальцы, сведенные вокруг большого пальца, опираются подушечками на мышцу. Затем надо обеими руками одновременно надавливать на мышцу и поочередно поворачивать спиралевидно кисти: правую – вправо, левую – влево.

        Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая мышцы ткани друг от друга.

        Вибрация заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев.

Универсальная схема классического логопедического массажа лица без учета формы и степени выраженности дефекта

        Массаж лба

  1. Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

  1. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

  1. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий.

  1. Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

Массаж щек

  1. Направление движения: от углов рта к вискам по щечной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

  1. Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа

  1. Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

Массаж носогубной складки

  1. Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

Тип движения: поглаживающий.

Массаж рта

  1. Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

  1.  Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

Массаж подбородка.

  1.  Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

        Каждое движение повторяется 5-8 раз. Длительность массажа 5-15 минут.

Логопедический массаж язычной мускулатуры.

Промежуточным звеном между логопедическим массажем лица и массажем язычной мускулатуры является гимнастика мышц шеи. Она благотворно влияет на мышцы корня языка, расслабляет их. Рекомендуются:

1. Наклоны головы вправо-влево и вперед-назад с наращиванием нагрузки от 1-3 до 10-12 раз.

2. Круговые движения головой – не более 3 раз в каждую сторону.

На начальном этапе эта гимнастика может выполняться пассивно руками логопеда или родителя.

При недостаточной подвижности языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя, зубной щетки, либо просто большим и указательным пальцами, одетыми в напальчники. Большим и указательным пальцами левой руки аккуратно придерживают язык. Пальцы необходимо обернуть бинтом.

Зубная щетка и напальчники для массажа должны быть индивидуальными для каждого ребенка. Щетку  и напальчники необходимо промывать горячей водой с мылом после каждого применения. Надетые на пальцы напальчники нужно протереть медицинским спиртом перед применением. Марлевые салфетки предназначены для одноразового использования.                        

При выполнении логопедического массажа язычной мускулатуры, используются те же приемы, что при логопедическом массаже лица. Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.                                                                                При отклонении языка в какую-либо сторону спастическую часть языка расслабляют поглаживанием, а вялую, наоборот, укрепляют с помощью глубоких разминаний и вибрации. Чтобы определить, в какую сторону отклоняется язык, попросите ребенка широко открыть рот и высунуть язык. Пусть он удерживает язык в спокойном положении некоторое время. Через несколько секунд, а возможно и сразу, вы заметите отклонение языка. Та сторона, в которую он отклоняется, - спастическая, противоположная – вялая.

Массаж рекомендуется выполнять через день. Каждое движение повторяют 4-6 раз. Вибрирующие движения выполняются в течение 5-10 секунд.  

Количество сеансов зависит от степени выраженности дефекта.

Универсальная схема классического логопедического массажа язычной мускулатуры

Массируемые мышцы языка

Направление движения

Тип движения

Продольные мышцы

 От корня или средней части к кончику

Поглаживающие

Вертикальные мышцы

От корня языка к кончику и обратно

Ритмичное надавливание, прокачивание щетиной зубной щетки

Поперечные мышцы

Из стороны в сторону продольно и зигзагообразно

поглаживающие

Активизация мышц

От корня к кончику

Вибрирующие с помощью шпателя или щетины зубной щетки

Подъязычная уздечка

 Снизу вверх до легких болевых ощущений

Потягивание

Логопедический массаж необходимо сочетать с дыхательной и артикуляционной гимнастиками. Комплексы составляются индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ с учетом характера нарушений произношения.

Автором фонопедической методики развития голоса  является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант,  горловое пение и др.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и  эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный логопедический массаж при дизартрии.

Занимаясь нормализацией произношения у детей с дизартрией, необходимо сначала ослабить проявления расстройств иннервации речевого аппарата....

Методика Е.Ф. Архиповой по преодолению дизартрии. Логопедический массаж

Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж....

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...

Логопедический массаж при синдроме дизартрии

Система логопедического воздействия при ТНР имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны реч...

Логопедический массаж- как одна из эффективных здоровье сберегающих технологий в логопедической практике

В последнее время наблюдается рост детей с тяжёлыми расстройствами речи. Как правило у таких детей нарушена нормализация тонуса мышц (языка, губ, лицевых мышц, шеи). Для чистого звукопроизношения нужн...

«Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике»

Использование приёмов логопедического массажа в логопедической практике...

Логопедический массаж при дизартрии

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состоян...